Автор "Харабалинские вести" 20 декабря 2011 г. Детство… С возрастом почему-то все чаще и чаще вспоминаешь о нем: военном и послевоенном, как и у всех детей – трудном. Много в нем темных картин: то вспоминаешь, как дважды тонула, то, как с 6-летним братиком Витей в зимнюю стужу отважилась пройти 12 км со степного хутора Диревей в село, так как родители, не помню уже по какой причине, были в Вольном, то как в степных просторах в жару, оставшись одна в «карточном» домике-гулянке, завернувшись в кошму, тряслась от страха, пока старшая сестра Тая не возвращалась с отарой овец с пастбища, и еще многое другое… В памяти проносятся и радостные события. Это встречи и ласки мамы, сказки и рассказы из «Жития святых» бабушки Екатерины Никитичны и, конечно, праздники, неважно – советские или православные. Особенно ждали Пасху. Бабушка была религиозной, но нам религию не навязывала, а прививала эти чувства собственным примером: не убирала иконы, утром и вечером молилась, а мы тихо сидели и слушали, соблюдала посты - и мы вместе с ней. Пасхальный пост – самый долгий. Ожидая его окончания, так хотелось съесть чего-нибудь повкуснее, но – грех. Мама шила на праздник новое платье, бабушка вязала шерстяные следы – калишки (настоящая обувь пришла позже). В последнюю неделю поста начинали печь куличи, пасхи, потом пироги. Идешь по улице, а из труб дымок пахнет душистым сдобным хлебом. Детям доверяли крашение яиц. Красили лапочками (порез-трава), листьями займищных тюльпанов, луквенной шелухой и обязательно красной краской, которую покупали у так называемых спекулянтов. Как мы старались незаметно слизнуть с кулича сладкую посыпку или «нечаянно» разбить яичко! В последний день перед Пасхой – Сочельник не едят весь день. Но детям было снисхождение. А после 12 ночи начинали поздравлять словами: «Христос Воскресе!», а в ответ: «Воистину Воскресе!». Накрывали стол и разговлялись: резали куличи, ели пироги, пасхальные яйца. Ложась после спать, просила бабушку разбудить меня до восхода солнца, чтобы посмотреть, как оно «играет». Это восхитительное явление мне посчастливилось наблюдать дважды. Днем все выходили на улицу. Пожилые сидели на лавочках, иногда выносили небольшой стол и самовар, вели беседы, пили чай, играли в карты. Многолюдно всегда было на улице Чапаева у дома Агаповой т.Нины (сегодня дом Талановых). Собирались и стар и млад. Тетя Нина приносила тряпичный (обязательно) мяч и начиналось самое главное пасхальное развлечение: катание яиц. На всю улицу раскладывались в ряд пары крашеных яиц, согласно им составлялись пары игроков, и начиналась игра: с определенного расстояния (10 м) игроки бросали (катали) мяч. Если он попадал в цель – выиграл, проиграл - передаешь мяч другому. Тут же играли в лапту, догонялки, ремня и другие игры. Какое было разноцветье нарядов, смеха, радости! Вечером молодежь устраивала танцы под гармошку, а мы (дети) подглядывали да хихикали (наверное, учились взрослой жизни). Конечно же, в школе перед Пасхой проводились беседы, комсомол устраивал воскресники, в субботу – танцы. Партийные и интеллигенция открыто не праздновали, но кто же откажется от вкусного пирога, испеченного пожилой женщиной?! Благо простому народу не мешали и никуда не «стучали». Мы же, школьники, забывали все беседы учителей и праздновали. Не потому что верили в Бога (к сожалению), - нас привлекала игра, дух самого праздника, который исходил от старшего поколения, единство людей. К сожалению, сегодня эта традиция утратилась, настолько упорно в нас насаждали атеизм. Но Веру не убили. 28 ноября в нашем селе Вольное состоялось освящение церковного купола, скоро откроется церковь «Неупиваемая чаша» - это еще один большой долгожданный шаг к Богу. Есть надежда, что и пасхальная традиция игр возродится, а я еще раз побываю в стране под названием «Детство». Л. Еловенко, с.Вольное http://smi.astrobl.ru/
|