Л.А. Кораблина ОБРЯД КРЕСТИН РЕБЕНКА В с. КОЧКОВАТКА ХАРАБАЛИНСКОГО РАЙОНА Решение создать семью и иметь детей – самый ответственный шаг в жизни. Родители несут ответственность за то, какими станут наши дети – добрыми, чуткими или бездушными, здоровыми или больными, насколько уверенно они будут чувствовать себя в современном мире. С давних времен рождение ребенка было самым важным событием в семье. Родителям всегда хотелось видеть детей здоровыми и счастливыми. Поэтому из поколения в поколения стали передаваться различные обряды и традиции. Некоторые из них сохранились и до нашего времени. Раньше смертность среди детей была большая, часто дети умирали в младенчестве. Поэтому родители всячески старались уберечь своих чад. Евдокия Васильевна Попова (1935 г.р.) рассказала о своей многодетной семье. Из девятерых детей в их семье в живых осталось только шестеро. Евдокия Васильевна была в семье самым старшим ребенком. Родители работали в колхозе, и все пятеро сестер и братьев выросли на ее руках. Евдокия Васильевна поделилась со мной своими воспоминаниями и знаниями о той прежней жизни и обрядах. В старину долгими зимними вечерами женщины занимались вязанием носков, чулок. Беременной женщине запрещалось это делать, считалось, что ребенок может запутаться в пуповине и родиться мертвым. Раньше роды принимали повивальные бабки. Во время родов из дома «выгоняли» всех мужчин и детей. Перед тем, как принимать роды, надо было помолиться богу, попросить у него помощи о благополучном разрешении роженицы. После появления на свет ребенка, повитуху обязательно угощали чаем из самовара и дарили клочок материи на платье, или юбку, или подшальник. На пятый день, когда у ребенка отпадала пуповина, свекровь брала пуповину и забивала ее в дверной косяк, так делали для того, чтобы у ребенка не было грыжи. При этом читалась молитва. После всего этого топили баню и купали роженицу. Большое внимание у православных людей уделялось и обряду крещения. С таинства крещения – введения в православную веру – начиналась жизнь новорожденного в каждой русской семье. За многовековую историю христианства на Руси сложились свои обряды и обычаи. Сохранились они и в нашем селе. С точки зрения русского православного человека, крещение – это второе рождение. До крещения ребенок беззащитен перед любой порчей. Его могли, по поверьям, защекотать мыши-оборотни, украсть или подменить черт, а в случае болезни ему не помогали никакие заговоры и молитвы. Если, не дай бог, ребенок умер некрещеным, то быть ему слепым в загробном мире, никогда не соединиться со своими близкими. Хотя и не устанавливали определенной даты крещения, родители не затягивали с этим, а уж если ребенок родился болезненным, то его крестили сразу в день рождения. Ребенку нужно было дать имя, поставив его, тем самым, под защиту определенного святого. Обычно свекровь ходила к батюшке, а тот выбирал имя младенцу по православным святцам. Считалось, что мальчиков следует называть по имени святого, празднуемого после дня рождения, девочек – до или в день рождения. В настоящее время родители стараются дать ребенку имя помоднее, особенно заграничное. Давая такие имена, они обрекают ребенка на неизвестное будущее. Ведь имя человека имеет большое значение в его судьбе. Важным шагом при подготовке к крещению был выбор крестных родителей – кумовьев. Приглашение в крестные расценивалось, как знак доверия и уважения. И тут существовали свои поверья: не брали в кумовья беременную женщину. Считалось, что будут болеть оба ребенка. Нельзя было молодой, незамужней девушке крестить девочку, якобы она при этом «отдает» все свое счастье новорожденной, а сама может остаться в «старых девах». Если кум и кума крестили ребенка, а он умер, то их нельзя брать еще раз. Отец ребенка отправлялся к кумовьям, брал с собой круглый ломоть хлеба и пирог. Ломоть этот отрезался вокруг всей ковриги со словами: «Дай, Бог, чтобы ребенок был также полон, как этот хлеб» Хлеб заворачивали в рушник и дарили кумовьям с просьбой: «принять хлеб, соль и ввести младенца в хрещоную веру». Во время этого приглашения отец не должен был садиться, чтобы ребенок жил долго и не был «сиднем». В день крещения в дом приглашали крестных родителей и повивальную бабку. Бабка мыла ребенка, клала его в святой угол под иконы на вывернутую мехом вверх овчинную шубу, что должно было обеспечить ему счастливую и богатую жизнь. Затем новорожденного заворачивали в отцовскую или материнскую рубашку – смотря по полу новорожденного, а в рукав клали кусок хлеба как оберег. Перед отправлением в церковь стол застилали скатертью, ставили хлеб, соль, все присаживались, но только не у печки, которая считалась «знаком печали». Помолившись, повитуха обращалась к родителям и всем домашним со словами: «Простите и благословите младенца на святое крещение» и отдавала его крестным. Раньше в церковь, на крещение родители не ходили. Мать могла пойти в церковь только на 40–й день после родов. Воду для крещения приносил обычно крестный отец, причем ни в коем случае не на коромысле, чтобы ребенок не был горбатым. Батюшка три раза погружал в воду новорожденного, затем состригал с макушки волосы ребенка, делал шарик из воска и бросал в купель. Если шарик с волосами плавал, значит, жизнь его будет долгой, а если тонул, то считалось, что не жилец он на белом свете. Возвращались домой крестные со словами: «Вы нам вручили сие дитя молитвенное, примите же окрещенное». Затем сообщали имя и вновь клали в святой угол на шубу. Туда же клали несколько монет - к будущему богатству. Крестильную рубашку берегли для других детей, чтобы жили в любви и согласии. Потом устраивали обед - крестины. Готовили крестильную кашу, ее обычно приносила бабка-повитуха. Она зажигала свечу перед иконами, ставила кашу, и все хором пели молитву «Радуйся, благодатная, Богородице Дево». Вслед за тем бабка потчевала кашей, приговаривая: «Дай Бог, чтобы новорожденный был ко всем шерстям счастлив!». Потихоньку веселье кончалось, а маленький христианин под защитой своего ангела начинал полноправную жизнь нового члена семьи, общины и всего православного мира.
|