Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела  
Харабалинский район [13]
Природа родных мест [6]
История Харабалинского района [2]
К истокам духовности. [11]
Великая Отечественная... [29]
Они служили в Афгане, Чечне... [7]
Харабали [7]
Села Харабалинского района [7]
Селитренное [13]
с. Сасыколи [21]
c. Кочковатка [22]
Чапчачи [6]
О людях Харабалинского района [38]
Сазаний Угол [2]
Речное [11]
Народные традиции,праздники [0]


Форма входа


 Наш опрос
     
Оцените мой сайт
Всего ответов: 815
  

С 7.02.2013 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2012 » Март » 20 » Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса
06:18
Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса

Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса

Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса. Санкт-Петербург, типография Карла Крайа, 1852. 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Во-время разъѣздовъ моихъ, въ 1859 году, по Оренбургскому краю, мнѣ случилось познакомиться съ Калмыками и въ Землѣ Оренбурнского-Казачьяго-Войска, и между Уральцами. Въ 1851 году мнѣ довелось выжить въ Астрахани четыре съ половиною мѣсяца. Въ-продолженiе этого времени, я сблизился съ астраханскими Калмыками и, между-прочимъ, совершилъ поѣздку къ нимъ въ самое кочевье, на рѣчку Ашулукъ, въ главную лѣтнюю ставку Хошаутовского-улуса, гдѣ и выжилъ около трехъ недѣль.

Случай устроилъ дѣло такъ, что я попалъ въ степь въ самое обильное степными происшествиями время. Наставало религiозное торжество, готовилось народное празднество; они при мнѣ и совершились, такъ-что я былъ свидѣтелемъ и кочевки, и жертвоприношенiй, и торжественного богослуженiя и борьбы и пришествъ.

Въ то же самое время произошло нѣсколько случаевъ, важныхъ для меня, какъ для наблюдателя, потому-что они дали мнѣ возможность еще ближе пригшлядѣться къ домашнему быту Калмыковъ. Въ мое пребыванiе были торжественныя поминки по прежнемъ владѣлѣ, праздновалось нѣсколько свадебъ и было нѣсколько вечеринокъ у простыхъ Калмыковъ. Все это должно было имѣть слѣдствiемъ то, что въ три недѣли пребыванiя моего въ улусѣ я успѣлъ ознакомиться съ народомъ въ той степени, чтобъ рѣшиться написать о немъ предлагаемую книгу.


—2—

У насъ о волжскихъ Калмыкахъ написано много, начиная съ великолѣпного, классическаго труда Палласа, до свѣдѣний, сообщенныхъ публикѣ г. Нефедьевымъ, весьма близко и обстоятельно изучившимъ Калмыковъ достодолжнымъ порядкомъ. Позже него, въ одномъ изъ повременныхъ нашихъ ихданiй, появился о Калмыкахъ рядъ статей барона Бюллера; но въ нихъ многое, касающееся нравовъ и обычаевъ народа, передано несовсѣмъ такъ, какъ оно на-смомъ дѣлѣ бываетъ.

Вообще говоря, та точка воззрѣнiя на предметъ, которую я себѣ составилъ о Калмыкахъ, рознится во многомъ отъ точки воззрѣнiя на нихъ предшествовавшихъ мнѣ писателей ; и розницу эту ямогу себѣ объяснить только тѣмъ, что постоянно проводя время съ Калмыками и стараясь во всемъ поддѣлываться под ихъ обыкновенiя и привычки, съ цѣлiю, какъ можно ближе, освоиться съ ихъ нравами и обычаями, я, можетъ\быть, до такой степени увлекся привязанностiю къ своему предмету, что сталъ менѣе другихъ строгъ къ недостаткамъ, которые вмѣняются Калмыкамъ въ вину, и занимался мелочами, необратившими на себя вниманiе другихъ.

Какъ бы то ни было, но запасъ матерiяловъ, которые мнѣ удалось прiобрѣсть о Калмыкахъ, столько, какъ мнѣ казалось, былъ полонъ интереса, что я не могъ не посвятиь ему и времени, и трудавъ.

Весьма естественно, что всего мною описываемого не могъ я видѣть собственными глазами : за матерiялами для восполненiя моихъ личныхъ замѣтокъ я заблагоразсудилъ обращаться не къ печатнымъ источникамъ, а къ показанiямъ самихъ Калмыковъ, тѣхъ изъ своихъ знакомыхъ, на прямодушiе и на опытность которыхъ могъ я положиться съ увѣренностiю. Но для того, чтобы читатель, въ случаѣ надобности, могъ видѣть всю разницу между свѣдѣнiями, мною передаваемыми, и свѣдѣнiями, за семдесятъ-пять лѣтъ переданными въ единственномъ самостоятельномъ и капитальномъ трудѣ Палласа, я, въ приличныхъ мѣстахъ, дѣлаю указанiя на тѣ страницы его творенiя, гдѣ трактуется о тѣхъ же предметахъ, о которыхъ и я говорю.

Лица, почтившiя меня продолжительными бесѣдами и особенно-мнго  одолжившiя меня отвѣтами на мои впросы, суть :
Хошоутовскiй нойноъ и владѣлец, князь Церенджабъ Тюменевъ ;

http//photoload.ru/data/6b/2e/61/6b2e61517f5965478204d7ee862b4f86.jpg





—3—

Хошоутовскiй нойноъ, князь Церенъ-Норбо Тюменевъ ; Цебекъ Тачеевъ, аймачный зайсагъ рода Уранхусъ ; Зунгуру-Арши, родомъ Икихощутъ, гелюнгъ и астрологъ ; Цюрюмъ-Арши, родомъ Еркетеневецъ, гелюнгъ и врачъ ; Чембиль-Затонъ, хахачинова рода, ремесленникъ ; Кюке Керечеевъ, хазлаева отдѣленiя, скотоводъ, и Буханъ Пюскеевъ, керетова рода, рыболовъ.

Изъ помогавшихъ мнѣ совѣтами мѣстныхъ чиновниковъ, полнѣ знакмыхъ съ обычаями Калмыковъ, я могу поименовать только И.Г. Черкасова, выжившаго нѣсколько лѣтъ въ калмыцкихъ улусахъ. Наблюденiя свои производилъ и устныя свѣдѣнiя собиралъ я по преимуществу объ однихъ Хошоутахъ. Хотя то, что касается одного улуса, можетъ иногда отчасти, а иногда и въ одинаковой степени, касаться и до всѣхъ улусовъ, однакожъ я, не имѣя близкаго знакомства ни съ Дербетами; ни съ Торгоутами, не могу не присовокупить, что въ книге своей я имѣю въ виду исключительно однихъ дальнихъ Хошоутовъ, не на Волгѣ сидящихъ, а кочующихъ вдали отъ ея береговъ и занимающихся скотоводствомъ.

Взято - Отсюда

Хошеутовский хурул.

Фото ОТСЮДА


Описание окружающей местности

Описание окружающей местности
«Я видел, как коня степного
На Сену нить водил калмык,
И в Тюльери у часового
Сиял, как дома, русский штык!»

Ф. Глинка




В буддизме есть традиция воздвигать памятники не только в честь трагических событий, но и радостных, созидательных. 
Калмыцкий храм-памятник Хошеутовского хурул был воздвигнут в 1814-1818 годах в честь победы русских войск над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. 

Храм был воздвигнут вблизи Тюменевки - ставки калмыцкого князя, полковника, героя войны 1812 г Серебджаба Тюменя на месте старого деревянного культового сооружения, куда на хранение было сдано пробитое французскими пулями походное знамя Второго калмыцкого полка. 
После победы над Наполеоном князь был приглашен Александром I в Санкт-Петербург для вручения наград - золотого оружия и ордена Святого Георгия за сражение под Лейпцигом и там был поражен величием Казанского собора - одним из центральных мест проведения торжеств, ставшим памятником русской воинской славы. Здесь хранились знамена неприятеля, ключи от французских городов. Его прекрасные дугообразные колоннады напомнили ему родовой знак князей Тюменей - натянутый лук. Атмосфера всеобщего ликования, царившая в Петербурге в те дни, а также гордость за калмыцкий народ, ощущение его причастности к великой победе породили у Батур-Убуши мысль о создании подобного монументального строения в родных степях. Вернувшись в ставку, Серебджаб Тюмень решил возвести в своем улусе своеобразный калмыцкий храм-памятник. 

Автором проекта явился его двоюродный брат нойон Батыр Убуши Тюмень - известный исследователь истории калмыков и просветитель. В основу проекта легла композиционная схема Казанского собора, столь полюбившаяся ему. Но это не было слепым заимствованием. Батур-Убуши внес в архитектуру храма заметный восточный колорит. Это удалось ему во многом благодаря сотрудничеству с буддийским монахом Гаван Джимбе, который незадолго до того совершил паломничество в Тибет и Монголию. 
Монастырский ансамбль Хошеутовского хурула состоял из главного каменного храма (сюмэ), двух часовен (цаца), выполненных в русском и монголо-тибетском стиле, а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах. 
Так, идея создания храма, глубоко интернациональная по своей сути, отражающая союз калмыцкого и русского народов, нашла органичное воплощение в облике храма - храма единства калмыцкого и русского народов, симбиоз православно-храмовой и буддийской архитектур.. 

Будучи человеком военным, Батур-Убуши нe располагал достаточными средствами для столь крупного строительства. Поэтому по возвращении из Петербурга он рассказал о своем замысле брату Серебджабу, который поддержал его и согласился принять на себя часть расходов, а остальные средства были получены от добровольных пожертвований калмыцкого народа. 

Так, в начале прошлого века на левом берегу Волги, на месте, связанном со многими событиями в истории взаимоотношений калмыцкого и русского народов, был воздвигнут памятник их дружбы и боевого братства – Хошеутовский хурул.






ВРЕМЕНА МИНУВШИЕ И НАСТОЯЩИЕ

Большие дела притягивают сильных, закаленных в жизненной битве людей. Такой удивительный человек - жительница села Речное Валентина Константиновна Тихонова. Главным делом для нее стала забота о Хошеутовском хуруле, полуразрушенной буддийской святыне калмыцкого народа. Древние мастера знали свое дело, строили основательно, так что за эти годы хурул не смогли разрушить, несмотря на неоднократные попытки, ни при Советской власти, ни при трагическом моменте в истории калмыцкого народа - выселении калмыков в Сибирь, когда на их землю вернули других скитальцев, русских христиан-старообрядцев, гонимых и преследуемых ранее "своим” тираном.

Валентина Константиновна рассказывает: 
«В 60-е годы потребовались теплицы для колхоза, и какой-то «светлой» голове пришла мысль использовать для этого кирпич хурула. Сначала стены разбили. Затем трактором пытались глыбы в стороны растащить. Старались от стены куски откалывать. Но так и не смогли на кирпичи разобрать. Похоже, что нельзя их на мирские нужды использовать. Хотя чего только в этом здании за эти годы не было: и школа, и клуб, и склад зерновой. 
В начале 90-х нашлись умельцы, стали потихоньку подворовывать. Вот тут уж я не выдержала, написала письмо начальнику УВД. Надо сказать, меры принял - двери сделали, замок повесили».

Не раз угрожали, пытались «убедить»: «не свое же, так чего воюешь?» Но Валентина Константиновна уже много лет ревностно охраняет хурул. Добрая и радушная хозяюшка, она встречает всех, кого влечет и притягивает хурул. Похоже, что, потеряв свое былое величие, он до сих пор не потерял своей значимости: сюда приезжает со всех концов страны и даже из зарубежья самый разнообразный народ. Валентина Константиновна встречает гостей и рассказывает об истории хурула, о тех удивительных встречах, которые подарила ей судьба как хранительнице буддийской святыни: «Кто только здесь не был. Рассказывают, Александр Дюма посещал эти места, В.И. Ленин приезжал с молодой женой навестить землю предков. Приезжала принцесса Китая - прямой потомок князей Тюменей, вот ее шарф прозрачный, белый - оставила в храме. Одно слово по-русски твердила «с-пасибо», плакала, гладила меня по плечу. Потом приезжала делегация из Индии. Доски разобрали, все коврами застелили. Молебен отслужили. Не один калмык не проедет мимо. Обязательно остановит машину, попросит открыть храм. Молодые своих невест сюда привозят, как на поклон к Вечному огню. Из Калмыкии каждый год приезжают священнослужители на автобусах, привозят своих стариков помолиться перед дальней дорогой».

Построенный почти два века назад хурул как символ братства двух народов храм и сейчас несет свою миссию единства. Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, недавно посетивший хурул, сказал: «Хошеутовский хурул - это наши корни, которые нельзя забывать. Ведь хурул - не только историческая ценность, но и то, что навсегда связывает нас с Россией». После приезда Илюмжинова в газете «Известия Калмыкии» от 1 ноября 2000 г. появилось: «За личный вклад в сохранение культурно-исторического памятника - Хошеутовского хурула правительство республики Калмыкии награждает правительственной Почетной грамотой гражданку Российской Федерации Тихонову Валентину Константиновну».

После своего открытия в 1818 году и вплоть до 1917 года Хошеутовский хурул являлся одним из основных храмов буддистской общины Астраханского региона. Однако после революции он был закрыт, и на протяжении всего ХХ века по назначению не использовался и не реставрировался. 
В августе 2004 года был создан попечительский совет по восстановлению хурула, войти в который, в частности, пожелала депутат Государственной Думы РФ Александра Буратаева. А председатель религиозной организации «Община буддистов села Заволжское» Лузанг лама заявил о намерении отыскать и включить в состав попечительского совета прямых потомков калмыцкого хана Убуша - в том числе калмыцкую принцессу, побывавшую здесь несколько лет назад. 
Окончание ремонтных и реставрационных работ было намечено на 2009 год - год 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российской империи. 
Но, к сожалению, пока … воз и ныне там :(


Описание составлено по материалам сайтов:

http://nsm.rbcmail.ru/
http://www.volga-astrakhan.ru/
http://tyumenevs.narod.ru/


Взято  ОТСЮДА

Хошеутовский хурул - символ дружбы русского и калмыцкого народов, памятник победе в Отечественной войне 1812 г.

Категория: Речное | Просмотров: 1576 | Добавил: Дмитриева | Теги: Харабалинский район, хошеутовский хурул, калмыцкий хурул | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2024