Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Харабалинский район [13]
Природа родных мест [6]
История Харабалинского района [2]
К истокам духовности. [11]
Великая Отечественная... [29]
Они служили в Афгане, Чечне... [7]
Харабали [7]
Села Харабалинского района [7]
Селитренное [13]
с. Сасыколи [21]
c. Кочковатка [22]
Чапчачи [6]
О людях Харабалинского района [38]
Сазаний Угол [2]
Речное [11]
Народные традиции,праздники [0]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 772
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2012 » Март » 20 » Заброшенный хурул хана Тюменя
21:25
Заброшенный хурул хана Тюменя


Путешествуя по России, в-общем-то, заброшенностям не удивляешься. Сколько их стоит вдоль дорог: и интересных, достойных посещения, и обычных руин бывших коровников и амбаров. Наверное, я побывал в десятках, если не сотнях заброшенных мест - все не посчитать. Но в заброшенном буддистском храме раньше бывать не приходилось. До недавнего времени.



Небольшое рыбацкое село Речное, что находится в Харабалинском районе Астраханской области - совершенно ничем не примечательно. Самая обычная деревня, на первой взгляд. Необычной ее делает удивительный двухсотлетний заброшенный храм. Но храм не православный, а буддистский. Как он здесь появился?

Отечественная война. На борьбу с Наполеоном агрессией поднялись все народы России. В составе ее армии и народного ополчения вместе с русскими сражались бок о бок украинцы, белорусы, латыши, литовцы, эстонцы, татары, башкиры, калмыки и другие народы. В апреле 1811 года Правительство России издало указ, в котором командующему Кавказской линией генерал-лейтенанту Николаю Ртищеву повелевалось «составить два калмыцких пятисотенных полка из людей, обитающих в Астраханской и других областях". О том, как калмыки принимали участие в военных действиях, вы можете прочест, если интересно.  

После победы над Наполеоном калмыцкий князь Тюмень был приглашен Александром I в Санкт-Петербург для вручения наград, и там был поражен величием Казанского собора - одним из центральных мест проведения торжеств, ставшим памятником русской воинской славы. Здесь хранились знамена неприятеля, ключи от французских городов. Его прекрасные дугообразные колоннады напомнили ему родовой знак князей Тюменей – натянутый лук. 

Атмосфера всеобщего ликования, царившая в Петербурге в те дни, а также гордость за калмыцкий народ, ощущение его причастности к великой победе породили у него мысль о создании подобного монументального строения в родных степях. 

1. Вернувшись домой, Серебджаб Тюмень решил возвести в своем улусе своеобразный калмыцкий храм-памятник. 


2. Монастырский ансамбль Хошеутовского хурула состоял из главного каменного храма (сюмэ), двух часовен (цаца), выполненных в русском и монголо-тибетском стиле, а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах. Так, идея создания храма, глубоко интернациональная по своей сути, отражающая союз калмыцкого и русского народов, нашла органичное воплощение в облике Хошеутовского Хурула – храма единства калмыцкого и русского народов, симбиоз православно-храмовой и буддийской архитектур.


3. Шло время. Хурул был чуть ли не главным храмом всех астраханских калмыков.А в 1858 году здесь побывал Александр Дюма (да-да, тот самый!). Проплывая по Волге на пароходе, он обратил внимание на необычное строение и напросился к правившему тогда Тюменскому князю в гости. Приезжала в Хошеутовский хурул принцесса из Китая – прямой потомок князей Тюменей. Также приезжала делегация из Индии. 


4. Когда пришла советская власть, ей было все равно: церковь ли, мечеть - все одно. Вот и хошеутовский хурул постигла участь своих религиозных "конкурентов" - в тридцатые годы прошлого века Хошеутовский хурул приспособили под клуб, в пятидесятые - под зерносклад.


5. В шестидесятые понадобился кирпич на колхозный коровник - с этой целью разобрали малые башни и галереи, что нанесло культурному комплексу огромный ущерб. 


6. Потом святыню забросили, и она долго стояла без замков, без запоров. Сюда заходили все кому не лень. Воры разбирали крышу, сделанную из меди.


7. В августе 2004 года был создан попечительский совет по восстановлению Хошеутовского хурула. В интернете можно увидеть множество статей 2006-2007 годов, в которых обещают окончание ремонтных и реставрационных работ к 2009 году – году 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российской империи. (с)


8. Если бы я побывал в Речном хотя бы даже в 2008-м году и увидел такую картину, я бы вполне поверил, что храм и в самом деле восстановят. Но теперь, читая эту статью двухлетней давности из 2010 года, можно видеть: ничего так и не сделано. Разве что частично покрасили.


9. А как все было красиво и здорово. 5 марта 2009 года сюда приезжала большая делегация из Калмыкии, под предводительством главы республики Кирсаном Илюмжиновым. Тот заверил, что "В честь 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства будет отреставрирована одна из святынь калмыцкого народа – Хошеутовский хурул".


10. Когда мы приехали к хурулу, там никого не было, а дверь закрыта на амбарный замок. Часть нашей команды отправилась на поиски "человека с ключом". В итоге - нашли, храм нам открыли.


11. К сожалению - внутри ни малейшего намека на реставрацию. Даже пол местами проваливается буквально под тобой. Это грустно, очень грустно. Именно тем, что начали и бросили. 


12. Посетив хурул в Речном, мы не то, чтобы сильно впечатлились - мы просто не представляли, как он выглядел раньше. "Ну храм и храм, наверное как у нас". Потом на нашем пути встретились два действующих хурула, и теперь я могу сказать - когда-то там было очень красиво и очень необычно. В буддистсих храмах куда больше разнообразия, чем в православных церквях, например.


13. 


Заброшенности - они очень привлекательны, интересны для фотографий и все такое. Что было бы здесь или там, если бы то или иное здание не пришло бы в запустение? Было бы от этого хорошо или нет - тоже вопрос. Возможно, все бы такие места скупили в девяностые, обнесли забором, и мы просто никогда не увидели бы даже той красоты, остатки которой сейчас доступны любому желающему. В любом случае - это карма.


Источникhttp://macos.livejournal.com/480098.html
Категория: Речное | Просмотров: 420 | Добавил: Дмитриева | Теги: Харабалинский район, буддийский храм, тюмень, хошеутовский хурул, калмыцкий хурул | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017