Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Харабалинский район [13]
Природа родных мест [6]
История Харабалинского района [2]
К истокам духовности. [11]
Великая Отечественная... [29]
Они служили в Афгане, Чечне... [7]
Харабали [7]
Села Харабалинского района [7]
Селитренное [13]
с. Сасыколи [21]
c. Кочковатка [22]
Чапчачи [6]
О людях Харабалинского района [38]
Сазаний Угол [2]
Речное [11]
Народные традиции,праздники [0]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 772
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2013 » Февраль » 5 » Забытые храмы Руси
17:32
Забытые храмы Руси

Историю государства Российского можно изучать по разному: через царские династии и череду современных правителей, политику, войны, смену общественных настроений, экономику и многое другое. Но таким образом, очень трудно отследить судьбу малых уголков огромной страны. Поскольку Православие на протяжение многих веков является основной религией народов, населяющих Россию, то очень важные и совершенно уникальные сведения можно получить, занимаясь изучением истории церковной.

Центром старинного села всегда была церковь. Храм был своеобразным очагом культуры, просвещения, экономики, вокруг которого и вращалась вся сельская жизнь. В годы советской власти эта традиция насильственным образом была изъята из сознания людей. Русская Церковь разделила судьбу народа, и ее не миновала горькая чаша репрессий.

Массовое закрытие церквей началось с начала 30-х годов. Обез-главленные, они использовались под производственные цеха, склады, квартиры и клубы. По всей стране с колоколен снимались колокола. Многие храмы уничтожались, разрушались православные святыни русского народа.

Сейчас идет постепенное возвращение к своим истокам, в том числе – через восстановление храмов. Возрождаются они и на харабалинской земле. Многие люди приложили свои усилия для их строительства и реставрации, но большая часть из них уже безнадежно утеряна.

Сегодня в Харабалях действует храм «Вознесения Господня». Он восстановлен на месте прежнего, до основания разрушенного в 30-е годы прошлого столетия 6-ти престольного храма во имя Святой Троицы. Это было двухэтажное здание: на первом этаже проходили богослужения в холодное время года, на втором они начинали проводиться с Пасхи и продолжались в течение всего теплого времени. По воспоминаниям, сохранившимся фотодокументам и рисункам можно сказать, что эта церковь была очень красивой. Интересно, что до нее в Харабалях действовала другая – деревянная церковь – во имя Архистратига Михаила, сгоревшая во время сильного пожара (от которого тогда сильно пострадало все село).

В с.Кочковатка в настоящее время проводятся службы в церкви, освященной в 1877 году в честь иконы «Казанской Божией Матери». Ее здание (и еще два – в с.Сасыколи и в с.Михайловка), можно сказать, чудесным образом сохранилось до наших времен.

Интересна судьба храма с.Селитренное. В селе, где изначально добывалась и перерабатывалась селитра, у заводских рабочих была и своя церковь (название утеряно). Впоследствии она была разобрана и передана в станицу Копановскую, а на ее месте была возведена новая – привезенная из Астрахани 3-х престольная деревянная церковь, освященная в 1835 году во имя «первомученника архидьякона Стефана». Эта церковь также для нас безвозвратно утеряна. Сегодня службы проходят в сохранившемся помещении бывшего церковного комплекса, приспособленном под церковь «Покрова Божией Матери», которая начала действовать в селе с 1995 года. Насущной необходимостью для ее прихожан остается возведение главных символов православного храма – купола и колокольни.
Можно сказать, недавно – в 2008 году – в с.Тамбовка была построена и освящена церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Старая – деревянная – церковь, освященная в 1848 году во имя Богоявления Господня, в 1937 году была разобрана. Строительный материал, оставшийся от ее слома, был перевезен в Харабали (его использовали под строительство одного из детских садов и здания ЗАГСа).

Сегодня восстанавливается еще один – частично сохранившийся храм в с.Сасыколи «Покрова Божией Матери», о котором мы уже рассказывали со страниц нашей газеты. Много лет в нем располагался сельский Дом культуры. Сельским очагом светской культуры было суждено стать (коим он остается и по нынешнее время) и храму с.Михайловка (название церкви также ушло из памяти сельчан).

Православный храм возвышался и в центре с.Хошеутово. В 1874 году он был освящен в честь Архангела Михаила. Эта утерянная в 1987 году при пожаре церковь, была в свое время отнесена к архитектурным памятникам деревянного зодчества. Сегодня мы ее можем увидеть только на фотографии, а на ее месте планируется установить Поклонный Крест.

Наконец пришло время обрести свой храм и жителям с.Вольное, точнее сказать – вернуть храм в село, а вместе с ним – и православную жизнь. Ведь каждый сельчанин знает о том, что церковь здесь тоже была. Об этом говорят и исторические источники: основанное в 1848 г. государственными крестьянами – выходцами из Украины, по вере православными христианами, село не могло долго оставаться без собственного прихода. В 1872 г. Астраханской епархией по благословению епископа Феогноста была выдана «Сборная книга» на имя Афанасия Степанцева и Трофима Рублева для сбора денег на постройку храма. Нет сохраненных данных, где до этого и как справлялись службы, но понятно, что для сельчан строительство своего сельского храма стало насущным вопросом. Поэтому и обратились они за официальным разрешением в епархию. Почему книга была выдана на имена этих двух людей – тоже останется для нас загадкой. Сегодня в селе даже этих фамилий не осталось. Можно лишь предположить, что это были крепкие хозяйственники и, скорее всего, главные меценаты строительства будущего храма. Известно также, что много труда в создание храма вложил его староста – Косьма Дейнекин. С уверенностью можно сказать о том, что и другие жители села не остались в стороне от богоугодного дела.

Восемь лет – с момента получения разрешения на сбор денег до окончания строительства потребовалось воленцам, чтобы в селе появилась церковь, которая была открыта и освящена 26 ноября 1880 года. Храм освятили в честь иконы Казанской Божией Матери. На освящении присутствовали священники из ближайших сел: из Харабалей – П.Робустов, из Селитренного – Яков Фаворский, из Хошеутово – Иван Близнюков, а также земский начальник – Нечаев и местный священник Иван Афанасьевич Тимофеев.

К сожалению, сегодня нет ни одного документа, который дал бы нам хотя бы приблизительное представление о форме и размерах храма, единственное, что точно известно – церковь была рубленая. Размеры прихода, по данным 1906 г., «составляли более 900 душ мужского пола».

По воспоминаниям старожилов, здание церкви было большим и просторным, здесь было очень много икон (из источника: 73 иконы стоимостью 4 тысячи рублей). При церкви был певческий хор. В памяти сельчан сохранилось имя одной из его участниц – Ксении Степановны Нагорновой, также как и имена Павла Силантьевича Гноевого (работал при церкви), Екатерины Гавриловны Стульневой (она пекла просвиры, была глубоко верующей женщиной). Также из воспоминаний известно, что рядом с церковью находились дом батюшки, церковно-приходская школа и другие помещения. Двор был большим, есть версия, что здесь был похоронен один из священников прихода. Об этом на протяжении многих лет напоминала врытая в землю рельса, якобы обозначавшая место его захоронения.

Храм был душой и совестью села, вплоть до прихода к власти большевиков. Сначала он был закрыт, а потом, приблизительно в 1935-1936 годы, полностью разрушен и утерян навсегда. О том, как это происходило, вспоминает Анастасия Дмитриевна Новохатская: «По селу ходили комсомольцы и собирали подписи на слом церкви» (что и было впоследствии сделано).

В конце лета этого года в Вольном начались работы по строительству нового храма. Открытие православного прихода в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» благословил архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона. Организатором и руководителем всех работ стал предприниматель Владимир Степанович Скляров со своей супругой Натальей Анатольевной. Сельчане также не остаются в стороне от богоугодного дела. На сегодняшний день здание церкви полностью готово. В Волгодонске заказаны купол с крестом, в ХПП «Софрино» – церковная утварь, уже изготовлены аналои. В ближайших планах – строительство звонницы (в притворе храма). По словам настоятеля церкви «Вознесения Господня» о.Алексея, несмотря на то, что работы по обустройству будут продолжаться и в дальнейшем, богослужения в храме «Неупиваемая чаша» по возможности начнутся уже в этом году.

До окончания всех работ пока что далеко. Главное – были бы средства, а их, как всегда в наше «дорогое» время, не хватает. Поэтому хочется обратиться ко всем людям, в том числе – к предпринимателям, с просьбой внести свою лепту в дело возрождения храма. На данный момент необходимы средства для купола, на приобретение церковных утвари и убранства, храмовых икон. Даже если каждый из нас (без оглядки на соседа) привнесет свою малую долю – уже будет результат. Кто пожелает сделать пожертвование, могут обратиться непосредственно к Скляровым Владимиру и Наталье или в приход церкви «Вознесения Господня» г.Харабали к о.Алексею.

P.S. Хочется сказать спасибо всем, кто помог с поиском материала для написания этой статьи. Особенную благодарность выражаю Александру Матвеевичу Рудневу и жительнице с.Вольное Любови Семеновне Еловенко.

Автор: Е. Толстова

1 Ноябрь 2011  http://www.harabali.ru/news/1720.html

Категория: К истокам духовности. | Просмотров: 479 | Добавил: Дмитриева | Теги: храмы, харабалинские церкви | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017