Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела  
На литературной волне [6]
Астраханские писатели и поэты [1]
Марков А. С. [0]
Легенды и сказки Астраханского края [26]
Сказки и легенды Е. Вечкитовой [11]


Форма входа


 Наш опрос
     
Оцените мой сайт
Всего ответов: 815
  

С 7.02.2013 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Литературная мозаика » Легенды и сказки Астраханского края

Легенда о горе Богдо.
18.03.2012, 21:37


Насколько интересны игры природы - над берегами озера Баскунчак возвышается гора Большое Богдо - самая высокая точка этой же низменности (150м)

Гору Большое Богдо в прежние кочевые времена калмыки называли Богдо – опе, что значит – святая гора. Когда-то у ее вершины находилось калмыцкая молельня. Калмыки верили, что на восточном скалистом, скалистом склоне святой горы живет дух погибшего великана – Цаган Эбугая. Который прогоняет не посвященных страшными звуками. На горе Богдо растут редкие растения и такие, каких в нашей области нигде больше нет. Здесь можно встретить одичавшие, но плодоносящие деревья – вишни, груши, злаковые, бобовые, гвоздичные растения, что редкость для флоры области.

Еще одна особенность горы состоит в том, что фундамент, ядро горы является монолит каменной соли. Однако, имея удивительный вес, меньше веса покрывающих его пород и обладая, подобно льду в леднике, текучестью, соль медленно, но неуклонно поднималась вверх. Таким образом, Богдо – растущая гора. Богдо можно назвать, настоящим геологическим музеем под открытым небом, памятником древних эпох земли...


Легенда о происхождании горы Богдо

В Прикаспийской степи жили когда-то два богатыря: отец и сын. Своего хозяйства у них не было, поэтому пасли они отары чужих овец. В ту пору в степи не было ни бугра, ни холмика. Когда весной поднималась высокая трава, за ней не видно было животных и скрывавшихся в степи хищников. Однажды отец с сыном отправились на Урал. При возвращении домой они уговорились захватить с собой с Уральских гор по глыбе уральского камня. Отец взял большую, а сын поменьше. Дорога дальняя. Путь трудный. Младший богатырь стал изнемогать. Он снял с себя ношу, прилег отдохнуть, но тут же и умер. Похоронив сына, отец отправился дальше. Ему хотелось донести глыбу до родной кибитки. Проходя берегом соленого озера, он вздумал взять в рот щепотку соли. Но как только нагнулся за солью, гора всей своей тяжестью навалилась на него. Богатырь упал, а земля вокруг окрасилась в багряный цвет, отчего и поныне она красная.


На этом месте над ровной степью осталась стоять одинокая глыба , которую жители степи назвали горой Богдо. 

Большое Богдо имело другое калмыцкое название – «Арслан-Ола» т.е. «Лев-гора» (калм. «Арслан» – «лев»), за внешнее сходство горы с лежащим львом.

Богдо у монголов и калмыков означает нечто возвышенное и величественное, так же, как в этом смысле китайский обладатель называется Богдо-хан, "высочайший хан". Гора Богдо священна для калмыков, которые верят, что она освящена Далай-Ламой и приходят ей поклоняться. По одному преданию гора Богдо образовалась из священного камня, который принесли калмыки-пилигримы с далеких гор Тянь-Шаня. Другое предание, записанное академиком Гмелиным, гласит, что гора Богдо стояла прежде на берегах реки Урала, но двое святых калмыков задумали перенести ее на берега Волги. После долгих постов и молитв, калмыки взвалили ее себе на плечи и понесли по нескончаемым знойным степям, но один из них упал под тяжестью ноши в ту минуту, когда в его голове мелькнула греховная мысль. Гора придавила его и оросилась кровью, отчего одна её сторона красна до сих пор. 

О сотворении г.Б.Богдо и Баскунчакских пещер 

Много-много лет тому назад побывал на реке Волге великий Далай-лама. Очень понравилась ему река и приволжские степи, но одно огорчило, не было здесь гор. Куда не кинь взгляд - всё степи и степи голые, безжизненные. Решил он исправить досадную ошибку – приказал двум своим сподвижникам принести к берегам Волги гору-камень, дабы разнообразить скудные ландшафты. 

За славное дело взялись братья монахи. Они долго молились и постились перед ответственной миссией, многие недели провели в глубокой медитации, взывая к высшим силам. И вот час настал. После длительной мистической практики им удалось без особого труда взвалить к себе на спины гору, добытую где-то в районе Урала и понести её по направлению к великой реке. Сколько дней и ночей им пришлось нести этот непосильный груз – не знает никто, но известно, что не донесли монахи гору до места назначения, не дотянули всего лишь каких-то 60 километров. Причиной тому была повстречавшаяся батырам девушка-казашка удивительно редкой красоты. У наименее опытного в духовной практике младшего брата возникли греховные мысли, но они и погубили столь хорошее начинание. Силы его внезапно иссякли, и гора выскользнула из ослабевших рук неудачника. Старший же брат не смог один справиться со всей тяжестью навалившегося на него груза и гора, не долго думая, обрушилась всем весом на бедных братьев, превратив их в лепёшку, окрасив склоны горы в цвет крови монахов. От такого мощного удара не выдержала земля, трещины пошли во все стороны, превратившись со временем в пещерные ходы, а гора естественно осталась лежать на том самом месте, и дали ей название Богдо, что в переводе с монгольского означает – "святой". 

Вскоре Далай-лама посетил место гибели братьев-монахов. Он очень расстроился по поводу потери своих лучших учеников и долго-долго плакал. Слёзы текли ручьями, сливались в бурные потоки и заполнили через некоторое время располагавшеюся невдалеке котловину. Вода потом высохла – осталась соль. И назвали это место люди озером Баскунчак. 

По поводу пещер киргизы рассказывают, что в них жили святые люди, которые питались солью Баскунчакского озера, а воду для питья приносили с Волги. 

В Прикаспийской степи, недалеко от горы Богдо, жил бай. У этого богача было много овец и коней. Бай гордился не только своими отарами и табунами, но и дочерью-красавицей.

Среди многочисленных пастухов богача находился ловкий, мастер на все руки, сильный и красивый юноша. Однажды хозяйская дочь, гуляя в степи, случайно встретилась с ним. Юноша и девушка полюбили друг друга. С этой поры часто встречались они. Как-то вечером девушка прибежала к милому и рассказала, что отец решил отдать её замуж за богатого, старого и немилого человека. Верный своей любви, юноша вскочил на своего скакуна и помчался к юрте хозяина. Войдя в юрту, он стал умолять отца девушки отдать её в жены ему. Бай рассвирепел и приказал слугам жестоко наказать нищего. От побоев юноша-пастух вскоре умер.
Горюя о нем, девушка отправилась к горе Богдо, села у её подножия и стала плакать. Не смыкая глаз, она проливала слёзы несколько дней. От её слез в низину степи протек ручей, из которого образовалось соленое озеро, которое существует сейчас под названием Баскунчак".
"В настоящее время не существует единого мнения о происхождении названия озера. В «Делах Тайного Приказа"(1674 г.) озеро именуется «Баскунчакским соленым озером». Некоторые исследователи объясняют данное название от ног. баш – «голова», кунча – «собака», т.е. озеро «Собачья голова». Если посмотреть на карту, то озеро в действительности напоминает собачью голову. Калм. название озера "Богдын хара нур" – «Черное озеро святого»."Баскунчак переводится с тюркского как «собачья голова».
Ехал однажды по астраханским степям купеческий караван. Заблудился. И вдруг изнывающие от жажды путники увидели сверкающее на солнце озеро. Собака одного из купцов подскочила к воде первая и начала жадно глотать её. Но так как вода в озере — насыщенный соляной раствор, собака тут же забилась в судорогах и свалилась в озеро. На поверхности была видна только её голова. Вот и назвали озеро «Собачьей головой"
"Когда-то, в давно прошедшие времена, случилось, что озеро совершенно обмелело. Дно озера, образованное из соляных кристаллов, обнаружилось и соблазняло ездока прокатиться по белоснежной поверхности. Какой-то лихач решился воспользоваться случаем, чтобы сократить путь. Не жалея ни себя, ни лошади, ни собаки, провожавшей его, он пустился по дну озера. Благодаря быстрому бегу и добрым копытам, конь счастливо перенес всадника, но собака, изранив ноги об острые кристаллы соли, достигла только середины озера. Потом пошли дожди. Озеро покрылось слоем соленой воды, а труп собаки, пропитавшись солью, надолго уцелел от порчи. С тех пор в течение многих лет в бурную погоду часто выплывала из-за бушующих волн голова собаки, которую мог видеть каждый, кто находило вблизи озера. Вот почему «баскунчак» (по-казахски голова собаки) перешла в его название."
"В настоящее время не существует единого мнения о происхождении названия озера. В «Делах Тайного Приказа"(1674 г.) озеро именуется «Баскунчакским соленым озером». Некоторые исследователи объясняют данное название от ног. баш – «голова», кунча – «собака», т.е. озеро «Собачья голова». Если посмотреть на карту, то озеро в действительности напоминает собачью голову. Калм. название озера "Богдын хара нур" – «Черное озеро святого»."


Источникhttp://www.bakupages.com/frmpst-view.php?frmpst_id=12451670 http://astrakhan-gorod.fatal.ru
Категория: Легенды и сказки Астраханского края | Добавил: Дмитриева | Теги: Астраханские легенды
Просмотров: 9442 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.8/5
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2024