О статуе Марии Шмидт
"Статуя Марии Шмидт на старом кладбище по улице Софьи Перовской. Шмидт был то ли грек, то ли турок, то ли итальянец, крупный в Астрахани промышленник; была у него жена-астраханка, молодая, 16 лет. Она умерла очень рано и Шмидт решил на ее могиле поставить памятник, увековечив в нем ее прелести. Памятник был из белого мрамора, очень красивый, повторял каждую линию, каждую черточку тела уснувшей навеки красавицы, каждая складка платья была прозрачна и кажется, двигалась от ветра. Статуя конечно не светилась в темноте, просто ее белизна выделяла ее даже в ночи. Однажды она испугала группу рабочих, работавших в церковке на клабище и в отместку они залили ее на следующий день расплавленной черной смолой. Кажется, памятник потом очистили, а сейчас он немного поблек, но все так-же красива запечатленная в мраморе русская красавица Мария".
"- Статуя Шмидт! — пояснил Юрка Поп.— Ее приперли из Италии. Матуха рассказывала, что она шмара одного богатея. Мать всегда здесь останавливается и слезы вытирает. А что сопливиться? Он, гадина, людей эксплуатировал, нажил деньги, хотел жениться, а эта девка околела от холеры. Нажралась, как Мы, айвы, неспелой, и - тенц! Ваших пет. Вот он ей и заказал статую. Чистый мрамор. Не веришь? Попробуй, отбой кирпичом. Мрамор! От башки до пяток.
За решетчатой ажурной оградой молочно белело изваяние очень молодой женщины. Она поражала не застенчивостью легкой улыбки, а просто живым естеством молодости, которую ваятель удачно передал в мраморе. Среди мертвой мишуры амуров, ангелов, аналоев, всяких завитушек, жестяных цветов, венков, бумажных роз и иного хлама была она, эта женщина, одинока и беззащитна. Понять этого Гошка тогда не умел, но невесомая, сквозная легкость материала памятника удивила его. Даже сильно запыленный, лишенный ухода мрамор торжествовал среди базальтовых и гранитных глыб.
- Она на живую похожа,- сказал Гошка.
- А ты видел ее живую? Ну, и отхли! Мать тоже талдычит: «Похожа, похожа...» Буза все это. Выдумки. И статуя буржуйская.
Гошка не умел пояснить своих мыслей, но все же вступился за скульптуру.
- Может, она похожая, потому что босиком?
- Фигня! Вот титьки у нее как у живой, а при чем здесь вся-то?
- А я не знаю,— вздохнул Гошка,— похожа на живую, а почему — не знаю.
- Это потому, что она лыбится. Вот складки на платье здорово смастырены, да?
- Ага. Они как прозрачные.
- Ну, ну! Ты не очень заглядывайся,— сурово остановил Юрка.— Мал еще. Рано...."
(Ю.Селенский "Не расти у дороги")