Цели:
1. Закрепить и систематизировать полученные знания об Астраханском кремле.
2. Продолжить формировать интерес к истории и культурному наследию народов Астраханского края.
3. Выработать навыки применения имеющихся знаний.
4. Продолжить работу по формированию коммуникативных способностей воспитанников, толерантных качеств и развитию речи.
Оборудование:
Видео- и аудио- записи, схема Астраханского кремля, иллюстрации с изображением башен и соборов кремля, Картины с изображением восточного базара.
Ход занятия:
/Звучит фонограмма песни об Астрахани/
Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в прошлое, далекое прошлое нашего края. Две команды сегодня будут соревноваться и наша задача – выявить знатоков астраханского кремля, самых ловких, самых находчивых, самых талантливых. История Астрахани богата знаменательными событиями и все они связаны с «сердцем Астрахани» - Астраханским кремлем. Ах, что за чудо эти загадочные белокаменные башни, соборы с золотыми куполами…
И так, представьте себе на минуту, что ученые изобрели «машину времени» и мы с вами смогли оказаться в Астрахани 18 века.
/Звучит космическая музыка, переходящая в колокольный звон, перед ребятами торжественно появляются Петр1 и его супруга Екатерина1.
Петр1: Здравствуйте, люди добрые! /Трехкратный поклон/ Долгий путь совершила моя флотилия. Прибыли мы в Астрахань, чтобы подготовиться к Персидскому походу. Это необходимо России для приведения своих земель в надлежащую безопасность. А это что? /Подходит к изображению Успенского собора/ Лепота!... более лепотного храма в своем государстве я еще не видывал!
Учитель: Ребята, а вы узнали уважаемых гостей? Кому принадлежат эти известные вам слова? Верно, петру1, великому российскому государю, который посетил Астрахань в 1722 году. А что еще поразило воображение великого императора? Отправляемся дальше. Вот царская свита чинно вышла через главные Пречистенские ворота на шумный торжок, т.е. пестрый, шумный базар.
/Звучит музыка восточного базара/
Петр1: Вот прошла перед нами группа русских стрельцов.
Екатерина1: Прогрохотала, поднимая пыль, двухколесная арба с запряженным в него верблюдом.
Петр1: А вот группа персов зычно зазывает покупателей, предлагая шелк, парчу, оружие.
Екатерина1: А вот там степенно сидит индиец – буддист; он не расхваливает свой товар – ткани, ювелирные изделия. В руках у него четки, губы бормочут привычную молитву «Ом мани падме хум».
Петр1: А вот и астраханский татарин, предлагает спелые арбузы, дыни, яблоки. Что за разноязыкое, разноплеменное место, новый Вавилон!
Учитель: Ребята, а почему такое разнообразие национального состава было характерно для Астрахани? Верно, причин несколько: близость Каспийского моря, пересечение множества торговых путей, расположение на стыке между Европой и Азией, теплый климат, расположение на реке Волге и многие другие.
Учитель: А кто мне скажет, изменилась ли с тех пор картина национального состава нашего края? Верно, исходя из последней переписи населения – 186 национальностей. Среди них преобладают русские, казахи, татары, калмыки, народы Северного Кавказа. И на астраханских улочках стоят русские церкви, мусульманские мечети, католический костел, еврейская синагога. И живем мы все одной дружной семьей, уважаем и чтим обычаи и традиции друг друга.
1-й: Здесь казахи и русские – братья,
Годы трудные вместе прошли.
Земляки, всех хочу вас обнять я,
Поклониться до самой земли.
2-й: Калмык и русский, горец и татарин
Живут сплоченной, дружною семьей.
И каждый астраханец благодарен
Своей сторонке солнечной, родной!
/Проводятся игры народов астраханского края/
Хороводная русская народная игра «Паучок»
Дети образуют хоровод, внутри круга сидит на корточках «паучок». Хоровод идет по кругу, дети поют:
Паучок, паучок, тоненькие ножки,
Тоненькие ножки, красные сапожки.
Мы тебя кормили, мы тебя поили,
На ноги поставили, танцевать заставили /Хоровод сужается, «паучка» ставят на ноги, под русскую народную мелодию «паучок», выбирая себе пару, танцует в кругу. Игра повторяется 5-6 раз/
Казахская игра «Спутанные кони». Две команды мальчиков по 5 человек соревнуются в ловкости и выносливости. По команде, с отведенными назад руками и соединенными вместе ногами, нужно допрыгать до препятствия, вернуться обратно в команду, передать эстафету следующему игроку команды. Победит та команда, которая быстрее справится с заданием.
Домашнее задание - «конкурс частушек» на астраханскую тематику.
Учитель: Ну что, дорогие мои, возвращаемся на «машине времени» обратно, домой, и возьмем с собой наших гостей, проведем для них экскурсию по современному Астраханскому кремлю
/Звучит космическая музыка. Гости усаживаются поудобнее/
1-й: В тихом волжском понизовье
Цвета утренней зари,
Расцветает нежный лотос –
Чудо, что ни говори!
2-й: И стоит здесь город славный
С белокаменным кремлем,
Величавый, златоглавый,
Тень веков лежит на нем!
3-й: Я люблю свой чудный город,
И с кремлевских белых стен
Всем скажу, что он мне дорог,
С Стенькой взял меня он в плен!
4-й: Нашему городу в этом году исполнилось 450 лет. Мы любим свой город и хотим знать его историю. В 1558 году воевода Иван Черемисинов, опасаясь набегов кочевников, для строительства новой Астрахани выбрал удобное место на острове, который назывался Долгий или Заячий бугор. На нем и построили первую деревянную крепость, обнесенную глубоким рвом.
5-й: Деревянный кремль часто подвергался нападению и поэтому в 1582 году по плану, утвержденному в Москве, на месте деревянного Астраханского кремля начинаются работы по возведению кремля каменного. Строительством руководили московские мастера – градодельцы Михаил Вельяминов и Дей Губастый.
Учитель: Астраханский кремль – сердце Астрахани. В народе говорят: «Кто в кремле не бывал – красоты не видал», а летописцы писали: «Начинается земля, как известно от кремля». Мы начинаем свою экскурсию с главной проездной башни Астраханского кремля.
6-й: Главная башня кремля – Пречистенские ворота, названная так в честь Пречистой девы Богородицы. Эта башня была построена в начале 20 века Сергеем Ивановичем Корягиным в ложно – русском стиле. Высота этой башни – 80 метров. Интересно, что в 70- годы на ней была помещена первая телевизионная вышка нашего города. Эта башня – часовня и колокольня.
7-й: А еще существует такое поверье; если, проходя под ней загадать самое сокровенное желание – это желание сбывается. Известная астраханская поэтесса Дина Немировская написала такие строки:
«Я так люблю порою ранней,
Когда желтеет небосвод,
Шепнуть заветное желанье
В тиши Пречистенских ворот».
8-й: Следующая башня кремля – Артиллерийская. К ней примыкает артиллерийский двор, в котором раньше ремонтировались пушки, хранились пушечные ядра. Второе название этой башни – Пыточная, потому что здесь находилось место пыток и казней. Сейчас здесь имеется музей, в котором представлены орудия страшных пыток и казней.
9-й: Башня Никольские ворота получила свое название по имени надвратной церкви, в честь Николы Чудотворца. Он был покровителем рыбаков и мореплавателей, поэтому, отправляясь в дальнее плавание, они непременно заходили в эту церковь.
10-й: Самой красивой башней кремля всегда была Красная башня. В древние времена слово «красная означало «красивая». Она единственная двенадцатигранная и имела самое большое количество бойниц, то есть была самой обороноспособной.
11-й: На первый взгляд Крымская башня кажется совсем маленькой, на самом деле эта башня самая мощная и единственная сохранилась в первозданном состоянии. Толщина ее стен составляет 3,5 метра. А Крымской ее назвали потому, что напротив нее шла дорога с Крыма. Отсюда и была постоянная угроза со стороны крымских татар. Эта башня всегда была готова отразить нападение врага.
1-й: Следующая башня – Житная. Ее название говорит о ее назначении. «Жито» - значит зерно. Она использовалась для хранения зерновых запасов, предназначенных для всех горожан, поэтому тщательно охранялась от всевозможных пожаров и воровства.
2-й: И последняя башня - Архиерейская. Эта башня глухая, мало обороноспособная. Рядом с ней находился Архиерейский двор и дом, в котором жили священнослужители кремля.
3-й: Успенский кафедральный собор. Это самый грандиозный, самый яркий памятник древнерусской архитектуры кремля. Здание построено в 1698-1710 годах, строительством руководил выдающийся зодчий из крепостных крестьян Дорофей Минеевич Мякишев. За свое творение он получил всего 100 рублей, и их не хватило, на то, чтобы выкупить себя из неволи.
4-й: Собор представляет собой простой кубический объем, увенчанный пятью золочеными главами с крестами. К собору примыкает Лобное место – это возвышение, с которого в старину объявлялись царские указы и приговоры. Собор двухэтажный. Он имеет две церкви. С наружи собор окрашен тонкой белокаменной резьбой и фасонным кирпичом более 100 видов.
5-й: Недалеко от Никольских ворот в 1568 году ыл построен первый в Астрахани деревянный Троицкий монастырь. Это самое древнее строение Кремля. Здесь находилась первая школа Астрахани.
Учитель: Ну что, дорогие ребята, можно долго еще рассказывать об уникальном историческом памятнике нашего города, но на этом мы закончим заочную экскурсию по Астраханскому кремлю и подведем итоги нашего занятия.
Блиц – турнир между двумя командами.
1. Самая красивая башня Астраханского кремля.
2. Башня, толщина стен, которой составляют 3,5 метра.
3. Башня, под которой астраханцы и гости города загадывают желания.
4. Башня, в которой находится музей орудий пыток и казней.
5. Башня, которая носит имя покровителя моряков и рыбаков.
6. Башня, которая использовалась под хранилище зерна.
7. Какое строение внутри кремля создал зодчий Дорофей Минеевич Мякишев?
8. Где находилась первая школа Астрахани?
/Подведение итогов/
Учитель: Ну вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, давайте мы спросим у наших гостей: Вам у нас понравило? /Петр1 и Екатерина отвечают/
Петр1: Ну ребята, молодцы! Спору нет, удивили и потешили! Могу сказать: теперь за будущее России я спокоен! Можно и возвращаться!
Учитель: Ребята, пришло время проститься снашими гостями. «Машина времени» поможет им вернуться обратно.
Екатерина1: До свидания, ребята! /Трехкратный поклон/
/Звучит космическая музыка, гости удаляются, дети им машут вслед/.