Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Астрахань [15]
Милый сердцу край [22]
Природа края [32]
Литература края [11]
И сердцем, и кистью, и звуком... [1]
Имена и память астраханских мест. [6]
Народы края [6]
Сценарии Е. Вечкитовой. [32]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 779
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Сценарии » Милый сердцу край

Я город свой знаю, ведь в нем я живу
18.03.2012, 23:43

Краеведческая игра-викторина: "Я город свой знаю, ведь в нем я живу"

Янова Виктория Алексеевна

Объяснительная записка

1. Область применения – литературное краеведение.

2. Возраст обучающихся – 13-14 лет.

3. Цели: формирование мировосприятия через осознание себя как части большого мира, который начинается с города и края, где ты вырос.

а) воспитательная – привить любовь к "малой” родине – родному городу, краю; показать как литература и история родного края неразрывно связаны с Россией, русской культурой, литературой;

б) образовательная – проверить знания учащихся по ранее изученным темам, закрепить изученный материал;

в) развивающая – развивать навыки учащихся к самостоятельному изучению литературы родного края, повысить интерес к исследовательской деятельности.

4. Формы и методы реализации урока.

Игра-викторина. Класс делится на две команды. Во главе команды – капитан. Команды выполняют различные по сложности задания. За каждый правильный ответ, точно выполненное задание команда получает жетон. По количеству жетонов определяется победитель игры. В конце учитель проводит награждение победителей – лучших знатоков литературы родного края.

Межпредметные связи с историей.

5. Тематическое содержание.

Обобщающее занятие (два урока) в рамках факультатива в гуманитарных классах. Игра-викторина "Я город свой знаю, ведь в нём я живу”.

6. Источники информации.

  1. Д.Л.Немировская. "На грани веков”. Учебное пособие. Астрахань. 2001 г.
  2. "Современная поэзия и проза Астрахани: литературно-краеведческий и лингвистический аспекты”. Материалы конференции. Астрахань. 2000 г.
  3. Н.Г.Ткачева. "История русской культуры Астраханского края XVI-XX век”. Астрахань. 2001 г.
  4. А.Марков. "Были астраханского края”. Волгоград. 1976 г.
  5. "Где Волга прянула стрелою…”. Астрахань поэтическая. Сост. Г.Г.Подольская. 1995 г.
  6. А.Марков. "Забытые страницы”. Москва. 1984 г.

7. Учащиеся должны обладать следующим минимумом знаний и умений: иметь представление о литературе Астраханского края как об искусстве, воплощающем в себе его историю, обычаи, традиции, эстетические контакты с соседними народами, знать фольклор Астраханской области, уметь оценивать факты местной литературной жизни, уметь работать с различными краеведческими изданиями, с картой Астраханской области и т.п.

8. Оборудование урока: репродукции картин, портреты писателей, поэтов Астраханского края, карта Астрахани, подбор художественной литературы по данной теме.

Ты мой восторг, моя твердыня
И бренных жил родная кровь.
Моя ты гордость и святыня,
Моя нетленная любовь.

О. Касимова

Ах, Астрахань, мой солнечный причал,
Ты для меня всегда – и боль, и счастье.

Д. Немировская

 I. Разминка для команд.

  1. Знаменитый путешественник, посетивший наш город в XVII веке?
  2. Что вы знаете о Пауле Флеминге?
  3. Кто из литературоведов Астрахани в XX веке перевел стихи Флеминга на русский язык?
  4. Как звали знаменитого казачьего атамана - предводителя крестьянского восстания? В. Хлебников посвятил ему поэму.
  5. Одно из древнейших наименований нашего города. Так называлась одна из поэм В. Хлебникова.
  6. Назовите поэтов, посвятивших свои стихи Астрахани.
  7. Чем занимался в нашем крае И. Р. Гербер?
  8. В каком году была основана современная Астрахань?
  9. Кто из русских правителей присоединил Астраханское ханство к Российскому государству?
  10. Кто из астраханских писателей занимается историческим краеведением?
  11. В каком учебном заведении учился в Астрахани В. К. Тредиаковский?
  12. В каком году родился В. К. Тредиаковский?
  13. Почему астраханцы гордятся Тредиаковским?
  14. Кто из русских царей побывал в Астрахани и познакомился с будущим академиком - нашим земляком?
  15. Какие книги принадлежат перу А. С. Маркова?
  16. Как называется книга А. С. Маркова о В. Н. Татищеве?
  17. Знаменитый герой Чесменского сражения стал героем книги Маркова. В честь него назван канал в черте нашего города.
  18. В каком из известных музеев в России находится картина Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа”? Какое отношение имеет она к Астрахани?
  19. Назовите имя хотя бы одного художника-астраханца, которого вы знаете.
  20. Какие сборники стихов Дины Немировской вы знаете?

II. Задания-действия.

  1. Демонстрируется план местности. Нужно определить, что изображено на этом плане и кто его составил.
  2. Предлагается следующий художественный отрывок:
    "…И когда показалась кибитка Сангаджи, все увидели, как из нее, пятясь, выходили мать и отец. Всадники поняли, что Эрле умерла. Печально опустил поводья Бембе. Он не увидел прекрасной Эрле, не увидела и Эрле цветка, прекрасного, как она сама”. 
    Ответить на вопрос: как называется этот цветок? Ребята должны нарисовать его.
  3. На столе лежат краеведческие издания. Требуется найти сборник, в который вошла легенда о названии нашего города.
  4. Посмотрите на карту центральной части нашего города. Найдите на нем кремль, Успенский собор и Римско-католический костёл.

III. Фольклорная игра "Кто больше? Кто лучше? Кто интереснее?”.

  1. Назвать скороговорки, считалки, дразнилки.
  2. Конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок об Астрахани (примеры пословиц: "не учи астраханца рыбу пласть”, "Астрахань что гранит – никто не победит”, "Волга хороша рыбой, Астрахань - красотами” и т.п.)
  3. Конкурс на лучшего рассказчика страшилки (по два человека от команды).
  4. Назвать народные сказки, которые были созданы на астраханской земле (например: "Белая лебедушка”, "Баклан”, "Астрахань”, "Никола из Комаровки” и т.п.
  5. Перечислить самые известные рыбацкие песни Астраханской области (например: "Выплывают ветхие лодчонки”, "Утренней рыбной зарею”, "Моряк несчастным зародился” и т.п.

IV. Задания-тесты.

Задание 1

В каком году была открыта картинная галерея?

  1. 15 декабря 1917 г.
  2. 15 декабря 1918 г.
  3. 21 декабря 1920 г.

Задание 2

Кто был первым учителем и духовным наставником многих художников-астраханцев?

  1. Репин.
  2. Кустодиев.
  3. Власов.

Задание 3

Основатель картинной галереи:

  1. Кустодиев.
  2. Пантелеев.
  3. Догадин.

Задание 4

Любимый ученик Репина:

  1. Власов.
  2. Кустодиев.
  3. Шишкин.

Задание 5

В каком году в Астрахани был открыт первый театр?

  1. 1810 г.
  2. 1811 г.
  3. 1813 г.

Задание 6

Сколько раз в нашем городе побывал Ф. И. Шаляпин?

  1. 2 раза.
  2. 4 раза.
  3. 6 раз.

Задание 7

Он был сыном священника Троицкой церкви, поэтом и ученым, первым получил из русских звание профессора и академика. О каком нашем известном земляке идет речь?

  1. И. И. Хемницер.
  2. В. Хлебников.
  3. В. К. Тредиаковский.

Задание 8

"Птенец гнезда Петрова” - так называли нового губернатора, одного из видных государственных деятелей России, прибывшего в Астрахань в 1742 г. Речь идет о:

  1. Глебе Успенском.
  2. Владимире Гиляровском.
  3. Василие Татищеве.

Задание 9

Какому известному поэту принадлежат эти поэтические строчки?

Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – гаснут,
Когда умирают люди – поют песни.

(Т. Г. Шевченко, И. Хемницер, В. Хлебников)

V. Поэтическое задание.

Кто автор этих строк?

1.

Словно лебедь белая
По-над Волгой синей
Выплывает Астрахань
Пристанью России.

(Н.Мордовина "Астрахань”)

2.

В поднебесье грязно-сером
Засияли купола.
В новый день, молясь и веря,
С миром Астрахань вошла.

(Э. Татаринцева "С выставки работ В. Юшина)

3.

Мой город с синевою на плечах
Из небыли и давней были соткан.
Тут купола купаются в лучах
Весеннего полуденного солнца.

(Д. Немировская "Астрахань”)

4.

Где Волга прянула стрелою
На хохот моря молодого,
Гора Богдо своей чертою
Темнеет взору рыболова.

(В. Хлебников "Хаджи-Тархан”).

VI. Конкурс капитанов.

  1. Требуется найти среди предложенных книг издание, являющееся библиографическою редкостью. Оно было выпущено к 400-летию Астрахани.
  2. Какая книга воссоздаёт литературную историю нашего края? Кто её автор?
  3. К каким жанрам принадлежат произведения, созданные на астраханской земле в древности?
  4. Кто из наших поэтов-земляков, участников Великой Отечественной войны, закончил Рыбвтуз (ныне АГТУ).

Подведение итогов. Награждение победителей.



Источникhttp://festival.1september.ru:8081/articles/311353/

Категория: Милый сердцу край | Добавил: Дмитриева | Теги: Литература Астрахани, Астрахань, сценарий
Просмотров: 962 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017