"Я для вас звезда". Литературно-музыкальная композицияАнтонова Людмила Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
Оформление сцены: на стене сцены висит портрет В. Хлебникова, ниже – плакат со словами «Я для вас Звезда». Под плакатом справа нарисовано окно, символизирующее комнату, в которой жил В. Хлебников, слева изображен Астраханский кремль, в центре – озеро с плавающими лебедями. В глубине сцены стоит стол, на котором находятся раскрытая книга, чернильница с пером, керосиновая лампа. Рядом стоит стул с высокой спинкой. Оформление зала: висят плакаты: - «Одна из тайн творчества – видеть перед собой тот народ, для которого пишешь».
В. Хлебников - «Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие…»
Осип Мандельштам - «Подозреваю, что значителен Хлебников»
Александр Блок
На стенде помещены вырезки из газет и журналов, посвященные поэту, сборники стихов. Ход мероприятияЗвучит песня «Три и два» на стихи В. Хлебникова в исполнении Алексея Хвостенко из сборника «Жилец вершин». I-ый ведущий: На стыке двух веков родилась поэзия, которую наши современники назвали поэзией серебряного века. Серебряный век – это целое созвездие поэтов (Владимир Маяковский, Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Николай Гумилев), в число которых входит выдающийся поэт и мыслитель Велимир Владимирович Хлебников. II-ой ведущий: Астрахань – родина предков Велимира Хлебникова. Хлебниковы рождались в ней испокон, крестились, венчались и отпевались в Петропавловской церкви. Литературовед Святослав Мирский утверждал: «Астрахань – исторический перекресток Азии и Европы, узловой центр торговли с Востоком, перепутье различных культур и религий – в значительной мере сформировали поэтический мир Хлебникова». I-ый ведущий: Пораженный необычным обликом города, его уникальной историей, Велимир в Астрахани создает свой шедевр-поэму «Хаджи-Тархан» – гимн городу предков, гимн сказочной Лебеди. Нет, не в 1919-м (как он сам утверждал), а уже в 1913 году Велимир Хлебников «показал», что умеет писать, как Пушкин. Чтец: Где Волга прянула стрелой На хохот моря молодого, Гора Богдо своей чертою Темнеет взору рыболова * * * * * Здесь люда нет, здесь край пустынен, Трепещут ястребы крылом. Темнеет стень; вдали хурул Чернеет темной своей кровлей, И город спит, и мир заснул, Устав разгулом и торговлей. * * * * * Ты видишь город стройный, белый, И вид приволжского кремля! Там кровью полита земля, Там старец брошен престарелый, Набату страшному внемля. Уже не реют кумачи Над синей влагою гусей. Про смерть и гибель трубачи, Они умчались от людей. И Волги бег забыл привычку Носить разбойников суда, Священный клич «сарынь на кичку» Здесь не услышать никогда. Но вновь и вновь зеленый вал Старинной жаждой моря выпит, Кольцом осоки закрывал Рукав реки морской Египет. * * * * * Уж вы не те, уж я не тот! Казак сдувал с меча пылинку. На лезвие меча дыша, и на убогую былинку Молилась Индии душа. «Хаджи-Тархан»
Уникальность Астрахани Хлебников видел в том, что она «соединяла три мира» – арийский, индийский и каспийский. В ней он столкнулся с множеством вероучений, национальных традиций, легенд и преданий, давших богатую пищу для азиатских пластов его творчества. Таким образом, В. Хлебников вошел в мировую литературу произведениями с астраханской тематикой. Размышляя о своей судьбе, он сказал: «Одна из тайн творчества – видеть перед собой тот народ, для которого пишешь». II ведущий: Велимир (Владимир) Хлебников родился в семье русских интеллигентов – подвижников 9 ноября 1885 года в Ханской ставке Малодербетовского улуса Калмыцкой степи. Его отец, Владимир Алексеевич Хлебников, – ученый-орнитолог и природохранитель по призванию, брал маленького Виктора с собой в бескрайние калмыцкие степи, на озеро Цаца. Здесь он увидел белоснежных лебедей, царственно плавающих по его тихим, сонным водам, слышал топот полудиких табунов степных кобылиц – все это войдет и преобразится в его будущей поэтической «Стране Лебедии и державном Конецарстве». Меня окружала степь, цветы, ревучие верблюды. С звенящим криком: «Сирота я», Летел лебедь, склоняя шею. Я жил, природа вместе с нею
Танцевальная композиция «Лебеди». I ведущий: Он учился у отца понимать птичий язык, язык травы и ветра, но не стал орнитологом. Он стал поэтом, его младшая сестра Вера – художницей. Поэзия околдовала душу Велимира и тот мир, который очаровал его с детства, вошел в его стихи, полные волшебства и музыки. Эти стихи, свежие, как утренний ветер в калмыцкой степи, как запах диких лотосов в дельте Волги, можно назвать вольными птицами Хлебникова. Чтец: У колодца расколоться Так хотела бы вода, Чтоб в болотце с позолотцей Отразились повода. Мчась, как узкая змея, Так хотела бы струя, Так хотела бы водица Убегать и расходиться, Чтоб, ценой работы добыты, Зеленее стали чоботы, Черноглазые, ея. Шепот, ропот, неги стон, Краска темная стыда, Окна, избы с трех сторон, Воют сытые стада. В коромысле есть цветочек, А на речке синей челн. «На, возьми другой платочек, Кошелек мой туго полн». – «Кто он, кто он, что он хочет? Руки дики и грубы! Надо мною ли хохочет Близко тятькиной избы?» – «Или? Или я отвечу Чернооку молодцу, О сомнений быстрых вече, Что пожалуюсь отцу? Ах, юдоль моя гореть!» Но зачем устами ищем Пыль, гонимую кладбищем, Знойным пламенем стереть?
И в этот миг к пределам горшим Летел я, сумрачный, как коршун. Воззреньем старческим глядя на вид земных шумих, Тогда в тот миг увидел их. «Конь Пржевальского»
Детские годы, проведенные в Калмыкии на Волыни, в лесах и степях Заволожья, влияние отца, привившего мальчику интерес к научным наблюдениям, первые навыки работы натуралиста, участие в экспедициях в Дагестан, на Урал, усердные занятия на физико-математическом факультете Казанского университета, куда Хлебников поступил в 1903 году – все это определило его судьбу. Однако в 1908 году он оставляет университетскую науку и отправляется в Петербург, где выбирает поприще стихотворца, точнее – поэзия избирает его. II ведущий: Весной 1908 года во время поездки в Крым он знакомится с поэтом Вячеславом Ивановым, одним из мэтров отечественного символизма. Читает ему свое стихотворение «Кузнечик». Звучит песня «Кузнечик» на стихи В. Хлебникова в исполнении А. Хвостенко из сборника «Жилец вершин». К 1910 году Хлебников покинул круг символистов, он уже произвел переворот в литературе, заложив основы новой эстетики и разработав принципы нового художественного метода – футуризма. И с этих пор он вступил в мир футуристов. Сценка. За столом сидит В. Маяковский и читает стихи В. Хлебникова: И вьюга веет хлопьями, И носятся бесшумно духи. Я продырявлен копьями Духовной голодухи «Всем».
Входит Александр Блок. Маяковский: Вот, Александр Александрович, читаю Велимира Хлебникова. А вы читали? Блок: Да, читал. Маяковский: Осип Мандельштам идет. Мы с Александром Блоком обсуждали творчество Хлебникова. Что вы можете сказать о нем? Мандельштам: Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие. Входит Велимир Хлебников. Маяковский: Мы читали, Велимир, ваши стихи и говорили о новом направлении в литературе – футуризме. Хлебников: Я считаю себя не футуристом, а будетлянином, потому что футуризм – слово итальянское, в переводе на русский язык означает будущее, но я противник всего иностранного. Я ищу новые исконнорусские слова. Я провозглашаю: «Я будетлянин! Время за нами, друзья! Ведь мы продолжаем творчество таких писателей, как Пушкина, Достоевского, Тютчева. Оцените мои строки: О, достоевскиймо бегущей тучи О, пушкинаты млеющего полдня! Ночь смирится, как Тютчев, Безмерное замирным полня!
Блок: Подозреваю, что значителен Велимир Хлебников! I ведущий: Ранние стихи Хлебникова – прежде всего картины русской природы, леса, реки, но это пейзаж сказочный, возникший, как во сне. Чтец: Там, где жили свиристели, Где качались тихо ели, Пролетели, улетели Стая легких времирей. Где шумели тихо ели, Где поюны крик пропели, Пролетели, улетели Стая легких времирей . В беспорядке диком теней, Где, как морок старых дней, Закружились, зазвенели Стая легких времирей . Стая легких времирей! Ты поюнна и вабна, Душу ты пьянишь, как струны, В сердце входишь, как волна! Ну же, звонкие поюны, Славу легких времирей! «Там, где жили свиристели»
Ведущий. У Хлебникова никогда не было ни копейки, одна смена белья, брюки рваные, вместо подушки наволочка, набитая рукописями. Его первый приезд в «город предков» приходится на 1911 год. Здесь он создаст не один прекрасный шедевр и испытает немало радостных и горьких минут. Чтец: Когда над полем зеленеет Стеклянный вечер, след зари, И небо, бледное вдали, Вблизи задумчиво синеет, Когда широкая зола Угасшего кострища Над входом в звездное кладбище Огня ворота возвела, – Тогда на белую свечу, Мчась по текучему лучу, Летит без воли мотылек. Он грудью пламени коснется, В волне огнистой окунется, Гляди, гляди, и мертвый лег. «Когда над полем зеленеет».
Полностью текст работы приведен в Приложении. Источник:ЗДЕСЬ
|