Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Астрахань [15]
Милый сердцу край [22]
Природа края [32]
Литература края [11]
И сердцем, и кистью, и звуком... [1]
Имена и память астраханских мест. [6]
Народы края [6]
Сценарии Е. Вечкитовой. [32]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 776
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Сценарии » Литература края

В камне, во вздохе, в цветке, глубине моря откроется истина мне
18.03.2012, 22:51
Тема экологии в творчестве Н. Мордовиной. 
Соколко Екатерина,   Лазарева Л.М.

«В камне,  во вздохе, в цветке, глубине  моря           откроется истина мне».

Обычно стихи начинают писать в молодости. Нинель Александровна Мордовина появилась как поэтесса в свои зрелые годы. Жизненный опыт её разнообразен, содержателен. Война застала её девчушкой, и она приняла свою долю лишений и тягот. Работала токарем, потом в клубе, была сотрудником газеты в Ахтубинске. Вырастила пятерых детей, старшие из сыновей - лётчики. И вот когда они подросли, легче выкраивалось время для творчества, стихи её стали появляться в районной газете.

Её появление в поэзии было ярким и неожиданным. Она приехала из Ахтубинска в Волгоград в Нижне-Волжское книжное издательство с первой своей рукописью. Сейчас уже стало легендой, как она, положив рукопись, главному редактору на стол, сказала: «По-моему, здесь есть книжка». Издателей во все времена удивить ничем нельзя: в России пишет стихи каждый второй, а убеждённость в своей гениальности у каждого третьего, зарифмовавшего пару строк. Вероятно, это ещё одна наша национальная особенность – поэтическое видение мира в рифмах и ритмах. И всё же главному редактору пришлось удивиться – и тому, что перед ним яркая, потрясающе красивая дама бальзаковского возраста со своими первыми стихами, и позже, когда он прочёл рукопись. Это были стихи!

Полистав книги Нинель Мордовиной, любитель поэзии отметил броские, умело сделанные строки, оригинальные рифмы, аллитерации и рефрены, радующие внутренний слух, выходы за пределы привычного ямба. Нинель Мордовина хорошо чувствует слово: она поэтесса опытная, после первой, тоненькой – «Синяя птица» 1966 года – книжки её произведения не раз издавались в Волгограде и Москве: «Зимнее небо», «Ахтуба», «Иволга», «Степная пристань»(1980), «Пристань радости»(1981).

Но ведь дело не только в умении работать словом. Книгу поэта мы вправе воспринимать как выражение внутреннего его мира. Вот он живёт среди нас, ходит по тем же улицам города, что и мы, колесит по дорогам области, встречается с людьми на колхозных полях и в заводских цехах. Что видит поэт, на что откликается, что может рассказать он о мире и о себе?

Никем не разгадана тайна, как и откуда  к человеку приходят стихи. Рифмуют – то все, но избранников – наперечёт. Муза ли осеняет или Божественный дар ниспослан свыше?  Через поэтов говорит с Землёй вечный и непостижимый космос? Или права великая Ахматова:

                 Когда б вы знали, из какого сора

                   Растут стихи, не ведая греха,

                   Как божий одуванчик у забора…

Стихи Мордовиной, как те божьи одуванчики, прорастали по ногам, когда в своих кроватках засыпало её шумное ребячье племя, перестираны их рубашонки и починены штаны, проверены уроки и приготовлено всё для завтрака.И всё это в основном одна, потому что муж – то в полётах воздушных, то в залётах земных. А она была офицерской женой. Семь Я – вот что это значило.

Поэзия Мордовиной удивительно оптимистична. Любовь переполняет её – к жизни, к волжским просторам и речке «с норовом» Ахтубе, к Каспию, к ярким людям, с которыми она имела счастье дружить, к красоте, что всех «превыше сословий», к людской доброте, к России, что «нам – бог и свет!»

Нинель Мордовина жила в Астрахани и очень любила свой край. Она охотно рисовала пейзажи Волжского понизовья, старалась постичь особенный колорит города. Об этом стихотворения «Ахтуба», «На раскатах», «Лотос», «Как в Астрахани ночи хороши!…» Нинель Мордовина в своих стихах выносила тему экологии. Любя свой город, она писала о том, как его загрязняют, до чего его довели. Стихотворения «Волга», «Город и горожане», «Лотос» говорят нам именно об этом.

 Волга.

Эта жёлтая, тяжёлая,

Как железный вал, вода –

Всё в тебе: звезда и облако

Исчезают навсегда.

И тревожно чайки белые

Кличут-плачут над водой:

-Что с тобою, Волга, сделали? –

Не рекой течёшь – бедой…

Волны злой отравой налиты,

Словно душенька тоской.

Волга, Волга, а была ли ты

Волгой-матушкой рекой?!

Иль не ты поила-нежила

Лес и пойму, и поля?

Отчего запахла нежилью

Берегов твоих земля?

Ох, не дождичком по жолобу –

По Руси течёт беда:

Эта  жёлтая, тяжёлая,

Полумёртвая вода…

А когда-то наши прадеды

Льнули к этим берегам,

И была им сила дадена

Волгой – сердцу и рукам

Не ловчили, а работали

От зари и до зари.

В чистой Волге лики потные

Омывали волгари.

Подставляла Волга ласково

Холодок своей волны…

Смотрят правнуки с опаскою:

Волны волжские больны.

Столько в каждой капле нечисти,

 Что и рыбе нежильё…

Иль чужие мы в Отечестве,

Что не бережём – своё?

У самих себя украдено,

Всем заветам вопреки:

Заплевали и загадили

Душу светлую реки.

И вопим, что стала мачехой

Волга людям в наши дни,

Позабыв при этом начисто:

Нет любви – и нет родни.

Сами радость искалечили,

Разорвав святую нить…

Нам бы жить по-человечьему,

Чтоб из Волги воду пить.

 Поэтесса сравнивает в «Волге», какая река сейчас и какая была при наших прадедах. «Что с тобою, Волга, сделали?» - спрашивает Нинель Мордовина, она огорчена, возмущена: «Иль чужие мы в Отечестве, что не бережём своё?» В этом стихотворении можно услышать призыв к защите родного края, т.к. Волга – всё понизовье.

Город и горожане.

Начало века: тройки и матчиш,

Икра и балыки, торт «от Шарлау»…

Ах, Астрахань, - наш «маленький Париж», -

По всей Европе собственная слава.

В торговом деле только не зевай:

Барыш не мал, а с ним купчина - в силе.

И городу подарен был трамвай,

Второй , вслед за столицею России.

Дома вставали дивной красоты,

Театры мастерством  игры блистали…

И странно: были улицы чисты, -

Секрет в начале века этот знали.

Но…Века не прошло, - почти до крыш

Замурзан город, растерявший славу…

Ах, Астрахань, ну что же ты молчишь? –

На жизнь твою объявлена облава:

Грозит удушьем смертный Аксарай,

Вода из Волги словно яд опасна,

И лишь многоэтажек грустный рай

Всё  ширится…А для чего? – Неясно:

В Чернобыле уже стоят, пусты…

В песок уходят около Арала…

Ах, Астрахань! – Четыре века ты

Трудилась, защищала, торговала.

Но в одночасье ли забыла вдруг,

Что город – он от горожан зависим?

Самим себе накликали недуг,

Бездарности права на власть завысив…

 Увы! – Теперь известен всем ответ,

Но время стать умней не миновало:

Уже спешит на Землю новый век,

Что в нём тебе судьба уготовала?

Мой город, ты любовь моя и боль, -

Услышь мой крик и встань себе в защиту:

Твой Кремль ещё на тыщу лет рассчитан,

Он красоты души твоей пароль.

Очнись же, Астрахань, от суеты сует, -

Ты мастерами испокон богата!

Крылатой рождена – не стань горбатой!

…В нас наши предки верили так свято,

Ужель у нас для внуков сердца – нет?! 

В «Городе и горожанах» Нинель Александровна словно ведёт диалог с молчаливым городом. Пытаясь объяснить, что Астрахань с древних времён была прекраснейшим городом, и она должна оставаться такой: «Крылатой рождена – не стань горбатой!»

В этих двух стихотворениях мы чувствуем, как автор волнуется, как она не хочет, чтобы её внуки, правнуки жили в «замурзанном городе, растерявшем славу…», чтобы «стала мачехой Волга людям в наши дни». Нинель Александровна выражает свои чувства с помощью вопросительных,  восклицательных предложений («Вы слышали это? Лотос к счастью?», «Волга, Волга, а была ли ты Волгой-матушкой рекой!»,  «Крылатой рождена – не стань горбатой!», «Ужель у нас для внуков сердца – нет?!») Автор ведёт диалог с молчаливым собеседником, то с Волгой, то с Астраханью. Значит, Мордовина использует такое художественное средство, как олицетворение. Помимо него очень много эпитетов («жёлтая», «тяжёлая вода», «полумёртвая вода», «лики потные», «волны злой отравы налиты», «смертный Аксарай», «многоэтажек грустный рай», «крылатой рождена»). Также много сравнений («как железный вал вода»; «волны злой отравой налиты, словно душенька тоской»; «не рекой течёшь – бедой»; «ах, Астрахань, - наш "маленький Париж”»; «вода из Волги, словно яд опасна»; «в Чернобыле уже стоят, пусты…»), гипербол («но…века не прошло, - почти до крыш замурзан город, растерявший славу…», «многоэтажек грустный рай всё ширится», «уже спешит на Землю новый век»). Есть ещё олицетворения («течёт беда», «полумёртвая вода», «волны больны», «радость искалечили», «дома вставали дивной красоты», «ах, Астрахань! – четыре века ты трудилась, защищала, торговала», «век спешит»), метафоры («крылатой рождена – не стань горбатой!»). Нинель Мордовина  использует обращения и в первом, и во втором стихотворениях, анафору – для яркого выражения своих чувств (Волга, Волга, а была ли ты Волгой-матушкой рекой?! Эта жёлтая, тяжёлая, полумёртвая вода; Ах, Астрахань!) В стихотворении «Город и горожане» она использует антитезу («крылатой рождена – не стань горбатой!»), выражая тем самым своё недовольство нашим отношением к великой русской реке.

 В стихотворении «Волга» показывается жестокость астраханцев к своему городу, и настойчивость поэтессы в призыве к  защите окружающей среды передаётся с помощью звуков [ж], [в], [о]. Хотелось бы заметить, что звук [о] рисует масштабную, широкую картину, часто повторяется в лирике, посвящённой родине. Нинель Александровна использует большое  количество глаголов (исчезают, кличут-плачут, течёшь, поила-нежила, запахла, льнули, ловчили, омывали, представляла, смотрят, не бережём, заплевали, загадили, вопим, искалечили, пить), подчеркивающих, какая была река,  что с ней раньше делали,  как использовали и какая Волга сейчас.

А в стихотворении «Город и горожане» звучит вера, что мы защитим город от самих себя, а город в свою очередь защитит себя от нас – горожан. И это ощущение веры передают часто повторяющиеся звуки [а], [о], [ш]. Также много глаголов и глагольных форм (подарен, вставали, блистали, знали, не прошло, замурзан, молчишь, грозит, трудилась, защищала, забыла, зависим, очнись, рождена, не стань, верили) и прилагательных (крылатой, горбатой, чисты, дивной, маленький, новый). Здесь важно действие и состояние города «до» и «после». Что было до появления нашего поколения (Астрахань в прошлом), что стало после нас (настоящая Астрахань).

В этих двух произвениях лирический герой боится за будущее своей родины, хочет сохранить красоту, чистоту города. На мой взгляд, если хоть раз прочитать стихотворение Нинель Мордовины, связанное с экологией, то действительно захочется задуматься над тем, что мы можем оставить своим потомкам: «Ужель у нас для внуков сердца – нет?!»

Но есть ещё одно стихотворение, которое называется «Лотос». И сравнив все три произведения Н.А.Мордовиной, мы сможем выяснить, как она пишет такие стихи, что она хочет ими показать нам – астраханцам.

 Лотос

Скоро снова у самого устья

Волга алый накинет платок, -

Это сотни бутонов распустит

Лотос – дельты заветный цветок.

 Сразу станут прохладней рассветы

И короче палящие дни:

Лотос – дар уходящего лета –

Зажигает в протоках огни.

И от этих огней над водою

Снова жарко аукнет в груди,

Словно мне путеводной звездою

Кто- то высветил путь  впереди.

Словно чей-то взволнованный голос

Окликает – до боли родной!

Роза Каспия – огненный лотос

Распылался над синью речной.

Вечным таинством света и цвета

Манит лотос людские умы…

Лотос – с счастью… Вы слышали это?

Да к добру ли для лотоса мы?

Мы – щадить не умевшие сроду

  Ни земли, ни воды, ни цветка…

Лотос к счастью?

Вся к счастью природа,

Оттого-то и дышим пока.

 .А.Мордовина использует местоимения множественного числа: «мы», «нас», когда говорит о какой-либо проблеме, угрожающей людям. Во всех своих стихотворениях посвященных теме экологии, она заботится о будущем наших потомков, да и о нашем будущем в целом. Природа для Мордовиной, её состояние превыше всего, ведь от неё будет зависеть наша жизнь. Нинель Александровна задаётся вопросом: «А не чужие ли мы?» - раз так относимся к своему, родному. Мордовина сожалеет, что сейчас, увы, не всё так хорошо и прекрасно, как раньше. Автор обвиняет нас, что мы не умеем беречь своё, она повторяет строчки, несущие один и тот же смысл в разных стихотворениях, посвященные теме «экологии». Например: « Мы – щадить не умевшие сроду…» - из стихотворения « Лотос» или « Что не бережем своё?» - из стиха «Волга». «Бездарности права, на власть  завысив»… Ужель у нас для внуков сердца – нет!!» - из стихотворения « Город и горожане». Но она говорит, что нам не поздно изменить эту реальность, « но время стать умней,  не миновало», « лотос к счастью? Вся к счастью природа, оттого то и дышим пока», « сами радость искалечили, разорвав святую нить… Нам бы жить по-человечьему, чтоб из Волги воду пить». Взволнованность проявляется почти в каждой строке стихотворений.

Во всех этих стихотворениях Нинель Александровна использует ямб с пиррихием. В них обязательно дается  описание природы до вмешательства человека, т.е. показывается, как должно быть в действительности, какой должен быть окружающий нас живой мир.

Рассмотренные стихотворения убеждают нас, что Нинель Александровна безумно любит свой город и просит нас, людей, живущих в нем, охранять и беречь его, как свое родное и самое ценное в жизни.

Поэтесса передает свою просьбу простыми словами, такими, какие мы используем в повседневной речи. Отсутствуют архаизмы, неологизмы, да и зачем они нужны, ведь мы говорим о насущных проблемах, которые  всегда окружали нас, о проблемах с которыми сталкиваемся каждый день. Ещё одной особенностью стихотворений Н.А.Мордовиной является преобладание в них сложных предложений. Каждое предложение несет много информации, в каждом – частичка души поэта («Скоро снова у самого устья Волга алый накинет платок – это сотни бутонов распустит лотос – дельты заветный цветок»;  «А когда – то наши прадеды льнули к этим берегам, и была им сила дадена Волгой – сердцу и рукам от зари и до зари»; «Дома вставали дивной красоты, театры мастерством игры блистали…»). Много в стихотворениях поэтических обращений: «Ах, Астрахань», « Волга, Волга». Они оживляют город, реку, придают им черты людей, что еще подчеркивается и олицетворениями: « Мой город, ты любовь моя и боль, - Услышь мой крик и встань себе в защиту; « Ах, Астрахань, ну что же ты молчишь?» Любимый пунктуационный знак Мордовиной – тире, отрывистое, резкое, контрастное. В этом знаке и противопоставление («Крылатой рождена – не стань горбатой!»), и введение приложения («Лотос – дар уходящего лета – зажигает в протоках огни», « Ах, Астрахань, -  наш маленький Париж…»).

Любит Нинель Александровна умолчание (много в ее стихотворениях многоточий), она словно останавливает свою речь, заставляя читателя задуматься, поразмышлять: « Лотос – к счастью…Вы слышали это?; И лишь многоэтажек грустный рай всё ширится.… А для чего?» Восклицательные и вопросительные предложения позволяют поэтессе вести диалог с читателями:

Лотос – к счастью… Вы слышали это?

Да к добру ли для лотоса мы?

Мы – щадить не умевшие сроду

Ни земли, ни воды, ни цвета…

Лотос к счастью?

Вся к счастью природа,

Оттого-то и дышим пока.

Много у Мордовиной противоставлений («Не рекой течешь – бедой…»; «Волны злой отравы налиты, словно душенька тоской»; «Волга алый накинет платок – это сотни бутонов распустит лотос – дельты заветный цветок»).

В стихотворениях Н.А.Мордовиной мною обнаружена одна композиционная особенность. Её произведения делятся на две части, каждую из которых можно условно назвать «до» и «после». В первой из них говорится о городе при наших предках, о природе, Волге до нашего вмешательства. А в последней - о городе, о природе, а вернее, о том, что мы с ней сделали. Для примера возьмём стихотворение «Город и горожане», так в нём в первой части автор использует такие выражения как: «Ах, Астрахань, - наш маленький Париж», «дома вставали дивной красоты», «улицы были чисты». А в части «после»: «замурзан город, растерявший славу…», «грозит удушьем смертный Аксарай», «вода из Волги, словно яд опасна», «крылатой рождена – не стань горбатой!», «ужель у нас для внуков сердца – нет?!»

Н.А.Мордовина – одна из тех поэтов, которые далеко не равнодушны к судьбе своего края, к уникальной его природе. Это поэт, у которого очень индивидуальная, неповторимая манера письма. Я брала в своей работе для анализа лишь три стихотворения, посвящённые теме экологии. Но они позволили мне прийти к следующим выводам:

в стихотворениях Н.А.Мордовиной, посвящённых теме экологии ведётся скрытый диалог поэта с читателем, выражается общая основная мысль: «вся к счастью природа», но она в опасности: «По Руси течёт беда»;

в поэзии Н.Мордовиной своеобразная система образов: река, лотос, город. Эти образы одушевлены, в стихотворениях они живые участники разворачивающихся действий;

стихотворения Н.Мордовиной отличаются композиционным своеобразием: делением на две части «до» и «после»;

излюбленными художественными средствами поэта являются эпитеты, олицетворения, метафоры;

стихотворения Н.Мордовиной отличает своеобразный синтаксический строй, а также фонетические и морфологические особенности.

Творчество Н.А.Мордовиной интересно современному школьнику, заслуживает пристального внимания и изучения.

Категория: Литература края | Добавил: Дмитриева | Теги: сценарии, Хлебников, Литература Астрахани, Астраханские писатели
Просмотров: 1577 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017