Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Астрахань [15]
Милый сердцу край [22]
Природа края [32]
Литература края [11]
И сердцем, и кистью, и звуком... [1]
Имена и память астраханских мест. [6]
Народы края [6]
Сценарии Е. Вечкитовой. [32]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 772
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Сценарии » Природа края

Памятники природы Астраханского края
20.03.2012, 05:37

Знакомство  С ПАМЯТНИКАМИ ПРИРОДЫ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ. Егорова В, В. 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ЗНАКОМСТВА С ПАМЯТНИКАМИ ПРИРОДЫ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ

Автор: Егорова Виктория Вячеславовна, воспитатель дефектологической группы МДОУ N28 г. Астрахани.


         План  по формированию экологического сознания дошкольников в подготовительной к школе группе в ходе знакомства с памятниками природы Астраханского края   разработан  нами  на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию («Программа воспитания  и обучения в детском саду» /под ред. М.А.Васильевой,  В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой).
Содержание  выполнения плана   направлено на развитие познавательной активности дошкольников, формирование у детей осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы. План  построен  по ступенчатому принципу. Был учтен опыт  авторов по проблеме экологического образования дошкольников (С.А. Веретенникова, Э.И. Залкинд, М.М. Марковская, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова и др.).  
ТЕМАТИКА  ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1: «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С АСТРАХАНСКИМ КРАЕМ»
Программное содержание. Закрепить представление о том, что Земля – планета, имеет форму шара, на ней много океанов, пустынь, рек, озер, гор, степей и т.д. Формировать знания о  расположении на глобусе и карте местности, в которой живут дети, как она называется.  Воспитывать любовь к природе, родному краю. Развивать творческое воображение.
ТЕМА 2: «Я – ЖИТЕЛЬ Г. АСТРАХАНИ»
Программное содержание. Формировать представление о том, кого называют  жителями Астраханской области, о людях разных национальностей,  об их культурных традициях, как они заботятся о своей родине. Воспитывать дружеские отношения и уважение к людям других национальностей.
ТЕМА 3: «ВОЛГА»
Программное содержание. Дать знания детям о том, что в Астраханском  крае  обитает много живых существ: в Волге   живут рыбы, на суше растут растения, обитают разные животные, живут люди.
ТЕМА 4: «ПУТЕШЕСТВИЕ В АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК»
Программное содержание: Закрепить знания детей о растительном и животном мире Астраханской области. Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса: знакомить с особенностями жизни животных (животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пищей и нуждаются в определенных условиях для выведения потомства); показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; формировать представление о том, что человек - часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность - обязательность человека;   познакомить с Красной книгой. 
Содержание работы построено  на принципах: краеведческий подход, преемственность, постепенность, экодеятельность. Изучение тем «сквозное» и содержание их взаимопроникаемо.  
Формы и  методы работы: экскурсии по  экологической  тропе, рассматривание  иллюстраций, конкурсы,  викторины, наблюдения,  экологические сказки,  инсценировки, игры.          
Для проведения занятий создано предметное окружение детей объектами местной природы: экологическая тропа на территории детского сада, иллюстрации о местных памятниках природы, природный материал, поделки из природного материала, детские  книги о природе (Чуйков Ю.С. Сказки старой ивы. //Центр экологического образования населения Астраханской области. – Астрахань,  2001).     
Вначале уточняются и формируются представления детей об особенностях местности, в которой они живут, затем о мире растений и животных  края, и  потом как  заботится о  месте, в котором живут дети.
Методика  проведения занятий.
Воспитатель приносит в группу географическую  карту Астраханской области, глобус.  В свободное время предлагает детям рассмотреть глобус и карту, подумать, что обозначает пять цветов: синий, зеленый, желтый, коричневый, белый. Затем показывает Каспийское море, рядом с которым они живут.    Главное на данном этапе привлечь внимание детей к глобусу,  к карте, вызвать интерес и желание узнать  больше  о том месте, где они живут. 
Проверить и закрепить знания детей   помогают   дидактические  игры  «Рассели животных», «Из чего построить дом жителям пустыни, севера?», «Что где растет?».
В дидактических играх  используются   наборы картинок или фигурок, которые дети располагают на карте. Игры  проводятся   и в словесной форме, и в подвижной (с мячом), с выигрышем фантов.
Интерес у детей вызывают книги  Н. Сладкова «Разноцветная земля» и Ю.С. Чуйкова «Сказки старой ивы». 
С детьми  рассматриваются фотографии реки Волга, Каспия, тружеников Астраханского края. Данная информация вызывает живой интерес у детей подготовительной к школе группы.  Воспитатель  внимательно присматривается и прислушивается  к детям после занятия, чтобы научить  рассказывать о новых впечатлениях, которые они получили, спрашивать дополнительные сведения у взрослых,  с чем-то не соглашаться. Далее педагог делает заключение о характере усвоения новой для них информации. И только когда интерес к информации начинает снижаться,  работа с детьми продолжается дальше. 
Дальнейшее направление работы идет по линии ознакомления детей  с конкретными растениями и животными, относящимися к памятникам природы Астраханского края. Воспитатель начинает разговор с рассматривания картинок, где изображен лотос, как растет чилим (речной орех), какую пользу приносит двугорбый верблюд, кто такая антилопа-сайга, чем славится озеро Баскунчак и др. Воспитатель рассказывает о заповеднике.   После такой предварительной работы проводится  обобщающая  беседа о том, что Земля   многоообразна. Каждый край имеет свои климатические особенности, а следовательно и особенный растительный и животный мир, которым мы гордимся. Дети знакомятся с понятием «заповедник», его назначением.  
Такая работа  проводится не только и не столько на занятиях, сколько в беседах с подгруппами детей, во время рассматривания книг, картин, растений местности,  в которой живут дети,  или после путешествий детей с родителями по Астраханской области, после так называемых выездов на природу.    
Нужно отметить, что работа проводится самая разнообразная. 
В контексте общего рассказа детям о  своей малой родине,  постоянно проводятся  беседы  и том, что люди,  живущие здесь,  стараются сохранить все  то  богатство, которое мы имеем. Поэтому и была создана книга природы Астраханского края, чтобы все  обратили внимание, что мир вокруг нас очень хрупок, нужно сохранить все то достояние, которым мы обладаем.        Во время наблюдений за погодой  обращается  внимание детей на то, что времена года в Астраханской области имеют свою специфику, их протекание не всегда такое, как в других местностях России. 
У детей закрепляются  знания о том, что как и в других областях, в  Астраханской области бывают все четыре времени года: зима, весна, лето и осень, но они имеют разную продолжительность. 
В течение учебного года дети   наблюдают  за осенними  явлениями погоды. Составляют совместно с воспитателями рассказы по наблюдениям: «Хороша астраханская   ранняя  осень.  Утомительная летняя жара уже спала, но в природе   всё   ещё   много тепла и света. Дни укорачиваются, осеннее солнце греет меньше. Наконец наступают пасмурные дни. Чаще идут моросящие осенние дожди. Ненадолго снова оживает нижневолжская природа:  сухие   степи и пустыни ещё раз покрываются зелёными травами, только их не так много и они не столь густы, как весной. После ночных и утренних заморозков листья на деревьях сначала желтеют, а потом облетают и осыпаются. Улетают на юг перелётные птицы. С начала осени заморозки бывают очень редко и только ночами. Немало работы в садах и на огородах: люди перекапывают и удобряют землю. Плодовые деревья и виноградные   кусты   подготавливают   к   зиме:    удаляют ненужные ветки и лозы. Чтобы виноградники не вымерзли, растения укрывают от морозов. Потом выпадает первый снег, постепенно покрываются льдом Волга и её рукава, протоки и пресноводные озёра. Насекомые и пресмыкающиеся, успевшие
скрыться от морозов, засыпают на всю зиму в глубоких норах и в почве».
Дети в процессе наблюдений за зимними явлениями делают вывод, что зима морозная, но непродолжительная, зато лето длинное и жаркое. Самым коротким временем года считается весна. Дети замечают, что часто у дуют ветра. Воспитатель объясняет, что на их пути нет никаких препятствий, поэтому ветры свободно проходят над Прикаспийской низменностью. Если ветры дуют с севера, то приносят холодный воздух. Затем, дети, чтобы закрепить признаки зимы заучивают стихотворение. 
ЗИМА
Текла,  навивалась,   блестела
Река   меж   зелёных  лугов,
А   стала   недвижной   и   белой,
Чуть-чуть   голубее   снегов.
Чернеют   прибрежные  ивы,
Из   снега   торчат   тростники,
Едва  намечая   извивы
Пропавшей   под   снегом   реки.
Лишь   где-нибудь   в   проруби   зыбко
Играет   и   дышит   вода,
И   в   ней   краснопёрая   рыбка
Блеснёт   чешуёй  иногда.
(С. Маршак)
Воспитатель отмечает, что снег держится в дельте Волги всего 40—50 дней. Нередко бывают годы, когда снежный покров совсем отсутствует и земля остаётся голой. Воспитатель подводит детей к тому, чем занимаются люди зимой. «Морозная зима не мешает труженикам села. Они в это время готовятся к весенним полевым работам: очищают семена, вывозят удобрения, приступают к выращиванию рассады». Дети составляют небольшие рассказы: «На фермах и зимних пастбищах животноводы ухаживают за скотом и домашней птицей. Рыбаки  ловят  из под льда рыбу. Весело зимой детям. Если зима морозная, они катаются на санках  и коньках, строят снежные крепости».
Воспитатель беседует с детьми о весне. «Всё выше поднимается  полуденное  солнце,   больше тепла льётся с ярко-синего неба.   Длиннее   становятся дни. Природа оживает и освобождается от зимнего сна. То тут, то там проглядывает тёмная земля. Кое-где появилась молоденькая травка. Лёд на Волге, её протоках и на озёрах темнеет. С каждым днём   весна   набирает
силу. Волга   освобождается   от   ледяных   оков.   Белые льдины, залитые ярким солнцем, медленно плывут вниз по реке».
С интересом дети также слушают о ледоходе: «Ледоход на Волге проходит обычно ранней весной— в первой половине апреля. После этого вода в реке быстро прибывает. Наконец она выходит из берегов и затопляет все низкие места: луга, пастбища и даже невысокие   возвышенности.   Куда   ни   взглянешь — почти везде вода. Она пришла к нам   издалёка.   Волга   принесла её со своих таёжных  дальних верховий, где много снегов, где весна   начинается   позже,   чем   в   наших краях».
Воспитатель  поясняет детям, что  весна в дельте Волги короткая. Погода в это время года ясная и нередко засушливая, дожди бывают нечасто. Температура воздуха быстро поднимается. День ото дня становится всё суше и жарче. Но нередко в начале весны случаются заморозки. Они приносятся северными ветрами. 
На экскурсии задает следующие задания: . 
1. Понаблюдайте за погодой и сравните ее с погодой, которая была зимой. 
2. Посмотрите, в каких местах снег уже растаял, а в каких еще сохранился. Отличается ли внешний вид снега весной от его вида зимой? 
3. Понаблюдайте, изменились ли почки лиственных деревьев и кустарников? Появились ли на деревьях и кустарниках листья? Обратите внимание на то, появились ли цветущие травянистые растения? 
4. Посмотрите, появились ли насекомые? В каких местах? Появились ли лягушки и другие животные, которых не было зимой? 
5. Выясните, прилетели ли какие-нибудь перелетные птицы, послушайте их голоса. 
6. Обратите внимание, произошли ли изменения в жизни зимующих птиц и зверей? 
Итогом всей работы  является проведение  праздника «Наш дом Астраханская земля», который позволяет  закрепить все те знания, которые дети получили в ходе ознакомления с родным краем. А также  проводится викторина  «Знаешь ли ты родной край».
Описанную выше работу мы предлагаем включать в контекст разнообразной деятельности детей и поддерживать у них интерес к этой теме.

ПРИЛОЖЕНИЕ 
Конспект занятия
«ПУТЕШЕСТВИЕ В АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК»
Программное содержание: Закрепить знания детей о растительном и животном мире Астраханской области. Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса: знакомить с особенностями жизни животных (животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пищей и нуждаются в определенных условиях для выведения потомства); показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие животных организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек - часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность - обязательность человека;   познакомить с Красной книгой. 
          Оборудование: иллюстрации животного и растительного мира, карта Астраханской области, Красная книга, природный материал.
          Ход занятия. 
Сегодня у нас необычное занятие, мы совершим путешествие вот в эту точку Астраханского края, Астраханский государственный биосферный заповедник.
- Вспомните, что обозначает слово заповедник. 
- Каким путем мы можем туда добраться? Принимаются предложения детей. Выбирается способ передвижения. 
Воспитатель выступает в роли экскурсовода. 
Рассказ воспитателя. В заповедник попадем по Волге. Устье реки Волги с её многочисленными рукавами и островами имеет
неповторимую и очень богатую природу. Своеобразны природные условия нашей области. 
Здесь   нет   лесов.
Камыш.   Вода.
И ночи чёрные, как угли,
Бросающие   невода
И   сети   млечные   на   джунгли.
Восток несёт сюда пески
Из раскалённых Каракумов.
И, если встанешь на носки,
Увидишь даль холмов угрюмых.
В   них   пирамидами   стоят
Многовековые   барханы.
А   на   границах  их   подряд
Висят   песчаные  туманы...
(Б. Филиппов)

- Дети, что вы видите вокруг? Дети  рассказывают о том, что можно увидеть на реке. 
Экскурсовод предлагает высадиться на острове.  Дети преодолевают «полосу препятствий». 
- Вот мы в заповеднике. Прежде всего,  для охраны всей природы и особенно дикого животного мира у нас создан Астраханский государственный заповедник. Он организован    в 1919 году. Здесь   вся  природа  находится   под   охраной: нельзя ловить рыбу, отстреливать птиц и зверей.
В заповеднике    запрещено    вырубать   леса,   косить   траву, распахивать землю. Выделены даже такие участки, где нельзя появляться людям.     Под зоркой охраной человека заповедник стал привольным местом для всего живого. Весной на мелководьях можно встретить разнообразную рыбу?   Дети высказывают предположение
Воспитатель продолжает: мечут икру судаки и лещи, щука и вобла,   лини и краснопёрки,  сомы и налимы, а также многие другие виды рыб. 
Охраняются и глубокие зимовальные ямы, в которых рыба скапливается в холодное время года. В густых нетронутых зарослях тростника и других трав, в прибрежных лесах и среди кустарников скрываются четвероногие   обитатели заповедника: выдры и лисицы, кабаны и многие другие звери.
Цветет воспетый в песнях Волжского понизовья лотос. Что вы о нем знаете?  Редкостный цветок этого растения имеет нежные бело-розовые
лепестки   и   издаёт   тонкий   приятный   аромат.  (Девочки исполняют танец «Лотос»).                                                       
В заповеднике особенно много птиц. Каких? С утра и до вечера не              смолкает     птичий разноголосый хор. Пернатые обитатели всюду: на земле и в воздухе,  на деревьях — в несколько этажей — и на воде... Многие из них имеют   необычный вид. Вот, например, колпица. У неё высокие тонкие ноги                 и белое оперение. Длинный клюв этой птицы расширен на конце в виде                плоской лопаточки или ложечки. У белой цапли на изящной головке
нежные перья.  Из-за них эту редкостную птицу  почти полностью               истребили жадные до наживы охотники. Прекрасными и дорогими перьями             цапель в те времена украшали женские шляпки. Теперь в заповеднике белые                цапли снова стали многочисленными. А сколько здесь уток и куликов, чаек               и лебедей, лысух и караваек, пеликанов и бакланов и многих других
представителей птичьего царства!
          Через дельту Волги пролетают десятки тысяч птичьих стай. Весной                             они летят    с юга на север, а осенью — обратно. В Астраханском заповеднике эти крылатые путешественники находят приют, спокойный отдых и обильную пищу. Чтобы точнее узнать, где эти птицы гнездятся и зимуют,   какими путями пролетают, в заповеднике проводится кольцевание. 
          Для кольцевания птиц ловят сетями. К ноге пойманной добычи  прикрепляют лёгкое металлическое колечко, после чего пернатых путешественников   снова выпускают на волю. На каждом колечке указаны номер, время и место  кольцевания. 
Проводится игра «Лягушки и цапля».
Рассказ воспитателя о Красной книге. 
Животные  и растения, занесенные в Красную книгу  РФ и встречающихся в Астраханской области  (воспитатель показывает  слайды):

Животные
Белый журавль
Розовый пеликан Фламинго
Мраморный чирок
Орлан-белохвост
Беркут
Степной орел
Скопа
Дрофа
Гигантская вечерница
Кудрявый пеликан
Малый лебедь
Савка
Орлан-долгохвост
Орел-могильник
Сапсан
Султанская курица
Стрепет
Хорь-перевязка
Выхухоль

Растения
Самшит вечнозеленый
Лотос орехоносный
Водяной орех (чилим)
Тюльпан Шренка
Смолевка астраханская

 

Вот и закончилась наше путешествие. А теперь давайте зарисуем  то, что нам понравилось в заповеднике, чтобы потом не забыть рассказать об этом нашим друзьям и родителям. (Воспитатель  во время рисования тихо беседует с каждым ребенком: что он рисует,  почему? О чем расскажет потом родителям?) 
В конце занятия дети выставляют рисунки, называют  изображение. Делятся впечатлениями.



Источникhttp://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac295.html
Категория: Природа края | Добавил: Дмитриева | Теги: астраханская природа, памятники природы Астраханского кра, сценарий
Просмотров: 1891 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017