Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела  
Астрахань [15]
Милый сердцу край [22]
Природа края [32]
Литература края [11]
И сердцем, и кистью, и звуком... [1]
Имена и память астраханских мест. [6]
Народы края [6]
Сценарии Е. Вечкитовой. [32]


Форма входа


 Наш опрос
     
Оцените мой сайт
Всего ответов: 815
  

С 7.02.2013 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Сценарии » Сценарии Е. Вечкитовой.

Загадки соляных куполов и озер: историко-познавательный час. Вечкитова Е. Д.
29.03.2012, 18:02

Ведущий  1. Много соляных озер  в астраханской степи. Соль  притягивала сюда многих людей с давних пор. Старожилы рассказывают о том времени, когда они и их предки сами ходили,  ездили за солью - кто на верблюдах, кто на быках, кто на лошадях. В древнейшие времена ломали соль скифы, хазары, половцы, татары и другие народы, проживающие здесь, на астраханской земле. Слабая заселенность края, набеги орд диких кочевников, разорявших возникавшие на промыслах селения, тормозили развитие соляного промысла на территории нашего края. Промысел охранялся от нападения степняков, разорявших промысел, с помощью специально созданного вооруженного отряда.

Ведущий 2. Здесь в астраханских краях было распространено чумачество. Предприимчивые смелые люди из вольных казаков и зажиточных крестьян, люди с других мест, из самой Астрахани собирались группами по 40-50 человек, потому что было опасно из-за набегов кочевников. Несколько обозов отправлялось за солью. Чумаки приезжали на озера, покрытые рапой, ломали кусками и грузили ее на подводы, запряженные лошадьми, верблюдами. Они отправляли соль в другие места России, откуда везли хлеб, деревянные изделия и другие товары. Не всегда возвращались в родные места эти люди, потому что погибали от рук кочевников, не всегда помогало им их  вооружение.

Ведущий 1. После присоединения Астраханского края к Московскому государству и основания Астрахани и распоряжения русских солепромышленников оказались новые источники соли - соляные озера. Солепромышленники в озерах волжского понизовья получили доселе невиданные источники, которые сами «садили» соль. Это именно про нашу астраханскую соль можно сказать пословицей: «Воды боится, а из воды родится». Озера называли «самосадочными», а соль «самосадкой»  Сами источники способствовали рождению этого каменного чуда. В течение длительного времени астраханские озера были единственными источниками самосадочной соли.

Ведущий 2. С 1705 года добыча и продажа соли перешла в руки казны. Купцом Герасимом Юрьевым было написано царю Петру 1 письмо, в котором рассказывалось об астраханских соляных озерах. О богатстве этих озер узнал известный солепромышленник того времени Г.Д Строганов, он и занялся разработкой новых соляных озер. Но в 1910 году после  доноса государю того же купца Г. Юрьева было проведено расследование, после которого у Строганова были отобраны и отданы в откуп местным астраханским купцам. С 20-х г 18 века соль с низовьев Волги вывозилась в Тамбов, Калугу, Москву, Тверь и Петербург. В конце 18-начале 19 в.в. начинают обращать внимание на качество соли, вывозившейся из Нижнего Поволжья в центральные районы России

Ведущий 1. Значительная часть соли продавалась в самой Астрахани и использовалась для посола рыбы. Соляной промысел в Астраханской губернии имел второе значение после рыбного.

Государство от соледобычи имело большие прибыли. Однако менее заботилось  о тех, кто добывал соль и занимался ее перевозкой. Труд ломщиков соли почти не отличался от каторжного. Работать приходилось под открытым небом при сильной жаре, стоя по пояс в крутом соляном растворе (рапе). Орудиями труда служили лопата, пешня и лом. Долгое время ломщиками соли были крестьяне из центральных губерний и казахи, называемые в то время киргизами.  Продолжительность рабочего времени определялось по солнцу, от утренней зари до вечерней. Условия были каторжными. От имени голодного казаха,  работающего на соляном промысле, П. Васильев в одной из своих  поэм написал:

И острый  русский

Сапог

А вдоль Денгиза

Джут, джут,

И скот

Подыхать от голода

Лег.

До смерти остались

Одни вершки-

Мы жить хотим

И ползем.

Дохлых коней кишки

И пальцы свои грызем!

Ведущий 2. Отсутствие на промысле врачей приводило к многочисленным болезням, усугублявшим тяжелую участь людей. Заболеваемость у рабочих была огромной, а медицины никакой. В  90-х годах 19 века во всей Астраханской губернии было всего лишь два врача на всю губернию! Ноги покрывались десятками язв, растравленных едкой рапой.   Не лучшим было положение перевозчиков соли. Работа чумаков была опасной. Не было условий ни для рабочих, ни для животных, занимавшихся извозом.  Не было колодцев для водопоя скота, корма для него, почти не было постоялых дворов на солевозных трактах.

Ведущий 1. Откуда соль появилась  в Нижнем Поволжье,  что сыграло роль в становлении астраханского рельефа? Ученые дали этому свое объяснение. Территорию Астраханского края не раз в древние времена покрывало море. Соли, образующие соляные купола, образовались в пермский период, они осаждались из осолоненных заливов, являвшихся частью палеозойского моря, занимавшего огромную поверхность планеты.

В книге С. Моторина «Озеро» Собачья голова» написано, что неоднократно территорию Нижнего Поволжья заливало море. В Пермский период истории Земли (225 млн.  лет назад) возникает новое море - Пермское. Его волны на западе омывают берега, лежащие западнее Москвы, на востоке они подходили к склонам Урала, с севера на юг мое простиралось до обширного Южного океана, омывавшего тогда берега, проходившие по современным границам современного Индостана. Отступая к югу, оно уменьшается в размерах и превращается в огромное горько-соленое озеро с заливами и лагунами. На дне этого озера образовались большие запасы соли и гипса. Таким образом, за счет этих пермских отложений образовались соляные купола: Г. Эльтон, Малое Богдо и Большое Богдо, Индер, Чапчачи и другие. Гора Чапчачи(«Рубленая») имеет примерно  50 м абсолютной высоты и только на 20-30 м  поднимаются над поверхностью степи. Поверхность купола покрыта песчано-глинистым чехлом. Далее в книге С. Моторина «Озеро» Собачья голова» говорится: «Возвышенности «Чапчачи» («Рубленая») и Бишчохо («Пять холмов»), лежащие в 75 км к юго-востоку от горы Б. Богдо, имеют в среднем 50 м. абсолютной высоты и только на 20-30 м. поднимаются над поверхности степи. Они знаменуют выход на восточном склоне одного из бугров кристаллически-чистого, совершенно прозрачного массива соли. Площадь вершины купола составляет около трех квадратных километров, а запас соли в ней достигает полмиллиарда тонн. Купол считает считать открытым, хотя значительная часть его поверхности покрыта песчано-глинистым чехлом. Все описанные нами купола старше таджикских на 45-50 миллионов лет, и связаны с пермским периодом палеозойской эры»

Ведущий 2. Первые сведения о горе Чапчачи относятся к 1767 г., когда жена калмыцкого князя Замьяна прислала в Астрахань образцы каменной соли губернатору Бекетову. Для обследования местности был направлен прапорщик Вязель. В его донесении сказано: « … На месте, называемом Чапчачи, под буграми, соль лежит неразрывными слитками, толщиной в два аршина, пробы были взяты в четырех местах, и соль оказалась одинакового качества…»

В 1873 г. Чапчачи были исследованы Барбот-де-Марни, который, заложив 14 буровых скважин, обнаружил, что на глубине от двух до 25 м от поверхности лежит чистейшая, похожая на литое стекло каменная соль. Чапчачинская соль считалась самой чистой в мире. Она содержала 99, 97 % натрия, хлора. В Чапчачах также были найдены небольшие объемы селитры и железа. (Книга Декина «История Астраханской губернии»). Общая площадь, под которой лежит соль, составляет почти 3 кв. км. Очевидно, что это тоже вершина Сохиной горы. Залежи соли были расположены на участке протяженностью и шириной 450 саженей. Пробуренная скважина на 40 саженей не достигла грунта. Слой соли находится под «крышей» глины и песка толщиной от двух до девяти аршин.

Эти возвышенности - Бишчохо и Чапчачи состояли из коротких цепочек невысоких холмов. Один из склонов горы Чапчачи был очень крутой, как будто обрублен. Чапчачинская возвышенность поднималась  над окружающей степью на 21 метр. Малое Богдо - на 30. Абсолютная высота их значительно  выше - 45 и 64 м соответственно.

Ведущий 1.  В конце 17- начале 18 века соль добывали в 14 озерах, в том числе и на Чапчачинском месторождении. Возле Чапчачей были соленые озера Хопт, Молякта. Где находятся или находились эти озера, неизвестно. Возможно, они были занесены песком.

Разработка соли велась ямами и продолжалась до 1877 года, а прекратилась по требованию властей. Власти требовали вести разработки шахтным способом. В журнале «Отечественные записки за 1873 г. (по сведениям И. Жилякова в статье «Судьбы людские в газете Ленинский путь-25.7 1989г.) говорилось: «Добыча соли при употреблении пороха, приходилось в 0,8- 0,9 копеек за пуд, без употребления пороха в 1, 8 копейки за пуд».  Поэтому приходилось добывать вручную при помощи ломов и кирок, а потом еще перевозить до нужного места.

Ведущий 2. На географической карте Астраханской губернии 1901 года была обозначена помимо других географических объектов и гора Чапчачи. Гора Чапчачи была высотой  72, 3 фута (примерно 22 м).  Самосадочную  соль просто сгребали лопатами и сваливали, затем грузили,  доставляли к реке Ахтубе и транспортировали до пристани Петровско-Дмитриевской на Волге. Сюда везли крестьяне Енотаевского уезда из штолен горы Чапчачи, расположенной в 60 верстах от пристани. На Чапчачинском месторождении работали крестьяне из близлежащих сел. Но чаще всего они занимались извозом, так как у них была тягловая сила: лошади, быки. Например, михайловцы не отказывались от заработка на перевозке соли с озера Баскунчак и горы Чапчачи. В 1877 году они заработали на перевозке соли 2800 рублей. За доставку соли платили от 6 до 7 рублей 50 копеек.  (Из статьи Декина Н.И «В прошлом веке его в шутку называли Волочаевкой»- Харабалинские вести, 1999-4 ноября)

Ведущий 1.  О Чапчачинском месторождении писали не раз газеты, журналы, книги. О чапчачинской соли написано в книгах «Природа и история Астраханского края», Е. Руденко «Загадки бугров Бэра», С. Моторина «Собачья голова» и других. «…Академик Паллас в 1773 году посетил Чапчу и выехал к Ахтубе», - писал Н. И. Декин. В статье  А, Маркова «Порт- Артур пал…», напечатанной в Астраханских известиях за 2 декабря 2004 год написано, что в 1904 году  в книжные магазины  поступила только что изданная  в С-Петербурге В. И. Губинским книга «По великой русской реке. Очерки и  картины Поволжья». Автором этой книги была бывшая астраханка, член ученого комитета Министерства Народного Просвещения А. П. Валуева (Мунт), которая очень ярко, образно описала свои путешествия по величайшей европейской реке. Побывала она в соляной слободе Владимировка, на озере Баскунчак, возле соляной горы Чапчачи.

В Астраханском областном краеведческом музее можно видеть образцы каменной соли из чапчачинских месторождений в виде не только геометрически правильно вырезанных монолитов, но и в виде художественно выполненных искусными мастерами статуэток. ( Е Руденко Загадки бугров Бэра- Волгоград: Нижневолжское книжное издательство, 1973)

Ведущий 2.  О частных разработках соли упоминает книга "Большого Чертежа” (1627 г.): "а в озере том ломают соль, чиста как лед” Исследователь соледобычи В. Таркема считал, что: "Хотя ещё в XVI в. русские появились на горе Чапчачи и добывали каменную соль, но на это можно смотреть лишь как на неудобный опыт, вскоре оставленный: даже на озерах Эльтонском и Баскунчакском русские промышленники утвердились после 1665 г., когда кочевавшие в той степи калмыки приняли подданство России. Последним, впрочем, не мешало продолжать свои набеги и разорять возникшие на промыслах селения. Соль приходилось добывать под охраной ратных людей”. [25; 127] Таким образом, понятно, что добыча соли на севере губернии было делом затратным и далеко не безопасным, почему и не вызывало особого энтузиазма у промысловых людей. Добавим к этому, что монополия государства,— а с 1731 г. астраханские разработки стали переходить в руки казны [10; 86], препятствовала развитию частного предпринимательства и, следовательно, удешевлению работ. Что за гора Чапчачи, сейчас вряд ли кто может сказать точно. Одни говорят, что станция стоит на этой горе, другие связывают гору с бэровскими буграми.

Соляные озера, как это доказано в книгах,  богаты лечебной грязью. Старожилы рассказывают, что здесь, на соляные чапчачинские озера приезжали на грязелечение. Хотя об этом нет никаких источников.

Ведущий 1. Добыча соли на горе Чапчачи со временем оказалась дороже по сравнению  с добычей в озере Баскунчак, поэтому прекращается. «1885 год. Пущена в эксплуатацию Баскунчакская железная дорога: Баскунчак - Владимирская пристань. А за два года до этого прекращена селедобыча на озере Эльтон. В этом же году то же самое случилось на озере Чапчачи. Вот они – плоды рыночной конкуренции».- Лысов И. Двадцать восемь с половиной десятилетий Астраханской губернии - Астрахань: Новое время, 2002, № 3-4- с. 46.

Ведущий 2. В нашем крае около 700 соленых озер. В степях, прилегающих к левому побережью Нижнего Поволжья, находятся пять соленых озер: Баскунчак, Эльтон, Горько–соленое, Боткуль,  Арал – Сор, являющихся величайшими в Европе и одними из крупнейших в мире. Самое знаменитое из них – оз. Баскунчак.

Чтец.  Что за озеро такое –

Сразу не поймешь никак –

Не простое, соленое,

Наше – чудо Баскунчак

                                     Павлов Д.

Ведущий 1. Названию озера Баскунчак дается много объяснений. Слово «Баскунчак» в переводе с казахского означает « уважаемый человек», «бас-кунчак» - собачья голова: «Усканчак» - в переводе с тюрского означает «озеро, залитое солнцем» или «солнечное озеро».

Баскунчак - самое большое соленое озеро в России. Поэтому и называют  всероссийской солонкой. Про это озеро сложено много легенд и одну из них я вам расскажу:

Рассказчик. Жил – был богатый  бай. У него была красавица дочь, обладавшая светлым умом и прекрасным характером. Отец мечтал отдать свою дочь в жены богатому  джигиту. Сватались многие, но уходили ни с чем. Однажды девушка, гуляя по степи, встретила молодого человека. Он был бедным пастухом. Они полюбили друг друга. Однажды девушка прибежала к возлюбленному и  рассказала, что отец решил выдать ее замуж за богатого, старого и немилого соседа. Юноша поскакал на лошади к ее отцу, чтобы уговорит его отдать ему в жены свою дочь. Но бай приказал избить парня. Юноша скончался. Девушка в отчаянии убежала к оврагу под горой и стала плакать. От ее слез образовалось озеро. С тех пор меня называют «озером слез». И поныне в сильный ветер у горы Богдо слышны глухие стоны, это плачет девушка о несостоявшейся любви.

Ведущий 2. Недалеко от  оз. Баскунчак находится гора Большое Богдо – самая высокая точка области. Она представляет собой  соляной  купол. Особенность горы состоит в том, что фундаментом, ядром горы явля­ется монолит каменной соли. Богдо называют еще и «поющей» горой,  так как  даже при умеренном движении  воздуха на скалистых склонах слышен  неясный гул, напоминающий бормотание. Это происходит из-за  гуляющего  ветра по пещерам расщелинам горы. Есть и такая легенда. В незапамятные времена два подвижника по велению Да – Ламы, несли гору с берегов Урала на Волгу. По дороге они встретили красивую женщину. Один из мужчин, увидев ее, ослаб духом, и гора погребла его собой. С тех пор на этом месте образовалась гора, которую прозвали «святой». (Легенда в пересказе А. Боженой). Об этой легенде поэт Велимир Хлебников писал:

Где Волга прянула стрелою

На хохот моря молодого,

Гора Богдо своей чертою

Темнеет взору рыболова.

Слово песни кочевое

Слуху путника расскажет:

Был уронен холм живой,

Уронил его святой, -

Холм, один пронзивший пажеть!

А имя, что носил святой,

Давно уже краем забыто.

Высокий и синий, боками крутой,

Приют соколиного мыта!

Стоит он, синея травой,

Над прадедов славой курган…

Ведущий 1. Соль всегда имела большое значение в жизни человека. Соль всегда занимает видное место на обеденном столе в скромной солонке в каждом доме.   Соль имела равноценное значение с хлебом в жизни русского народа. Хлебом и солью встречали своих полководцев, героев, вождей, встречают новобрачных. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и верности. В русском народе существуют пословицы:                      

Как стол ни накрывай, без соли не обойдешься

Дурное слово не за хлебом – солью сказано.

Без хлеба- соли   разговор не вяжется

Хлеб- соль не допустит врага сотворить зла

Хлеб – соль кушай, а добрых людей слушай.

и другие.

Ведущий 2. Много разных историй можно рассказать о соли: об истории происхождения, о его добыче, истории развития соляного промысла в Астраханском крае, о ее значении в жизни человека и о многом другом. Нами рассказано лишь немногое из этого. Остальное мы  вам предлагаем  узнать из книг, предложенных на книжной выставке.  (Проводится обзор книг)

 

Использованная литература:

1.     Руденко Е. Рассказы о сбывшихся мечтах- Астрахань: Волга, 1957

2.      Марков А. С. Были Астраханского края. – Волгоград, 1971

3.      Моторик Г. Озеро «Собачья голова»- Астрахань, 1993

4.      Природа и история Астраханского края – Астрахань: Нижневолжское издательство, 2004

5.       Руденко Е. Загадки бугров Бэра – Волгоград, 1974

6.       Декин Н. И. История Астраханской губернии (копия рукописи)


Категория: Сценарии Е. Вечкитовой. | Добавил: Дмитриева | Теги: чапчачинская соль, добыча соли, сценарий, астраханская соль
Просмотров: 1573 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2024