Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Общие данные [4]
Достопримечательности [37]
История Астрахани [30]
Астраханский Кремль [15]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 778
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Астрахань » Астраханский Кремль

Троицкий собор в Астрахани
 Троицкий собор в Астрахани

Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Астрахань

Астраханский во имя святой Троицы мужской монастырь был основан в 1567-1568 годах игуменом Кириллом, который был послан из Москвы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным для создания при первой астраханской деревянной церкви во имя святителя Николая общежительного монастыря. К 1573 году из дерева, привезенного из Казани, был сооружен храм во имя Святой Троицы. 

Основное описание

 

В 1592 году, когда в Астрахани началось каменное строительство, был возведен Троицкий собор, освященный в сентябре 1602 года. В соборе существовал придел во имя святых Бориса и Глеба, при сооружении которого использовали кирпич разобранной для этой цели Зеленой мечети на Ахтубе. Строительство в монастыре было прервано событиями Смутного времени, когда монастырь был разграблен. Работы возобновились в 10-х годах XVII века. В период восстановления монастыря был перестроен Троицкий собор и сооружена кирпичная трапезная. Храм, увенчанный пятиглавием, выглядит единым сооружением, но внутри он разделен аркой на два самостоятельных компартимента, перекрытых крестовыми сводами. Пластика фасадов храма и палат, декорированных профилированными филенками, позволяет поставить их рядом с московскими постройками времени Михаила Феодоровича, в которых интерпретируются итальянские мотивы предшествующей эпохи. В 1696 году обветшавший Троицкий собор и колокольня были разобраны. Возведение нового храма на месте прежнего началось в 1697 году, в 1700 году собор был освящен. В результате перестроек появилась уникальная композиция, объединяющая соборный храм и более раннюю Введенскую церковь с трапезной в единый комплекс. Как и воздвигнутый немногим позже астраханский Успенский собор, Троицкий храм принадлежит к постройкам, имеющим своим прообразом Успенский собор Московского Кремля. Организация внутреннего пространства Троицкого собора повторяет композицию наоса кремлевского образца. Существующий ныне комплекс Троицкого монастыря, пережив многие испытания (пожары, запустения), в 1919 году был отремонтирован на средства купца Обезьянина и обрел новую жизнь. В 1930 году Троицкий собор был закрыт, в нем разместился окружной архив. В результате проведенных в 70-х годах реставрационных работ в соборе вместо шлемоподобных куполов были сооружены купола луковичной формы, покрытые листовой медью, установлены позолоченные кресты, воссоздана галерея-гульбище, расчищены белокаменные детали по карнизу. С 1973 года монастырские постройки входят в состав историко-архитектурного ансамбля «Астраханский кремль». Сегодня Троицкий собор – сложный архитектурный комплекс, к которому пристроены Сретенская и Веденская церкви, а также Большая и Малая трапезные палаты Троицкого монастыря. Троицкий монастырь - замечательная сокровищница древнего искусства, величайшая духовная ценность. В 1614 году в Троицком монастыре жили Марина Мнишек и атаман Иван Заруцкий, бывал здесь и Степан Разин. Под сводами собора похоронены первые астраханские архиереи: архиепископы Онуфрий, Макарий и Рафаил. Троицкий монастырь хранит в себе память пребывания в нем астраханского угодника священномученика Иосифа. Недалеко от монастыря находится Кирилловская часовня.

Источник: www.suvenirograd.ru

HTTP://WWW.RUSCHUDO.RU/MIRACLES/3521/    


АСТРАХАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

находился на территории кремля в Астрахани. Основан в 1567/68 г. игум. прп. Кириллом, к-рый был послан из Москвы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным для создания при первой астраханской деревянной ц. во имя свт. Николая (построена в 1558-1560) общежительного мон-ря. К 1573 г. из дерева, привезенного из Казани, были построены храм во имя Св. Троицы, трапезная, келарская, 12 келий, неск. хозяйственных построек, ограда, возводились церкви в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. В мон-ре жили 25 чел. братии и более 20 слуг. На содержание обители Иоанном Грозным была установлена денежная и хлебная руга, определены рыбные ловли на Волге, Бузане, на о-ве Чурка с протоками, пожалован Колмановской учуг, а также дано право беспошлинной торговли. Последние упоминания об игум. Кирилле относятся к 1576 г., его преемниками были игумены Ферапонт († 25 авг. 1584), Иосиф (1584, 1588-1589), при к-ром А. м. было дано право беспошлинной добычи соли, затем, возможно, Пимен, известный по вкладной надписи на напрестольном кресте 1592/93 г. В 1600 г. игуменом А. м. был св. Феодосий, в 1602 г. ставший первым Астраханским архиереем.

Троицкий собор астраханского во имя Cв. Троицы мон-ря. 1697–1700 гг.

Троицкий собор астраханского во имя Cв. Троицы мон-ря. 1697–1700 гг.

Каменное строительство в А. м. началось в 1592/93 г. с возведения Троицкого собора (освящен 13 сент. 1602, в соборе существовал придел во имя святых Бориса и Глеба), при сооружении к-рого использовали кирпич разобранной для этого Зеленой мечети на Ахтубе. Строительство в А. м. было прервано событиями Смутного времени, когда мон-рь был разграблен. Работы возобновились в кон. 10-х гг. XVII в. при игум. Рафаиле: ок. 1620 г. были сооружены каменные Святые врата с ц. в честь Входа Господня в Иерусалим, к 1623 г.- каменная ц.-колокольня во имя свт. Николая Чудотворца. Деревянная трапезная двухпрестольная ц. в честь Введения во храм Богородицы и Происхождения Честных Древ Креста Господня сгорела во время пожара 1623 г., уничтожившего также все хозяйственные постройки мон-ря и братские кельи, от огня пострадали собор и колокольня с ц. Николая Чудотворца.

Исследователи полагают, что в период восстановления мон-ря после пожара был перестроен Троицкий собор и сооружена кирпичная трапезная с двухпрестольной ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и Сретения Господня. Вытянутый по поперечной оси четверик храма, увенчанный пятиглавием, только извне представляется единым сооружением, внутри наос разделен аркой на 2 самостоятельных компартимента, перекрытых крестовыми сводами. Прямоугольная апсида также разделена на 2 алтаря с выделенными помещениями для жертвенников. С запада к храму примыкает одностолпная палата трапезной, к к-рой с севера пристроена такая же палата, но меньшего объема. Пластика фасадов храма и палат, декорированных профилированными филенками, позволяет сопоставить их с рядом московских построек времени Михаила Феодоровича, в к-рых интерпретируются итальянизирующие мотивы предшествующей эпохи.

После пожара 1623 г. игум. Рафаил намеревался устроить в мон-ре больницу для пострадавших, однако из-за близости построек к пороховой казне и их плотной застройки, ограниченной территорией кремля, было разрешено организовать больничный мон-рь с ц. в честь Сретения Господня на монастырской огородной земле за городом. За время настоятельства игум. (позже архим.) Рафаила (1619-1633) укрепилось экономическое положение мон-ря, с кон. XVI в. возобновился переход А. м. от руги к самостоятельному хозяйству, в к-ром основным источником дохода был рыбный промысел, в обители была введена должность учужного атамана, заведовавшего ловлей рыбы; значительно увеличилось число братии. Установившееся в Астраханском крае относительное спокойствие позволило обители освоить под огороды и сады территории, прилегавшие к городу. Активная хозяйственная деятельность А. м. привлекала торговцев и ремесленников, селившихся рядом с мон-рем. К сер. XVII в. А. м. стал крупнейшим центром правосл. просвещения в крае, на богомолье в обитель приезжали казаки и христиане из Закавказья.

В кон. XVII в. в А. м. возобновилось каменное строительство. На Бурнатаевском бугре в 1693 г. была сооружена ц. во имя вмч. Георгия Победоносца (разобрана в 1769). В 1696 г. по благословению Астраханского митр. Савватия обветшавший Троицкий собор и колокольня были разобраны, возведение нового храма на месте прежнего началось в 1697 г. уже при Астраханском митр. Сампсоне, работы велись на средства скончавшегося митр. Савватия и др. жертвователей, в 1700 г. собор был освящен. В результате перестроек появилась уникальная композиция, объединяющая соборный храм и более раннюю Введенскую ц. с трапезной в единый комплекс, связанный общим подклетом. Как и воздвигнутый немногим позже него астраханский Успенский собор, Троицкий храм принадлежит к постройкам, имеющим своим прообразом Успенский собор Московского Кремля. Организация внутреннего пространства Троицкого собора повторяет композицию наоса кремлевского образца, имитируя его шестистолпную структуру. 4 восьмигранных столпа делят пространство для молящихся на 9 равных частей: в центральной - световой барабан, др. перекрыты крестовыми сводами. Вост. стена четверика служит алтарной стеной, в к-рой сделаны проемы, ведущие в алтарь. Композиция фасадов, как и в др. подобных храмах XVII в., не соответствует внутренней структуре и не повторяет мотивы московского Успенского собора. Собор окружало гульбище, к-рое на западе отделяло его от трапезной церкви.

С основания до 20-х гг. XVII в. А. м. управляли игумены, после возведения ок. 1625 г. игум. Рафаила в сан архимандрита - архимандриты, с 1699 г., когда А. м. был приписан к подмосковному Троице-Сергиеву мон-рю,- строители. Из настоятелей А. м. на Астраханскую кафедру были хиротонисаны игум. Феодосий, архим. сщмч. Иосиф (1663), кроме того, исследователи отождествляют первого архим. мон-ря Рафаила с архиеп. Астраханским Рафаилом (1638-1640). В Астрахани со 2-й пол. XVII в. существовало местное почитание первого игум. А. м. Кирилла. С юго-зап. стороны от собора была устроена Кирилловская часовня, внутри к-рой у сев. стены находится погребение преподобного; судя по классицистическим архитектурным формам, последняя перестройка этой часовни относится к 1-й трети XIX в. В А. м. почиталась также память сщмч. Иосифа, митр. Астраханского, принявшего мученическую кончину 11 мая 1671 г., после захвата Астрахани восставшими казаками под предводительством С. Т. Разина (кроме митр. Иосифа в А. м. похоронены более 400 чел., зарубленных бунтовщиками, в т. ч. наместник города кн. И. С. Прозоровский). На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. сщмч. Иосифу было установлено общерус. почитание.

В 1699 г. А. м. был приписан к Троице-Сергиеву мон-рю, к к-рому отошли все строения, угодья, учуги, рыбные ловли и соляные промыслы обители. В 1748 г. был освящен пристроенный с юга к Троицкому собору А. м. придел во имя прп. Сергия Радонежского. Несмотря на то что указом Петра I настоятелям Троице-Сергиева мон-ря вменялось А. м. «держать в прилежном осмотрении, чтоб церковников, и прочих монашескаго чина, и всего братства людей перед прежним умаления и в пище и в зажилом оскудения им не было», астраханская обитель постепенно приходила в запустение. В 1764 г. А. м. был упразднен, его здания переданы в ведение губернатора для устройства гарнизонной школы, к-рая находилась в монастырских корпусах до 1785 г. После закрытия школы помещения мон-ря перешли в ведение Приказа общественного призрения. В связи с учреждением в Астрахани в 1788 г. народного уч-ща значительная часть монастырских зданий была разобрана, кирпич использовали для строительства уч-ща. В 1800 г. в монастырском доме был устроен острог. В 1806 г. губернатор обратился в Мин-во внутренних дел с прошением дозволить окончательно разобрать здания мон-ря, но благодаря вмешательству Астраханского архиеп. Анастасия (Братановского-Романенко) был разобран лишь обветшавший придел прп. Сергия (сохранился его подклет). В 1815 г. на средства частного жертвователя был отремонтирован Троицкий собор, в 1828 г., при архиеп. Павле (Саббатовском), началось восстановление трапезной церкви, престолы к-рой были освящены в честь Богоявления Господня (бывш. Введенский), во имя прп. Павла Фивейского (бывш. Сретенский), в 1842 г. придел был переосвящен во имя свт. Митрофана Воронежского. В 20-х гг. XIX в. помещения мон-ря были возвращены епархии, Троицкий собор приписан к кафедральному Успенскому собору в качестве зимнего храма и в 1886 г. стараниями архиеп. Евгения (Шерешилова) капитально отреставрирован. Каменный пол был заменен деревянным, круглые колонны - восьмигранными, у входа на паперть была пристроена каменная лестница, на запад и восток от нее протянулась деревянная резная ограда. В 1894/95 г. по распоряжению еп. Митрофана (Невского) в соборе вновь были проведены реставрационные работы.

В 1930 г. Троицкий собор был закрыт, в нем разместился окружной архив. В результате проведенных в 70-х гг. XX в. реставрационных работ в соборе вместо шлемоподобных куполов были сооружены купола луковичной формы, покрытые листовой медью, установлены позолоченные кресты, воссоздана галерея-гульбище, расчищены белокаменные детали по карнизу. С 1973 г. монастырские постройки входят в состав историко-архитектурного ансамбля «Астраханский кремль».

http://www.pravenc.ru/text/76744.html


Храмы и часовни монастыря: 

История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирилла, повелевает ему устроить в городе "Николы Чудотворца монастырь общий” К 1573 году игуменом Кириллом были выстроены: храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трёх саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня” Все постройки были деревянные. Были они обнесены дощатою оградою высотою в две сажени. Ко времени кончины игумена Кирилла в 1576 году им было выстроено в монастыре ещё два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы, освящённого 25 июля 1576 года. Присланный в Астрахань в 90-х годах XVI века новый игумен Феодосии (будущий первый епископ Астраханский), ревностно занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящён был новый каменный Троицкий собор.
Чуть позже к нему был пристроен придел в честь Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба. 
Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом Святителя Николая Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В 1606 году уже при новом игумене Ионе начато было строительство каменной Введенской церкви с трапезными палатами в одной связи, а под нею хлебнёю и тёплым погребом.
Всё это сооружение примыкало к Троицкому собору с западной стороны и в основных чертах уже начинало походить на дошедший до наших времён комплекс зданий монастыря. Но завершение строительства Введенской церкви с трапезой замедлилось в связи с событиями Смутного времени 1606 -1614 годов, и только в 1620 году эта церковь была освящена. В 1619 году при игумене Рафаиле было начато строительство каменных святых врат обители с церковью Входа Господня в Иерусалим над ними. Через год постройка была завершена.
В 1623 году на Пасхальной неделе в субботу в Троицком монастыре произошёл сильный пожар. Выгорели почти все здания обители. В храмах каменных: соборном Живоначальной Троицы, вместе с приделом Святых князей Бориса и Глеба, и в Никольском под колокольнею - погорели все верхи, кровли и связи. Деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с Введенским приделом и трапезою полностью сгорели. Уничтожены были огнём все иконы в храмах и богослужебные книги: на колокольне у четырёх колоколов уши отломились, а остальные монастырские постройки, как-то: амбары, погреба, сушилы и все монастырские службы - сгорели дотла, так же как и почти все келий для братии. Выгорели и находящиеся за пределами обители монастырский конюшенный двор и братские келий в монастырском огороде. Из всех зданий в монастыре уцелели от огня только храм Входа Господня в Иерусалим и пять братских келий.
Благодаря стараниям игумена Рафаила монастырь был восстановлен. Отремонтирован был Троицкий собор, который в то время был соединён в одну связь с Введенским храмом и трапезною палатою. Введенский храм перестроен и разделён на две части: под одной крышей оказались две церкви - Введенская и в честь Сретения Господня.
В таком виде комплекс из Введенского и Сретенского храмов, трапезной палаты и служб под ними дошёл до наших дней. 
До конца XVII века каких-либо значительных перестроек в Троицком монастыре не было известно, разве что каменная соборная колокольня с Никольской церковью под ней за ветхостью были разобраны, а при Троицком соборе, над его притвором, возведены были две небольшие каменные колокольни. К концу XVII века Троицкий собор сильно обветшал, почему игуменом Рувимом, по благословению митрополита Савватия, в 1696 году он и был разобран, а вскоре началось строительство нового собора с колокольнею. Весь комплекс строений, как прежде построенных, так и новых, объединённых стараниями архимандрита Рувима в одно целое, впечатляет даже сейчас в отсутствие других монастырских зданий. 27 июля 1700 года новый Троицкий собор вместе с колокольнею был освящён митрополитом Сампсоном. В 1700 году 24 октября по царскому указу Троицкий монастырь со всеми своими строениями, заводами, с учугами и со всеми угодьями был приписан к Троице-Сергиевой Лавре.
В 1764 году Троицкий монастырь был снова передан в епархиальное управление.
С давних времён в храмах Троицкого монастыря хранились многочисленные святыни - часть из них после его упразднения была утрачена, а часть была перенесена в Успенский собор, где до 1922 года составляла немалую часть его богатейшей архиерейской ризницы. Пожалуй, одной из немногих святынь, сохранившихся в Троицком соборе бывшего монастыря, можно считать среброзолочёный крест-мощевик, украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Крест этот хранился в особом киоте за стеклом, и на нём была надпись: "Лето 7101 (1593) г., сделан сей крест в Дом Живоначальной Троицы на престол Пресвятой Богородицы в честнаго Ея Введения и Николы Чудотворца при игумене Пимене, а весу в нём Д (4) рубля и Т (10) денег”.
В 1886 году в Троицкий храм из Успенского собора был перенесён древний Нерукотворный образ Спасителя, который почитался астраханцами за чудотворный.
Нельзя не сказать, что в иконостасе Троицкого собора с давних времён находился образ Преподобного Кирилла - первого игумена Троицкого монастыря и его устроителя, что говорит о его давнем почитании в Астрахани.
После революционных событий 1917 года Троицкий собор пережил немало испытаний. В январе 1918 года, в связи с проходившими в Астрахани боями между красноармейцами и белоказаками, храм по решению военных революционных властей был закрыт. После разгрома в том же январе Консистории сюда, в помещение бывшей трапезной палаты, перевезли остатки консисторского архива, который и был свален в хаотическом состоянии.
Сам Троицкий храм, вместе с большей частью кремля, был огорожен от Успенского собора деревянным забором, что сделало невозможным доступ в него верующих.
Богослужения в нём совершались редко в связи с малочисленностью обновленческой соборной общины. Таким образом, в октябре 1928 года советские власти окончательно отобрали храм. Он был разграблен, иконостас разломан и сожжён, согласно акту, составленному 5 июля 1930 года (В акте говорилось, "что за время с 29-го июня по 5-е июля с/г включительно, в помещении б/Троицкого собора, занимаемого канцелярией и архивохранилищем Октябрьской революции Окрархбюро, тов. Бриллиантовым (представитель Московского хоз. отдела ГПУ) производилась в спешном порядке поломка иконостаса б/собора с целью смывки химическим путём с такового золота”.
В 50-х годах архив из Троицкого собора перевели, а в 70-х годах на его территории постепенно начались реставрационные работы. Из древних святынь, составлявших некогда достояние Троицкого монастыря, ничего не дошло до наших дней. Но сам монастырь представляет собой величайшую духовную ценность. Здесь под сводами собора похоронены были первые астраханские архиереи: архиепископы Онуфрий, Макарий и Рафаил. Вокруг собора хоронили братию монастыря, а по преданию к северу от храма в братской могиле были погребены убиенные по приказу Степана Разина астраханцы - числом 441 человек. А самое главное - Троицкий монастырь хранит в себе память о пребывании в нём астраханского угодника священномученика Иосифа, прошедшего в обители путь от молодого послушника до архимандрита.

(Материалы взяты из книги "Астрахань. Храмы и монастыри”. Астрахань. 2002. 
Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епахия, Администрация г. Астрахани, Изд. "Новая линия” - по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского).
http://www.suvenirograd.ru 

Категория: Астраханский Кремль | Добавил: Дмитриева (25.07.2011)
Просмотров: 1970 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017