Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Общие данные [4]
Достопримечательности [37]
История Астрахани [30]
Астраханский Кремль [15]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 772
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Астрахань » Достопримечательности

Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
 Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина - первый художественный музей города Астрахани, основанный дарителем живописной коллекции П.М. Догадиным в 1918 году. С 1921 года галерея располагается в здании памятника культуры конца 19 - начала 20 в. "Усадьба Плотниковых" и представляет собой трехэтажное кирпичное здание с двухэтажными флигелями во дворе. Собрание галереи составляет более 10,5 тыс. единиц хранения. Экспозиционно представленная русская иконопись 16-20 вв., русская живопись, графика, фарфор и скульптура 18, 19, 20 вв. Особо значимыми экспонатами являются художественные полотна Рокотова, Левицкого, Брюллова, Венецианова, Щедрина, Куинджи, Левитана, Саврасова, Шишкина, Нестерова, Малевича, Кандинского, Рериха, Коровина и др. Зарубежное искусство представлено коллекцией гравюр 17-20 вв. (около 8000), среди которых работы граверной мастерской П. Рубенса, Дж. Пиранези, нем. литография Мюнхенской, Дрезденской школ, библиотеки Наполеона. В музее работает научная библиотека.

О КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ ИМ. П.ДОГАДИНА

Один из интереснейших культурных центров Астрахани - Астраханская областная картинная галерея им. П.Догадина. Она принадлежит к лучшим художественным музеям России. Расположена Картинная галерея в трехэтажном особняке, некогда принадлежавшем купцу Плотникову.

Начало Астраханской картинной галерее было положено в 10-х годах XX в. В эти годы сын астраханского торговца скобяными товарами, гласного Городской Думы, члена различных комиссий, П.М. Догадин, инженер по образованию, увлекся идеей собрать коллекцию картин. Собрать ее не для себя - для города. Он не был одинок в своем решении. Характерной чертой конца XIX - начала XX в. была возрастающая роль искусства в духовной жизни русского общества. Появилось много собирателей художественных коллекций, часть которых передавалась в дар музеям или составляла экспозиции частных картинных галерей.

Большой коллекцией картин располагали астраханские рыбопромышленники братья Сапожниковы. Но их картины не были доступны горожанам. Наследники Сапожниковых постепенно распродавали их, вывозя за пределы города. В их коллекции находился один из шедевров Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа". Эту картину приобрел у них "Эрмитаж". Из всей коллекции в Астрахани остались в основном фамильные портреты.

В 1887 г. в город прибыла выставка картин художников-передвижников. Впервые астраханцы увидели полотна великих мастеров - И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова и других.

Все эти события не могли не сказаться на мечте П.М. Догадина о картинной галерее в родном городе. Опору для своей мечты он, несомненно, обрел в собирательской деятельности братьев П.М. и СМ. Третьяковых, подаривших свою коллекцию Москве. Кроме того, можно предположить, что на решении П.М. Догадина сказалось значительное влияние П.А. Власова. Выпускник Академии художеств, талантливейший педагог, Власов создал в Астрахани художественную школу, ставшую одним из культурных центров города. На ее базе создано современное художественное училище, носящее его имя. Учениками Власова в художественной школе были И.С. Горюшкин-Сорокопудов, П.И. Мальцев и Б.М. Кустодиев. Одно время Власов преподавал в Реальном училище, где собрал большую коллекцию художественных пособий и часто устраивал выставки работ своих учеников. Он воспитывал в них не только любовь к искусству, но и серьезное его понимание, вдумчивое отношение к художественному творчеству и к жизни. В эти годы учился в Реальном училище П.М. Догадин.

За год до окончания Догадиным училища (в 1894 г.) состоялся Первый съезд художников, приуроченный к знаменательному событию в жизни России - передаче в дар Москве галереи братьев Третьяковых. На этом съезде побывал и П.А. Власов. Он вернулся со съезда полный восхищения выступлениями В.В. Стасова, С.А. Коровина, К.А. Савицкого, Н.И. Ему были близки их убеждения в высоком назначении искусства, способствующего просвещению народа.

В течение многих лет вынашивал П.М. Догадин мечты о собирании картин. И, наконец, в 1912 г. им высылается задаток московскому коллекционеру А.Г Голикову за покупку трех картин: этюд к "Цветущему лугу" И.И. Левитана, "Валаам" И.И. Шишкина, "Волга. Облака" ИЛ. Калмыкова. Эти картины и заложили основу будущей галереи. Догадин завязывает переписку с коллекционерами и торговцами картин, с художественным магазином И. Дациаро и другими. Обладая хорошим эстетическим вкусом, будучи истинным ценителем живописи, он обращает внимание на картины Ф.А. Васильева, С.А. Коровина, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, Н.К. Рериха, В.А. Серова, К.А. Сомова, И.И. Шишкина и других. Он приобретал картины с выставок "Мир искусства", "Союз русских художников", с посмертной выставки В.А. Серова, с персональной выставки А.Н. Бенуа, а также у самих художников: М.В. Нестерова, Н.П. Крымова, К.Ф. Юона. Дружеские отношения сложились у Догадина с В.А. Гиляровским, который познакомил его с молодыми художниками, в том числе с А.М. Герасимовым. Астраханский коллекционер приобрел у него четыре картины, украсившие собрание: "Пионы", "Окно", "Сад", "Весна".

В мае 1915 г. Догадин приобретает выполненную тушью и пером иллюстрацию к знаменитой поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" А.Н. Бенуа. Покупка состоялась через магазин А.Г Голикова в Москве. Примерно в то же время Догадин вступает в переписку с младшим братом Александра - Альбертом Николаевичем Бенуа. Ему удается получить с персональной выставки художника две акварели "Байкал" и "Город Кобе в Японии", акварель "Зима" была приобретена годом раньше. Так было положено начало собиранию коллекции русской акварели. В настоящее время картинная галерея располагает акварелями В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, И.Н. Крамского, А.Ф. Лагорио, А.В. Лентулова, Л.О. Премацци, Д.П. Штернберга и другими, часть из которых были приобретены еще Догадиным. 

За пять лет (1912-1917) Догадин собрал внушительную коллекцию: более ста живописных и графических произведений, около девяноста автографов писателей, поэтов, музыкантов, исторических деятелей. Но он понимал, что это собрание назвать музеем еще нельзя, поскольку в нем отсутствуют произведения XVIII в. и древнерусской живописи. Тем не менее его коллекция стала заметным явлением в культурной жизни города.

С развитием революционных событий 1917-1918 гг. и гражданской войной П.М. Догадин, понимая незавершенность своей коллекции и опасаясь за ее сохранность, решил поспешить с передачей ее под охрану Советской власти: "21 октября 1918 года в культурно-просветительский отдел Совета Профессиональных Союзов Астраханского края поступило заявление от Павла Михайловича Догадина о желании пожертвовать городу коллекцию картин, рисунков, автографов, библиотеку "с целью способствовать тем самым поднятию культурного уровня рабочего населения Астрахани".

Для принятия коллекции была назначена комиссия, в которую входили художники П.И. Котов, В.А. Эйферт, Н.П. Протасов. Они составили опись коллекции, сформулировали "Положение о музее", избрали комитет по заведованию галереей. П.М. Догадина назначили заведующим, В знак уважения к его собирательской деятельности и бесценном дару городу галерее присвоили наименование: "...Картинная галерея Совета Профессиональных Союзов имени основателя П.М. Догадина". 12 ноября был подписан акт приема коллекции, а 15 ноября в доме дарителя - на набережной реки Кутум, №39 состоялось - торжественное открытие галереи. Вход был бесплатным. 

П.М. Догадин передал городу более ста живописных и графических полотен, в число которых входили этюды И.И. Левитана, пейзажи С.Ю. Жуковского, Н.П. Крымова, А.И. Куинджи, А.А. Рылова, И.И. Шишкина, картины М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева, Н.Н. Сапунова, В.А. Серова, К.А. Сомова, В.И. Сурикова, К.Ф. Юона, рисунки И.Е. Репина, Н.К. Рериха, В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, Ф.А. Васильева, акварели Александра и Альберта Бенуа, С.В. Малютина, А.П. Остроумовой-Лебедевой. К этой коллекции присоединилось небольшое собрание, принадлежавшее А.А. Перову и состоявшее из картин и рисунков астраханских художников. В 1926 г. в галерею передано около 9 тысяч гравюр западноевропейских мастеров из книжного собрания И.А. Репина, хранящегося в Астраханской научной библиотеке.

Несмотря на трудное время, экспозиция Картинной галереи стала стремительно пополняться из государственных фондов и частных коллекций: Отто Вибленгера - агента торговой фирмы "Иван Каттус в Вене" (картины И.С. Горюшкина-Сорокопудова, Б.М. Кустодиева, П.И. Мальцева и другие), остатки богатейшего некогда собрания братьев Сапожниковых (16 живописных произведений и 4 гравюры - баталии Петра I).

Музейный фонд с декабря 1918 г, по декабрь 1919 г. увеличился в три раза. П.М. Догадин заведовал Картинной галереей только один год и 14 дней. В декабре 1919 г. он умер от тифа. Все свои средства он вложил 11 создание художественного музея, и потому похороны были совершены на казенный счет. Похоронили его в фамильном склепе рядом с родителями в Покрово-Болдинском монастыре.

Поскольку музейный фонд увеличился в три раза, особняк Догадина стал для него тесен. 12 августа 1921 г. в распоряжение галереи-музея был передан красивый трехэтажный особняк купца Плотникова на Большой Дмитровской, переименованной в улицу Свердлова, куда она и переехала 12 августа 1921 г. В этом здании она находится и по сей день. На парадной беломраморной лестнице установлена памятная доска с надписью "Астраханская картинная галерея основана 15 декабря1918 г. Павлом Михайловичем Догадиным". С 1918 года она носит имя одного из крупнейших русских художников - астраханца Бориса Михайловича Кустодиева.

С 1919 г. фонды Картинной галереи постоянно пополнялись. В настоящее время в них находится более тринадцати тысяч экспонатов. Для обозрения коллекция размещается в 23 залах. Экспозиция построена в хронологическом порядке, что позволяет довольно полно представить основные этапы развития русского изобразительного искусства. 

Cсылка на сайт картинной галереи

Переименование и историческая справка

Открыта 15 декабря 1918 года как «Картинная галерея и музей Совета Профессиональных Союзов Астраханского края имени основателя П. М. Догадина». С 1922 по1928 — «Астраханская картинная галерея», с 1929 по 1948 — «Астраханская государственная картинная галерея», с 1949 по 1957 — «Астраханская областная картинная галерея», а в 1958 году постановлением Совета Министров РСФСР присвоено имя Кустодиева[1].

В 2008 году галерея переименована в Астраханскую государственную картинную галерею имени П. М. Догадина[2].

Из книги История Астраханского края: Монография:
                                     Астраханская картинная галерея им. Б.М. Кустодиева
Один из интереснейших культурных центров Астрахани - Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева. Она принадлежит к лучшим художественным музеям России. Расположена Картинная галерея в трехэтажном особняке, некогда принадлежавшем купцу Плотникову.

Начало Астраханской картинной галерее было положено в 10-х годах XXв. В эти годы сын астраханского торговца скобяными товарами, гласного Городской Думы, члена различных комиссий, П.М. Догадин, инженер по образованию, увлекся идеей собрать коллекцию картин. Собрать ее не для себя - для города. Он не был одинок в своем решении. Характерной чертой конца XIX - начала XX в. была возрастающая роль искусства в духовной жизни русского общества. Появилось много собирателей художественных коллекций, часть которых передавалась в дар музеям или составляла экспозиции частных картинных галерей.

Большой коллекцией картин располагали астраханские рыбопромышленники братья Сапожниковы. Но их картины не были доступны горожанам. Наследники Сапожниковых постепенно распродавали их, вывозя за пределы города. В их коллекции находился один из шедевров Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа». Эту картину приобрел у них «Эрмитаж». Из всей коллекции в Астрахани остались в основном фамильные портреты.

В 1887 г. в город прибыла выставка картин художников-передвижников. Впервые астрахацы увидели полотна великих мастеров - И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова и других.

Все эти события не могли не сказаться на мечте П.М. Догадина о картинной галерее в родном городе. Опору для своей мечты он, несомненно, обрел в собирательской деятельности братьев П.М. и СМ. Третьяковых, подаривших свою коллекцию Москве. Кроме того, можно предположить, что на решении П.М. Догадина сказалось значительное влияние П.А. Власова. Выпускник Академии художеств, талантливейший педагог, Власов создал в Астрахани художественную школу, ставшую одним из культурных центров города. На ее базе создано современное художественное училище, носящее его имя. Учениками Власова в художественной школе были И.С. Горюшкин-Сорокопудов, П.И. Мальцев и Б.М. Кустодиев. Одно время Власов преподавал в Реальном училище, где собрал большую коллекцию художественных пособий и часто устраивал выставки работ своих учеников. Он воспитывал в них не только любовь к искусству, но и серьезное его понимание, вдумчивое отношение к художественному творчеству и к жизни. В эти годы учился в Реальном училище П.М. Догадин.

За год до окончания Догадиным училища (в 1894 г.) состоялся Первый съезд художников, приуроченный к знаменательному событию в жизни России - передаче в дар Москве галереи братьев Третьяковых. На этом съезде побывал и П.А. Власов. Он вернулся со съезда полный восхищения выступлениями В.В. Стасова, С.А. Коровина, К.А. Савицкого, Н.И. Гс. Ему были близки их убеждения в высоком назначении искусства, способствующего просвещению народа.

В течение многих лет вынашивал П.М. Догадин мечты о собирании картин. И, наконец, в 1912 г. им высылается задаток московскому коллекционеру А.Г Голикову за покупку трех картин: этюд к «Цветущему лугу» И.И. Левитана, «Валаам» И.И. Шишкина, «Волга. Облака» ИЛ. Калмыкова. Эти картины и заложили основу будущей галереи. Догадин завязывает переписку с коллекционерами и торговцами картин, с художественным магазином И. Дациаро и другими. Обладая хорошим эстетическим вкусом, будучи истинным ценителем живописи, он обращает внимание на картины Ф.А. Васильева, С.А. Коровина, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, Н.К. Рериха, В.А. Серова, К.А. Сомова, И.И. Шишкина и других. Он приобретал картины с выставок «Мир искусства», «Союз русских художников», с посмертной выставки В.А. Серова, с персональной выставки А.Н. Бенуа, а также у самих художников: М.В. Нестерова, Н.П. Крымова, К.Ф. Юона. Дружеские отношения сложились у Догадина с В.А. Гиляровским, который познакомил его с молодыми художниками, в том числе с А.М. Герасимовым. Астраханский коллекционер приобрел у него четыре картины, украсившие собрание: «Пионы», «Окно», «Сад», «Весна».

Завязалась у П.М. Догадина переписка и с художником М.В. Нестеровым. В одном из своих писем к нему Догадин писал о желании передать в дар Астрахани собираемую им коллекцию. Нестеров отвечал Догадину: «...Можно только приветствовать... прекрасное намерение Ваше со временем принести свое собрание в дар родному городу. Такое намерение Ваше мне столь понятно... Желаю от души... Вам со временем испытать те прекрасные чувства, которые некогда переживал в ином масштабе незабываемый Павел Михайлович Третьяков..» (Г916. Москва. 16 апреля. М.В. Нестеров - П.М. Догадину).

Рассматривая картины, собранные Догадиным, можно сказать, что его художественные вкусы формировались под большим воздействием русской литературы. Самым любимым пейзажистом Догадина был И. Левитан.

Автор книги «Бесценный дар» И. Анохина пишет, что Левитан «привлекал Догадина, может быть, тем, что случайности данного мира возводил в категорию высшей реальности. Никто до него не знал, как выразить на полотне всю бесконечную прелесть тех разнообразных ощущений, которые всякий испытал прохладным утром или при лучах теплого вечера в северной русской деревне». Сам Догадин в своей тетради с заметками и записями о художниках обращает внимание: «...так родственны между собою, в единстве своей меланхолии, Чехов и Левитан (подчеркнуто Догадиным), так общи у них краски и образы, что не разъединяют их в своем воспоминании те, кому дорого русское искусство. Художник пера и художник кисти, оба в каком-то ореоле тихой задумчивости, исполненные лиризма и печали... все эти золотые плесы, незаметные церковки, тихие обители, вся эта неживая рама для трех сестер и сиротливой чайки, для усталого дяди Вани, для лишних чеховских людей с бледными лицами и грустящими сердцами...»

Были в коллекции и жанровые картины: И.Е. Репин «Искушение», В.Г Перов «Развод», И.И. Творожников «Кумушки» и другие. Некоторые из них - словно цитаты из книг русских писателей. Вот одна из них - картина М.В. Нестерова «За Волгой». Легкие сумерки, замерла река, не движется по ней даже плот, холмистые берега погрузились в дремоту. На первом плане, на высоком, крутом берегу стоит над Волгой молодец в шелковой рубахе, щегольской поддевке, в картузе, устремив в даль упрямо-надменный взгляд. Вся его фигура, с заложенными в карманы руками, с выпяченной вперед грудью дышит огромным самомнением и недобрым холодом. А у ног его сидит, полная печали, молодая женщина, грустно склонив голову к голубым полевым цветочкам, которые машинально сжимают упавшие на колени руки. Она и сама похожа на скошенный полевой цветок, даже сарафан ее с оттенком синевы цветов, что у нее в руках. Глядя на картину, невольно вспоминаешь рассказ И.С. Тургенева «Свидание».

На стене напротив висит еще одно творение М.В. Нестерова -жемчужина Астраханской галереи - «Видение отроку Варфоломею».

Это один из эскизов к знаменитой картине. В своем письме к Догадину художник подробно описал, как и где должна висеть картина, чтобы быть должным образом освещенной. Условия эти соблюдаются и поныне.

Эта картина - в сущности, иллюстрация к древней рукописи о Сергии Радонежском - основателе Троице-Сергиевой лавры, сподвижнике Дмитрия Донского. Для своей картины М.В. Нестеров выбирает осень, когда, по мнению русских поэтов, в природе разлита «сладкая тишина, светлость и хрустальная прозрачность». Такое состояние природы родственно тихому и вы-сокому состоянию души.

стремящейся к высшей красоте и правде.

На своем полотне Нестеров запечатлел среднерусские, одетые в осенние краски, просторы. На переднем плане, справа, почти у края картины, возвышается ствол дуба, а рядом с ним, будто от него отделившись, стоит в черном одеянии старец. Лицо его на данном эскизе скрыто за краем схимны, что усиливает впечатление таинственности, необычности события. Его фигура ассоциируется с еще одним стволом дерева. Краски его одеяния и поза сливаются с природными предметами, растворяя его в них. Но главное - мальчик-пастушок, чья хрупкая фигурка с почтением замерла перед старцем. Огромные синие глаза, полные печали и удивления, устремлены к черноризцу. Он - единственное яркое, почти белое видение на картине, и потому все внимание берет на себя. К нему обращается старец, на него - будущего Сергия Радонежского - смотрит глазами зрителей Россия.

В мае 1915 г. Догадин приобретает выполненную тушью и пером иллюстрацию к знаменитой поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» А.Н. Бенуа. Покупка состоялась через магазин А.Г Голикова в Москве. Примерно в то же время Догадин вступает в переписку с младшим братом Александра - Альбертом Николаевичем Бенуа. Ему удается получить с персональной выставки художника две акварели «Байкал» и «Город Кобе в Японии», акварель «Зима» была приобретена годом раньше. Так было положено начало собиранию коллекции русской акварели. В настоящее время картинная галерея располагает акварелями В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, И.Н. Крамского, А.Ф. Лагорио, А.В. Лентулова, Л.О. Премацци, Д.П. Штернберга и другими, часть из которых были приобретены еще Догадиным.

За пять лет (1912-1917) Догадин собрал внушительную коллекцию: более ста живописных и графических произведений, около девяноста автографов писателей, поэтов, музыкантов, исторических деятелей. Но он понимал, что это собрание назвать музеем еще нельзя, поскольку в нем отсутствуют произведения XVIII в. и древнерусской живописи. Тем не менее его коллекция стала заметным явлением в культурной жизни города.

С развитием революционных событий 1917-1918 гг. и гражданской войной П.М. Догадин, понимая незавершенность своей коллекции и опасаясь за ее сохранность, решил поспешить с передачей ее под охрану Советской власти: «21 октября 1918 года в культурно-просветительский отдел Совета Профессиональных Союзов Астраханского края поступило заявление от Павла Михайловича Догадина о желании пожертвовать городу коллекцию картин, рисунков, автографов, библиотеку «с целью способствовать тем самым поднятию культурного уровня рабочего населения Астрахани».

Для принятия коллекции была назначена комиссия, в которую входили художники П.И. Котов, В.А. Эйферт, Н.П. Протасов. Они составили опись коллекции, сформулировали «Положение о музее», избрали комитет по заведованию галереей. П.М. Догадина назначили заведующим, В знак уважения к его собирательской деятельности и бесценном дару городу галерее присвоили наименование: «...Картинная галерея Совета Профессиональных Союзов имени основателя П.М. Догадина». 12 ноября был подписан акт приема коллекции, а 15 ноября в доме дарителя - на набережной реки Кутум, №39 состоялось - торжественное открытие галереи. Вход был бесплатным.

П.М. Догадин передал городу более ста живописных и графических полотен, в число которых входили этюды И.И. Левитана, пейзажи С.Ю. Жуковского, Н.П. Крымова, А.И. Куинджи, А.А. Рылова, И.И. Шишкина, картины М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева, Н.Н. Сапунова, В.А. Серова, К.А. Сомова, В.И. Сурикова, К.Ф. Юона, рисунки И.Е. Репина, Н.К. Рериха, В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, Ф.А. Васильева, акварели Александра и Альберта Бенуа, С.В. Малютина, А.П. Остроумовой-Лебедевой. К этой коллекции присоединилось небольшое собрание, принадлежавшее А.А. Перову и состоявшее из картин и рисунков астраханских художников. В 1926 г. в галерею передано около 9 тысяч гравюр западноевропейских мастеров из книжного собрания И.А. Репина, хранящегося в Астраханской научной библиотеке.

Несмотря на трудное время, экспозиция Картинной галереи стала стремительно пополняться из государственных фондов и частных коллекций: Отто Вибленгера - агента торговой фирмы «Иван Каттус в Вене» (картины И.С. Горюшкина-Сорокопудова, Б.М. Кустодиева, П.И. Мальцева и другие), остатки богатейшего некогда собрания братьев Сапожниковых (16 живописных произведений и 4 гравюры - баталии Петра I).

Музейный фонд с декабря 1918 г, по декабрь 1919 г. увеличился в три раза. П.М. Догадин заведовал Картинной галереей только один год и 14 дней. В декабре 1919 г. он умер от тифа. Все свои средства он вложил 11 создание художественного музея, и потому похороны были совершены на казенный счет. Похоронили его в фамильном склепе рядом с родителями в Покрово-Болдинском монастыре.

Поскольку музейный фонд увеличился в три раза, особняк Догадина стал для него тесен. 12 августа 1921 г. в распоряжение галереи-музея был передан красивый трехэтажный особняк купца Плотникова на Большой Дмитровской, переименованной в улицу Свердлова, куда она и переехала 12 августа 1921 г. В этом здании она находится и по сей день. На парадной беломраморной лестнице установлена памятная доска с надписью «Астраханская картинная галерея основана 15 де-кабря 1918 г. Павлом Михайловичем Догадиным». С 1918 года она носит имя одного из крупнейших русских художников - астраханца Бориса Михайловича Кустодиева.

С 1919 г. фонды Картинной галереи постоянно пополнялись. В настоящее время в них находится более тринадцати тысяч экспонатов. Для обозрения коллекция размещается в 23 залах. Экспозиция построена в хронологическом порядке, что позволяет довольно полно представить основные этапы развития русского изобразительного искусства. Заложенные Догадиным традиции - коллекционировать лучшие произведения русских художников - стало основным принципом формирования фондов музея.

Начинается экспозиция с живописи ХVII-ХVIII вв., коллекцией икон новгородской и московской школ. XVIII в. в России - время со-здания светского искусства. Оно представлено разными именами (Е. Чемесов, И. Берсенев, Н. Уткин и др.) и жанрами: историческими картинами, городским пейзажем, гравюрами с изображением петровских баталий, видами нового Петербурга и молодым русским флотом. Культурные связи с Западной Европой, установившиеся во'времена Петра I, привели к серьезным изменениям в понимании назначения искусст-ва, обновлению техники письма. На смену темпере приходит масляная живопись. Вместо символического изображения святых появляются портреты современников. Портрет становится первым и ведущим жанром светской живописи.

В экспозиции находятся портреты выдающихся мастеров В.Л. Боровиковского, Д.Г Левицкого, Ф.С. Рокотова. Портреты, написанные Рокотовым («Портрет графа Шереметьева», «Портрет молодого человека») обращают на себя внимание умением художника передать художественными средствами поэтичность внутреннего мира человека. Портреты Д.Г Левицкого всегда отличала большая жизненная достоверность, мастерство передачи индивидуальных особенностей модели, способностью дать ей меткую, точную характеристику. Таким является парадный портрет одного из приближенных Екатерины II -«Портрет графа Орлова». С полотна смотрят на нас холодные, полные ощущения своего превосходства и иронии, голубые глаза. На губах застыла легкая улыбка человека самодовольного и надменного.

Творчество В.Л. Боровиковского представлено в галерее тоже парадным портретом - «Портретом императрицы Марии Федоровны». Художник дает зрителю увидеть в горделивой позе и торжественности момента тепло женского обаяния, а во взгляде - душевную мягкость. По мнению специалистов, «...Мастер колорита, Боровиковский добивается удивительной изысканности сочетаний зеленовато-перламутровых тонов. Портрет отличается гармонией плавных, мягких линий, совершенством живописного мастерства».

В искусстве XIX в. господствовали два направления - романтизм и реализм, начало XIX в. связано с дальнейшим совершенствованием мастерства художников-портретистов. Они считают необходимым раскрыть в портрете индивидуальные особенности неповторимых черт духовного мира человека, его характера. Художникам А.Г Варнеку («Портрет Дурново»), А.Г Венецианову («Портрет молодой крестьянки»), В./Ч.Тропинину («Дама в зеленом платье»),К.П. Брюллову («Портрет архитектора Лопыревского»), В.Е. Раеву («Молящаяся девушка»), К. Шульцу («В работниках») свойственны эти новые искания. В некоторых работах можно заметить черты романтизма и даже классицизма.

Во второй половине XIX в. большого расцвета достигает пейзажная живопись, представленная картинами И.К. Айвазовского, Ф.А. Васильева, Л.Л. Каменева, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина и других живописцев. Галерея хранит пятнадцать произведений И.И. Левитана. «Лирически проникновенные, согретые любовью к русской земле, неяркие пейзажи художника создают тихое и задумчивое настроение. «Сумерки», «Серый день», «Закат,» солнечная «Дорога в лесу» - небольшие этюды, словно вобравшие в себя прелесть разнообразных ощущений, которые городской человек может испытать в северной русской деревне...». Тонкий лирик, влюбленный в русскую весну, А.К. Саврасов прославился своей картиной «Грачи прилетели». В Астраханской картинной галерее хранится один из ее вариантов «Ранняя весна. Оттепель». Ощущением красоты и величия природы пронизано творчество И.И. Шишкина. Этюд «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» по силе впечатления не уступает одноименной картине в Третьяковской галерее.

Характерной особенностью развития мирового искусства второй половины XIX в. является расцвет реализма. Экспозиция открывается картинами выдающихся русских художников И.Е. Репина («Искушение», эскиз картины «Кузьма Минин» и два рисунка) и В.И. Сурикова (этюд «Гребец» к его картине «Степан Разин», принадлежащей Русскому музею в Петербурге). Во второй половине XIX в. проявляется большой интерес к жизни широких слоев населения, особенно к судьбе простых людей. Наиболее яркие картины создали художники А.Е. Архипов, П.О. Ковалевский, С. А. Коровин, К.В. Лемох, В.Г Перов, К. А. Савицкий, Н. А. Ярошенко и другие, чьи произведения тоже можно увидеть в экспозиции.

Искусство рубежа ХIХ-ХХ в. представлено в основном мастерами «Мира искусства» и «Союза русских художников»: А.Н. Бенуа, В.Э. Борисов-Мусатов, В.М. Васнецов, С.А. Виноградов, М.А. Врубель, В.И. Петровичев, Н.К. Рерих, В.А. Серов, К.А. Сомов и ряд живописцев, принимавших участие в выставках «мирискусников». Особенно выделяются работы К.А. Коровина. В Картинной галерее их немногим меньше, чем картин Левитана.

Произведения К.А. Коровина «Зимнее солнышко», «Гурзуф» отличаются колористической виртуозностью, особенно в предметах белого цвета, каждый из которых с иным оттенком в зависимости от фактуры, освещенности, отражения от соседних вещей. Его полотна «Испания. Ночь», «Парижское предместье», «Париж ночью» отражают увлечение художника импрессионизмом. В них заметно мгновение потока жизни, мимолетное впечатление, живописно-эмоциональное восприятие жизни. В экспозиции представлено и творчество Коровина-декоратора: оформление к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко».

Галерея располагает прекрасной коллекцией картин художников авангардного искусства XX века: В.В. Кандинского, И. Клюна, А.В. Лентулова, К.С. Малевича, О.В. Розановой, А.М. Родченко, М.З. Шагала, А. Экстер и др.

Отношение этих художников к искусству интересно выразил почти в афористической фразе художник из группы «Бубновый валет» А. Куприн: «Мы все тогда сдвигали, кривили, гнули и ломали цвет и форму». Этому определению, несомненно, соответствуют картины А. Лентчлова, О. Розановой и многих других, В картинах авангардистов зрителям открывается мир экспериментаторства с цветом, светом и формой. «Натюрморт с трубкой» А.В. Куприна поражает некой ирриальностью, где все предметы словно суть некоего персонажа, присутствие которого ощущается в цветовой гамме бело-синих тонов и обозначено чайником, той самой трубкой, что названа в заглавии. Персонаж есть и в то же время его нет. Эта фантастичность, размытость контуров фигуры, цветовой намек на нее завораживают, как завораживает задумчивый мир живописных полотен РР Фалька, или прекрасная плоть вещей К.С. Малевича и И.И. Машкова, символика В.В. Кандинского.

В экспозиции можно увидеть произведения художников «мусатовцев», которых критики называли «мечтателями», «эмоционалистами», а после выставки «Голубая роза» - «голуборозовцами»: П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, Н.Д. Милиоти, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, СЮ. Судей-кин, Н.С. Уткин, А.В. Фонвизин.

Творчество Павла Кузнецова частично связано с Астраханью. Картины «Кибитка» и «За рукоделием» были написаны в астраханских степях, и в 1920 году галерея приобрела их у него.

Гордостью Картинной галереи является большая коллекция картин Бориса Михайловича Кустодиева. Астраханец, ученик П.А. Власова Кустодиев был принят в 1896 г. в Академию художеств. Через два года он уже в мастерской И.Е. Репина, а в 1909 г. ему присваивается звание академика живописи. Для творчества Кустодиева характерна удивительная жизнерадостность, отражение «праздника жизни», радости бытия. «Он постоянно и привычно носил в себе острое чувство красоты мира и ощущал себя живущим посреди этой красоты. Он был влюблен в женщину, и в солнце, искусство и цветы, детскую улыбку и прогулку на закате, речку и перелесок... Какую эстетическую радость сумела доставить ему встреча с молодой красавицей на приволжской набережной!... Чтобы объясниться в своей любви к жизни, он и стал художником. Природа наградила его многогранным талантом. Он писал жанровые Картины, портреты, занимался станковой графикой, иллюстрировал книги, оформлял спектакли, пробовал себя в скульптуре и прикладном искусстве.

В астраханской коллекции - двадцать живописных полотен и около ста графических листов. Значительная часть собрания - портреты, написанные в разные периоды творчества. Его портреты поражают своей естественностью, это «живые» портреты. В них все с натуры. Модель - собеседник художника, она живет в реальном пространстве, в привычной среде: композитор - у рояля, писатель - в рабочем кабинете, скульптор - у станка... Модель, подается крупным планом, напористо, занимая изрядную часть холста. В его портретах заметна, «импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия, как при этюде».

В одной из своих ранних работ «Портрете Никольского» Кустодиев, стремясь более глубоко раскрыть характер своего героя и его эмоциональное состояние, строит колористическое решение на сочетании холодных серебристо-серых и оливковых тонов, с использованием сложных сочетаний серого и зеленоватого цветов. «Портрет Н.М. Зеленской», написанный в 1912 г. в пору зрелого периода творчества, отмечен интересом художника к декоративности. Картина проста по композиции: почти все полотно занимает фигура героини, изображенной почти до колен. Милое обаятельное лицо, с голубыми задумчивыми глазами, дышит покоем и добротой. Фигура Зеленской (астраханка, случайно встреченная Кустодиевым в Швейцарии) в черном контрастирует с фоном - заснеженным альпийским пейзажем. Момент творческого вдохновения запечатлен художником в «Портрете ком-позитора Морозова». В 80-х годах галерея приобрела «Портрет И.Б. Кустодиевой», дочери художника, написанный в 1926 г.

Из его жанровых картин интересны «Жатва» и «Христосование». В первой из них - праздник урожая, его праздничное настроение создается обилием золотых тонов - золото спелой ржи и стогов, небо, золотое от солнечных лучей, яркие оранжево-красные одежды крестьянок, у. вбирающих урожай. Светлое, праздничное настроение дополняется ритмом движения фигур на полотне. Они будто в веселом танце склонились, закружились стайкой, рассыпались по полю.

Картины Кустодиева говорят о его наблюдательности и прекрасной памяти деталей быта, костюмов, влюбленности в своих персонажей. Сюжетом картины «Христосование» послужил один из моментов пасхального праздника: немолодой купец поздравляет с Пасхой мол оду К) жену. Картина пронизана юмором. Нам дано увидеть светящееся радостью, нежностью, растроганное, улыбающееся лицо купца, который не просто нагнулся к молодой жене, а как-то криво изогнулся в ее сторону, предвкушая удовольствие поцелуя, а лица молодой женщины художник нам не показал. Лицо ее на три четверти скрыто от зрителей, хотя заметно, что она тоже улыбается, и голова ее запрокинута навстречу мужу, но фигура слегка отстранена от него. Кроме того, она занимает значительно больше места, чем он. Создается впечатление, что купчиха в своем нарядном красном платье и цветастой шалью на плечах занимает все пространство комнаты. За ней виден празднично накрытый стол. Художник добродушно намекает, кому принадлежит первенство в этом дуэте.

Представлены в экспозиции и графические работы художника -рисунки, акварели, эстампы.

Творчество Кустодиева вписало славную страницу не только в отечественное художественное искусство, оно известно и за рубежом.

Картинной галерее принадлежит часть картин и другого художника-астраханца, тоже ученика П.А. Власова, И.С. Горюшкина-Сорокопудова. Незадолго до смерти он подарил галерее четырнадцать сво-их произведений. Среди них большой интерес представляют «Порт-рет А.Н. Протасовой», картины «Плач Ярославны», «Вечерний звон».

Искусство 20-90-х гг. XX в. представлено художниками как старшего поколения, начавшими свой творческий путь еще в начале века, так и молодыми. Экспозиция знакомит с творчеством А.Е. Архипова «Чаепитие», портретом девочки и «Женским портретом в русском платье». Из произведений П.П. Кончаловского можно увидеть его ранние работы - натюрморт «Цветы и фрукты», пейзаж «Стена», когда формировался его собственный творческий метод, и его позднее полотно «Сирень белая и красная» и ряд натюрмортов.

Привлекают внимание картины 30-40-х годов, отразивших особенности искусства этого периода: «Фабрика «Томат-пюре» Е.С. Зерновой, «Восточный мотив» Н.В. Кашиной, «Филадельфия. Старая площадь» А.А. Дейнеки, «На гумне» А.А. Пластова. Несколько картин представляют искусство 50-60-х годов художников так называемого «сурового стиля», которые сумели увидеть и раскрыть в своих полотнах поэзию повседневных трудовых буден: «Мой город» ГС. Мызникова, «Дорога» В.Е. Попкова, «Девушка в черном платье» В.И. Иванова.

Галерея располагает значительным собранием портретной живописи: П.Д. Корин «Портрет юноши», А.Ф. Пахомов «Мельник», М.З. Рудаков «Портрет Лорки» и другие.

В фондах галереи большая коллекция пейзажей. В экспозиции можно увидеть прозрачные, хрустальные пейзажи И.Э. Грабаря. Художник Я.Д. Ромас, любивший Каспий, написал картину «Бирюзовая рыбница», полную светлого морского простора с легкими рыбачьими судами на нем. Свежестью севера веет от картины «Байкальский мотив» В.Ф. Загонека, весенняя песня слышится в полотне М.П. Митурича-Хлебникова «Зеленый шум».

В 80-х годах галерея получила новое пополнение из частных коллекций: А.В. Алексеевой и ее мужа К.П. Виноградовых, художника М.П. Митурича и других. Галерее были подарены полотна И.К. Айвазовского. И.И. Шишкина, В.И. Сурикова, В.А. Серова. Главным достоянием галереи стали картины сестры гениального русского поэта-астраханца В. Хлебниковой. «Вера Владимировна - живописец, и живопись ее проявляет себя с такой же потрясающей силой, как слово Хлебникова. И так это естественно, что другой мир, пластический и в красках, продолжает в себе то же обаяние, ту же душевную тонкость». В коллекцию, состоящую из шестнадцати полотен, вошли живописные картины ее астраханского периода: «Русалки», «Путь художника-, «Старое и молодое». В графике отразился интерес семьи Хлебниковых к астраханским степям, к их восточному колориту, к культуре и быту местных калмыков: «Девушка с лебедем», «Три фигуры в покрывалах», «Верблюды». «...Живопись Веры Хлебниковой - явление редкое, уникальное, забытый художник возвращается к нам памятной страницей в истории русской культуры». Ее одухотворенное искусство является одной из самых больших ценностей в коллекции Астраханской галереи.

Достоянием фондов музея являются произведения астраханских художников, многие из которых - выпускники Астраханского художественного училища им. П.А. Власова. Среди старшего поколения много имен известных как в России, так и за ее пределами. В их ряду особое место занимает РР Доминов - выдающийся художник-живописец, график, театральный художник. Его картины хранятся не только в Астраханской галерее (триптих «Тревога. Зима. Лето.», фрагменты из серий, посвященных памяти В. Хлебникова, и др.), но и в зарубежных музеях и частных коллекциях.

Астраханскими художниками создана целая серия пейзажных полотен, на которых запечатлены Астрахань, Волга, Каспий, степные просторы (С.Г Масленников, Ф.Н. Милохин, А.М. Токарев, С.Н. Шомин, Ю.А. Лебедев и др.).

Одно из главных мест занимает тема труда рыбаков, нашедшая свое воплощение в творчестве разных художников (С.А. Ануфриев, СП. Сахаров, Ф.Ф. Щукин, Ф.Н. Милохин и др.).

Картинная галерея располагает одним из лучших портретов астраханского художника ГС. Портнова - «Портрет художницы Е.И. Нешмониной», бывшей ученицы П.А. Власова. С ее именем связано пополнение коллекции Астраханской картинной галереи.

После Великой Отечественной войны фонды галереи пополнились картинами новой плеяды астраханских художников. Среди них -С.Г Дьяков, С.Н. Подледнев, Ш. Такташев, А.Н. Туркин, А.М. Шапош-ников, В.Н. Юшев.

В конце XX в. в изобразительное искусство пришли новые силы: М.А. Приказчиков, С.А. Приказчиков, А.А. Соловьев, В.С. Шаров и другие. С их приходом связано большое видовое разнообразие изобразительного искусства астраханцев.

В фондах галереи хранятся не только произведения живописи и графики, но и скульптуры, предметы декоративного и прикладного искусства.

Многие работы Астраханской картинной галереи участвовали в выставках в Германии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии.

Научные сотрудники Картинной галереи ведут большую культурно-просветительскую работу, выступая с лекциями перед астраханцами о фондах галереи, издают альбомы, каталоги, монографии, проводят творческие выставки местных художников и художников других городов страны. Совместно с консерваторией и филармонией сотрудники устраивают музыкальные вечера, героями которых выступают отдельные картины того или иного художника.

За прошедшие немногим более восьмидесяти лет Астраханская картинная галерея из небольшого частного собрания, принесенного в дар Астрахани П.М. Догадиным, превратилась в один из самых интересных музеев страны.

История Астраханского края: Монография. — Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 
1122 с.

См. в других источниках:


Источник: http://astrakhan-450.ru/36/53/247/ http://www.astrakhan.ru/history/read/142/
Категория: Достопримечательности | Добавил: Дмитриева (25.06.2011)
Просмотров: 3398 | Рейтинг: 5.0/1
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017