Можно считать счастливым юбилейным совпадением, что именно в год 450-летия Астрахани и 90-летия Астраханской картинной галереи вышла книга искусствоведа Татьяны Слободских "Коллекция Павла Догадина". Можно бы гадать о закономерности случайностей, если не знать, сколько архивных поисков и открытий, кропотливых исследований на протяжении почти трех десятилетий стоила автору эта поистине подвижническая работа.
Каждый астраханец, хоть раз посещавший нашу картинную галерею, знает имя ее основателя. Павел Михайлович Догадин в ноябре 1918 года передал городу свою бесценную коллекцию изобразительного искусства, а в декабре в его же доме на набережной реки Кутум открывается картинная галерея его имени, сам коллекционер уже официально назначен заведующим и хранителем музея. Но за свою работу он не возьмет у новой власти ни копейки, пояснив, что нельзя брать деньги за любовь, а именно таким было его отношение к музею, к каждому произведению в его коллекции. В этой почетной должности Догадину довелось пробыть чуть больше года. Он умирает от тифа, и оказывается, что даже хоронить его не на что. Павел Михайлович не только душу, но и все свое состояние вложил в создание музея в родном городе. И был счастлив. После открытия галереи он написал профессору Академии художеств Владимиру Фролову в Петроград: "Таким образом осуществилась, наконец, моя заветная мечта".
Но власть, как водится, не сдержала ни одного из своих обещаний: имя основателя галереи было тихо снято в 1922 году, в залах музея так и нет указаний на его произведениях, что именно из его коллекции находится в экспозиции, а усадьбу Догадина городские власти продали в частные руки уже в наше, "капиталистическое" время. И только в 1980 году вышла книга Инны Анохиной "Высокий дар" - об основателе ныне известной в художественном мире Астраханской картинной галереи и его даре городу.
Но полностью коллекция Павла Догадина не была исследована до сегодняшнего времени, и Татьяна Слободских в своей книге с одноименным названием приглашает астраханцев к удивительному путешествию, предшествовавшему рождению "Догадинки". В документах, письмах и воспоминаниях, собранных автором, предстают перипетии обретений того или иного произведения, а за счетами и ценами на картины, за их покупкой и доставкой в Астрахань столько бескорыстия и душевных порывов, столько самоотверженной любви к искусству и таланту, что самые знаменитые художники откликаются на предложения провинциального коллекционера, вступают в переписку, помогают и идут навстречу идее музея для города. Удивительна и личность Догадина. Его купеческий род известен в Астрахани с конца восемнадцатого века, а бабушка будущего основателя картинной галереи была, как обнаруживает автор, крепостной графов Шереметевых.
Что разбудило в выпускнике Императорского московского высшего технического училища, инженере-механике по образованию Павле Догадине страсть к искусству? Как за неполных шесть лет, с 1912 года начав приобретать произведения изобразительного искусства, он смог уже в восемнадцатом году передать городу свою коллекцию, которая и сегодня является гордостью галереи, а сама галерея по праву считается лучшей в Поволжье?
А разве не любопытно узнать из письма Михаила Нестерова, чья работа "За Волгой" была приобретена у автора в 1916 году после личной переписки с художником, что "...мужская фигура на картине "За Волгой" написана мной с одного астраханца-коммерсанта, ехавшего со мной по Волге, он тогда любезно согласился позировать мне для этюда. Было это лет 10-12 назад, и фамилии его теперь я не припомню". А в письме к дочери художник признавался: "Ты не можешь себе представить, с каким наслаждением я начал писать свою "За Волгой", выходит поэтично".
У приобретенного Догадиным этюда казака-гребца к картине "Степан Разин" тоже астраханский след. Василий Суриков в 1901 году путешествовал по Волге на пароходе. Он собирал натурный материал к картине о Разине.
"Наконец, достиг Астрахани, - писал художник родным. - Шесть дней езды. Это какая-то Венеция или Неаполь. Шумная жизнь на пристанях... Кое-какие наброски, небо с водою, на ходу сделал... надеюсь привезти для начала работы кое-какие материалы... Из окна у меня - пристань с пароходами, лодками и барками... Я ужасно рад, что поехал вниз по Волге, - настоящую тут увидел ширь".
Позволю себе процитировать строки еще из одного письма, приведенного в книге "Коллекция Павла Догадина". Обратите внимание, когда придете в картинную галерею, в ее отреставрированные к юбилею залы, на "Даму с весенним пейзажем" Константина Сомова. В каталоге пометка: приобретено в галерее П. Саурова в Москве, 1916 г. Изображена художница Елизавета Мартынова. И вот что пишет Сауров Догадину: "Считаю долгом заметить, что "Дама с весенним пейзажем" есть та самая натурщица, которая в Третьяковской галерее изображает "Даму в голубом". Она очень нравится совету Третьяковской галереи, но в настоящее время они не могут расходовать такой суммы, а в кредит им покупать запрещено". Так, благодаря Догадину "Дама с весенним пейзажем" обретает астраханскую прописку.
Читатель найдет для себя много интересного в книге "Коллекция Павла Догадина". Она снабжена подробными комментариями автора, богато иллюстрирована. Воспроизведено каждое произведение из догадинского собрания. Вместе с книгой словно приобретаешь и знаменитую коллекцию нашего земляка, а в ней - произведения Айвазовского, Шишкина, Репина, Рериха, Кустодиева и Крамского... Впрочем, читайте сами, смотрите сами.
"Написание этого каталога дает объемное представление о том титаническом труде и самоотверженности, которые были присущи натуре замечательного собирателя - Павла Михайловича... Издание (его) будет самым лучшим памятником создателю Астраханской картинной галереи Павлу Михайловичу Догадину к 90-летию любимого мною музея", - напутствовал Александр Марков рукопись искусствоведа Татьяны Слободских.
"Коллекция Павла Догадина" в серии "Астраханская губернская библиотека" обрела жизнь.