Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела  
Общие данные [4]
Достопримечательности [37]
История Астрахани [30]
Астраханский Кремль [13]


Форма входа


 Наш опрос
     
Оцените мой сайт
Всего ответов: 815
  

С 7.02.2013 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Астрахань » История Астрахани

БЫТ ГОРОДСКОЙ ДО 1917
БЫТ ГОРОДСКОЙ ДО 1917 - общий жизненный уклад населения А., совокупность обычаев и привычек в повседневной жизни, неразрывно связанный с особенностями исторического развития А. Его специфические черты в А. начали складываться ещё в период существования Астрах, ханства. Именно с тех пор в А. сформировались традиции мирного сосуществования разных этно-конфессиональных групп, чье поселение в городской черте оказывало значительное влияние на планировку города и его облик, что сохранилось и позднее.
С1558 до начала XX в. вид А. совершенно изменился, состав населения постоянно пополнялся наплывом русских и восточных пришлых людей. Пестрота национального состава населения, компактное расселение разных групп по городу обусловили развитие кварталов армянских, персидских, немецких. Адам Олеарий в 1636 писал, что в городе проживают русские, персияне, индийцы, все они имеют свои собственные торговые площади, как и бухарцы, крымские и ногайские татары, армяне, христиане, ведущие разнообразную торговлю.
М.Д.Чулков, давая описание А. в 1785, упомянул, что в А. компактно проживали татары, грузины, персияне и некоторые из европейцев «католицкого» и лютеранского «законов»; вне города поблизости корчевали калмыки. В Армянском гостином дворе торговали армяне, но у них было много других деревянных лавок, в которых продавалась всякая мелочь и вещи, вытканные на астрах, фабриках, которых в городе было 175. Характерно, что работали на них бедные астрах, жители, которые стали должниками армян.
В жизни горожан огромное место отводилось отправлению религиозных обрядов. Активно велось храмовое строительство, особенно - в начале XVIII в., когда были построены каменные храмы во имя Рождества Богородицы, Успенский собор в Кремле, церковь Благовещения в Вознесенском мужском монастыре, церковь Вход Господень в Иерусалим, армянский собор Успения, храм Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, новая церковь во имя Николая Чудотворца (церковь Николы Гостиного). Были также еще многочисленные мечети, синагоги, католические церкви, индийские кумирни.
Огромное влияние на облик города и жизнь горожан оказывали рынки и базары. Торговля велась в лавках на базарах и вдоль улиц; в XVII в. напротив Пречистинских ворот Кремля был построен Русский гостиный двор с 75 торговыми лавками (выходил на Большую улицу, ныне -ул. Советская). По ней тянулись Индийский, Армянский, Персидский гостиные дворы. Вперемешку с торговыми лавками и дворами строились посадские и стрелецкие дома. Торговля была очень разнообразна, особым спросом пользовались экзотические товары: персидские изделия из шелка, шали, европейские ткани, ковры, сладости (финики, миндаль, засахаренные восточные фрукты). В Петровское время на перекрестках города группировалось много торговых палаток. В городе было несколько крупных базаров.
Занятия населения значительно влияли на облик города. Так, с востока к кремлю примыкал Белый город, который превосходил по территории Кремль. В начале XVIII в. в Б. городе находились дворы губернатора, Посольский, Житный, Табачный, Питейный дворы, гостиные дворы, торговые ряды Большой, Рыбный, Мясной, Калашный, Ветошный, Шапошный, Сапожный, Гарянский. На Большой Першпективной улице (шла от Пречистенских ворот кремля через весь Белый город) находились мастерские золотых и серебряных дел мастеров. В конце XVIII в. на Продольной ул. появилось первое трехэтажное здание Московского торгового дома.. Была развита уличная торговля, шумная и крикливая, в духе традиций персидских и армянских торговцев, лавки которых до 1801 стояли вдоль Екатерининской ул. (ныне ул. Советская), в ходу были брань, драки, угрозы. Старейшие базары - Б. и М. Исады.
В начале XX в. стали появляться крупные универсальные магазины по образцу европейских и столичных, которые можно охарактеризовать как многофункциональные торгово-развлекательные комплексы с высочайшим уровнем сервиса. Так, в 3-этажном торговом доме братьев Гантшер с 1901 впервые в А. стал действовать лифт, на втором этаже находился кинематограф «Искра», некоторые залы магазина использовались для художественных выставок. В магазине была собственная электростанция в подвалах, он содержал 150 основных служащих и 200 подсобных рабочих. Покупателям предоставлялся богатейший выбор золотых, бриллиантовых, бронзовых и фарфоровых изделий, часов, модных галантерейных товаров, косметики первоклассных заграничных и русских фирм, американских и сибирских меховых товаров, тканей. Иногородним покупателям любой товар высылался «по требованию немедленно», а в А. проданный товар мог обмениваться в течение 5 дней, или приниматься обратно, если при его покупке такая возможность была оговорена. Здание сгорело во время январских боев 1918 года.
С 1900 в А. были широко известны и пользовались успехом магазин акционерного общества «Жирардовские мануфактуры» «Гилле и Дитрих» на Московской ул., где продавались полотно, белье, платки, одеяла, приданое, можно было оформить заказ на столовое белье с вытканными надписями и гербами клубов и ресторанов. Частные портные принимали заказы на костюмы, пальто, форму школьную и чиновничью. Парфюмерией торговали спе-циализированные магазины Арнгольда и Борисова, наследников А.И.Фадеева. Письменные и канцелярские принадлежности предлагал «Московский магазин Л.Шарбер» на Полицейской ул., напротив гимназии. Известен был в начале XX в. музыкальный магазин на Московской улице, при котором работал склад граммофонов, и можно было купить практически любые инструменты, а также игры и игрушки, в том числе елочные украшения, велосипеды, пишущие машинки. Токарные, слесарные инструменты, арматуру, болты, трубы, приборы и замки, железные кровати и умывальники мраморные и цинковые, посуду, утюги и котлетные машинки продавали в «Английском магазине» Н.Н.Керн на Эспланадной улице (ныне - ЦУМ). В магазине А.И.Дворецкого покупателям предлагались ювелирные украшения, иконы и оклады, облачения для священников и вообще церковная утварь. Любители охоты, рыбалки и путешествий могли приобрести всё необходимое в ружейном магазине «Диана» Людвига Адикс в Табачном ряду. Столовую посуду, лампы и зеркала можно было купить в магазине И.Т.Шлеина.
Широко развивалась реклама во второй пол. XIX в., рекламные объявления печатались в периодических «Памятных книжках губернии», в газетах, расклеивались по городу яркие афиши и объявления.
Огромную роль во внутригородской жизни, в формировании особенностей городского быта играли водоемы. Именно по ним осуществлялось движение судов с товарами от Волги к внутригородским рынкам, они являлись источниками воды, выполняли функцию пассажирских коммуникаций. Облик города и занятия его населения зависели от многочисленных лодочных и пароходных перевозов, содержания гостиниц на набережных для прибывающих на судах ловцов; работы многочисленных пароходных пристаней на Волге и Болде. Судоходство по внутригородским водным путям было тесно связано с функционированием мостов, которые строились с учетом того, чтобы не затруднять движение судов. В откупное арендное содержание частным лицам могло отдаваться также содержание плавучих и разводных мостов (например, Царевский плавучий мост в 1870-е). Если арендатор не доплачивал городу определенную часть дохода, с него могли взыскивать недоимки.
Постоянно существовавшая в А. угроза наводнения заставляла разрабатывать специальные правила подготовки города и жителей к половодью, во время разлива воды меры предосторожности принимались по единому плану, предусматривавшему совместные действия полиции, Городской думы, лодочников; при угрозе наводнения городские рынки из низменных мест временно переводились на возвышенные.
Внутри города пассажирское сообщение осуществлялось не только по воде, но и конными экипажами. К 1890 для легковых извозчиков сложилась строгая такса: за 1 час езды в Новый год, первые 3 дня Пасхи и первые 2 дня Рождества брали по 75 коп., во все прочие дни - по 40 коп. в час. Плата за особые маршруты - по соглашению с пассажирами. В 1900 в А. состоялось открытие трамвая, вызвавшее небывалый ажиотаж у населения и ставшего популярнейшим видом транспорта благодаря почти круглосуточной работе, предоставлению бесплатного проезда учащимся, полицейским, почтово-телеграфным чинам и контролю над порядком и чистотой в вагонах. За время существования трамвая в А. в XX в. его маршруты менялись, старые исчезали, возникали новые. Трамвай сильно подорвал извозный промысел, однако частнокустарные артели извозчиков с пролетками и санями просуществовали до 1935. В апр. 1902 в А. появился первый автомобиль управляющего астрах, стекольным з-дом Малышева, но поездки были ограничены полицией, чтобы не пугать лошадей. Лишь в 1909 А. была соединена ж.-д. веткой с Бузанской пристанью, и с этого времени ж.-д. транспорт стал играть значительную роль в жизни горожан (Рязано-Уральская железная дорога).
Важнейшая особенность городского быта - нечистоплотность жителей, пренебрежение к чистоте и санитарии, грязь и крайне запущенное состояние городских сооружений, улиц. Ситуация не менялась с XVI в., как можно судить по запискам многочисленных путешественников, посещавших А. Английский посланник Антон Дженкинсон в 1558 писал, что стена Кремля некрасивая и непрочная, а сам воздух в городе «в высшей степени заражен массой рыбы, преимущественно осетров, которой только и живут обитатели, развешивая ее для сушки на улицах и в домах, чтобы запастись ею». В XIX в. источниками зловония и распространения инфекции стали сами Кутум и Варвациевский канал, на что жители уже перестали обращать внимание. Уровень благоустроенности А. был крайне низким. Город нуждался в озеленении, утопая в песке. На улицах было много детей-попрошаек, в 1783 во всей А. не было, по сообщениям современников, почти ни одной хорошо вымощенной улицы, хотя с жителей ежегодно собиралась значительная сумма на «поправку» города. А.Дюма писал, что мостовая - это невиданная роскошь для А., летом улицы представляют собой Сахару, в дождь - озера грязи. В 1874 вышло постановление о благоустройстве тротуаров. В центре А. все «тротуары» должны были быть каменные, кирпичные, из чугунных плит, асфальта и других прочных материалов, в других местах допускались и деревянные, но только возле деревянных строений. Все городские обыватели обязаны были сделать тротуары у своих домов, меняя их по мере обветшания и разрушения. Сами жители мало заботились о чистоте улиц, показательна даже та-кая деталь: лед на городском катке в порту всегда бывал чрезвычайно замусорен посетителями. На правом берегу Волги, в поселке Форпост, грязь на улицах была настолько глубокой, что в ней вязли лошади и телеги.
Остро стоял в А. вопрос о выводе из города нечистот. Город, власти отмечали, что важнейшими антисанитарными условиями в А. является «вопиющее загрязнение почвы через дырявые выгребные и помойные ямы», слив сточных вод от бань, больниц и предприятий в город, водоемы. Мусор и нечистоты вывозились из общественных и частных зданий город, обозом (ассенизаторами), но этого было явно недостаточно. Только в 1905 город, обоз вывез из город, общественных зданий 32 тыс. 764 бочки нечистот, а из частных домовладений - всего 212. И это притом, что 90% территории города находилось ниже уровня паводковых вод. С 1908 Город, дума пыталась решить вопрос о «правильной организации удаления нечистот», которое должно производиться через канализацию, а навоз и мусор - сжигаться. Но дальше различных проектов дело не пошло. Была лишь сооружена огромная «зловонная открытая яма» на ул. 4-й Бакалдинской (ныне - ул. Крупской), а в 1913 заложен коллектор для ливневой канализации, так и не достроенный и заброшенный. Таким образом, вопрос создания город, канализации и оздоровления жизни населения так и не был решен в дореволюционный период.
Развлечения жителей, проведение праздников и вообще сфера досуга развивались постепенно, приобретя во второй половине XIX в. привычные для нас формы. Ещё в XVIII в. неподалеку от Кремля стояли просторный пивной «государев кабак» и харчевни, где всегда было многолюдно и шумно, происходили драки. Обычными ещё в начале XIX в. были драки между группами людей по профессиональному признаку (например, между почтальонами и ямщиками). Горожане привлекались к суду за непристойное поведение, власти пытались запретить карточную игру в игорных домах. Долгое время популярным развлечением, особенно во время гуляний и праздников, были кулачные бои, запрещенные в 1860. В 1880-е популярными увеселительными заведениями стали частный каменный театр и загородные сады Лесникова, Пермякова, Гавеловский, от крытые ежедневно; в двух последних были летние театры. Новый год с начала XVIII в. праздновали, как и сейчас, украшая улицы гирляндами, для детей устраивались елки в городских учреждениях; на Пасху проводились городские гулянья, детские праздники в городских садах. Любили праздновать Масленицу - с блинами, икрой, свадьбами, пьяными драками и кулачными боями. Устраивалисьлотереи - например, на Облупинской площади (по принципу кегельбана), игры (ходули). В православные праздники Богоявления Господня, Преполовения, Происхождения честных древ верующие активно участвовали в обряде водоосвящения, для чего в 1865 был построен деревянный плавучий дебаркадер (Иордан, Иордань, Иорданская сень), в 1872 замененный постоянным на сваях, который был поставлен на р. Кутуме близ Стрелки. Со времени Петра I отмечались майские гулянья, языческие по своей сути и не имевшие отношения к Дню солидарности трудящихся. Июль в конце XIX в. был разгаром театрального сезона. В конце сентября начинались конные скачки и бега на город, ипподроме, они рекламировались в афишах и газетах, были чрезвычайно популярными, привлекая множество зрителей. Очень популярны в А. были прогулки по воде на лодках, паровых катерах, бударках. Особенно активны такие катанья были на Кутуме и Варвациевском канале, хотя часто это было чревато несчастными случаями из-за неисправности самих лодок. Популярен был цирк - например, цирк Дурова. В порту действовал город, каток, где был организован прокат саней, коньков. Люди в жаркие дни заполоняли город, сады и парки (сад «Отрадное», где был цирк, демонстрация синематографа Люмьера, оживленная фотография; сад «Аркадия», Губернаторский). Пускали в сады не всех, а только чистых, хорошо одетых людей, известны случаи, когда крестьян в сад не пускал полицейский. Любили горожане пикники на природе, с обязательным чаепитием, для чего выезжали за город в Ассадулаевский лес, Покровскую рощу, Афонский сад, на Болдинский остров. Увеселительный деревянный комплекс из нескольких сооружений в саду «Аркадия» был построен в 1880-е, пользовался огромной популярностью у горожан, но часто горел, хотя деревянный «вокзал» (место развлечений) быстро восстанавливали. В павильонах там работали кегельбан, бильярд, тир, выступали приезжие артисты, певцы, устраивались спектакли. Характерно, что в 1900-е трактирные заведения, залы, гостиницы сдавались в аренду для проведения мероприятий, свадеб. 
Современники в конце XIX в. отмечали отсутствие вкуса у горожан, которое проявлялось как в их неумении одеваться, так и в их интересах и увлечениях. Критиковались многочисленные выступления на эстрадах город, парков танцовщиц кабаре, которые называли на редкость пошлыми, и демонстрации синематографических картин «фривольного» содержания.
До кон. XIX в. не была развита светская городская похоронная индустрия; население совершало погребальные обряды в соответствии со своим вероисповеданием. Лишь в 1899 открылось Бюро похоронных церемониалов, оно устраивало пышные похороны с процессиями, катафалками, чем смущало приверженцев православных порядков, но вызывало восторг большинства горожан. Периодически обострялась в А. проблема кладбищ. К 1899 оказался до предела заполненным могилами Духосошественский бугор, и властям пришлось решать вопрос с отведением нового участка под захоронения.
Как отмечал краевед А. Штылько, очень популярными у жителей были гадания, чернокнижие, в городе к 1890-м организовали свой доходный бизнес гадалки, колдуны, экзорсисты, ясновидцы, спириты. Несмотря на пристрастие к суевериям и мистике, горожане охотно усваивали технические новшества и достижения научного прогресса. 12 окт. 1897 состоялся показательный полет на воздушном шаре воздухоплавательницы Древницкой на ипподроме, что вызвало большой ажиотаж.
Многие новшества стали появляться и на Форпосте, сначала - телефон и телеграф в станичном правлении, затем так называемый волшебный фонарь - предшественник кинематографа, применявшийся во время проводимых в станице Атаманской народных чтений. Начало публичным народным чтениям было положено на Форпосте еще в первой половине 1880-х станичным духовенством и интеллигенцией. Подобные мероприятия, регулярно проводимые на Форпосте в здании училища, способствовали духовному просвещению и образованию населения. Их посещали не только казаки, но и люди разных сословий. В 1903 был организован склад световых картин для «волшебного фонаря», демонстрация которых могла производиться во время праздников и мероприятий. В 1910-х в городе стали производиться показательные полеты на аэропланах, в театре «Модерн» читались лекции о воздухоплавании. 12 окт. 1910 на город, ипподроме состоялся успешный первый полет авиатора А. Васильева на летательном аппарате типа «Блерио», 8 мая 1911 в саду «Аркадия» демонстрировался публике аэроплан, построенный за 1 год астрах, конструктором А.Даншиным.
В 1914 астрах, телефонная сеть функционировала для лиц и учреждений в черте А. и его окрестностях через посредство 2 телефонных станций в А. и на правом берегу в станице Атаманской. Абонентская плата взималась в зависимости от удаленности пользователя от телефонной станции (рассчитывалась по верстам) и от количества «слуховых приборов» которыми он пользовался.
С 1880-х стали появляться фотомастерские частных владельцев (см. «Фотография»). К 1911 в городе самыми популярными были 6 фотографических предприятий, выполнявших самые разнообразные заказы. Старейшими были партия С.И.Климашевской и С.Вишневского. Городская дума выдавала разрешения на производство фотографических работ, при открытии типографий, литографий, на приобретение печатных станков.
Весной 1910 бельгийская концессионная компания «Брамлей» начала работы по проведению водопровода и строительству электростанции, которые были завершены 3 дек. 1911 (см. «Водопровод», «Электрификация»). 5 янв. 1912 в прессе появилось сообщение о том, что закончены работы по устройству электрического освещения на Форпосте.
В конце XIX в. распространялось страхование жизни и имущества частных лиц.
К 1911 действовали многочисленные парикмахерские, можно было купить театральные костюмы, реквизит, парики. Однако отдельные прогрессивные достижения не могли существенно изменить общий невысокий уровень жизни населения.
В XVII в., по сообщению голландца Стрюйса, жизнь в А. была очень дешева, за бесценок можно было купить много рыбы, фруктов, и не требовалось тратить значительные средства на то, чтобы проживать в достатке. Но уже во второй пол. XIX в., по сообщениям современников, жизнь в А. была очень дорогой. Очень мало было столовых и ночлежных домов для бедных. Самой известной являлась Воробьевская бесплатная столовая, но это было исключение, а не правило. В кон. XIX в. современники отмечали черствость и жестокость, полное бездушие городских учреждений, которые должны заботиться о бедных, но предпочитали тратить огромные средства на всякую показуху, на организацию празднеств и развлечений.
Даже в конце 1890-х плохим было санитарно-эпидемическое состояние города, высока детская смертность от инфекционных заболеваний, на улицах было много бродячих собак, которые разносили болезни и нападали на людей. Для сохранения чистоты улиц и предотвращения эпидемий с 1889 разрешалось заниматься разделкой свиных туш и вообще всяким убийством скота только на специальных скотобойнях под надзором ветврача, а не во дворах и не на улицах.
В конце XIX в. наблюдался рост числа аптек, появившихся почти на каждом углу, цены на лекарства росли, и современники отмечали, что горожане «болеют чуть не 365 дней в году». Торгующие провизоры и фармацевты большей частью являлись шарлатанами без специального образования, чрезвычайное распространение получили целители и знахари, к услугам которых прибегали представители всех сословий. В то же время в больницы и богоугодные заведения общественного призрения принимались лица всех сословий ежедневно, плата составляла 7,5 руб. в месяц, но с тяжелобольных денег вперед не брали. Были и льготники, лечившиеся бесплатно - военные, казаки, арестанты. В родильные отделения бесплатно принимались роженицы всех сословий, в том числе - тайно. В особую повивальную (акушерскую) школу набирали учениц всех сословий и вероисповеданий. В 1877 в А. было 13 благотворительных заведений, в том числе - Больница Приказа общественного призрения на 100 коек, Военный госпиталь на 200, Дом умалишенных на 40 человек, богадельня, Астраханская Мариинская городская больница на 20 человек, Родовспомогательное заведение на 10 коек и др. В 1915 в А. было всего 28 зубных врачей, из них 19 - женщины, в том числе, принимали они в Театральном переулке, где и в настоящее время функционирует городская стоматологическая поликлиника. Ещё работали 6 дантистов, акушерки и повивальные бабки, в том числе «акушерки-оспопрививательницы».
Среди горожан было очень развито сквернословие, в связи с чем полицеймейстер был вынужден отдавать распоряжения против уличного сквернословия, но простой люд все равно ругался матом, извозчики оскорбляли пассажиров и т.п. К концу XIX в. пьянство стало нормой повседневной жизни. Первая попытка введения сухого закона была сделана лишь во время Перв. мир. войны. В А. употребление спиртного принимало огромные размеры, особенно среди пришлого рабочего люда (в основном бурлаки, ловцы), пропивавшего свой заработок. С введением казенной монополии на продажу спиртного увеличилось уличное пьянство, посетители бывших кабаков принуждены были пить в глухих местах - сараях, сеновалах, переулках, что привело к увеличению числа пожаров в городе. Особенно злачным метом был так называемый Пьяный угол Продольно-Волжской и 2-й Кремлевской, где располагались кабак-притон «Калиныча», кабак «Сысоя», винно-бакалейная лавочка Маталаева.

Само положение А., жаркий климат, обилие водоемов и речное судоходство способствовали тому, что повседневная жизнь астраханцев оказывалась неразрывно связана с рекой. Помимо многочисленных положительных сторон была и отрицательная: постоянная опасность наводнений и несчастных случаев на воде. Купание в реке (Волга, Кутум, Канава, Затон) практически было возможно только в запрещенных местах, поскольку в специально оборудованных купальнях надо было платить 5 коп., к тому же, городские купальни характеризовались современниками в конце XIX в. как рассадник разврата и бесчинств. Чтобы частное лицо могло открыть на летний сезон купальню на Кутуме или Варвациевском канале, требовалось получить разрешение Город, управы, что зачастую затруднялось бюрократической волокитой. При сооружении купальни обязательно требовалось делать в ней мужское и женское отделения, отгороженные коридором. Берег нигде не был благоустроен, поэтому многие купающиеся тонули. Астрах. Городская управа с 1872 вела дело об образовании в Астраханской губернии местных учреждений «Общества подания помощи при кораблекрушениях». 6 декабря 1873 возле пристани пароходного общества «Кавказ и Меркурий» была открыта Астраханская зимняя спасательная станция. «Общество подания помощи при кораблекрушениях» добилось организации снабжения полицейских постов в А. необходимыми спасательными средствами (пробковыми кругами и веревочными концами). Весьма развит в городе был банный промысел. Первые казенные бани появились в А. в XVII в., затем стали возникать частные. К концу XIX в. содержание банного промысла стало чрезвычайно доходным и модным делом. В 1885 бани были в 5 участках А. Многие бани доставляли массу неудобств жителям близлежащих домов, во многих банях процветали пьянство и разврат. Существовали в А. публичные дома и уличная проституция, «женщины по вызову» приглашались в номера, гостиницы, бани, купальни. 
Важнейшей проблемой, с которой сталкивались в быту горожане, были пожары. Несмотря на большое количество инструкций и постановлений, практическое обеспечение пожарной безопасности было далеким от идеала. В А. в конце XIX в. почти ежегодно горели лесные пристани на Болде, с 1900-х пожары на пристанях тушили пароходы, поскольку в 1901 был построен пожарный пароход «Астрахань». Сильнейшие пожары происходили в городских садах, где горели деревянные «вокзалы», например, в саду Аркадия летом 1898.
Ситуация с гостиницами в А. значительно улучшилась с первой пол. XIX в. Существовали не только крупные частные гостиницы и отели, но и многочисленные меблированные комнаты, номера. Все они, как правило, совмещались с заведениями питания (ресторанами, трактирами). Содержатели гостиниц и меблированных комнат могли сдавать их в аренду другому лицу. К 1910-м большинство гостиниц в А. рекламировались как высококлассные, предоставляя комнаты со всеми удобствами, телефон, буфеты, ванны. На пароходных пристанях и вокзале дежурили комиссионеры гостиниц. Питание астраханцев было весьма разнообразным, в их рационе были рыба, овощи, фрукты, дичь, мясо, икра. Много харчевен и кабаков появилось с XVII в. сначала на главной улице; здесь подавались квас, мед, пиво, вино, кумыс, водка. С 1878 работала кондитерская и кофейная фабрика «К.А.Шарлау и сыновья» на Полицейской улице. Сосиски и колбасы с июля 1910 продавались в специализированном магазине «Товарищество Мешков и сыновья». В 1885 были разрекламированы ресторан купца Демичева на Скаржинской улице и на Эспланадной; ресторан Анны Гейден на Облупинской площади; в 1911 был известен ресторан купца В.Ф.Демичева на Александровском бульваре, при ресторане были и номера для приезжих. Ресторан «Армения» предлагал ежедневные обеды из 2 и 4 блюд русской и азиатской кухни. Был популярен трактир П.Струшкина на
Малых Исадах. Популярны были пивные, где подавались горячие блюда, пирожки, можно было заказывать обеды на дом. Икрой паюсной и зернистой, сельдью и балыками торговал в 1911 дом «Е.И. Лбова и сыновья». Чай разных сортов можно было купить в астрах, представительстве московского торгового дома «А.В.Шевцова и сыновья».
Во второй пол. XIX в. постепенно росло значение периодических изданий в повседневной жизни горожан. В конце XIX в. в А. выходили газеты «Астрах, губернские ведомости» (2 раза в неделю), «Астрах, справоч. листок» (ежедневно), «Астрах, епархиальные ведомости» (2 раза в месяц), «Астрах, вестник» (ежедневно). На все издания оформлялась подписка, газеты доставлялись на дом. Подписка осуществлялась в губернской типографии, в казначействе, в городском полицейском управлении или в полицейских участках. Газеты и другая печатная продукция выпускались в 2 типографиях, хромолитографиях и литографиях. Газеты представляли подробный обзор городской и губернской жизни, сведения о происшествиях, письма читателей, фельетоны, экономические обзоры и т.д. Общественные учреждения А. были представлены общественной библиотекой на 11508 томов, где поводились бесплатные чтения, в доме губернатора был открыт в 1871 музей при губернском статистическом комитете (более 300 экспонатов). В 1885 было 4 библиотеки, 3 типографии, 3 литографии (в том числе 1 хромолитография). К 1890-м в А. было 5 бесплатных библиотек, 6 крупных книжных магазинов и лавок, кроме того, при некоторых галантерейных магазинах и бакалейных лавках были отделения книжной торговли. В книжные магазины поступали книги крупных центральных частных издательств Суворина, Ступина, Сытина и др., покупателям предоставлялся широкий выбор дешевых народных изданий Санкт-Петербургского комитета грамотности, а также роскошные подарочные издания, в том числе - на иностранных языках. Однако в магазинах были твердые цены, а потому значительное количество

горожан предпочитало покупать книги у уличных офеней-букинистов, причем современники оценивали уровень изданий, пользующихся наибольшим спросом у «простого люда», как крайне низкий. Особенно популярными были различные сонники, беллетристика. Лавки старьевщиков-букинистов располагались в конце XIX в. у кремлевской стены, напротив так называемого Вечернего базара. Здесь можно было поторговаться, причем зачастую уходящие в море ловцы дешево закупали сразу большое количество самых разнообразных книг в основном развлекательного содержания.
Культурная жизнь города - особенно деятельность театров - подвергалась строгой цензуре, и часто пьесы запрещались к постановке или показу. Основные особенности городского быта А. сохранились и после 1917.
Лит-ра: Дубин А. И. Астрахань историческая. Альбом. -Казань, 2005. -с. 27, 62, 68, 94;МарковА.С. Сто лет назад. Астраханская губерния на меже веков. - Астрахань, 2006. - с.56, 69, 72, 88, 278 и др.; Марков А.С. Петр Первый и Астрахань. Астрахань, 1994. С. 64 и др.


Источник: http://forum.astrakhan.ru/lofiversion/index.php?t64215.html
Категория: История Астрахани | Добавил: Дмитриева (28.06.2011)
Просмотров: 3145 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2024