Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Общие данные [4]
Достопримечательности [37]
История Астрахани [30]
Астраханский Кремль [15]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 776
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Астрахань » История Астрахани

Что означает Кирикили: сорок домов или пух камыша?
Что означает Кирикили: сорок домов или пух камыша?

Р. Шугаипов
21.08, 2009 "Волга" №123 (25602)
     Поселок Кирикили раскинулся на восточной окраине Астрахани, на берегу реки Кривая Болда. Здесь издавна живут и трудятся в единой семье представители разных национальностей: русские, ногайцы, казахи и другие. Этот, небольшой на первый взгляд, неприметный степной поселок, интересен своей необыкновенной историей, традициями и, конечно же, своими жителями: работящими и гостеприимными, внимательными и чуткими.
     Когда образовался поселок, никто не помнит, но, по утверждению старожилов села, он был основан в конце XIX - начале XX века карагашами, выходцами из сел Хожетай, Сеитовка, Лапас, Ясын-Сокан Красноярского уезда Астраханской губернии. До 1918 года поселок относился к Началовской волости Астраханского уезда, в 1922 году он был передан Янгоаульскому сельскому совету, а в мае 1940 года включен в городскую черту Астрахани.
     Существуют две версии о происхождении названия села. По одной из них, здесь раньше были заросли камышей, и когда камыш цвел, ветер разносил его пух по всему поселку, и люди говорили "Куркулдей” (разлетелся пух камышовый, "куркуй” - в переводе с ногайского означает "метелка” камыша.). По другой: от кырк уьй - "сорок домов”, видимо, первые поселенцы построили сорок домов "уьй”, оттуда и пошло это название.
     Одними из первых поселенцев считаются семьи из рода тобетес. Это семьи Исангалиевых, Алимурзаевых, Досмухамедовых, Кутлмабетовых, а также представители родов алтаяк, когыз, эргенекли - Уразалиевы, Сарсеновы, Сайбаталовы и другие.
     По воспоминаниям одного из старожилов поселка Равиля Каримовича Султанова (1932 г.р.), во время весеннего половодья поселок часто затапливался. Дом Султановых располагался на возвышенности, и все сельчане во время затопления собирались у них. На работу или в продуктовую лавку, которая находилась в конце улицы, люди переправлялись на лодках. И поэтому первые жилища в Кирикилях стали строить на возвышенности. Застройка домов в основном шла по левой стороне, вдоль одной улицы, ныне улица Краматорская. Строили изначально мазанки, саманные и камышовые дома, для этого использовали в основном местный материал: камыш, глину.
     До октябрьской революции поселок имел свое медресе, оно располагалось, по утверждению старожилов, на месте дома Хапиза Султанова.
     До коллективизации сельчане вели натуральное хозяйство - занимались животноводством и рыболовством. Средняя семья держала несколько овец, коз, коров, более зажиточные - лошадей. Условия жизни были далеко не те, что сейчас. Освещением служила керосиновая лампа (нап ширак), зимой топили камышом, кизяком (тезек- прессованный навоз). Во дворе строили печку (ошак) с котлом, где в летнее время готовили еду для всей семьи.
     После установления Советской власти в селе произошли большие изменения: зажиточных ногайцев-карагашей раскулачили, отобрав у них имущество, землю и скот, многих отправили в Архангельск и Сибирь. Среди них уроженец села Ясын-Сокан, участник русско-японской войны Хабидулла Ислемесов, сосланный в Сибирь.
     С созданием колхоза "Кызыл турмыш” ("Красная жизнь”), центральная усадьба которого находилась в Янго-ауле, сельчане стали заниматься рыболовством и животноводством. В поселке имелась своя конная ферма. Одним из первых председателей колхоза был Хариз Бердеев, который погиб на войне. Кирикилинским отделением заведовал Байжан Алимурзаев, а после ухода на фронт его сменил известный в селе пастух Артагали Досмухамедов, который в годы войны был депутатом сельского Совета. В 30-х годах в доме Каплана Оразалиева, раскулаченного во время коллективизации, открыли начальную школу, где дети обучались на татарском языке до 4 класса. В 1955 году школу закрыли и вместо нее создали детский сад.
     Война не обошла Кирикили стороной. Мужчины ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны. Оставшиеся старики, женщины и дети заменили своих защитников: рыли окопы, ловили рыбу. Все, кто держал лошадей, отдали их на фронт. На полигоне, расположившемся недалеко от поселка, день и ночь шли учения, здесь в срочном порядке готовили новобранцев для отправки на фронт. Когда в 1944 году бомбили нефтебазу в Астрахани-2, школу переоборудовали под военный госпиталь. Не остались в стороне и местные жители. Кто как мог помогал госпиталю. Одни помогали санитарам ухаживать за ранеными, другие приносили продукты. В доме Исаналивых в то время размещался продовольственный склад.
     С каждым годом кирикилинцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, становится все меньше и меньше. Из оставшихся ветеранов ныне в поселке проживают Анвар Уразалиев, Кибаш Джумалиев, Тимерхан Агламасов, Харис Алимурзаев, Уразмухамедов. Благодарные сельчане ежегодно в канун Дня Победы чествуют их.
     Послевоенное время, несмотря на трудности с продовольствием (в магазине не было самого необходимого), принесло много и положительного в жизнь кирикилинцев. Колхоз стал наращивать свою силу, работы хватало всем. В 1954 году поселок обваловали по берегу Болды. И он начал расширяться, стали строить новые дома, появились первые русские переселенцы. Это семьи Масловых, Горловых, Любаевых, Коробченко, Новиковых, Поцелуевых и другие. Вслед за ними   переселяются и представители казахского этноса. Среди них Тохтар Калиев — бригадир рыболовецкой артели, Бердеевы, Мухмедьяровы. В 90-х годах провели в поселок газ.
     Кирикилинцы жили дружным, сплоченным коллективом, радуясь успехам и огорчаясь невзгодами. Они умели не только трудиться на славу, но и повеселиться на славу. Особой популярностью в те времена пользовались джиены (собрания сельчан). Здесь исполнялись исконно ногайские народные песни, частушки, звучала саратовская гармошка (саз), на которой великолепно играли Фарида Кутламбетова, Фатима Капланова, Ризван Салихов и другие. Не обходились такие собрания и без национальных игр и состязаний. Особое место занимала борьба (курес), желающих помериться своими силами было очень много. Приезжало много борцов (пагламанов) из других сел. На окраине села проводились скачки, победителя которых чествовали всем селом. С интересом проходили и национальные игры. Среди них можно выделить игру "Алтын кабак”.
     Кирикилинцы традиционно отмечали религиозные праздники. Так, в тридцатый день поста (Ураза) в ознаменование его завершения устраивали большой праздник — Ураза-байрам. Длился он три дня. Особенно этот праздник любили дети. С утра в нарядных одеждах они обходили дворы с поздравлениями. И в каждом доме хозяева отзывались на поздравления и одаривали детей сладостями - печеньем, конфетами, халвой и т.д. Позже и взрослое население шло в гости к родственникам, друзьям, сельчанам с поздравлениями. Курбан-байрам также является религиозным праздником. С утра, надев чистую одежду, мужчины собирались в мечети для намаза. После него посещали кладбище, где похоронены близкие, родственники, читали Коран, делали "дува”. Затем, по возвращении домой, резали барана или корову, готовили праздничные кушанья. В этот день люди обязательно раздавали мясо, муку малоимущим, многодетным семьям (садака), так как Курбан-байрам по сути своей являлся праздником жертвоприношения.
     Кроме этого, в поселке отмечали и семейно-бытовые праздники: сватовство, свадьбу, рождение ребенка, именины, новоселье. Кирикили славилось своими мастерицами по изготовлению ногайских ковров (алаша), которыми украшали стены дома, стелили на тохтамбет (нары). К сожалению, многие традиции претерпели изменения, а некоторые вообще не дошли до наших дней. В первую очередь на это повлияла урбанизация, так как Кирикили находится близ города. И радостно хоть изредка услышать ногайские народные песни, особенно частушки в исполнении пожилых людей на различных семейных торжествах.
     Перестройка многое изменила в жизни сельчан. Колхоз распался, закрылись предприятия, многие сельчане остались без работы. Но несмотря на смутное время многие кирикилинцы занимаются личным хозяйством, трудятся на приусадебных участках, в теплицах, вывозят молоко, мясо, выращенную продукцию для продажи на рынках Астрахани.
     За последнее время заметно изменилась инфраструктура поселка, появились новые магазины, парикмахерская, кафе, автомастерские и многое другое. На территории поселка действуют частные ООО и фирмы, обеспечивая часть сельчан рабочими местами. Среди них керамзитный завод, домостроительная компания "Астраханмонтажстрой”, стекольный завод и другие.
     Общественность села впервые за много лет решила отметить День поселка и активно готовится к нему. Кирикилинцы давно заслужили такой праздник, есть что вспомнить, есть чем гордиться, есть повод повстречаться со старыми добрыми друзьями. Приятно видеть такие позитивные перемены. Это вселяет надежду на лучшее будущее.
Хочу выразить слова благодарности жителям села Кирикили Равилю Каримовичу Султанову, Манапу Рахимовичу Исаналиеву, Розе Рахимовне Исаналиевой за помощь в подготовке данного материала.


Источник: http://astinform.ru/publ/ljubimyj_gorod/istorija_astrakhani/chto_oznachaet_kirikili_sorok_domov_ili_pukh_kamysha/4-1-0-2
Категория: История Астрахани | Добавил: Дмитриева (26.06.2011)
Просмотров: 792 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017