Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела  
Общие данные [4]
Достопримечательности [37]
История Астрахани [30]
Астраханский Кремль [13]


Форма входа


 Наш опрос
     
Оцените мой сайт
Всего ответов: 815
  

С 7.02.2013 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Астрахань » История Астрахани

История Астрахани в 21 веке

Кризис гужевого транспорта на фоне интенсивного роста внешней и внутренней торговли поставил правительство перед необходимостью пересмотра всей транспортной системы. В 1786 г. попытка крупных преобразований начинается с создания «Комиссии о дорогах в государстве», перед которой была поставлена задача составить «Генеральные правила для строения в России дорог». Однако этот грандиозный план был обречен на провал. Просуществовав почти десять лет, Комиссия сумела подготовить лишь «План для составления генеральных правил о строении дорог в России.

После неудачи с проектом переустройства гужевого транспорта правительство отказалось от принятия каких-либо крупных мер в отношении сухопутного транспорта. В 1797 г. было опубликовало постановление, в котором давалась рекомендация строить и содержать дороги так, как это делается в Финляндии, Курляндии и Литве. До конца

XVIII века не было ни одной шоссейной дороги в стране, а в начале XIX века шоссейное покрытие получила лишь часть грунтовых дорог в центре (1050 верст).

И все же гужевой транспорт играл большую роль. К началу XIX века в системе гужевой сети выделялось 8 главных трактов. Одним из этих восьми был Астраханский (Москва-Тамбов-Царицын-Кизляр-Моздок – 1972 версты).

История Астраханского края: Монография. – Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122

1.4.Астраханский порт и развитие пароходства

В 1826 г. в Астрахань из Казани было переведено адмиралтейство. Так, в XIX в. был восстановлен Астраханский порт. В 1827 г. в старом порту было выстроено здание для присутственных мест, а все остальные здания адмиралтейства были построены к 1830 г. Эллинги неоднократно переносились с одного места на другой вследствие понижения уровня воды в устье Волги. В 1846 г. на порт была возложена обязанность содержания почтового сообщения с портами Каспийского моря, выполнявшееся им до 1860 г., когда оно было передано обществу «Кавказ и Меркурий». В 1854 г. началось преобразование порта, по окончании которого в 1857 г. он был возведен в ранг первоклассного. В связи с преобразованиями здесь был основан казенный механический завод в порту, начавший работать в 1858 г., построен деревянный плавучий док, спущенный на воду в 1859 г. Вследствие этого деятельность порта оживилась: было построено четыре железных транспорта и собрано три парохода. В это же время в Астрахани строятся две частных верфи, получив от правительства подряд на постройку четырех винтовых транспорта для Каспийской флотилии. В 1860 г. началось строительство маяков на Каспийском море. Однако постройка морских судов в порту при все понижавшемся уровне воды в Волге, а также неудобстве сообщения с морем представляла большие затруднения, и в итоге адмиралтейство было решено перевести в Баку, что и произошло в 1867 г. При этом территория порта со всеми строениями, в том числе и механическим заводом, состоявшим к тому времени из 13 мастерских, была передана в пользование обществу «Кавказ и Меркурий», которое организовало в порту ремонт своих морских и речных судов. Передача была произведена на условии возврата порта со всеми строениями в целости по первому требованию морского министерства. Но затем, по представлению Комитета министров, последовало «Высочайшее повеление от 2 июня 1878 г.» на передачу порта в пользование обществу на все время его существования на Каспийском море.

В последние годы существования Астраханского порта (до 1867 г.) его военная флотилия состояла из 18 паровых судов: 7 колесных пароходов, 4-х винтовых шхун, 3-х винтовых канонерных лодок и 4-х винтовых баркасов, а также 12 парусных судов. Для коммерческого судоходства Астраханский порт продолжал играть большую роль, являясь посредником в торговых сношениях с Кавказом, Персией, восточными и южными окраинами. К порту по прежнему приписывались торговые и пассажирские суда. Так, например, в 1888 г. к Астраханскому порту было приписано 90 паровых и 1152 парусных судна.
Астрахань как портовый город по числу паровых судов занимала второе место в России, уступая только Одессе, а по числу парусных судов – первое. В течение навигации к городским пристаням прибывало до 900 пароходов, свыше 2700 барж, около 3000 прочих судов и более 60 плотов. На Волге, Болде и Цареве, на протяжении более 20 верст, находился целый плавучий город судов, население которого за навигацию превышало 60 тысяч человек. Количество грузов, прибывших в Астрахань в 1898 г., составило 333 млн. пудов, в том числе 290 – с Каспийского моря (из них 214 млн. пудов нефтяных продуктов) и около 43 млн. пудов с Волги. Количество отправленных грузов составило 254 млн. пудов (228 млн. пудов вверх по Волге и 26 млн. – в порты Каспийского моря). Весь же грузооборот Астраханского порта (с транзитом) составил 587 млн. пудов. Являясь мощным перегрузочным пунктом для товаров, направлявшихся с Волги на Каспий и обратно, Астрахань в то же время вела торговлю товарами местного производства.

1.5.Строительство Астрахани в XIX веке

В начале XIX в. Астраханский губернатор получил Генеральный план реконструкции города, утвержденный императором Александром I в 1801 г.Из-за военных событий 1812 г., строительные и реконструктивные работы были приостановлены, так как значительная часть финансов отчислялась на нужды войны. Но уже к исходу второго десятилетия городские власти приступили к реализации Генерального плана.

В 1817 г. было закончено сооружение канала по южной окраине Белого города: канал пересекал весь город с запада на восток от реки Волги до реки Кутум. Начатые в 1744 г. земляные работы по устройству канала были практически окончены в 1770-х гг., но благоустройство канала, укрепление набережных, наведение мостов долгое время оставалось незавершенным, и к концу XVIII столетия канал начал превращаться в топкое болото.

Одним из самых оригинальных сооружений этого времени стал ламаистский храм-хурул, построенный в калмыцкой степи.

Архитектура хурула представляет собой органичное соединение традиций буддийской храмовой архитектуры и приемов русского классицизма. Одновременно хурул был и хранилищем боевой славы калмыков – в нем хранились боевые знамена. В 1825 г. закончилось строительство больничного комплекса Приказа Общественного Призрения на Паробичевом бугре, ставшего на долгие годы самым значимым больничным учреждением Астрахани. На Паробичевом бугре заканчивалась вторая по значению улица Астрахани – Паробичебугорная, которая, в свою очередь, делилась на отдельные участки – Табачный ряд и улицу Полицейскую. Название бугра и улицы произошло от имени майора Паробича, приглашенного в первой половине XVIII столетия из Венгрии для службы в Садовой конторе, основанной в Астрахани императором Петром I. Применение венгерской технологии глинистых грунтов, которые по своей консистенции близки к астраханским, способствовало тому, что при Паробиче Садовая контора в Астрахани имела необыкновенный успех — были разведены все породы плодовых деревьев и ягодных кустарников. После смерти Паробича дела казенной Садовой конторы пришли в упадок и большинство садов было распродано горожанам.

В первой половине XIX столетия строительство новых кварталов, согласно Генеральному плану, велось в южных предместьях Белого города и в самом Белом городе, чему способствовало осушение грунтов благодаря устройству Варвациевского канала.

В XIX столетии территория Астрахани увеличилась за счет нового района, образовавшегося у западной и северной стен Астраханского кремля на берегу Волги – района «Косы». К первой половине XIX в. в результате постепенного обмеления Волги ее берег значительно отступил от кремлевского бугра, образовав грунтовую площадь, пригодную для застройки. Несмотря на слабый грунт, вновь образовавшаяся территория начала застраиваться, но пока деревянными сооружениями. Строительство каменных построек стало возможно лишь во второй половине XIX в.

Главная площадь Белого города – бывшая Торговая, Плацпарадная в 1802 г. с превращением дома М. Диланчеева в резиденцию Астраханского губернатора стала называться Губернаторской. В 1884 г., с раз-решения императора Александра III, на средства города по проекту архитектора А.М. Опекушина был установлен памятник Императору Александру II. С этого времени площадь стала именоваться Александровской.

Улицы города в середине XIX столетия освещались фонарями, заправленными тюленьем жиром. К устройству мостовых и тротуаров в то время еще не приступали, хотя вопросы по благоустройству города часто обсуждались на заседаниях Городской думы. Первые булыжные мостовые в Белом городе по Паробичебугорной и Московской улицам появились во второй половине XIX столетия.

Во второй половине XIX столетия новые районы города, на которых стало возможно каменное строительство, превратились в торгово-промышленный центр Астрахани – сосредоточение торговых домов, гостиниц, банков, торгово-складских помещений, промышленных баз – «Коса» и «Закутумье». На главной улице нового района «Косы» – Никольской, долгое время являвшейся пешеходной, появились монументальные строения торговых домов богатейших купеческих фамилий Астрахани – «хлебного короля» Тита Федорова, Ипполита Мочалова, Артемия Тавризова, Григорьевых, Сергеевых и Смирновых. Новые городские районы – «Коса» и «Закутумье» во второй половине XIX столетия обстроились солидными особняками купцов и промышленников. В 1894 г. татары, торговавшие на базаре Большие Исады, на свои средства построили мечеть, в дальнейшем называвшуюся Красной мечетью – по своей архитектуре одно из оригинальных строений этого типа.

В конце XIX столетия в Астрахани появились разговоры о строительстве в городе трамвайных путей, железной дороги, электрической станции, новых железобетонных мостов через реку Кутум и Варвациевский канал. Город жил интенсивной жизнью; купцы и промышленники жертвовали значительные суммы на благотворительность, за счет которых в городе возводились школы, детские приюты, больницы, богадельни для одиноких стариков. Для осуществления грандиозных строительных планов в город были приглашены и успешно работали архитекторы, получившие образование в «главных архитектурно-строительных школах» России – П.М. Бутков, С.И. Карягин, П.И. Коржинский, П.В. Шкателов, Э.И. Фольрат, К.К. Домонтович, А.С. Малаховский, А.М. Вейзен, Н.Ф. Антонов, окончивших в разные годы Московское художественное училище живописи, ваяния и зодчества, Институт гражданских инженеров императора Николая I, Императорскую Академию художеств.

Преобразования и благоустройство города Астрахани не менее удачно продолжались в начале XX столетия.

2. Развитие Астрахани в XX веке

2.1.   Развитие коммунального хозяйства г. Астрахани в начале XX века

В конце XIX в., как и в предшествующие времена, в Астрахани и ее окрестностях свирепствовали страшные инфекционные заболевания: холера, чума, брюшной тиф. Они уносили тысячи жизней. Правительство не раз направляло в Астрахань комиссии для определения мер предупреждения и борьбы с эпидемиями, разрабатывало проекты оздоровления города. На первое место вставали вопросы улучшения санитарного состояния: постройки канализации, уничтожения или утилизации мусора и организации водоснабжения всех районов города фильтрованной водой.

Мысль об устройстве в городе водопровода возникла у Городского управления в 1870 г. с введением в действие Городового Положения и созданием Городской думы и Городской управы. В 1871 г. появились первые проекты. Началась долгая работа: поиск источников финансирования, составление контрактов на постройку, разработка технических проектов. В декабре 1879 г. водопровод начал сооружаться. Летом того же года первый в Астрахани водопровод стал снабжать город нефильтрованной водой (бесплатно). В течение 1882-1883 гг. водопроводным обществом было построено «добавочное фильтерное здание, вторая батарея фильтров и железный резервуар» и введена оплата за пользование водопроводом. В 1885-1887 гг. были проведены дополнительные водопроводные магистрали по некоторым улицам. В 1888 г. в Думу было внесено предложение учредить постоянный контроль за деятельностью водопровода. Управа даже высказалась за найм особого контролера, которому следовало выработать инструкцию. В 1889-1891 гг. Водопроводное общество соорудило еще четыре магистральных трубы. Но качество воды по-прежнему вызывало нарекания со стороны санитарных врачей. В 1895 г. были построены железные резервуары для отстоя воды, в 1898 г. – три новых магистрали водопровода. Вода подавалась населению посредством уличных водоразборных будок (около 36 на 50 км сети ). Жители носили воду от водоразборных будок к своим домам. При таких условиях о большом водопотреблении не могло быть и речи.

В 1910 г. город выкупил водопровод у частных компаний. Заботой городских властей было улучшение фильтрования воды. В 1912-1913 гг. предполагалось переустроить очистные приспособления для стерилизации воды, увеличения емкости отстойников и увеличения площади фильтров. Эти задачи частично были решены.

В 1910 г. встал вопрос о переводе водопроводной станции с паровой энергии на электрическую, но тогда он решен не был в связи с техническими трудностями.
Городская управа внесла предложение о вывозе отходов шаландами на арендованную территорию кулаковских татар. Таким образом, вопрос временно был решен. Но по-прежнему нерешенным оставался вопрос удаления жидких нечистот. Одним из важных факторов антисанитарного состояния города являлось то обстоятельство, что свыше 90% территории города находилось в то время ниже уровня паводковых вод р. Волги и ее рукавов.

Недостатка в изучении и обсуждении причин антисанитарного состояния города и мер по его ликвидации не было. Однако практические действия для коренного оздоровления города не предпринимались, если не считать сооружения открытой зловонной ямы на ул. 4-й Бакалдинской и закладки в 1913 г. коллектора ливневой канализации по ул. 5-я Бакалдинская.

В мае 1898 г. Городская управа возбудила ходатайство о предоставлении ей займа в 5 млн. рублей для постройки канализации, в 1908 г. займ был разрешен в размере 4 млн. руб. Но для строительства необходим был технический проект.

В 1904 г. Астраханская Городская управа заказала петербургскому профессору Н.К. Чижову составление проекта канализации г.Астрахани. В 1906 г. проект был представлен в двух вариантах. Затем он поступил на рассмотрение техническо-строительного комитета Министерства внутренних дел, который 1 июля 1908 г. одобрил один из его вариантов. Проект предусматривал установку насосной станции на р. Царев и орошение полей на острове Атал.

В декабре 1912 г. Астраханская Городская управа, согласно постановлению Астраханской Городской думы, созвала в Москве совещание, на которое были приглашены специалисты по постройке канализации и автор проекта. После дополнительного обсуждения в проект были внесены некоторые поправки с целью его удешевления.

Работы по постройке канализации начались в 1913 г., которые не прекращалась в годы Первой мировой войны и велись с перерывами вплоть до 1919 г., когда они были приостановлены из-за недостатка средств и, как оказалось, надолго, вплоть до возобновления в 1931 г.

Важнейшей отраслью коммунального хозяйства является производство электроэнергии как необходимое условие индустриализации и безусловный показатель прогрессивного развития города.

Городская дума и Городская управа, оценив перспективы, которые должна была принести с собой электрификация, предложили произвести облигационный заем на строительство электрической станции. По мнению Городской управы, она «…доходами от частных потребителей может окупить расходы по своему содержанию и, следовательно, явится большая экономия в расходах по освещению города. С течением времени, развитием и ростом города, собственная городская электрическая станция будет давать еще больше».

После долгой подготовительной работы Городская дума, наконец, представила в присутствии компетентной комиссии 16 июля 1905 г. проекты и смету расходов на строительство электрической станции. Больше этот вопрос в думе не рассматривался.

1 мая 1910 г. состоялось открытие электрической станции, а работу свою она фактически начала в 1911 г. В 1914 г. встал вопрос о дальнейшем расширении электростанции. В 1916-1917 гг. было построено здание новой станции, а также котельной, введены в действие трансформаторные пункты, проложена кабельная сеть высокого напряжения.

Не менее важным для развивающегося города был вопрос совершенствования городского транспорта. В конце ХГХ в. встал вопрос о строительстве в Астрахани трамвайных линий. В 1896 г. собрание Городской думы закрытой баллотировкой высказалось за устройство трамвая концессионерным способом, была назначена комиссия под председательством Городского головы для разработки условий концессии.

2.2.Просвещение и образование в Астрахани в 1900-1910 годы

Социально-политические катаклизмы на рубеже ХIХ-ХХ вв. активизировали творческую инициативу прогрессивно мыслящей части российского общества, стремившейся различными формами и методами воздействовать на политические события в стране, на общественное сознание.

Культурническая деятельность традиционно считалась одним из основных резервов, позволявших повысить уровень просвещения и образования населения, приобщить его к основам национальной культуры и искусства.
Важные просветительские функции в Астрахани выполняло литературно-драматическое общество, возникшее еще в конце XIX в. Его целью являлось «содействовать развитию литературного и драматического образования среди членов и оказывать возможную помощь лицам, посвятившим себя изучению драматического искусства». Общество устраивало публичные лекции и чтения, литературные и драматические вечера и спектакли. Оно объединяло в своих рядах местную интеллигенцию: учителей, врачей, служащих государственных учреждений, артистов, студенческую молодежь, местных коммерсантов. В его рядах были видные политические ссыльные, участники революционной борьбы в Астрахани Б.В. Авилов, А.Л. Катанская, С.К. Вржосек и др.

Прогрессивно настроенной астраханской интеллигенцией в начале XX в. предпринимались попытки создания «народного университета» по примеру некоторых университетов России. Астраханская периодическая печать сообщала своим читателям: «В 1906 году группой лиц по инициативе Х.Н. Сергеева было устроено учредительное собрание по организации в Астрахани народного университета по примеру других городов. Пока выработан устав и в скором времени ожидается фактическое открытие нового просветительного учреждения, нужда в котором давно уже назрела. В пользу фонда народного университета был устроен ряд увеселительных вечеров и лекций».
Особенностью общественно-политического движения тех лет являлось то, что оно расширяло свои географические рамки, втягивая в свою орбиту некоторые уездные центры Астраханского каря. Это характерно прежде всего для тех населенных пунктов, где отбывали свой срок политические ссыльные: Черный Яр, Енотаевка, Красный Яр.

Из XIX в XX век перешли многие проблемы школы и школьного образования. Представители самых разнообразных социальных слоев общества поднимали в печати вопросы воспитания и образования, прежде всего, детей школьного возраста. С развитием общества потребность в грамотных работниках во всех сферах жизни росла и в связи с этим поступали предложения о введении всеобщего начального обучения.

Кроме школ, подчиненных министерству народного просвещения, в крае действовали и другие учебные заведения. Среди них следует отметить церковно-приходские школы, которых к 1910 году насчитывалось 20, обучались в них 869 человек (467 мужчин). Действовали в крае различного рода училища и приюты, в них обучались 250 детей. В частных начальных школах обучались 372 человека. Римско-католическое, старообрядческое, еврейское и лютеранское училища занимались обучением и воспитанием детей в количестве 216 человек.

Крайне тяжелыми для просвещения в Астраханском крае были 1904-1911 гг. Школы, продолжая существовать, в большинстве своем не соответствовали требуемому уровню в силу слабой материальной базы и недостатка грамотных учительских кадров.

В начале XX в. претерпели изменения программы средних учебных заведений. За счет сокращения часов на изучение естественных дисциплин был увеличен объем учебного времени на гуманитарные предметы, прежде всего – на курс русской словесности. Особую строку в учебных планах стало занимать законоведение.

Революционно-демократические события 1905-1907 гг. привнесли дух свободомыслия и новых настроений не только в среду учительства, но и в коллективы учащейся молодежи. Однако астраханские учебные заведения в силу отдаленности от эпицентра революционной борьбы особой активности в ней не проявляли.

После Февральской революции в Астрахани создается новый тип учебных заведений – народные школы и народные гимназии – прототипы будущих рабфаков. Обучение в них осуществлялось по ускоренным срокам, большое внимание уделялось изучению русского языка и дисциплин естественно-математического цикла.
Основным контингентом народных школ являлись дети рабочих, солдат, ловцов, крестьян.

Народные гимназии предоставляли возможность получить определенный уровень грамотности преимущественно детям рабочих и солдат. Занятия проводились четыре раза в неделю, по вечерам, в помещении реального училища. В гимназии изучались: русский язык, арифметика, алгебра, геометрия, физика, естествознание, история, география, латинский и французский языки, рисование. Дисциплины естественно-математического цикла занимали более одной трети учебного времени.

Много трудностей было с укомплектованием школ учебными принадлежностями и книгами.19 Остро стоял вопрос о педагогических кадрах, для решения которого Астраханский комиссариат вел переписку с Центральным отделом просвещения о временных годичных курсах подготовки учителей. Были представлены списки и смета расходов по Астраханскому институту

Торжественное открытие Астраханского университета состоялось 9 ноября 1918 г. В постановлении совнаркома отмечалось:

В ознаменование Октябрьской революции 1917 г., раскрепостившей трудящиеся массы от политического, экономического и духовного гнета со стороны имущих классов и открывшей им широкие пути к источникам знаний и культуры, учредить государственные университеты в городах Костроме, Смоленске, Астрахани…

Сроком открытия… считать день первой годовщины Октябрьской революции – 7 ноября 1918 г.».

Ректором университета был назначен профессор С.В. Паращук. В год открытия университета на первый курс было зачислено более двух тысяч студентов, из них – 1500 на медицинское отделение. В соответствии с существовашим тогда правительственным постановлением зачисление в университет производилось без вступительных экзаменов, без предъявления документов о среднем образовании.

В 1918-1919 учебном  году профессорско-преподавательский коллектив состоял из 18 человек, историко-филологический – из 7 (в т.ч. – 5 профессоров).

1920 учебный год начался в университете при полупустых аудиториях: на занятиях присутствовало не более 150 человек, остальные студенты ушли на борьбу с контрреволюцией. Многие студенты погибли в боях, те же, кто вернулся, продолжили учебу.

2.3. Становление здравоохранения в Астраханской губернии

История здравоохранения в России начинается с учреждения в Москве в 1581году аптекарской палаты. В 1620 году она была преобразована в аптекарский приказ. Решительный шаг в развитии всего медицинского дела предпринял Петр I, заменив аптекарский приказ медицинской канцелярией и положив начало санитарному законодательству в России. По многочисленным указам в петровскую эпоху создавались аптеки, госпитали, медицинские школы и т.п. Тогда же было положено начало городской медицине. Екатерина II преобразовала медицинскую канцелярию в медицинскую коллегию (1763). При Павле I появились и местные медицинские учреждения – губернские врачебные управы (1797). В 1799 году в Петербурге была открыта первая медицинская академия. При Александре I медицинская коллегия была преобразована в экспедицию государственного медицинского управления, которая в 1803 году переименована в медицинский департамент.

Особенно благоприятными для Астраханского края в деле расширения больничного строительства оказались 70-80-е гг. XIX в. 19 февраля 1876г. на Варвациевском канале была открыта бесплатная городская больница, названная Мариинской. 6 декабря 1881 г. на улице Почтовой была открыта временная больница, вскоре получившая название Александровской. В этом же году больницы были объединены под названием Астраханская городская соединенная Александрово – Мариинская больница. Вслед за этим административным решением произошло и территориальное объединение двух больниц и размещение их на Покровской площади.

С 1811 по 1818 гг. в Астраханской губернии гражданским губернатором был один из выдающихся российских врачей, воспитанник Московской госпитальной школы С.С. Андриевский. Будучи врачом, он счел необходимым прежде всего ознакомиться с состоянием медицинской помощи населению. Он лично руководил заседаниями Приказа общественного призрения и обратил внимание на нерациональную структуру лечебных учреждений в городе.

С 1870 г. по указу Александра II получили право на призрение в богадельнях Приказа и нижние военные чины, получившие увечья на действительной срочной службе или учебных сборах. Благотворительные учреждения Приказа общественного призрения в основном были сосредоточены в Астрахани, но в те же годы они были открыты и в уездных городах губернии – Красном Яру, Енотаевке, Черном Яру, Цареве.

Таким образом, Приказ общественного призрения, начав свою активную деятельность с момента своего создания, продолжал ее в течение XIX- начале XX в., внеся заметный вклад в развитие здравоохранения в Астраханском крае. Кроме того, с него начинались традиции благотворительности в крае.

Обширность территории, краевая патология, многонациональный состав, сезонные условия труда подавляющей части населения Астраханской губернии создавали трудности в контроле санитарно-гигиенической обстановки и в работе лечебных учреждений. Сельское население в большинстве случаев вообще было лишено квалифицированного медицинского обслуживания. Этот недостаток в какойто мере должна была восполнить земская медицина. Ее становление и конкретная деятельность связаны с развитием земского самоуправления, введенного в Астраханском крае лишь в 1912 году, то есть  значительно позже, чем в подавляющем большинстве российских губерний. Первое Астраханское уездное собрание проходило с 15 по 21 октября 1913 года. Наряду с решением других вопросов на нем была определена смета расходов на организацию медицинского обслуживания населения восьми врачебных участков губернии: Чаганского, Федоровского, Бирюче-Касинского, Карантинского, Началовского, Бахтемирского, Яндыкского, Харабалинского.

Многие села находились на больших расстояниях от врачебного участка. Гак, например, Чаганский участок был удален на сорок верст, Яндыкский врачебный участок – на сто верст. Численность населения на врачебных участках была большая, в некоторых из них она доходила до 40 тыс. человек. Иногда на участках создавались фельдшерские пункты, но их было очень мало: это Камызякский, Тишковский, Зацаревкий. В уездных городах функционировали лечебницы, подведомственные Астраханскому Приказу общественного призрения, но, как правило, хирургическая помощь в них не оказывалась и чаще всего в них находились больные пожилого возраста.

В 1914 г. состоялось второе Астраханское уездное земское собрание, на котором был заслушан доклад о работе земских лечебных учреждений и внесено предложение о создании врачебно-санитарной комиссии при уездной земской управе с целью улучшения работы всех земских лечебных учреждений.

Был определен круг обязанностей комиссии: 1) наблюдение за техническим состоянием земских врачебных, фельдшерских и ветеринарных учреждений; 2) распределение медицинской помощи в уездах; 3) организация оспопрививания и выработка мероприятий по борьбе с эпидемиями и ликвидация последствий эпидемий; 4) разработка общих вопросов, связанных с переоборудованием и постройкой новых земских лечебниц.

Для реализации этих задач были конкретно просчитаны необходимые финансовые затраты. Смета расходов на 1914 г. свидетельствует о том, что на содержание медицинского персонала в указанном году было предусмотрено израсходовать 19 тысяч рублей, на приобретение медикаментов – 14600 рублей, на постройку и ремонт земских амбулаторий, лечебниц и фельдшерских пунктов – 123316 рублей. Хотя земская медицина Астраханской губернии не накопила большого практического опыта, однако за пятилетний период своей деятельности она подтвердила статус целесообразности и полезности в деле медицинского обслуживания населения.


Заключение

Современная Астрахань – крупнейший промышленный и культурный центр. Важнейший пункт перевалки грузов с железнодорожного, морского и речного транспорта. Расположение региона на перекрестке торговых путей обусловило создание хорошо развитой транспортной инфраструктуры.

Астраханская область является стратегически важным транспортным узлом, где пересекаются Каспийские морские и Волжские речные пути с железнодорожными и автомобильными трассами России. Астраханский транспортный узел расположен на кратчайшем пути, связывающим Европу через Россию со странами Западной и Средней Азии, Индией и Пакистаном, странами Индийского океана.

Астраханская часть Приволжской железной дороги связывает Астрахань с другими областными центрами России и Северным Кавказом. Большое значение в транспортной инфраструктуре при этом имеют автомобильные трассы – Астрахань-Москва, Астрахань-Элиста, Астрахань-Махачкала и Астрахань – Красный Яр – Атырау.

Выгодное географическое расположение, постоянное развитие экономических, политических и культурных связей определяют значительный внешнеэкономический потенциал региона.

Среди образовательных и культурных учреждений Астрахани наиболее известны: государственная медицинская академия, государственный технический университет, государственный университет, инженерно-строительный институт, филиал Саратовской государственной академии права, филиал Волгоградской академии государственной службы, филиал Волжской академии водного транспорта, государственная консерватория.

История города и его облик являют неразрывное целое, и в современной Астрахани легко угадываются очертания прошлых времен. Сохранившиеся исторические здания, особый архитектурный рисунок города позволяют назвать современную Астрахань музеем под открытым небом. И не случайно она значится в списке исторических городов России. Южной Венецией России называют Астрахань, пронизанную многочисленными водными артериями, питаемыми щедрой Волгой.

Астрахань можно назвать еще и городом мостов, которые остаются главной «приметой»города на воде”.

В конце XIX, на протяжении XX веков Астрахань представляла собой не только промышленный, но и известный в России культурный город с богатейшими музыкальными и театральными традициями.

Астраханский край прославили и деятели отечественной культуры разных эпох – художник Б.М.Кустодиев, поэт и драматург Василий Тредиаковский, первый российский баснописец Михаил Хемницер, поэт-модернист Велимир Хлебников, казахский певец и композитор Курмангазы Сагырбаев и его ученица – Дина Нурпеисова, ногайский просветитель Абдул-Хамид Джанибеков; на Астраханской земле родились знаменитые певцы России – Мария Максакова, Валерия Барсова, Василий Петров, Тамара Милашкина, а также наши современники – певица Надежда Бабкина, кинорежиссёр Владимир Меньшов, актёры Эммануил Виторган, Владимир Стеклов и другие.

Сегодня Астраханская область – важнейший южный форпост России, который играет все более значительную роль в Прикаспийском регионе. Восстанавливаются исторически обусловленные отношения с северными провинциями Ирана, укрепляются и развиваются связи со странами СНГ и Европы. Глубокие исторические традиции, единство многонационального населения, природные богатства являются тем естественным потенциалом, который определяет сегодня основы экономического и культурного развития Астраханской области.


Список литературы:

1.Зуев. М. История России. – М.: Новая волна, 2000.

2.Кукушкина. М.  История СССР.- М:Просвещение, 1988.

3.Тимошенко В. А. История российского налогообложения. Саратов: Сателлит, 2001.

4.Дмитренко В. П., Есаков В. Д., Шестаков В. А. История Отечества, ХХ век. 11 класс. М.: Дрофа, 1998.

5. Слезингер  Г. Э. Социальная экономика. М.: Дело и Сервис, 2001.

6. Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт. – М: ДРОФА, 2003.г



Источник: http://dip-ref.ru/referat/1825.htm
Категория: История Астрахани | Добавил: Дмитриева (30.07.2011)
Просмотров: 2931 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2024