Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Общие данные [4]
Достопримечательности [37]
История Астрахани [30]
Астраханский Кремль [15]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 779
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Астрахань » История Астрахани

История Астрахани в 21 веке.

Содержание

Введение. 3

1.Развитие Астрахани в XIX веке. 5

1.1.Участие населения края в Отечественной войне 1812 года. 5

1.2.  Территория и население Астраханской губернии в начале XIX века. 6

1.3. Торговля и транспорт.. 9

1.4.Астраханский порт и развитие пароходства. 12

1.5.Строительство Астрахани в XIX веке. 14

2. Развитие Астрахани в 20 веке. 16

2.1.   Развитие коммунального хозяйства г. Астрахани в начале XX века. 16

2.2.Просвещение и образование в Астрахани в 1900-1910 годы.. 18

2.3. Становление здравоохранения в Астраханской губернии. 21

Заключение. 24

Список литературы: 26

Введение

Астрахань, основанная в 1558 году, веками служила оплотом Российского государства на южном направлении, на степных пространствах и предгорьях Кавказа, на Каспийском море. Первые письменные известия об Астрахани относятся к 13 веку, когда среди татарских поселений упоминается деревня Аштархан на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани. В 1459-1556 годы Астрахань становится главным городом Астраханского ханства, окончательно присоединяется к Русскому государству в 1557 году. С момента присоединения к русским землям Астрахань становится крупным административным центром огромного региона на Северном побережье Каспийского моря, преобразовываясь в город-форпост, в новый центр международных, торговых и дипломатических связей. К середине 17 века Астрахань – одна из приграничных крепостей Русского государства, охранявших устье Волги. С 1717 года Астрахань являлась центром Астраханской губернии, в 1785 году она становится областным центром Кавказского наместничества и с 1802 года – центром Астраханской губернии. В 1860 – х годах в связи с развитием нефтепромыслов в Баку астраханский порт становится одним из крупнейших в стране. Небывалый промышленный размах получили добыча и переработка рыбы. С 1943 года г. Астрахань – центр Астраханской области.

Современная Астрахань – крупнейший промышленный и культурный центр. Важнейший пункт перевалки грузов с железнодорожного, морского и речного транспорта. Расположение региона на перекрестке торговых путей обусловило создание хорошо развитой транспортной инфраструктуры. Астраханская область является стратегически важным транспортным узлом, где пересекаются Каспийские морские и Волжские речные пути с железнодорожными и автомобильными трассами России. Астраханский транспортный узел расположен на кратчайшем пути, связывающим Европу через Россию со странами Западной и Средней Азии, Индией и Пакистаном, странами Индийского океана.

Астраханская часть Приволжской железной дороги связывает Астрахань с другими областными центрами России и Северным Кавказом. Большое значение в транспортной инфраструктуре при этом имеют автомобильные трассы – Астрахань-Москва, Астрахань – Элиста, Астрахань-Махачкала и Астрахань – Красный Яр – Атырау.

Выгодное географическое расположение, постоянное развитие экономических, политических и культурных связей определяют значительный внешнеэкономический потенциал региона.

Среди образовательных и культурных учреждений Астрахани наиболее известны: государственная медицинская академия, государственный технический университет, государственный университет, инженерно-строительный институт, филиал Саратовской государственной академии права, филиал Волгоградской академии государственной службы, филиал Волжской академии водного транспорта, государственная консерватория.

История города и его облик являют неразрывное целое, и в современной Астрахани легко угадываются очертания прошлых времен. Сохранившиеся исторические здания, особый архитектурный рисунок города позволяют назвать современную Астрахань музеем под открытым небом. И не случайно она значится в списке исторических городов России. Южной Венецией России называют Астрахань, пронизанную многочисленными водными артериями, питаемыми щедрой Волгой.

Астрахань можно назвать еще и городом мостов, которые остаются главной приметой «города на воде».

В конце XIX, на протяжении XX веков Астрахань представляла собой не только промышленный, но и известный в России культурный город с богатейшими музыкальными и театральными традициями.

Астраханский край прославили и деятели отечественной культуры разных эпох – художник Б.М.Кустодиев, поэт и драматург Василий Тредиаковский, первый российский баснописец Михаил Хемницер, поэт-модернист Велимир Хлебников, казахский певец и композитор Курмангазы Сагырбаев и его ученица – Дина Нурпеисова, ногайский просветитель Абдул-Хамид Джанибеков; на Астраханской земле родились знаменитые певцы России – Мария Максакова, Валерия Барсова, Василий Петров, Тамара Милашкина, и.т.д.1.Развитие Астрахани в XIX веке1.1.Участие населения края в Отечественной войне 1812 года

К началу войны 1812 г., кроме Астраханского гарнизонного полка, в русской армии существовали еще две регулярные части, укомплектованные уроженцами г. Астрахани. Астраханский гренадерский полк во главе с командиром Буксгевденом находился в составе 2-й гренадерской дивизии под командованием К. Макленбургского. 2-я гренадерская дивизия была в составе 8-го пехотного корпуса 2-й Западной армии генерал-лейтенанта М.М. Бороздина. Цвет погонов всех без исключения гренадерских полков был красный.

Эскадрон Астраханского кирасирского полка попал в 1-й резервный корпус под командованием генерал-майора барона И.И. Меллера-Закомельского, а батальон Астраханского гренадерского полка с другими батальонами и эскадронами – во 2й резервный корпус под командованием генерал-лейтенанта Эртеля. Не все офицеры этих полков являлись уроженцами города Астрахани. Об этом свидетельствуют документы о переводе военнослужащих в Астраханские полки. Тяжелым испытанием для русской армии явилось Бородино. Оба Астраханских полка находились в составе корпуса Багратиона, защищавшего легендарные флеши. Как свидетельствует донесение М.И. Кутузова Александру I, При одной из атак французов на флеши гренадеры были выведены из резерва и отменно себя показали. Около десяти часов утра противнику все же удалось овладеть флешами и захватить часть деревни Семеновское. На левом фланге создалось опасное положение. Багратион немедленно организовал войска для контратаки. Возглавив 2-ю гренадерскую дивизию, он ударил во фланг наступающей французской пехоте. Эта же часть вместе с 3-й пехотной дивизией отбила фронтальный удар корпусов Нея и Даву, 6-ю и 7-ю атаки на флеши. После 8-й атаки П.П. Коновницын, взявший командование на себя, отвел русские войска за Семеновский овраг. 2-я гренадерская дивизия заняла новую позицию на высоте, где ранее была деревня Семеновское. На помощь гренадерам подошли кирасиры 1-й кирасирской дивизии, а следом – и кавалерия 4-го корпуса генерала Сиверса. В результате французы были отброшены за овраг. О том, какой ценой далась эта атака и каково было сопротивление противника в этой схватке, говорят потери, которые понес Астраханский кирасирский полк: из 597 человек в живых после сражения осталось 95.Пример доблести и бесстрашия в этой битве показал командир полка полковник Каратаев. Он был ранен в ногу и плечо, но не покинул поле боя. За это сражение он был награжден орденом «Св. Георгия» 4-го класса. Известны также подвиги и рядовых этого полка. Осип Ярославский спас командира эскадрона майора Нанцева. Рядовые Григорий Изымбал и Никита Горбенко, будучи тяжелораненными, бились в штыковом бою.Трубач Кирилл Семякин, рискуя жизнью, вынес с поля боя эскадронного командира – майора Белавина. Унтер-офицер Афанасий Авраменко взял в плен наполеоновского полковника. В станице Пятиизбянской в 1-ом полку насчитывалось 12 офицеров и 481 человек нижних чинов, а во 2-м – 23 офицера и 517 рядовых, из них 37 человек были набраны сверх комплекта на содержание владельца. Полки имели при себе старинные знамена и значки. Оба полка участвовали в военных действиях 1812 года. В 1813 г., с 4 по 7 октября, 2-й полк участвовал в сражении при Лейпциге. В 1814 г. 20 марта – прошли г. Париж; 24-го учавствовали в сражении у местечка Леферт  2-й полк Тюменя прибыл в свои степи и был распущен 20 ноября 1814 г., а 1-й полк Тундутова был расформирован 3 января 1815 г.

По возвращении на Родину в 1-м полку Тундутова числилось 12 офицеров и 373 рядовых, во 2-м же полку -15 офицеров и 340 рядовых.
За отличия в сражениях 1812-1814 гг. капитан Тундутов получил золотую саблю с надписью «За Храбрость». Список наград Тюменя весьма внушителен: два чина, майора и подполковника, орден «Св. Анны» 2-й степени, орден «Георгия» 4-й степени, орден «Св. Владимира» 4-й степени с бантом, золотые часы, прусский орден пурломерит, 2 серебряных медали 1812 и 1814 гг.
Семеро калмыков за сражение под Лейпцигом получили различные знаки отличия.

1.2.  Территория и население Астраханской губернии в начале XIX векаАстраханская губерния была довольно обширным регионом и представляла собой определенное единство, как с исторической, так и с физико-географической точек зрения. XIX век привнес новые изменения в административно-территориальное деление. Они касались, в основном, уточнения границ губернии. Указом от 15 ноября 1802 г. Астраханская губерния была разделена на Астраханскую и Кавказскую. Во главе Астраханской губернии был поставлен астраханский гражданский губернатор. В то время Астраханская губерния подчинялась также военному начальнику Кавказского края и Грузии. Но окончательно отделение Астраханской губернии от Кавказа было закреплено указом от 6 января 1832 г. Во главе губернии наряду с гражданским был поставлен и военный губернатор. С отделением от Кавказской губернии Астраханская губерния вплоть до середины XIX в. оставалась в составе четырех уездов: Астраханского, Енотаевского, Красноярского и Черноярского.В 1850 г. Царевский уезд, образованный в 1835 г., вошел в состав Астраханской губернии. Кроме того, в губернии насчитывалось шесть калмыцких улусов, которые по своему управлению приравнивались к уездам. Астраханская губерния по размерам территории была в числе наиболее обширнейших в Европейской России: к 1861 г. ее площадь превышала 19 млн. десятин. Она занимала Прикаспийскую низменность. Окраинный характер местности, долгое время мало заселенной и слабо освоенной в хозяйственном отношении, придавал ей черты общности. Отдаленность от центра, частые столкновения с кочевниками являлись причиной малой заселенности края. Усиленное заселение края начинается в последней трети XVIII в. Беглые крепостные и крестьяне – переселенцы положили начало хозяйственному освоению территории. А создание в крае военных опорных пунктов обеспечило условия для появления дворянского землевладения. Активное заселение края в конце XVIII-начале XIX вв. находится в неразрывной связи с начинавшимся разложением феодально-крепостнического строя в России. Правительство попыталось направить освоение низовьев Волги на крепостнических принципах путем насаждения здесь помещичьего землевладения и переселения крепостных. Однако эта политика потерпела неудачу. Достаточно сказать, что хотя крепостное население и достигло к 1861 г. 6 тысяч человек мужского пола, но по отношению к общей численности населения губернии составляло чуть более 2%. Обнаружило свою полную несостоятельность в деле развития производительных сил края помещичье хозяйство с его малопроизводительным, по сравнению с наемным, крепостным трудом.К началу XIX в. на приобретенных помещиками землях появилось около 20 поселений с общим числом жителей 2294 человека. Но более половины дворянских латифундий к началу XIX в. оставалось, несмотря на указ Сената о заселении, незаселенными. Астраханские помещики становились не только владельцами земли, но и владельцами рыбных угодий, то есть рыбопромышленниками. Основную роль в экономическом освоении края сыграли народные переселения, и, в первую очередь, беглые крепостные крестьяне, составившие ядро народонаселения Астраханской губернии. По неполным данным, только в начале XIX века здесь проживало более 20 тысяч беглых крестьян. Однако наличие многочисленного беглого крестьянства еще не означало признания его прав. Они признавались постепенно, как легальными, так и полулегальными формами.Крайне медленно происходило организованное переселение государственных крестьян. В 806 г. было переселено 254 человек мужского пола, в 1809 г. – 131, в 1810 г. – 335, в 1812 г. – 228.Со второй четверти XIX века темпы переселения государственных крестьян увеличиваются. С 1825 по 1838 гг. в Астраханскую губернию были переселены 6388 человек мужского пола. С 1839 по 1850 гг. число государственных крестьян увеличилось всего на 757 человек. Намеченное в 1846 г. образование 44 станиц на калмыцких землях дало толчок к новым переселениям. Основную массу переселенцев составили государственные крестьяне Воронежской, Рязанской, Тамбовской, Смоленской, Курской и Полтавской губерний.В начале XIX века усилился поток «самовольцев». Это был своеобразный, стихийный протест против бюрократической волокиты и попытка обойти обязательное требование к переселенцам – погашение недоимки и внесение двойной уплаты всех сборов вплоть до новой ревизии.В начале 30-х гг. XIX в. «самовольцев» в Астраханскую губернию пришло более тысячи человек мужского пола.Материалы доклада Астраханского губернатора графу П.Д. Киселеву свидетельствуют, что в 1837 г. в губернии насчитывалось «самовольно зашедших» 1297 человек, в то время как официально разрешенных всего 506.Резкое увеличение удельного веса самовольных переселенцев последовало в 50-е годы в связи с разрешением – селиться на калмыцких землях, причем следует заметить, что «самовольцы» были в большинстве своем зажиточными крестьянами.Сословие Астраханских государственных крестьян формировалось из легализованных беглых крепостных, переселенцев и прочих категорий крестьян.Общая численность государственных крестьян Астраханской губернии увеличилась с 8347 человек мужского пола в 1799 г. до 87355 человек в 1857 г.Но здесь не следует забывать и о территориальном увеличении Астраханской губернии – присоединении Царевского уезда. К государственным крестьянам относили также и калмыков – кочевников казенных улусов. Немалую роль в хозяйственном освоении края сыграло население самовольных поселков на берегу Каспийского моря, абсолютно не учитывавшееся официальной статистикой. Жители этих поселков – в основном, ловцы.В нижневолжской деревне в первой половине XIX века происходили социальные изменения – свидетельство развивавшихся товарно-денежных отношений. Свое конкретное выражение они находили в отходничестве и в переходе крестьян в городские сословия.Астраханская губерния была одним из тех мест, «где лучше», и поэтому наводнялась ежегодно многочисленной армией отходников (от 10 до 25 тысяч человек). Вместе с тем отходничество было развито и в самой губернии и особенно среди государственных крестьян. Крестьяне нанимались на рыбные промыслы, судовыми рабочими, уходили в города.В 50-х годах количество крестьян, проживавших в городах губернии, достигло внушительных цифр: около 13 тыс. человек обоего пола. Крестьяне, длительное время жившие в городе, переходили в городские сословия. Наиболее состоятельных из них не останавливали препятствия в виде уплаты податей по двойному состоянию, т.е. за крестьян и за мещан или купцов вплоть до новой ревизии.В Астраханском крае слабее ощущалось господство феодальных отношений, не так сильно ограничивались промысловая деятельность крестьян и переход их в городские сословия.Крепостничество российского типа было ничтожным на территории Астраханской губернии. Но это отнюдь не означало, что большая часть населения пользовалась личной свободой.Особенно это касалось калмыков и киргизов (казахов). Правительство все больше вторгалось во внутренние отношения этих народов, регламентируя повинности зависимого населения, направляя часть калмыков на кордонную службу.Земли богатых калмыков частично переходили в казну, а калмыки, жившие на этих землях, тоже становились казенными.Но, живя по соседству с русскими, калмыки все больше втягивались в работу по найму. С разрешения и без разрешения своих нойонов и зайсанов они массами шли на рыбные и соляные промыслы, причем считались там самыми лучшими работниками.В этой связи следует отметить, что в Астраханскую губернию приходило большое количество отходников из других губерний и не только на рыбные и соляные промыслы, но и на речной транспорт – судо-рабочими и грузчиками.Таким образом, и в Астраханской губернии наблюдались ростки капитализма. Этому способствовала и перевозка товарных грузов по Волге и Каспийскому морю.Что же касается городского населения, то его сословный состав был довольно пестрым. Это – купцы, мещане, ремесленники, крестьяне отходники, военные, а также ссыльные дворяне, придающие городу определенное своеобразие1.3. Торговля и транспорт

Волга  в начале XIX века была самой крупной рекой европейской части России. По условиям судоходства Волга делилась на Верхнюю и Нижнюю. Верхняя – от истока до Рыбинска, а Нижняя – от Рыбинска до Каспийского моря. Судоходство на Нижней Волге безостановочно осуществлялось до июля, затем уровень воды резко падал, и на отмелях оставались лишь извилистые проходы. Водный путь по Волге в пределах Астраханской губернии считался самым удобным. Вскрытие Волги приходилось на конец марта – начало апреля. Путевым хозяйством Волжского бассейна никто не занимался. Но сама Волга при-влекала внимание многих. Возникали проекты чистки водной артерии, а также соединения с другими речными бассейнами. Все эти проекты остались на бумаге.В 60-е годы XVIII века был сооружен лишь небольшой канал в Астрахани, соединивший р. Кутум с Волгой. Он способствовал осушению почвы и предоставлял судам зимой удобное место для стоянки.Но сделанный на незначительные средства, почти без применения техники, канал быстро разрушался, требуя постоянного укрепления берегов. Местные власти пытались наложить на купцов, идущих в Астрахань, своеобразную повинность – привоз камней для ремонта его берегов (на 100 пудов груза в судне – пуд камней), но Сенат не поддержал это предложение.

Необходимость защиты волжского пути от разбоя заставила Павла I 20 июня 1797 г. издать приказ о патрулировании военных судов по Волге. Эти сторожевые суда, именуемые гардкотами (гардкоутами), два года несли службу на реке. В 1799 г. астраханский губернатор сооб-щал адмиралу Кушелеву о затишье на Волге, о том, что значительная часть «разбойнических шаек» переловлена. Гардкоуты были переда-ны в распоряжение Казанского адмиралтейства, откуда их эпизоди-чески вызывали для розыска нарушителей и патрулирования. Однако безопасное движение на Волге продолжалось недолго. В 1804 г. в Петербург начали поступать сообщения о том, что «около Макарьева, Нижнего Новгорода, Казани и Костромы торговые суда терпят бедствия из-за нападения «разбойников». В результате от Казани до Астрахани стали патрулировать уже не девять, а двенадцать гардкоутов. Но, несмотря на все эти трудности, на неблагоустроенное путевое хозяйство, движение по Волге было очень активным. Оно начиналось в апреле, когда от Астрахани отходил так называемый «вешний гребной караван» с рыбным грузом. Он делал 20-30 верст в день и в конце июня появлялся в Макарьеве.

В структуре грузопотоков Волжского воднотранспортного бассейна выделялись перевозки следующих видов грузов: хлеб, соль, железо, чугун и изделия из них, лес (бревна и лесоматериалы). Помимо этих постоянных грузов, по Волге в значительном количестве транспортировались различные продовольственные и промышленные товары. Первое место по объему перевозок принадлежало хлебным грузам. На Нижней Волге с последней четверти XVIII в. среди пристаней, откуда отправлялся хлеб, начинает фигурировать Саратов (до этого Казань). Большая часть саратовского хлеба отправлялась в Астрахань и к Дубовской пристани, от нее хлеб шел на Дон. Регулярными были его поставки Донскому казачьему войску, а с открытием в 1776 г. Таганрогского порта – и на экспорт. В целом снабжение Астраханской губернии хлебом почти полностью производилось водным транспортом. Кроме того, хлеб с астраханского рынка отправлялся еще и в Персию, Хиву и Бухару. Вторым товаром после хлеба была соль. Волжский водный путь обслуживал вывоз круглого леса и пиломатериалов в двух направлениях: 1) юг – безлесные районы Саратовской и Астраханской губерний и Дон; 2) северо-запад – Петербург. Составной частью грузопотока была продукция лесообрабатывающих промыслов. Ежегодно десятки судов со Средней Волги везли в Астраханскую губернию и на Дон ободья, оси, оглобли, лубья, мочала, дранку, телеги, сани, колеса, деревянную посуду и другие предметы быта.

В начале XIX в. все глубже проникает в различные отрасли производства общественное разделение труда, растет городское население, усиливается товарность сельского хозяйства, особенно крестьянского, а также территориальное разделение труда. Все это способствовало созданию по водным путям Волжского бассейна устойчивых товарных потоков различных грузов. Среди массовых продовольственных грузов значительный удельный вес принадлежал рыбным. Перевозки продовольствия имели не только местный характер – некоторые виды товаров, в том числе рыба, мясо, сало проходили волжским путем сотни и даже тысячи верст и поступали на экспорт.

Из Нижегородской, Казанской и Симбирской губерний водным транспортом в Астрахань доставлялись: постное и коровье масло, мед, ветчина, куры, индейки, яйца, орехи, репа, лук, чеснок, грибы, ягоды. Ассортимент пополнялся различными «заморскими» продуктами с Макарьевской ярмарки (европейские вина, лимонный сок, чай и пр.).В свою очередь, низовье Волги поставляло на рынки Средней и Верхней Волги, а также в Москву и даже в Петербург свежую, соленую и вяленую рыбу ценных промысловых пород (белуга, осетр, северюга, судак) и паюсную икру. В начале XIX в. из Астрахани поставлялось свыше 10 тыс. пудов паюсной икры ежегодно (160 тонн).С последней четверти XVIII в. с Дона на Волгу, через Дубовскую пристань, началась регулярная доставка донских виноградных вин, в том числе цимлянских сортов.
Транспортное значение водных путей Волжского бассейна возрастало в связи с увеличением перевозок промышленных товаров. Товар канатных фабрик Нижнего Новгорода поступал в Астрахань. Предприятия Горбатовского уезда изготовляли рыболовные и судовые снасти и поставляли их в основном в Астрахань.
Товарные грузопотоки обусловили рост волжских пристаней и хозяйственное развитие связанных с ними населенных пунктов. Особенно следует выделить Дубовскую пристань (близ г. Царицына), обладавшую особой функцией: здесь происходила перевалка на сухопутный транспорт волжских грузов, идущих на Дон. Она была учреждена еще в 1734 г., но особенно стала наращивать свои грузообороты в последней четверти XVIII-начале XIX в. Каждую навигацию на пристани разгружалось от 200 до 300 судов. Заключала водную магистраль Астраханская пристань. Значение ее было чрезвычайно высоким и определялось связью с центральными губерниями и с восточными странами – Персией и Индией. Астраханские купцы, владевшие множеством собственных судов, ежегодно отправляли в Казань, Нижний Новгород, на Макарьевскую ярмарку и прочие города рыбный товар, продукцию кожевенных и винодельческих предприятий. Из Петербурга, Москвы, Макарьевской ярмарки и Сибири в Астрахань по Волге доставляли ткани широкого ассортимента: бархат, тафту, китайку, сукно, холст, а также одежду, обувь, металлические изделия, медь, олово, пушнину, кожи, кошмы, бумагу, хрусталь, фарфоровую посуду, чай, сахар, табак и пр.В целом по топографическому слиянию товаров в Астрахань приходится на сумму 400 тыс. рублей в год. Астраханские купцы имели собственные морские суда и совершали рейсы в Персию и к Мангышлакской пристани.

В первой четверти XIX в. ежегодный торговый оборот Астрахани по отпуску товаров оценивался в 3,5 млн. руб.Развитие водного транспорта не могло заменить гужевого. В 1775 г. активное административно-территориальное переустройство страны вызвало значительную трансформацию гужевой сети, в том числе появление новых направлений. Требовались мероприятия по улучшению дорог для гужевого транспорта, но средства на это почти не выделялись. Единственная дорога, которой уделяли внимание и выделяли субсидии правительства – это дорога Москва-Петербург. Все остальные дороги пребывали в первозданном виде, пропускная способность их вопреки растущим потребностям уменьшалась с каждым годом. Губернаторы часто сообщали в Сенат о катастрофическом состоянии дорог, транспорте и хронической задержке почты.С 80-х гг. XVIII в. остро встает вопрос о прочной и регулярной связи центра с южными губерниями.



Источник: http://dip-ref.ru/referat/1825.htm
Категория: История Астрахани | Добавил: Дмитриева (30.07.2011)
Просмотров: 2218 | Рейтинг: 5.0/1
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017