Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Страницы истории [26]
Ранняя история Нижнего Поволжья [10]
ПЕРВЫЕ ГОРОДА И ГОСУДАРСТВА [15]
АСТРАХАНСКИЙ КРАЙ В СОСТАВЕ РОССИИ - XVI-XVIII вв. [5]
Астраханский край в XIX веке [0]
Астраханский край в ХХ веке [1]
Великая Отечественная [3]
История названий географических объектов [5]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 773
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » История края » АСТРАХАНСКИЙ КРАЙ В СОСТАВЕ РОССИИ - XVI-XVIII вв.

Петр Первый в Астрахани.

Петр Первый в Астрахани.

Исследователи утверждают, что, создавая Петербург, первый русский император "держал око" и на Астрахани, думал о ней как о возможной южной столице. Для подготовки Персидского похода он отправился в 1722 году в Астрахань - прорубать очередное, уже каспийское, "окно", к богатым странам Закавказья и Персии, в Среднюю Азию. Государя вдохновили стратегические возможности Астрахани. Он понимал, что это ключ-город. К его приезду в городе были сделаны большие приготовления. Астраханский губернатор Волынский приказал снести в кремле все ветхие строения и построить рядом с губернаторским домом специальную резиденцию для императора и его свиты. Кроме этого, Петру построили еще один дворец вниз по Кутуму, в Заманском саду. Это был лучший сад в городе. Как ни странно, ни чертежей, ни наброска хором в Замановском саду не сохранилось, как не сохранилось и самого дворца. 

…Эскадра подходила к городу медленно. Был тихий, знойный день. Паруса наполнялись ветром как бы нехотя. Но вот головное судно поравнялось с крепостью и грохнул раскатисто артиллерийский салют с каменных башен, заметались над Волгой перепуганные чайки, празднично загудели соборные колокола. Так Астрахань встретила Петра I, только что получившего титул Императора. Город со своей своеобразной архитектурой, со своим неповторимым восточным колоритом произвел большое впечатление на великого преобразователя. Первой достопримечательностью, которая запала в сердце императора, был Астраханский кремль и его главная святыня Успенский собор.

 

Проживая в своем дворце, Петр Великий в свободное время присоединялся к садовникам. Помогал им копать, сажать и сеять, давал хорошие указания. Здесь уместно привести рассказ русского историка Василия Ключевского: «Однажды какой-то знатный господин улыбнулся, видя, с каким усердием Петр, любя дуб, как корабельное дерево, сажал желуди на окраине дороги. «Глупый человек, - сказал ему Петр, заметив его улыбку и догадавшись о ее значении, - ты думаешь, не дожить мне до матерых дубов? Да я ведь не для себя тружусь, а для будущей пользы государства». По преданию, посадил Петр несколько дубовых деревьев в Замановском саду. Один из этих дубов сохранился, и в его раскидистых ветвях и сегодня можно укрыться от летнего зноя. 



Однако Петр Первый приехал в Астрахань не для отдыха. Он вынашивал планы предстоящего Персидского похода, и тщательным образом к нему готовился. В петровском дворце часто собирались сподвижники Петра I - адмирал Апраксин, тайный советник Толстой, навигатор Соймонов, капитан Верден, князь Кантемир. Здесь вынашивались все детали будущего похода, составлялись манифесты к горским народам Кавказа. В Заманском саду, что вниз по Кутуму, был построен к тому же пригородный дом для правителя. 



Путешествуя по южным окраинам Астрахани, Петр был недоволен тем, что испарения сточных вод солончаков так заражают воздух. По его предложению от Волги до Кутума был прорыт канал, который давал в центр городка чистую проточную воду. Но канал потом оставлен был без всякого внимания. Но астраханский купец Иван Андреевич Варваций, узнаваемый своим богатством и благотворительностью, спросив разрешения от властей городка, потратил 600 тыс. рублей на очистку канала, постройку нескольких мостов и устроение набережных. Позже в дань уважения к такому щедрому поступку, канал был переименован в Варвациевский.
В самой же Астрахани рукой Петра Великого в 1722 году был заложен порт. Это было самое живописное местечко города, утопающее в зелени. Здесь хранится плезир – яхта, на которой Петр I совершал путешествия из своего дворца в кремль для решения самых неотложных дел, касающихся похода. Яхта называлась «Эксперанец», или по-латыни «Надежда». Яхта служила императору и для осмотра окрестностей города.

В январе 1722 года в Астрахани стали делать островные лодки и ластовые суда для похода. Они были приспособлены и к морскому плаванью. В «Табеле о составе Каспийской Флотилии в 1724 году» указаны суда, принимавшие участие в Персидском походе. В большинстве своем они имеют названия персидских городов и провинций: «Гиркания», «Гилян», «Рящ», «Дагестан». В Астрахань стали постепенно прибывать корабли для участия в персидском походе. У берегов Волги они ремонтировались, усовершенствовались. Для участия в походе Петр I подобрал самых маститых офицеров, знавших Каспийское море: Соймонов, братья Урусовы, Золотарев, Лунин… В скором времени государь выступил в Персидский поход. Он был закончен удачно для России, был завоеван Дербент, заключен ряд договоров. 



Памятник Петру Первому в городе Астрахани. 

О пребывании Петра Первого в Астрахани можно также узнать и из книги М. С. Рыбушкина «Записки об Астрахани».

В Астрахани Петр I поселился в небольшом деревянном дворце, находившемся в Загородном саду на реке Кутум. Для его служебных поездок из дворца в город, да и просто для прогулок по воде использовались плезир-яхта и лодка- верейка. Предположительно оба судна были специально построены для императора на верфи Казанского адмиралтейства в начале 1722 г. Возможно, их строителем был знаменитый тогда «ботовый» мастер Василий Шипилов, присланный в Казань для постройки корабельных ботов и окончательной отделки царской яхты «Эсперанс». 
Оба судна были построены из дуба с обшивкой вгладь. 
Плезир-яхта (от франц. plaisir – развлечение) имела длину 38 футов (11.58 м), ширину 5 футов 6 дюймов (1.67 м) и, видимо, несла обычное для таких судов парусное вооружение, со- стоявшее из большого гафельного грота, стакселя и одного-двух кливе- ров, но, кроме того, могла передви- гаться и при помощи четырех пар ве- сел. Управлялась она навесным рулем с железным румпелем. Следует заметить, 
Плезир-яхта в Домике Петра I. Со старинной литографии. 
Плезир-яхта – вид с кормы. С рисунка худ. А. П. Боголюбова 
что голова баллера руля была украшена резным портретом Петра I. 
Конструкция плезир-яхты – явно голландского типа, и поражала современников великолепным убранством, изяществом и легкостью. Борта и особенно корму ее покрывала затейливая резьба в виде орнамента из переплетающихся лоз, листьев и гроздьев винограда. На подзоре транцевой кормы были сделаны четыре фальшивых окна, а под гакабортом красовались две женские фигуры, которые держали щит (картуш) с вензелем Петра I. По преданию, в декоративном украшении плезир-яхты участвовал сам император. 
Днище яхты было окрашено в белый цвет, борта – в зеленый, а резьба и фигуры (детали декора) – в желтый, под «золото». 
Верейка (от англ. wherry – лодка, ялик) по своему устройству напоминала ту лодку, которая по настоящее время хранится в Домике-музее Петра Великого в Санкт-Петербурге (см. «КиЯ», No 185), но была немного короче и шире и имела декоративную отделку. Длина астраханской ве- 
Верейка. С рисунка худ. А. П. Боголюбова 
Плезир-яхта и верейка в зале Домика Петра I. Со старинной литографии. 
рейки – 24 фута 6 дюймов (7.46 м), ширина – 5 футов 6 дюймов (1.67 м). Лодка имела три пары весел и съемную мачту, на которой поднимались паруса. Фальшборт, расположенный в кормо- вой части лодки, покрывала резьба в виде орнамента из завитков – валют; он выходил за транец, тем самым удли- няя верейку, и служил конструктивным элементом для установки щита-кар- туша с российским гербом. На картуше был изображен двуглавый орел, держащий в лапах ленту с перечислением побед, одержанных русским флотом в Северной войне. 
Плезир-яхта для длительного мор- ского плавания не предназначалась, поэтому участия в Персидском походе не принимала. Верейка же, вероятнее всего, находилась при флагманском судне Петра I и, видимо, использо- валась как разъездная адмиральская шлюпка. 
18 июля 1722 г. Петр I устроил смотр спешно собранной флотилии. На плезир-яхте император обошел стоявшие на Волге боевые корабли, транспортные суда и десантные лодки, а затем 

подошел к борту флагманского гукора «Принцесса Анна», на котором находился генерал-адмирал граф Ф. М. Апраксин – номинальный главнокомандующий всеми русскими морскими и сухопутными силами в Персидском походе. Петр I, будучи младшим по чину (адмирал), формально подчинялся ему и непосредственно командовал лишь передовым отрядом судов (лодками с десантом). 
После завершения смотра флотилия вышла в Каспийское море. Продвигаясь вдоль западного берега, она подошла к устью Терека, затем вошла в Аграханский залив, где 23 августа при ее поддержке была занята крепость Дербент. После этого началась подготовка к походу на Баку, однако во время сильного шторма, разразившегося на следующий день, многие русские суда сели на мель, разбились и «потекли». Потеря кораблей и гибель большей части продовольствия изменили планы военных действий. Оставив гарнизон в Дербенте, флотилия с войсками в начале сентября вышла в обратный путь. 
4 октября 1722 г. Петр I возвратился в Астрахань, а спустя месяц оконча- тельно покинул ее. Незадолго до отъезда император издал указ об учреж- дении в Астрахани военного порта и адмиралтейства, формально основав, таким образом, постоянную русскую военную флотилию на Каспии. 
По сохранившимся документам, в 1724 г. плезир-яхта и верейка еще числились в составе флотилии, но затем, в память о пребывании императора Петра Великого в Астрахани, были переданы на хранение в тамошний военный порт. Спустя сто лет мастеровые Астраханского адмиралтейства оба петровских судна тщательно отремонтировали, при этом аккуратно обновили их декоративное убранство и заново окрасили. 
Много лет они хранились в деревянном сарае на территории адмиралтейства, около здания присутственных мест, где при желании их могли осматривать посетители. В 1860 г. Морское ведомство построило для хранения судов-реликвий специальный каменный дом, а еще через десять лет царь Александр II своим указом повелел: «Небольшое здание, в котором хранятся суда императора Петра I, передать го- 
роду с обязательством сохранять их и ремонтировать само здание». Таким образом, ответственность, за сохранение петровских судов была возложена на Астраханскую городскую управу. 
В 1871 г., благодаря усилиям местной общественности и в преддверии празднования 200-летия со дня рождения Петра Великого, в этом доме (по другим данным, в здании бывшего запасного провиантского магазина времен Петра I) устроили небольшой музей, который стал называться «Домиком Петра I». Естественно, центральное место в нем занимали плезир-яхта и лодка-верейка. При яхте находились еще сохранившиеся к тому времени мачта, железный румпель, два весла, подъемные тали, парус, а при верейке – мачта, шесть весел и парус. В особых шкафах разместили набор чертежных и плотницких инструмен- тов начала XVIII в.: кронциркули, го- товальни, коловороты, наугольники, пилы. Высоко по стенам на щитах развесили старинное огнестрельное и холодное оружие: мушкетоны, пистолеты, абордажные тесаки и пики. В центре зала, у окна, под овальным пор- третом Петра I, на старинном дубовом столе лежали пожелтевшие от времени карты Каспийского моря, компасы и астролябия и другие штурманские инструменты «для корабельного вождения». Внизу, у стен расположили кремневые ружья, медные мортиры, корабельные пушки, ядра, якоря и мо- дели разных судов. Здесь же, в зале, висели знаменные флаги 44-го, 45-го и 46-го флотских экипажей, прославившихся в героической обороне Севастополя в 1854–1855 гг. 
У входа в музей были установлены две чугунные бомбарды. 
Тенистый сквер у «Домика Петра I» стал излюбленным местом отдыха горожан. К концу века большую материальную и пропагандистскую помощь домику-музею оказывало Астраханское Петровское историческое общество, членами которого были самые состоятельные люди города и губернии. 
В 1896 г. возник вопрос об отправке плезир-яхты и верейки в Нижний Новгород на Всероссийскую промышленно-художественную выставку, где их планировали выставить в отделе истории отечественного торгового судостроения и судоходства. 
Городская дума создала специальную комиссию для определения возможности транспортировки петровских судов. Сохранился акт, подписанный ее членами: «Осмотр хранящихся в порту лодок показал следующее. Верейка: киль в корме сколот по длине на 8 вершков, с правой стороны от кормы до первой уключины отстал. Первая доска под уключиной расколота по всей длине... Плезир-яхта: фальшборт в кормовой части с обеих сторон имеет трещины, проходящие через резьбу. Резьба по фальшборту, в особенности с правой стороны, поломана, фальшивые окна в трещинах. Фигуры на корме имеют незначи- тельные повреждения...»
Естественно, суда-реликвии значительно обветшали, однако, чтобы поддержать престиж города на выставке, комиссия дала согласие на их перевозку. 
С большими предосторожностями 174-летние суда погрузили на пароход «Владимир Мономах» и отправили по назначению. 
После закрытия выставки плезир- яхта и верейка возвратились в Астрахань и, установленные на прежнем месте, продолжали ветшать, хотя и были чуть ли не главной достоприме- чательностью города. О них не умалчивало ни одно издание, посвященное нижней Волге и Астрахани. В одном из путеводителей (за 1898 г.) записано: «В настоящее время следы красок едва заметны, тем более что пазы рассохшихся судов приходится заделывать...» 
Не обделяли своим вниманием плезир-яхту и лодку-верейку Петра I русские художники. В 1838 г. во время путешествия в Астрахань Григорий и Никанор Чернецовы запечатлели в походном дневнике оба петровских судна. Причем верейку они изобразили стоящей на постаменте, а плезир- яхту – идущей под парусом. 
В фондах Русского музея в Санкт- Петербурге хранится альбом с набросками художника-мариниста Алексея Боголюбова, сделанными во время его путешествия по Волге в 1869 г. Среди рисунков есть и изображения плезир- яхты и верейки, выполненные с натуры. Возможно, в будущем художник хотел отобразить морской поход императора Петра Великого по Каспию. 
В Астраханском историко-архитектурном музее-заповеднике сегодня можно увидеть картину Николая Протасова «Смотр Петром I Каспийской флотилии», написанную на огромном полотне в 80-е гг. позапрошлого столе- тия. Изображен император, объезжающий на плезир-яхте строй кораблей 18 июня 1722 г. Впервые эта картина экспонировалась на Нижегородской промышленной выставке рядом с вы- ставленными судами и вызвала боль- шой интерес публики. 
Художник-баталист, создатель панорамной живописи Франц Рубо в своей картине «Вступление Петра I в Тарки в 1722 году» также запечатлел небольшое судно, напоминающее сво- ими формами плезир-яхту. Полотно демонстрируется в Дагестанском рес- публиканском историческом музее в Махачкале. 
Петровские суда довольно часто фо- тографировали для издания почтовых открыток, некоторые из них дошли до нашего времени. Судя по сохранив- 
шимся изображениям, эти суда действительно поражали великолепием и изяществом убранства. 
Известно, что была изготовлена и модель плезир-яхты в 1/10 натуральной величины, которая выставлялась в экспозиции русского отдела Всемирной выставки в Париже в 1900 г., но мы не нашли ее изображения, и местона- хождение ее неизвестно. 
К сожалению, дальнейшая судьба «немых участниц» Персидского похода печальна. После установления в Астрахани советской власти музей «Домик Петра I» еще продолжал функционировать. Были сделаны даже попытки отвести для возросшего количества экспонатов более просторное помещение, а также найти специалистов для реставрации плезир-яхты и ве- рейки. Однако в марте 1919 г. вспыхнул белогвардейский мятеж. Как указывает астраханский писатель-краевед А. С. Марков, «рабочие эллинга ворвались в домик-музей Петра и стали воо- 
ружаться старинным оружием. Многие вещи были растащены и побиты». 
Вероятно, в те годы были разломаны на дрова и хранившиеся там суда Петра Великого. До настоящего времени уцелела лишь доска борто- вой обшивки плезир-яхты с фрагментами декоративного орнамента; она экспонируется в одном из залов Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника. 

Владимир Чепелев, село Садовое Амурской обл. 
(журнал КАТЕРА и ЯХТЫ номер 5 за 2008 год

http://forum.modelsworld.ru/topic3909.html

http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=594&showentry=7791

См. также: http://history.astrakhan.ws/peter.php

Категория: АСТРАХАНСКИЙ КРАЙ В СОСТАВЕ РОССИИ - XVI-XVIII вв. | Добавил: Дмитриева (30.07.2011)
Просмотров: 2121 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017