Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Страницы истории [26]
Ранняя история Нижнего Поволжья [10]
ПЕРВЫЕ ГОРОДА И ГОСУДАРСТВА [15]
АСТРАХАНСКИЙ КРАЙ В СОСТАВЕ РОССИИ - XVI-XVIII вв. [5]
Астраханский край в XIX веке [0]
Астраханский край в ХХ веке [1]
Великая Отечественная [3]
История названий географических объектов [5]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 778
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » История края » ПЕРВЫЕ ГОРОДА И ГОСУДАРСТВА

История Золотой Орды

В 1230 году многочисленный отряд завоевателей во главе с ханом Бату появился в прикаспийских степях, являвшихся районом кочевий половцев (кыпчаков). Войско состояло в основном из завоеванных народов, среди которых, были черкесы, кипчаки, даже русские. По сообщению персидского историка-энциклопедиста Рашид ад-дина, воинов было четыре тысячи – так было определено в свое время самим Чингиз-ханом для сына Джучи в его будущих завоеваниях Запада. Но Джучи внезапно умер, и земли перешли к его старшему сыну Бату. Это политическое образование получило в исторической традиции наименование «Золотая Орда». 



Однако ни сами монголы, ни их соседи так это государство не называли. Восточные авторы как правило именовали его «Улус» с прибавлением имени правящего хана, а русские летописи именовали просто ордой. Термин «Золотая Орда» появляется только со второй половины XVI века, когда монгольского государства уже не существовало. «Золотая Орда» («Алтын Урда») означала позолоченную ставку, резиденцию правителя государства: для раннего периода это «золотой» шатер, а для развитой, городской эпохи – покрытый позолотой ханский дворец. В произведениях арабо-персидской исторической географии это государство именуется в основном «Улус Джучи».


Каково происхождение этого слова? «Улус» – это монгольское слово, и первоначально оно означало вообще «народ-государство», в целом державу. Например, Монгольскую империю называли также и Монгольским улусом. Но еще при своей жизни Чингиз-хан разделил свою державу на четыре улуса для управления в будущем, после его смерти, четырьмя сыновьями – это улусы Угэдэ, Чагатая, Тулуя и Джучи. Позднее значение термина «улус» несколько расширилось. Когда мы говорим «Улус Джучи», то имеем в виду целое государство, Золотую Орду. Выбор Нижнего Поволжья как центра Золотой Орды был не случайным. Бату-хан прежде всего оценил преимущества здешних степей, многочисленных заливных лугов, пригодных для пастбищ. Здесь пролегала магистраль древней караванной торговли, отсюда было ближе к другим монгольским государствам, а самое главное - культурная полоса на Нижней Волге была так близка от степи, что здесь легко было сочетать оседлое и кочевое хозяйство. Большое удобство представляли степи для кочевий. Устье Волги изобиловало рыбой. Все это и предопределило центральное положение нашего края в Золотоордынском государстве.



И вот в низовьях Волги решил Бату-хан построить столицу в одном из живописных мест. Реки, огромные пастбища, плодородная земля – все это привлекало издавна многие народы. И вот в короткий срок был воздвигнут город Сарай (в переводе означает Дворец). 

Градостроительство на основной территории Золотой Орды началось в 50-х годах XIII века. Если итальянский путешественник Плано Карпини, проехав в 1245 – 1247 годах весь Улус Джучи с запада на восток и обратно, не встретил там ни одного города, то Рубрук, совершивший путешествие почти по его следам спустя всего шесть лет, увидел только что отстроенный Бату-ханом великолепный город Сарай. Через Сарай и некоторые другие поселения уже проходили караванные пути с востока на запад с переправами на Волге и Дону. Джувейни, крупнейший исследователь-историк XIII века, написавший свою знаменитую «Историю завоевателя мира» по свежим следам покорения монголами Евразии и создания Золотой Орды, отметил про Сарай следующее: «Бату в ставке своей, которую он имел в пределах Итиля, наметил место и построил город и назвал его Сараем». Это был первый крупный, собственно золотоордынский город. Это был город, состоявший в большинстве из одноэтажных домов. В то же время в нем было достаточно крупных сооружений: дворцы, мечети, мавзолеи, караван-сараи, общественные бани и т.д. Базары, как это обычно бывает на Востоке, занимали большие площади. Сюда еще надо добавить различные пригородные зоны с усадьбами аристократии. Была в Сарае и епархия. Церковь была православная с монастырем. Митрополит на верблюде разъезжал. Вечером с мечетей к намазу призыв - а церковь в колокола бьет, тоже на молитву собирает. После того, как Сарай затопили воды Каспия, решено было перенести столицу в другое место – в степи (в район села Селитренное), переехала и митрополия в Новый Сарай. А когда рухнула Орда, дали митрополиту Сарайскому земли у Москвы-реки, напротив Кожевенной слободы, где теперь Павелецкий вокзал. Вот и сохранилась часть Сарая в центре Москвы. 

Совсем недавно стало известно, что эта столица находилась на месте села Красный Яр Астраханской области. 



Это открытие сделал молодой ученый Александр Пачкалов. В одной старой книге он отыскал свидетельство очевидца: столицу Золотой Орды поглотило море. А еще было пророчество. Якобы некий католический монах «предсказал», что Сарай скроется в волнах. Вспомним легенду о Китеже. Блестящий город опускается под воду за одну ночь. Ничего не тонуло на Руси, морей у нас не было, считает Пачкалов. А теперь представьте: на глазах у блестящих ханов и заносчивых мурз, которые мнят себя центром цивилизации, поднимаются волны, съедают стены дворцов, и обезумевшая чернь мечется по улицам, превратившимся в каналы. Так за короткое время исчезла в водах Каспия самая первая столица Золотой Орды.


Вот еще один интересный факт: в одной летописи сказано: Батый остановился после походов в некоем Кандаке. А рядом с Красным Яром находится село Кондаковка. Есть еще свидетельства в пользу этой версии. При археологических раскопках в 1989-1990 гг. здесь был собран небольшой комплекс джучидских монет (23 экз.) конца XIII – первой трети XIV в. Вызывают огромный интерес нумизматические материалы из раскопок грунтового могильника Маячный бугор, расположенного в непосредственной близости от Красноярского городища и являющегося, вероятно, городским некрополем этого памятника. В «Торговой практике» Ф.Бальдуччи Пеголотти сообщается, что Сарай расположен на расстоянии одного дня пути от Хаджи-Тархана (старое название Астрахани). Данные Пеголотти, по мнению историка Г.А.Федорова-Давыдова, относятся к 1320 гг. Селитренное расположено на расстоянии более 100 км от этого города. Преодолевать такой путь за один день регулярно было маловероятно. Обычно, торговые караваны проходили в сутки около 30 км. Ибн Баттута сообщает, что расстояние между Хаджи Тарханом и Сараем он преодолел в 1333/1334 г. за три дня. Это вполне согласуется с расстоянием между Селитренным и Хаджи-Тарханом. Таким образом, можно предполагать, что до путешествия Ибн Баттуты столица располагалась южнее, ближе к Хаджи Тархану.

Земли же, завоеванные только войсками Бату, платили дань исключительно Сараю. Даниил Галицкий, в 1250 г. испрашивал ярлык на владение своими землями только у хана Бату. Другие князья тоже так поступали. Именно эта поездка заставила летописца произнести самые горькие слова о монгольском иге. "О, злее зла честь татарская!" 



Александру Невскому эту злую честь пришлось испытать и в Сарае, и Каракоруме, причем он встречал там множество пленных соотечественников, находившихся в самом жалком состоянии. Еще в молодости князь тратил "много злата и сребра" на выкуп русского полона в Орде. Не исключено, что именно поэтому он пришел к выводу о необходимости создать постоянно действующий русский опорный центр в столице Золотой Орды. Идея была воплощена в жизнь: совместно с митрополитом Кириллом была учреждена Сарайская епархия. В летописях не содержится деталей, раскрывающих этапы переговоров об учреждении православного представительства в Сарае. В 1252 году в ставку Батыя снова приехал Александр Невский. Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Ведь выбирать приходилось между Ордой и Западом, с представителями которого новгородский князь был хорошо знаком еще со времен Ледового побоища. Нужно отдать должное Александру Ярославичу: он сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины. Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра. Так сплелись судьбы князей и судьбы государств и народов. Рядом с русскими ратниками сражалась против крестоносцев и ордынская конница. Об этом рассказывается в книге Л.Н.Гумилева «От Руси до России». В истории Руси и Золотой Орды все было не так просто и понятно с первого взгляда. Все это требует изучения и тщательного исследования. Ясно одно – сегодня потомки этих народов живут в дружбе и согласии, находят друг с другом общий язык и понимание. Православные храмы соседствуют с мечетями, развиваются культура, искусство, архитектура. И это является главным завоеванием, о котором мечтали наши далекие предки. 


Источники:


А.В. Пачкалов О местоположении Сарая (первой столицы Золотой Орды)


Окончательный Сарай: http://arsrgru.livejournal.com/42023.html


История Астраханского края: Монография.


В.Л.Егоров Александр Невский и Чингизиды.

Также читайте: 
http://tatar-mongol.ru/mongoli?showall=1

Источник: http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=594&cat=490&st=10
Категория: ПЕРВЫЕ ГОРОДА И ГОСУДАРСТВА | Добавил: Дмитриева (05.08.2011)
Просмотров: 1040 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017