Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Страницы истории [26]
Ранняя история Нижнего Поволжья [10]
ПЕРВЫЕ ГОРОДА И ГОСУДАРСТВА [15]
АСТРАХАНСКИЙ КРАЙ В СОСТАВЕ РОССИИ - XVI-XVIII вв. [5]
Астраханский край в XIX веке [0]
Астраханский край в ХХ веке [1]
Великая Отечественная [3]
История названий географических объектов [5]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 781
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » История края » ПЕРВЫЕ ГОРОДА И ГОСУДАРСТВА

Золотая Орда

В 1230 году тридцатитысячный монгольский отряд завоевателей появился в прикаспийских степях. Монголам очень понравились наши степи. «Во всем мире не может быть земли, приятнее этой, воздуха, лучше этого, воды, слаще этой, лугов и пастбищ, обширнее этих», - эти слова один из самых древних персидских авторов Джуздани приписывал старшему сыну Чингисхана Туши, или Джучи, которому в качестве улуса были назначены эти земли, но их предстояло еще завоевать, что осуществил старший сын Джучи – Бату (Батый).

Бату-хан выбрал для своего государства земли, наиболее благоприятные для кочевий. В 1242 – 1243 годах Бату обосновался на Нижней Волге. Ордой первоначально называлась ставка хана, его кочевой лагерь. В 15 веке русские летописи стали называть Ордой новое государство в низовьях Волги, центром которого был наш край.

Бату сразу увидел преимущества поволжских степей, понял, что только эти места, географически удобно расположенные, богатые природными ресурсами, могут стать центром его государства. Монголы выбрали места степные, удобные для скотоводства, и здесь обосновались.

После монгольского нашествия самое западное из вновь возникших государств получило название Золотая Орда. Поволжье имело много преимуществ: здесь пролегала магистраль древней караванной торговли, отсюда было ближе к другим монгольским государствам, а самое главное заключалось в том, что культурная полоса на Нижней Волге оказалась такой близкой от степи, что здесь легко сочеталось оседлое и кочевое хозяйство.

Основным населением городов и степи оставались половцы. Половецкий язык звучал не только в быту, но и при дворе ханов. Монгольские ханы не допускали половцев к управлению государством, считая их покоренным зависимым населением.

Основная масса кочевников – татар, половцев и монголов – полностью зависела от феодалов, которыми были в период Золотой Орды монгольские ханы, раздававшие лучшие земли своим сыновьям и родственникам. Вместе с этими землями в вассальную зависимость попадали и рядовые кочевники. В степи действовал феодальный закон – вся земля принадлежит феодалу, которому подчинялись рядовые кочевники.

Крупные феодалы и рядовые жители обладали собственностью на скот, который представлял для кочевника необыкновенную ценность. Частная собственность на скот являлась одной из основ имущественного неравенства. Законы кочевников ее свято охраняли. Похищение лошади приравнивалось к самым тяжким преступлениям и каралось смертью.

Способы ведения скотоводческого хозяйства диктовали подвижный образ жизни. Передвигаясь вместе со скотом на новые пастбища, кочевники пользовались жилищами переносного типа – войлочными юртами, которые перевозились на повозках. « Ставки у них круглые, изготовленные наподобие палатки и сделанные из прутьев и тонких палок. Наверху же в середине ставки имеется круглое окно, откуда попадает свет, а также для выхода дыма, потому что в середине них разведен огонь….Некоторые ставки быстро разбираются и чинятся и переносятся на вьючных животных, другие не могут разбираться, но перевозятся на повозках….Куда бы они не пошли, на войну или в другое место, они всегда перевозят их с собой». (П.Карпини).

Скотоводство у кочевников являлось не только основной отраслью хозяйства, но и источником питания. В пищу прежде всего употреблялось мясо баранов и лошадей. Молочные продукты считались самыми излюбленными. Из молока делали сыр и масло, и кобыльего молока приготовляли кумыс. Вместо хлеба употребляли рис и просо, которое варили в молоке. «Их пищу составляло все, что можно разжевать, именно они едят собак, волков, лисиц, лошадей… Хлеба и них нет, равно как и зелени и овощей и ничего другого, кроме мяса… Кобылье молоко, если оно и них есть, они пьют в огромном количестве, пьют также овечье, коровье и верблюжье молоко». Заметен обычай монголо-татар, связанный с принятием пищи: « Пищу разрезает один из них, а другой берет острием ножа кусочки и раздает каждому, одному больше, а другому меньше, сообразно с тем, больше или меньше они хотят кого почтить». (П.Карпини).

Скотоводство обеспечивало кочевников не только продуктами питания, но и сырьем для изготовления необходимой одежды и обуви. Кочевники поставляют на рынки в города шерсть, мясо и другие скотоводческие продукты.

О занятиях монголов-скотоводов мало известно, и сведения эти достаточно противоречивы. «Мужчины ничего вовсе не делают, за исключением стрел, а также имеют попечение о стадах, охотятся и упражняются в стрельбе, ибо все они от мала до велика суть хорошие стрелки… Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Лошадей они очень берегут, мало того, они усиленно охраняют все имущество. Жены их все делают: полушубки, платья, башмаки, сапоги и все изделия из кожи, также они правят повозками и чинят их, вьючат верблюдов и во всех своих делах проворны и скоры».

Военное дело у татаро-монголов очень хорошо развито. Во главе всего войска ставится два или три человека, которые подчиняются хану. Само же войско делится на десятки, во главе которых стоит десятник, во главе десяти десятников – один сотник, во главе десяти сотников – тысячник, во главе десяти тысячников – «один, и это число у них называется тьма». Дисциплина в войске монгол была на высшем уровне. Никто не смел ослушаться приказа командира. « Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит одни или двое, или трое, или даже больше, а не бегут другие, то все они умерщвляются: и говоря кратко, если они не отступают сообща, то все умерщвляются». (П.Карпини).

Татаро-монголы не заключают мира ни с какими народами. Они накладывают на подчиненные народы дань. Вот в чем она заключается: « чтобы данники шли с ними в войске против всякого человека, когда им угодно (военная поддержка), и чтобы они давали десятую часть от всего, как от людей, так и от имущества. Именно они отсчитывают десять отроков и одного берут в свою страну в качестве рабов, и с девушками поступают также».

На территории нашей области был построен город – столица ордынского государства –Сарай–Бату.

На территории нашей области был построен город – столица ордынского государства –Сарай–Бату.

Сарай – Бату считался одним из крупнейших и красивейших золотоордынских городов. Руками пленных мастеров строились роскошные дворцы и мечети, рассаживались сады и ковалось оружие.

Купцы из Волжской Булгарии, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Западной Европы, из далекого Египта и индии приезжали в Сарай – Бату. Ханы поощряли развитие торговли и ремесел, получая от этого большие доходы.

Город был огромен. Одни путешественники, желая объехать город, выехали их одной его части рано утром и достигли другого края города ближе к ночи. В городе было 13 мечетей для соборной службы. Кроме этих, там было еще много других мечетей.

На самом высоком холме над берегом Ахтубы высился ханский дворец. Легенды рассказывают, что дворец Бату - хана был украшен золотом, поэтому и все государство и стало называться Золотой Ордой.

В результате археологических раскопок в районе села Селитренного, на месте города Сарай – Бату, обнаружили большую мастерскую по производству керамики. Раскопано несколько печей, в которых обжигалась нарядная, пестрая, радующая глаз цветная «поливная», как говорят археологи, посуда, чаши типа пиал, кувшины, светильники. Раскопана ювелирная мастерская по производству бус, перстней, браслетов, пуговиц, подвесок.

В 1395 году среднеазиатский завоеватель Тимур со своим войском огнем и мечем прошел по землям Золотой Орды. После нашествия Тимура Золотая Орда потеряла свое прежнее влияние и силу. Смертельный удар Золотой Орде в 1480 году нанесла ее окрепшая данница – Русь. Орда распалась на ряд ханств, одним из которых стало ханство Астраханское. 

Присоединение Астрахани к Русскому государству

В силу своего географического положения, Астрахань не раз становилась «яблоком раздора» между Турцией, Крымом и ногайской ордой, пытавшимися утвердиться в низовьях Волги в военно-стратегических и торговых целях. Однако Московское государство также было заинтересовано в укреплении своих юго-восточных границ, имея военное и торгово-экономическое преимущество над соперниками.

Слабо развитая экономика, борьба феодалов за власть не давали возможности астраханским ханам проводить твердую внешнюю политику. Астраханский хан Абдурахман, придерживающийся московской ориентации, в 1553 году заключил договор о дружбе с царем Иваном 4. Однако крымское ханство было упорно в своих начинаниях. На управление в Астрахань был посажен хан Ямгурчей, который был враждебно настроен по отношению к России. Он разорвал договор 1553 года и заключил союз с враждебным Русскому Государству Турцией и Крымом. Россия не раз пыталась путем дипломатических отношений договориться с Астраханью, и Ямгурчей согласился принять российского посла. Однако посол был арестован и сослан на один из островов Каспийского моря. Летопись сообщает нам, что этот поступок хана вызвал гнев Ивана Васильевича, решившего послать рать в Астрахань «за свою обиду и срамоту, яже царь Ямгурчей обеты своя изменил и посла ограбил». Иван Грозный послал в 1554 году в Астрахань три русских отряда воеводы князя Ю. Пронского - Шемякина, который почти без боя захватил Астрахань. Ямгурчей бежал. Поиски его не увенчались успехом. Преследую убегавшие астраханские войска, русские одних татар «порубили, а иных в полон брали». Пленными оказались и «знатные беглянки» - гарем Ямгурчея и жены астраханской знати. Сначала их отправили в Москву, а затем разрешили вернуться в Астрахань. В это время было освобождено и много русских пленных, томившихся в неволе многие годы. На престол был посажен ставленник Москвы Дервиш-Али, который торжественно присягнул на верность Москве. В случае его смерти вопрос о престолонаследии решал русский царь. Астраханский народ присягнул на верность русскому царю, и «…дань на себя наложили» с обязательством ежегодно доставлять в Москву тысячу рублей денег и 3 тысячи рыб.

Царево войско покинуло Астрахань, там были оставлены стрельцы и казаки под началом боярского сына Петра Тургенева. Однако события разворачивались таким образом, что русским войскам суждено было вновь «завоевать» Астрахань.

Дервиш-Али, чувствуя непрочность своего положения в Астрахани, стремился заключить мирные договоры с Крымом и Турцией, и вообще все больше занимает прокрымскую позицию. России не могло понравиться такое положение дел на востоке страны, и Иван грозный, решив наказать «ставленника» за измену, направляет на Астрахань рать.

Весной 1556 года к переволоке был направлен отряд атамана Л.Филимонова в 500 казаков, который, встретившись с астраханским отрядом, разбил его. На Астрахань же не пошли, не дожидаясь основных сил русских под командованием И.С. Черемисинова. В начале авгаста 1556 года «безлюдная и покинутая» Астрахань, как и в 1554 году, сдалась без боя. Дервиш Али был свергнут и за измену под караулом препровожден в Москву. С этого момента Астраханское ханство было окончательно присоединено к России. 

См.: Ракушин А.И. КОЧЕВЫЕ УЛУСЫ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ КУРГАННЫХ МОГИЛЬНИКОВ

НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ XIII–XV вв.) - http://www.sgu.ru/files/nodes/9652/14.pdf

http://history.astrakhan.ws/orda.php

ЗОЛОТАЯ ОРДА

В 1242-1243 гг. Бату остановился в Нижней Волге, основав здесь Орду, позже получившую название Золотой Орды. Центром этого государства стал Астраханский край. На территории современного села Селитренное в Астраханской области остались следы столицы Золотоордынского государства - города Сарай-Бату, расположенного на берегу реки Ахтубы. 
САРАЙ—БАТУ
Городище у с.Селитренного, оставшееся от первой столицы Золотой Орды - Сарай-Бату ("город Батыя"), поражает своими размерами. Раскинутое на нескольких буграх, оно тянется по левому берегу Ахтубы более чем на 15 км. Город был основан между 1242 и 1254 годами и вырос очень быстро. В начале XIV века это была столица - со сплошными рядами домов, с мечетями (из которых 13 были соборными), с дворцами, стены которых сверкали мозаичними узорами, с водоемами, наполненными прозрачной водой, с обширными рынками и складами. На самом высоком холме над берегом Ахтубы возвышался ханский дворец. Согласно легенды, дворец хана был украшен золотом, поэтому все государство стало называться Золотой Ордой. И еще сегодня в районе села Селитренного можно найти изразцы с ярким восточным орнаментом, монеты XIII-XIV веков, обломки керамики, глиняные водопроводные трубы. Город имел свои керамические, литейные, ювелирные мастерские. 
Население Сарая представляло самые различные народности и верования. Завоеватели-монголы не составляли большинства населения. Они растворились в массе покоренных народов, главным образом тюркского происхождения, в первую очередь, кыпчаков. Самое же главное заключалось в том, что культурная полоса на Нижней Волге оказалась такой близкой от степи, что здесь легко сочеталось оседлое и кочевое хозяйство. Основным населением городов и степи оставались половцы. В степи также действовал феодальный закон - вся земля принадлежала феодалу, которому подчинялись рядовые кочевники. Все средневековые города, расположенные по берегам Волги и ее протоков, были затоплены водой, и жителям пришлось их покинуть. 
Исторически это гигантское полугосударство-полукочевье просуществовало недолго. Государственное устройство Золотой Орды было самым примитивным. Единство Орды держалось на системе жестокого террора. 
АС--ТАРХАН
B 12 километрах выше современной Астрахани в конце XIII в. на правом берегу Волги на высоком бугре возник один из крупнейших городов Золотоордынского государства, названный путешественниками Ас-тархан (Хаджи-тархан). Название Ас-тархан город получил по всей вероятности от того, что в этих краях жили асы - потомки сарматских племен, получившие от Бату-хана грамоту - тархан. Именно асы, получившие тарханную грамоту и дали название городу. Ас-тархан считался крупнейшим международным центром торговли. 
B 1395 г. среднеазиатский правитель Амир Темур со своим войском преследуя золотоордынского хана Тохтамыша прошелся по землям Золотой Орды. Зимой 1395 г. город Ас-тархан готовился к обороне. Из кусков льда жители построили мощную стену, но правители открыли ворота города без сопротивления. Темур отдал город на разграбление своему войску, затем поджег его. Та же участь постигла и другие золотоордынские города. 
B 1966 г. начались археологические раскопки золотоордынской Астрахани(сегодня эта территория застроена заводами). Были обнаружены землянки бедняков,образовавшие улицу, ведущую к Волге. В одной из землянок в очаге нашли клад монет XIV века, всего было обнаружено 208 монет. 
3олотая Орда в конце XIV века после нашествия Амира Темура потеряла свое прежнее влияние и силу. Она распалась на ряд ханств, одним из которых стало Астраханское ханство, которое выделилось из состава Золотой Орды в 1459 году. 

http://asthistory.narod.ru/istorocherk.htm

Категория: ПЕРВЫЕ ГОРОДА И ГОСУДАРСТВА | Добавил: Дмитриева (06.07.2011)
Просмотров: 2112 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017