Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Страницы истории [26]
Ранняя история Нижнего Поволжья [10]
ПЕРВЫЕ ГОРОДА И ГОСУДАРСТВА [15]
АСТРАХАНСКИЙ КРАЙ В СОСТАВЕ РОССИИ - XVI-XVIII вв. [5]
Астраханский край в XIX веке [0]
Астраханский край в ХХ веке [1]
Великая Отечественная [3]
История названий географических объектов [5]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 776
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » История края » Ранняя история Нижнего Поволжья

Городище "Самосделка" - Итиль

Самосдельское городище располагается в 45 км ниже Астрахани в 15-ти километрах юго-западнее села Самосделка Камызякского района, на пра-вом берегу реки Старая Волга. Главная часть городища находится на острове, который со всех сторон окружён высохшими протоками. Городище тянулось вдоль по берегу реки на расстояние около 2 км, предположительная ширина острова составляет около 500-700 метров.

Последние годы на городище проводятся комплексные археологические исследования, предусматривающие раскопки на самом городище, разведки в его окрестностях и почвенно-ландшафтные исследования. За это время вскрыт культурный слой на площади в 256 кв. м. на глубину около 1,5 метра от дневной поверхности. На раскопе в настоящее время исследовано четыре частично сохранившихся наземных жилых сооружения и одна почти полностью сохранившаяся землянка. Необходимо отметить чрезвычайную плотность застройки в островной части городища. Небольшие по площади жилища (землянки и полуземлянки) располагались очень тесно, котлованы жилищ прорезали более древние постройки.


Исследованные в настоящее время жилые сооружения сложены из обломков обожжённого кирпича вторичного использования на глиняном растворе. Все кирпичи вылеплены из теста грубого замеса, с большой примесью органики. Помимо кирпичей стандартов 22х22х4 см и 24х24х5 см на городище часто встречаются кирпичи стандартов 32х32х8-9 см, 39-40х39-40х8-9 см. Многие из них носят следы известкового раствора, то есть, они были выломаны из более древних капитальных стен.

Частично сохранившиеся наземные дома со следами многочисленных перестроек на небольшой территории в целом, очень похожи на золотоордынские. Помещения внутри домов имели суфы вдоль стен, отапливались жилища тандырами и с помощью системы канов. Обращает, однако, на себя внимание ряд особенностей. Во-первых, это узкие суфы, на которых невозможно лежать, во-вторых, короткие каны, из которых ни один не проходит вдоль всей длины стены. В-третьих, устройство входов в помещения через суфу. Ученые склонны объяснять подобные архитектурные особенности раннезолотоордынским временем возникновения этих домов, близостью к центрально- и среднеазиатским архитектурным традициям и, возможно, сохранением местных домонгольских традиций. Характерно, что керамические комплексы из наземных жилищ не содержали золотоордынских монет и керамики. Исходя из этого, их можно датировать серединой – третьей четвертью XIII века, периодом до начала активной монетной чеканки в Орде.

Вскрытая почти полностью землянка сохранилась на глубину свыше 2 метров, размеры землянки – около 4Х5 метров. Котлован был выкопан в более раннем культурном слое. С внутренней стороны землянки стены были выложены обломками обожжённого кирпича, уложенными в один ряд, так что внутрь землянки была обращена их гладкая, лицевая поверхность. По периметру стен располагались широкие и низкие суфы. Вход с тамбуром был сооружен с северной стороны и вёл прямо на суфу. К западу от входа размещались выложенная кирпичом тошна и тандыр с короткими канами. Судя по находкам (большое количество фрагментов сфероконусов, и т.д.) землянка имела скорее не жилое, а технологическое назначение. По керамике со дна землянки она может датироваться серединой XIII – нач. XIV вв.

Но выборка заполнения современной силосной ямы, попавшей в границы раскопа, углубленной до материкового слоя, который находится на глубине 320 см от современной поверхности, позволила проследить характер находок из различных слоёв. На уровне материка были обнаружены остатки сгоревшей турлучной хижины. Из того же слоя происходили обломки красноглиняных лепных сосудов огузского облика и булгарской красноглиняной гончарной посуды с вертикальным полосчатым лощением, что даёт нам основания датировать ранние слои городища периодом до XIII века.

Вещевой материал с поверхности и из раскопа относится к разным периодам. Встречается лепная и гончарная керамика хазарского времени. Особую группу керамики составляют лепные гузские сосуды, аналогии которым можно встретить на выделенных С.П. Толстовым так называемых "болотных " городищах гузов в низовьях Сыр-Дарьи, где они датируются VIII – началом IX вв. Кроме того, среди находок на городище имеются образцы импортной керамики (в основном, хорезмийской и иранской). К X-XII векам относится оригинальная керамика, сочетающая черты гузской, булгарской, хорезмийской.

В левобережной части городища были проведены разведки на бэровском бугре "Рябичкин" на окраине села Самосделка, где были обнаружены культурные слои, остатки многочисленных сооружений из обожжённого кирпича и множнетво разрушенных захоронений. Видимо, на данном бугре существовало поселение с X по XIV вв. – из ранних находок здесь встречается керамика хазарского облика, а самой поздней находкой является монета хана Кильдибека. Видимо, в годы угасания поселения часть площади бугра использовалась как кладбище.

В XIII веке город, видимо, был захвачен монголами и разрушен. Ордынское поселение на территории городища небольшое – оно занимает лишь островную часть, вероятно вследствие подъёма уровня воды в Волге в XIII-XIV вв. Самые поздние ордынские монеты в островной части городища, относящиеся к началу 30-40 гг. XIV века, говорят о том, что в это время здесь жизнь угасла из-за затопления. Об этом же говорит мощный слой окатанной керамики и ракушки на поверхности. В левобережной же части городища население могло сохраняться до периода "Великой замятни" 1360-х гг.


Дата: Понедельник, 30 Август 2010
Открыта древняя хазарская столица (Интернет портал Астрахань 450)

Самосдельское городище — остатки крупного средневекового города в дельте Волги — было обнаружено случайно. Почти 20 лет назад рядом с селом Самосделка затеяли строительство животноводческой фермы. Построили коровники, выкопали глубокие силосные ямы. И вынули из земли огромное количество обломков кирпича, керамики, костяных, бронзовых и железных изделий, стеклянных сосудов, бус, костей человека и животных. Находок было столько, что, что местные жители развешивали по заборам древние горшки и кувшины, из древних мисок поили кур и собак, мостили дворы средневековым кирпичом. Школьный учитель Александр Пухов, собрав большую коллекцию средневековой керамики, показал её археологам. И тогда, в 1990-м году, началась наша история.

Сразу стало ясно, что коллекция керамики содержит предметы, относящиеся к временам, более древним, чем золотоордынская эпоха. Здесь встречались черепки сосудов, подобных тем, что были обнаружены при раскопках в Саркеле — хазарской крепости на среднем Дону. В 1990-м году была организована первая экспедиция в Самосделку. Затем археологи несколько лет приезжали сюда, копали шурфы, изучали строение культурного слоя. Но в те годы затевать большие археологические исследования было просто немыслимо: время было трудное — распадалась огромная держава, бушевал экономический кризис. Решено было законсервировать исследования (попросту — засыпать раскопки землёй) до лучших времён. 


Итиль - последняя столица Хазарии

Лучшие времена настали лишь в 2000 году, когда по инициативе и на средства Российского Еврейского конгресса начал реализовываться "Хазарский проект". Российский Еврейский конгресс оказался заинтересован в изучении памятников хазарского времени. Удивительно, но в истории Хазария стала единственной, кроме Израиля, страной, где государственной религией был иудаизм. 

В результате огромной исследовательской работы - за 9 лет только в центральной части городища было вскрыто около 1000 кв. м - накоплено достаточно доказательств, свидетельствующих, что именно здесь находятся остатки города Итиль - последней столицы Хазарии. Почему последней? Для ответа на этот вопрос необходимо совершить краткий экскурс в историю.

Хазары появляются в исторических хрониках неожиданно, в начале VII века, сменяя обитавших на Северном Кавказе — в предгорьях Дагестана и Чечни — родственные праболгарам племена савир. Хазары, скорее всего, были тюркоязычным племенем, входившим в состав Великого Тюркского каганата. И сам Хазарский каганат, возникший в VII веке на Северном Кавказе, был дальней провинцией этого могучего государства, распад которого породил большое количество степных империй. В течение короткого времени хазарскому кагану покорилась Великая Болгария, существовавшая на Тамани, аланы в степях Подонья и на северных склонах Кавказа. Границы каганата раздвинулись от Волги до Днепра, в его состав вошёл восточный Крым. Аланы и тюркоязычные кочевые болгары составили основу населения каганата. 

Более ранние столицы каганата — Семендер и Беледжер — находились на Северном Кавказе. Их развалины обнаружены неподалёку от нынешних Махачкалы и Кизляра. Помимо этих городищ, на Северном Кавказе известно множество мелких крепостей. В ходе их исследования выяснилось, что представления о хазарах как об исключительно кочевом народе являются неточными. Были найдены свидетельства того, что в Хазарии переплелись кочевая и оседлая культуры. Об этом говорят, например, прекрасные фортификационные сооружения, стационарные дома. О развитом земледелии рассказывают остатки садов, виноградников, большие сосуды и погреба для хранения зерна, насадки на сохи, мотыги, серпы, жернова. 

Однако в VII веке зародилась не только Хазария. В Аравии возникла новая религия — ислам — и начался стремительный взлёт могущества нового государства — Арабского Халифата. Кавказский хребет стал границей между владениями хазар и арабов. Разгорелась война за влияние в регионе, которая продолжалась свыше 100 лет. Эта война практически неизвестна европейцам. Но во многом благодаря этой войне на Кавказе была остановлена арабская экспансия. Кавказские проходы — Дербентский и Дарьяльский — несколько раз переходили из рук в руки. Бывали периоды, когда хазары вторгались в Северный Иран, захватывали Грузию. Но в 737 году военное счастье улыбнулось арабам — полководец Мерван с огромной армией вторгся на просторы Северного Кавказа, захватил Беледжер и Семендер, преследовал войско кагана до Волги. Именно в 737 году впервые упоминается город в дельте Волги под названием ал-Байда, что в переводе с арабского означает "Белый".

После ухода арабских войск хазары решили перенести столицу севернее — в дельту Волги. Арабские купцы описывают столицу крупнейшей степной империи как огромный город, центральная часть которого располагается на острове посреди реки. В кирпичной крепости располагались дворец царя и дворец кагана, юрты воинов-наёмников. На берегах реки, соединённые с островом-крепостью наплавными мостами, жили хазары, болгары, купцы-мусульмане, византийцы-христиане, русы. В разное время город назывался ал-Байда ("Белый"), Сарыгшин ("Светлый" или "Желтоватый" по-тюркски). Сохранились также названия Хамлидж ("Хакан белег" - "Каганский город" по-тюркски или "Га-Мелех" - "Царский" на иврите). Но в истории осталось имя города, данное по названию реки — Итиль. 

Процветание каганата зиждилось на очень выгодном расположении его территории — через Нижнее Поволжье пролегал Великий Шёлковый путь. Здесь проходили основные торговые пути из Китая и Индии в Европу. Отсюда начинались пути в Приазовье и Причерноморье и дальше — в Крым и Византию, отсюда начинался Великий Волжский путь. Если бы города Итиля не было, он, несомненно, был бы основан здесь! Охрана караванов, обеспечение безопасности и удобства торговли приносило Хазарии огромные прибыли в виде торговых пошлин. Торговля оказалась занятием гораздо более выгодным, чем кочевое скотоводство. Народы Северного Кавказа, восточнославянские племена, финно-угры Поволжья платили хазарам дань. Чтобы избавиться от возраставшего идеологического и политического влияния христианской Византии и мусульманского Халифата, хазары в начале IX века избрали в качестве государственной религии иудаизм. Число иудеев в каганате всегда было велико, так как евреи бежали туда от преследований из Византии и Халифата, встречая радушный приём у терпимо относившихся к любой религии хазар. Купцы-иудеи обладали огромными капиталами и поддерживали царскую власть в Хазарии. 

В это время далеко на Западе, в Кордовском Халифате на территории нынешней Испании, о существовании иудейского царства стало известно визирю-иудею Хасдаю ибн Шафруту. Он живо заинтересовался этим известием и решил попытаться узнать, как живут его единоверцы. Однако вступить в прямые дипломатические отношения оказалось сложно — между Кордовой и Итилем лежали обширные владения враждебной арабам христианской Византии. Поэтому письма приходилось передавать с купцами, и шли они до адресата годами. Сохранилось всего два письма — одно письмо Хасдая ибн Шафрута и ответ на него царя Хазарии Иосифа. Именно эти документы содержат основную информацию о Хазарии, полученную нами из первых рук, и известия о принятии хазарами иудаизма.

Кризис в каганате начался в IX веке, на пике его могущества. Кочевая элита, лишившаяся своей власти в результате усиления торговцев, взбунтовалась. Это привело к затяжной гражданской войне, расколу и ослаблению государства. В 965 году история самостоятельного хазарского государства закончилась. Киевский князь Святослав Игоревич совершил поход на Волгу, захватил и сжёг столицу каганата. После этого он огнём и мечом прошёлся по городам Хазарии на Кавказе и на Дону. Союзниками его были кочевые огузы. И именно огузы захватили политическое влияние в Нижневолжском регионе после ухода русских дружин. 



Как город Итиль стал Саксином

На чём базируется предположение о том, что Итиль находится именно на Самосдельском городище? Во-первых, есть радиоуглеродные даты, относящиеся к периоду VIII-IX вв. Во-вторых, на территории Самосдельского городища обнаружены остатки кирпичной крепости, расположенной на древнем острове, окружённом со всех сторон пересохшими протоками. Обнаружены также мощные пожарища, относящиеся к этому периоду и, вероятно, являющимися остатками разгрома, устроенного в Итиле воинами Святослава. 

Модель ИтиляИзвестны и две части городища, расположенные на берегах реки. Площадь городища — свыше 2 кв. км, что по масштабам средневековья — огромная территория. А арабские историки и географы упоминают лишь один большой хазарский город в дельте Волги — Итиль. О хазарском времени существования города говорят и многочисленные находки, относящиеся к этому периоду, а также остатки юртообразных жилищ, принадлежавших оседавшим на землю кочевникам-болгарам и хазарам. Подобные постройки встречаются буквально на всех поселениях хазарского времени на Дону, в Среднем Поволжье, на Северном Кавказе и на территории современной дунайской Болгарии. 

После разгрома Хазарии и ее столицы жизнь на Самосдельском городище не прекратилась. Город возродился и даже вновь стал большим торговым пунктом на Великом Шёлковом пути. Только название его немного изменилось — слово "Сарыгшин" исказилось с течением времени до быстро произносимого "Саджсин" или "Саксин". 

Город Саксин упоминается в русских летописях, в трудах арабских путешественников. В частности, купец и писатель XII века Абу Хамид ал-Гарнати прожил в Саксине 20 лет и писал, что это город огузов. Помимо огузов он упоминает хазар, болгар и сувар, а также "тысячи" купцов из Магриба и других арабских стран. Подробно описывает дома жителей, местность, в которой находится город, блюда из баранины и рыбы, которые пришлись ему по вкусу. 

Описания ал-Гарнати оказались весьма точны — типы керамики соответствуют именно огузской, болгарской и суварской этническим группам. Кроме этого, на Самосдельском городище обнаружено огромное количество вещей, происходящих буквально со всего Востока: из Китая, Индии, Ирана, из Средней и Центральной Азии (Хорезма, Бухары, Самарканда), Палестины, Египта, Магриба, Византии, Волжской Болгарии. Саксин остался крупной перевалочной базой, заменившей Итиль на торговом пути и центром ремесленного производства, снабжавшего изделиями огромную часть кочевой степи. 

В XIII веке Саксин захватили монголы. В ходе раскопок в верхних слоях были обнаружены остатки поселения золотоордынского периода. В XIV веке город был затоплен водами поднявшегося Каспийского моря и разлившейся Волги. Так закончилась история Итиля-Саксина.



Дадим хазарской столице новую жизнь!

Раскопки ИтиляОднако историю Итиля-Саксина можно и нужно начать сначала! В Астраханском государственном университете разработан проект создания историко-археологического и туристического комплекса "Итиль-Саксин" на Самосдельском городище. Основными целями создания комплекса являются охрана и изучение этого уникального объекта, развитие нового для Астраханской области направления в туризме — историко-культурного.

Предполагается проведение ежегодных археологических исследований на городище, организация реставрационной и реконструкторской деятельности. На специально созданной экспериментальной площадке будет возведена натурная модель цитадели хазарского времени. В Историко-археологический комплекс "Итиль-Саксин" войдет специализированный археологический музей со статусом государственного хранилища. Запланировано строительство научного городка, состоящего из двух участков. Первый - архитектурный, включает натурную модель крепости хазарского времени. Внутри крепости - реконструированные средневековые жилища, которые одновременно послужат экспозиционными помещениями для выставок. Вне крепости расположатся перенесённые с раскопа, восстановленные и законсервированные архитектурные объекты. Второй участок – производственный - будет включать реконструированные ремесленные производства: гончарную, ткацкую, косторезную мастерские, кузницу и литейную мастерскую. 

В наших силах вдохнуть в историю новую жизнь, приблизить прошлое к настоящему! Историко-археологический комплекс "Итиль-Саксин" будет рассказывать о регионе, имеющем тысячелетнюю городскую культуру, регионе многонациональном, поликонфессиональном, в котором изучают и бережно сохраняют исторические и культурные ценности всех народов, населяющих и населявших его в прошлом.

Дата: Понедельник, 30 Август 2010
Прочитана: 954 раза
Взгляд в историю

Целых девять лет понадобилось археологам, исследующим территорию так называемого Самосдельского городища в Камызякском районе, чтобы выдвинуть смелое предположение: здесь, судя по всему, и находилась столица древней Хазарии - Итиль. На то, что это действительно так, указывают многочисленные факты, однако ученые не торопятся давать стопроцентную гарантию своему открытию. Ясно одно - близ современного села Самосделка в стародавние времена был крупный средневековый город с множеством жилых и прочих построек, развитыми ремеслами и торговлей.


КРЕСТЬЯНЕ-ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

На пресс-конференции участники экспедиции - заведующий археологической лабораторией АГУ Дмитрий Васильев и старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Эмма Зиливинская поделились подробностями своего фактически сенсационного открытия.

Оказывается, Самосдельское городище известно еще с XIX века, однако оно всегда считалось принадлежащим к Золотоордынской эпохе. Более того, ученые сходились во мнении, что до Золотой Орды на территории Астраханской области городов не было вовсе. Лишь в начале 90-х годов XX столетия совершенно случайно фермеры, копавшие силосные ямы, подняли большое количество керамики. Эти черепки не вызвали у аграриев никаких ассоциаций и любопытства. Ситуацию в прямом смысле слова спас лишь некий сельский учитель истории, который собрал брошенные артефакты и отвез их астраханским археологам на экспертизу. Они убедились, что находки - совершенно иного, незолотоордынского периода. Исследование показало, что самосдельская керамика - домонгольского, хазарского времени, то есть IX-XII веков. Все это, разумеется, подогрело интерес археологов к городищу, там начались новые раскопки, но вскоре все уперлось в отсутствие финансовых средств и должного опыта. Да и времена были такие, что не до хазар...

СЕНСАЦИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Новая страница в изучении уникального памятника археологии открылась совсем недавно - в 2000 году. В рамках большого научно-исследовательского Хазарского проекта, спонсируемого Российским еврейским конгрессом, экспедиции на Самосдельское городище возобновились. И годы напряженной работы позволили археологам с большой долей уверенности выдвинуть гипотезу о том, что легендарная столица Хазарского каганата - Итиль - найдена.

Городище расположено в живописном уголке области, где соединились степные просторы, дельта Волги с ее заливными лугами, многочисленные протоки, ерики. Причем на местности видны и следы пересохших русел. Здесь обнаружены многочисленные культурные слои, богатые древними находками. В элитной части предполагаемого города (на фото с воздуха это четкий красно-коричневый треугольник) обнаружено наибольшее количество обожженного кирпича, там, вероятно, и находились крупные постройки. Это был остров, окружавшийся когда-то со всех сторон водными протоками. Почвоведческие исследования специалистов института географии РАН показали, что все эти ерики тысячу лет назад были полноводными. Кстати, некоторые из проток пересохли на памяти местных аборигенов. Такая планиграфия города, состоявшего из двух или трех частей, совпадает с описаниями хазарской столицы, которые оставили нам средневековые арабские авторы. Согласно свидетельствам древних географов, центральную часть города Итиль занимала крепость. Если удастся раскопать старинные стены цитадели - это будет первая крепость, археологически зафиксированная в Нижнем Поволжье. И это же будет одним из главных аргументов в пользу того, что именно здесь находилась хазарская столица. Внутри контура условного треугольника - очень мощный культурный слой, доходящий до 3,5 метра глубиной, датирующийся на поверхности Золотоордынской эпохой (XIV век), а в нижних слоях - девятым и, возможно, даже восьмым веком. Любопытно, что гипотетическая Самосдельская цитадель по ряду признаков идентична крепости, находящейся на территории Цимлянского городища (в Ростовской области), принадлежность которой к эпохе Хазарского каганата доказана и не вызывает сомнений в научных кругах. Огромный интерес вызвал у археологов вскрытый средневековый квартал - три жилых дома и землянка. Однокомнатные строения с массивными стенами из обломков кирпича были оборудованы танами-обогревателями и тандырами - печками для приготовления пищи, аналоги которых до сих пор не редкость в аулах стран Востока. Настоящим кладом стало обнаружение в одном из помещений свинцовых слитков общим весом 400 кг! Такого количества этого металла не находили больше нигде. Возможно, свинец в ту пору служил мерой веса или деньгами, грузилами для рыбной ловли, а может быть, и тем, и другим, и третьим. Кстати, ученые извлекли из-под земли корчаги с останками рыбы, рыболовные крючки и сети, предположительно сплетенные из конопляных волокон. Среди бесценных находок попадались бусы, браслеты, янтарная подвеска с гравировкой арабского женского имени Лахсалам, прочная керамическая посуда, игральные альчики, уникальные двойные формы для литья, ручки сосудов в виде бараньих и лошадиных голов и многое другое. Поразительно, но археологам удалось выйти на место крупного пожара, что заставляет вспомнить поход русского князя Святослава Игоревича, уничтожившего Хазарское царство. Хотя в любом средневековом городе пожары случались весьма часто.

ИТИЛЬ НАШЛИ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Так или иначе, сегодня перед учеными стоит задача сохранить все найденное в Самосдельском городище, обеспечить надежную защиту уникальному памятнику от агрессивных внешних и внутренних природных факторов и уберечь реликвию от посягательств так называемых "черных копателей". Последние досаждают ученым постоянно. Несмотря на то, что Самосдельское городище имеет статус памятника археологии федерального значения, столица не спешит помочь ученым материально.

Исследования необходимо продолжать, а это требует серьезных денежных вливаний. В перспективе на месте легендарного Итиля предполагается создать музей под открытым небом, восстановить цитадель, реконструировать древние строения, привлечь сюда туристов. Если все получится - "новый" Итиль вполне может стать центром астраханской археологии. Единственной загвоздкой, пожалуй, может стать название, поскольку практически решен вопрос о создании туристско-рекреационного комплекса "Итиль-град" на территории Астрахани. В мегапроект будут вложены огромные средства. И как предполагается делить исторический "бренд" - пока не ясно.

Андрей СВЕТЛОВ
26.09  Волга: №144 (25427)
Дата: Понедельник, 30 Август 2010
Самосдельское городище (Интернет портал Дельта Волги)


Источник: http://archaeology.iea.ras.ru/
Категория: Ранняя история Нижнего Поволжья | Добавил: Дмитриева (28.01.2012)
Просмотров: 1282 | Теги: Итиль, Самосдельское городище, столица Хазарии, Хазария | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017