Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Страницы истории [26]
Ранняя история Нижнего Поволжья [10]
ПЕРВЫЕ ГОРОДА И ГОСУДАРСТВА [15]
АСТРАХАНСКИЙ КРАЙ В СОСТАВЕ РОССИИ - XVI-XVIII вв. [5]
Астраханский край в XIX веке [0]
Астраханский край в ХХ веке [1]
Великая Отечественная [3]
История названий географических объектов [5]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 773
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » История края » Ранняя история Нижнего Поволжья

Время кочевников

С древнейших времен Нижнее Поволжье было заселено людьми. На протяжении трех тысяч лет до нашей эры на территории Астраханской области проживали, по мнениям историков, разные племена, названия которых история не сохранила. Однако специалисты-археологи отличают их по способам захоронения покойников.

В 3 тыс. до н.э. в степной полосе от реки Эмбы до Днепра сложилась культурно-историческая общность людей, получившая название древнеямной культуры. Эти племена хоронили умерших в могильных ямах, над которыми создавались земляные курганные насыпи.

Это время характеризуется распространением каменных орудий труда, появлением каменной посуды, изобретением лука и стрел. Археологические исследования обнаружили многочисленные археологические стоянки в районе Атырау (бывшая Гурьевская) и Астраханской областей. На всех стоянках можно найти разнообразные кремневые орудия обычно небольших размеров, кожевидные пластинки, различной формы скребки, проколки, наконечники стрел. Люди того времени занимались охотой и рыболовством. В это время начало развиваться скотоводство в нашем крае.

Во 2 тыс. до н.э. здесь обитали племена катакомбной культуры. Они хоронили своих умерших не в яме, а в катакомбе, вырытой из стен ямы. Курганы катакомбной культуры находятся на правобережной части Волги. в погребениях под курганами встречаются бронзовые орудия труда, украшения, глиняные сосуды, поверхность которых была сплошь покрыта орнаментом в виде треугольников, кругов, крестов. Кругами и крестами изображали солнце, которое считали творцом всего.

В это время произошли огромной важности изменения в уровне развития производительных сил. Человек научился обрабатывать самородную медь, затем изготовил сплав из меди и олова, стал делать орудия из бронзы – ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий. Источником изучения общества эпохи бронзы являются следы поселений, а также захоронений, над которыми создавались земляные курганные насыпи. На территории нашей области в Черноярском, Ахтубинском и Енотаевском районах расположены многочисленные курганы времен бронзы, которые являются древнейшими и крупнейшими могильными насыпями Европы.

В 1 тыс. до н.э. на территории области обитали племена срубной культуры. У племен срубной культуры умерших хоронили в грунтовых ямах, в которых иногда устраивались деревянные срубы, отчего и получила свое название эта культура. В курганах находили от 1 до 20 захоронений. Кроме одиночных погребений, в могилах встречаются парные, иногда погребены вместе мужчина, женщина и дети. Такие погребения доказывают, что у племне-срубной культуры сложилась семья, состоящая из мужа, жены и детей.

Первое тысячелетие до н.э. было временем значительных социально – экономических изменений в жизни родового общества не только на территории нашего края, но и всего человечества. Люди осваивают железо, которое сначала использовали для изготовления украшение, а впоследствии, благодаря своей прочности, железо получает мировое применение. Древние волжане тоже переходят к плавке железа, изготовлению из него основных орудий производства и оружия. Население того времени занимается скотоводством.

В 7 веке до н.э на территории нашей области появились скифы, которые являлись потомками срубников. «Большая часть скифов, начиная от Каспийского моря, называется даями, живущих далее к востоку зовут массагетами и саками, а прочих называют вообще скифами, но каждое племя имеет и частное имя. Все они ведут по большей части кочевую жизнь… Одни из даев называются апарнами , другие ксандиями, третьих писсурами. Апарны ближе всех прочих прилегают к Гиркании и к Каспийскому морю» (Страбон). 

Среди многочисленных племен, оставивших свой след в истории нашего края, наиболее известны савроматские племена (7 до н.э. – 4 век н.э.). Они представляли большую группу древних племен, родственных скифам Северного Причерноморья. Долгое время родина сарвоматских племен оставалась неизвестной. В результате археологических исследований установлено, что местом формирования савроматской культуры являлись в 6 веке до н.э. степи Нижнего Поволжья и Приуралья.

Возможно, именно с савроматами связывали древние авторы легенду о стране амазонок. Ибо как раз женщины савроматских племен отличались особой воинственностью и наравне с мужчинами принимали участие в бесчисленных войнах кочевников. «…Савроматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном, так как амазонки не вполне его усвоили. Относительно браков соблюдается у них следящее правило: ни одна девушка не выходят замуж, пока не убьет врага; некоторые из них умирают в старости безбрачными, потому что не могли выполнить этого требования...» (Геродот). Древнегреческий врач Гиппократ (Псевдо-Гиппократ) дает такое свидетельство о савроматских женщинах: « Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей, и поселится на жительство со своим мужем не прежде, чем совершат необходимые жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимость выступать в поход. У них нет правой груди, ибо еще в раннем их детстве матери их, раскалив приготовленный именно с этой целью медный инструмент, прикладывают его к правой груди и выжигают, так что она теряет способность расти, и вся сила и изобилие соков переходит в правую руку, и рука остается свободной для нанесения ударов по противнику.»

Утверждения древних авторов подтверждаются данными археологии. В некоторых курганных группах центральное место занимают погребения женщин. Наряду с многочисленными украшениями – бусами, браслетами, бронзовыми зеркалами и другими вещами в женских погребениях находили и оружие.

Несмотря на всю свою воинственность, савроматам свойственно даже проявление дружелюбия. « Если кто их врагов прибегнет к огню на очаге и замарает лицо угольями, то уже не обижают его, как домочадца». ( И. Никейский).

Культура савроматов не предполагала использование железа, чему способствовало отсутствие контактов с другими племенами, обладающими знаниями о железе. Однако подобное положение савроматами было преодолено; железо было заменено деревом и костью. «На копьях у них костяные острия вместо железных, луки и стрелы деревянные, а наконечники стрел также костяные» (Павсаний).

У савроматских племен распространен культ жертвоприношений богам.

К особенностям народа можно отнести традицию длинноголовых. Нет никакого другого народа, который имел подобную форму черепа. Савроматы считали самыми благородными тех, у кого наиболее длинные головы. Обычай состоял в том, что «лишь только родится ребенок, пока его кости мягки, не отвердевшую его головку поправляют руками и принуждают расти в длину посредством бандажей и других подходящих приспособлений, вследствие которых сферическая форма головы портится, а длина ее увеличивается». (Гиппократ). Данный отличительный признак лежал в основе формирования органов племенной власти: вождя выбирали по размеру головы. 

С приходом новых, родственных савроматам племен с востока, в 6 – 3 в. до н.э. в обширных степях от Урала до Дона складываются сарматские племена, образовавшие грозные племенные союзы и значительно потеснившие скифов в Северном Причерноморье. Особенно известны такие сарматские племена, как роксоланы, языги, сираки и аорсы.

Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжелую конницу, их оружием были мечи и копья. Появившись сначала в Нижнем Поволжье, сарматский меч, длиной от 70 до 110 см, вскоре распространился по всем степям. Он оказался незаменимым в конном бою.

Сарматы не жили в городах и даже не имели постоянного места жительства. Это был истинно кочевой народ. Они жили лагерем, перевозя свое имущество туда, куда привлекали их лучшие пастбища или оттесняли враги. По свидетельствам древних историков, сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами». (П.Мела).

Основная масса сарматов, обитавшая в наших краях, занималась скотоводством, разводила крупный рогатый скот, овец, коз. Образ животных, особенно барана, занимал видное место в религиозно-культовых представлениях сарматов. Часто барана изображали на ручках сосудов, мечей. Баран являлся символом «небесной благодати» у древних народов. Также у сарматов был распространен культ предков.

Сарматы были серьезными противниками для своих соседей. «… у сарматов имеет значение не один голос вождя: они все подстрекают друг друга не допускать в битве метания стрел, а предупредить врага смелым натиском и вступить в рукопашную». (Корнелий Тацит) Однако сарматы редко появлялись перед врагами пешими. Они всегда были на конях. «Замечательно, что вся доблесть сарматов лежит как бы вне их самих. Они крайне трусливы в пешем бою; но, когда появляются конными отрядами, вряд ли какой строй может им противиться».

Сарматы были очень ловкими воинами, у них было больше сноровки для разбоя, нежели для открытой войны. Сарматы- воины были вооружены длинными пиками, носили панцири из нарезанных и выглаженных кусочков рога, нашитых наподобие перьев на льняные одежды. Они проезжали огромные пространства, когда преследовали неприятеля или когда отступали сами, сидя на быстрых и послушных конях, и каждый вел с собой еще одну лошадь, или две. Они пересаживались с лошади на лошадь для того, чтобы давать им отдых.

Замечательные памятники ювелирного искусства, украшения одежды и вооружения, бляшки с ремней конской упряжки, уздечки, сосуды и другие предметы, сделанные в сарматском зверином стиле, с изображением оленя, лошади, волка, медведя, мифического грифона с головой птицы и телом льва, можно найти в захоронениях сарматов.

На территории нашего края раскопано значительное количество погребений рядовых сарматов с мечами, кинжалами, наконечниками стрел, а иногда и совсем без вещей, с одним глиняным сосудом в головах и заупокойной пищей. Лишь вождей хоронили с дорогими вещами и драгоценностями.

Находки из погребений сарматских вождей рассказали о выделении из племени знати, которая обладала большим богатством и властью. Возникла частная собственность, знать начала эксплуатировать труд бедняков и военнопленных. Неограниченной властью пользовались племенные вожди. Они не только руководили наберами, но и чинили суд и расправу над родичами. Военные набеги служили одним из средств обогащения сарматских вожде. В сарматском обществе шел быстрый процесс социального расслоения, первобытнообщинный слой распадался. 

Самым воинственным племенем сарматов были аланы. Этот сложившийся к первому веку нашей эры союз из роксоланов представлял серьезную опасность для соседей.

У них не было никаких построек, даже шалашей, а жили они в кибитках с изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозили их по степям. Обнаружив богатое пастбище, они разбивали стоянку, располагая свои кибитки в виде круга Питались аланы «по-звериному»: сырым мясом и молоком. Больше всего аланы заботились о лошадях. С раннего детства сроднившись с лошадьми, они считали позором ходить пешком. А старые воины и малые дети держались около кибиток и обеспечивали «армию» аланов всем необходимым.

На вид аланы били статными людьми, были все высоки ростом и красивы, с белокурыми волосами. Некоторые историки находят их сходство с гуннами, которые впоследствии вытеснили их с территории нашей области.

«как мирный образ жизни приятен людям спокойным и тихим, так им доставляет удовольствие опасности войны. У них считается счастливым тот, кто испускает дух в в сражении, а стариков или умерших от случайных болезней они преследуют жестокими насмешками, как выродков и трусов; они ничем не хвастаются, как убиением какого-либо человека, и в виде славных трофеев навешивают вместо украшения на своих боевых коней кожи, содранные с отрезанных голов убитых».

Аланы не поклонялись никаким богам, кроме Марса, покровителя тех стран, по которым они кочевали. Они втыкали в землю обнаженный меч и поклонялись ему. Они были суеверными племенами, обычаи и гадания были достаточно распространены у аланов. До нас дошел аланский способ гадания: они брали ивовые прутья, в определенное время раскладывали их с какими-то тайными наговорами и таким образом узнавали, что им предназначалось.

Для аланов в своем племени не было ни рабов, ни повелителей. Будучи все одинаково благородного происхождения, они в судьи выбирали лиц, отличавшихся военными подвигами. Судьи у аланов являлись старейшинами рода, военачальниками.

Аланы были разгромлены в 4 веке нашей эры племенами гуннов, образовавшимися во 2-4 вв. из смешения восточно-тюркских монголоидных племен, откочевавших от китайских границ, с угорскими племенами Приуралья и Поволжья. 

Гунны были самыми воинственными народами, кочевавшими по территории нашей области.

При рождении ребенка на его щеках делались глубокие надрезы острым оружием для того, чтобы рост выступающих в свое время волос притуплялся образующими морщины рубцами, и таким образом их лица были похожи на звериные морды. «…все они отличаются плотными и крепкими членами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытесываются при постройке мостов.». ( А. Марцеллин).

Они не имели огня. Питались гунны кореньями полевых трав или полусырым мясом своего скота.

Постоянных жилищ у них не было, они кочевали вместе со своим скотом и даже не строили шалашей. Кочевали по степям, заходили в лесостепь.

«Гунны никогда не прикрываются никакими строениями питают к ним отвращение, как к гробницам….Кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; и на чужбине они не входят в жилища за исключением крайней необходимости; у них даже не считается безопасным спать под кровлей». (А. Марцеллин).

Одевались гунны в холщовые одежды, или шили их из шкурок лесных мышей. У гуннов не было распространено понятия домашней и выходной одежды, туники свои меняли они не раньше того времени, когда они у них от долговременного гниения начинала расползаться в лохмотья. Голову они прикрывали кривыми шапками, а ноги козьими шкурами. Тяжелая обувь «не по ноге» мешала гуннам выступать в пеших походах. « но зато, как бы приросшие к своим выносливым, но безобразным на вид лошаденкам и иногда сидя на них по-женски, они исполняют все свои обычные дела; на них каждый из этого племени ночует и днюет…ест и пьет и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружает в глубокий чуткий сон… «. ( А. Марцеллин).

Земледелием они совсем не занимались. Кибитки на колесах везли с ними все их имущество, детей и стариков. Из-за лучших пастбищ они вступали в борьбу с соседями ближними и дальними, построившись клином и издавая при этом грозный завывающий крик. Покоряя одни племена, оттесняя другие, втягивая в свой союз третьи, гунны появились на Волге.

Гунны изобрели мощный дальнобойный лук, который достигал в длину более полутора метров. Он делался составным, а для большей прочности и упругости его укрепляли накладками из кости и рогов животных.

Стрелы употреблялись не только с костяными наконечниками, но с железными и бронзовыми. Делали и стрелы-свистунки, прикрепляя к ним костяные просверленные шарики, издававшие в полете устрашающий свист. Лук вкладывался в особый футляр и прикреплялся к поясу слева, а стрелы находились в колчане за спиной воина справа.

Несмотря на воинственность, гунны смешались с народами, которые хотели завоевать. И сейчас от них сохранились только строчки древней истории, а в степях археологи находят следы погребений с костями человека и лошади. Часто покойника сжигали, полагая, что душа его быстрее улетит на небо, если износившееся тело будет уничтожено огнем. С покойником бросали в огонь его вооружение – меч, колчан со стрелами, лук и сбрую коня. 

. В 11 веке в Хазарии наступил период феодальной раздробленности, и она стала легкой добычей для врагов. И главными такими врагами для Хазарии стали печенеги.

Ахмед Ибн-Фадлан, арабский путешественник и писатель, в первой половине 11 века бродил по степям Прикаспия , переправлялся через многочисленные реки и озера, которые казались ему морями, и в этих местах он увидел людей, поразивших его. Это были темные брюнеты с «совершенно бритыми бородами».

Печенеги разрушили хазарские поселения и города, перерезали торговые пути Хазарии. В степных курганах сохранились печенежские погребения с конем, кочевник не расставался с ним даже после смерти. В погребениях встречаются также длинные железные сабли, которые появились в то время, мечи, стрелы, кольчуги, стремена, удила, глиняные сосуды, металлические бляхи, пряжки, нашивки. Особенно красивы нашивки в виде птиц или птичьих крыльев. Печенеги любили нашивать на одежду бисер и металлические бубенчики..

Печенеги почти постоянно воевали. Именно тогда в Восточной Европе распространились однолезвийные полосы с легким изгибом – это были первые сабли. Носили их на перевязи, от которой иногда сохраняются обрывки ремня с пряжками и бронзовыми или серебряными украшениями. Они также носили серебряные пояса. У них имелись знамена и копья, которые они поднимали во время битв, и трубы, сделанные в виде бычачьих голов, в которые они дули во время битв для поддержания боевого духа своего войска.

Несмотря на свою воинственность и новый вид оружия, печенеги не стали хозяевами поволжских степей. Сначала им мешали хазары, а затем половцы. В волнах половецкого нашествия потонули как хазары, так и печенеги. 


Категория: Ранняя история Нижнего Поволжья | Добавил: Дмитриева (06.07.2011)
Просмотров: 2756 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017