4. Проблема возрождения и сохранения культурного наследия Астраханского края4.1. Государственная политика в сфере охраны культурного наследияВ соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г №83-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ», основной задаче в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий, которая включает осуществление государственной охраны, сохранения, использования и популяризации культурного наследия в соответствии с законодательством. Государственная политика должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов РФ и реализовать подход к решению вопросов государственной охраны, сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий. Существующая система государственной охраны объектов культурного наследия была сформирована на основе принципов, которые были определены в 60-х-70-х годах прошлого века и обеспечивала приемлемое состояние важнейших памятников. Но колоссальные экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние 20 лет, потребовали коренной модернизации этой системы. Важным шагом стало принятие в 2002 г. закона «Об объектах культурного наследия народов РФ». Новый закон ввел ряд новых важных понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и использование объектов культурного наследия. В сфере культурного наследия, как особо общественно значимой, происходит жесткий государственный надзор за исполнением законодательства, дополняется также созданием институтов широкого общественного контроля, в частности, практикой общественных экспертиз и обсуждений. В сфере культурного наследия происходит жесткий государственный надзор за исполнением законодательства, дополняется также созданием институтов широкого общественного контроля, в частности, практикой общественной экспертизы и обсуждений. Таким образом, новый закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы подзаконные акты, в которых были бы более детально разработаны вопросы сохранения исторических центров города (система охранных зон, размеры допустимых «вторжений» в историческую среду центра города), более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны. Принятие нового закона - это бесспорная победа научной общественности, так как именно по инициативе ученых-историков, архитекторов, реставраторов ведется интенсивная работа по подготовке, переработке и дополнению существенного пакета законодательных актов по охране культурного наследия. 4.2. Областная целевая программа «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области»Усилия, предпринятые в рамках областной программы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области» позволили в целом замедлить нарастание кризисных явлений в сфере культуры Астраханской области, сохранить основной массив учреждений и организаций культуры и искусства, поддерживать на определенном уровне культурную жизнь области. В последнее время появились возможности для сохранения и возрождения национальных культур. В школах Астраханской области стали вестись преподавания на разных языках: татарском, ногайском, казахском, калмыцком. В области стали функционировать свыше 30-ти национальных объединений. Это общества ногайской, татарской, казахской, чеченской и других культур. Деятельность этих объединений позволяет создавать необходимые условия для дальнейшего этнокультурного развития различных этносов на территории области. Помимо этого, областной совет, а затем администрация выступили вместе с обществами учредителями русскоязычной татарской газеты «Изел» («Волга») и казахской «Ак Арна» (Чистый родник), издаваемых на родных языках. Реализация областных целевых программ «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области», «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов» и проведение в их рамках традиционных мероприятий по празднованию Дня Победы, Дня России, Дня города, международного дня музеев, Дня музыки и т.д., а также фестиваля национальных культур «Астрахань многонациональная», праздников «Дни славянской письменности и культуры», «Цаган-Сар», «Наурыз», «Сабактуй», проведение выставок мастеров народных художественных промыслов, позволили объединить интересы населения области в сфере культуры. Культурный потенциал области включает 4 театра, 1 государственную концертную организацию - филармонию и 24 творческих коллективов, 2 государственных музея с тринадцатью филиалами, 301 библиотеку, 264 клубных учреждений, 617 недвижимых памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране. В настоящее время имеются необходимые экономические, социальные, психологические предпосылки для продолжения модернизации системы государственного управления и государственного регулирования в сфере культуры. Целями настоящей Программы по сохранению культурного наследия Астраханской области являются: - обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ; - обеспечение сохранности, пополнения, изучения музейного фонда Астраханской области, модернизация деятельности музеев, создание современных экспозиций; - внедрение в деятельность учреждений культуры новейших информационных технологий; - комплекс мероприятий предусматривает поддержку коллективов и мастеров профессионального искусства и народного творчества сельской культуры, национальной культуры; - модернизацию и укрепление материально-технической базы учреждений культуры образовательного процесса, библиотечного и музейного дела; - обеспечение сохранности и эффективного использования объектов культурного наследия. В реализации Программы принимают участие: департамент культуры Астраханской области, совместно с областными учреждениями культуры и образования в сфере культуры, региональными отделениями всероссийских творческих союзов, органами местного самоуправления Астраханской области, департамент экономического развития Астраханской области, департамент образования Астраханской области, департамент по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации области, ГУ «Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области».
|