Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела  
Страницы истории [26]
Ранняя история Нижнего Поволжья [10]
ПЕРВЫЕ ГОРОДА И ГОСУДАРСТВА [15]
АСТРАХАНСКИЙ КРАЙ В СОСТАВЕ РОССИИ - XVI-XVIII вв. [5]
Астраханский край в XIX веке [0]
Астраханский край в ХХ веке [1]
Великая Отечественная [3]
История названий географических объектов [5]


Форма входа


 Наш опрос
     
Оцените мой сайт
Всего ответов: 815
  

С 7.02.2013 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » История края » Страницы истории

Звездная дорога в космос прошла через Астраханские степи
Звездная дорога в космос прошла через Астраханские степи
Краем земли назвала народная артистка России Чулпан Хаматова место съемок художественного фильма «Бумажный солдат», в котором рассказывалось о первом отряде космонавтов. В этом есть определенная доля истины, если учесть, что в качестве натуры был выбран участок степи и соленого озера возле поселка Нижний Баскунчак. Местность здесь, за исключением сочного весеннего цветения однообразна, так что режиссер вполне точно уловил суровое сходство здешней природы с неприхотливым ландшафтом далекого поселка Тюратам, в Казахстане, где разворачивались главные космические события. На этом можно и закончить сравнения, если бы не то обстоятельство, что Нижний Баскунчак находится в нескольких десятках километров от Кап-Яра, населенного пункта имеющего самое непосредственное отношение к космической эпопее. Очевидно, не имея возможности приблизиться к полигону в Знаменске, Алексей Герман сделал свой выбор «на крае земли». Но это прелюдия, всего лишь художественная канва к большой трилогии о космонавтике.

Первая ее часть приходится на начало тридцатых годов, когда группа энтузиастов увлеклась теорией реактивного движения и решила построить ракету будущего. Продолжение последовало в послевоенные годы и главным его сюжетом стала битва за космос, сначала в Астраханских степях, а затем переместившаяся в восточную часть страны. Освоение околоземного пространства приходится на все последующие годы. Долгое время занавес таинственности скрывал все, что было связано с испытаниями первых ракет. И только спустя полвека стало возможным рассказать всю правду. Вышли в свет публикации и книги, появились художественно-документальные фильмы и память человеческая вновь возвращает нас к событиям тех лет.

Удивительно, но наш город, чье имя так прочно ассоциируется с авиацией, своим рождением обязан не ей, властительнице дум многих поколений советских людей, а другим покорителям небесной стихии – стратегическим ракетам. В 1947 году сюда, в район нижневолжских населенных пунктов Капустин Яр, Пологое Займище и Владимировка, как тогда назывался Ахтубинск, прибыли первые воинские эшелоны с людьми. Существует легенда, что Сталин лично выбирал место под дислокацию полигона. И когда он ткнул пальцев в карту, кто-то из окружения робко заметил: « Там ведь необъятные степи». На что Главковерх с характерным акцентом заметил. «Только военные и смогут их освоить». Испытания немецких ракет ФАУ и авиационной торпеды «Хеншель», на базе которых должны быть созданы отечественные ракеты, возлагались на Государственный Центральный полигон (ГЦП) Вооруженных сил. Первопроходцы селились в домах местных жителей, рыли землянки и обживались, как могли. Сегодня многое из того, что выпало на их долю, может показаться подвигом. Но для большинства военнослужащих, прошедших дорогами войны и привыкших к трудностям, это было частью повседневных будней, этапом жизненного пути, на котором им предстояло сделать остановку. Местом базирования 2-го Научно-испытательного управления стало село Пологое Займище, 27-й отдельный смешанный испытательный авиационный полк разместился во Владимировке. Основные силы и средства ГЦП расположились в селе Капустин Яр. Скромным напоминанием об этом служит мемориальная доска на деревянном доме по улице Советская 102, где в конце сороковых жил первый начальник Государственного Центрального полигона МО генерал Вознюк В.И.

В 1947-1948 гг. в сложных климатических условиях, которыми всегда отличалось Поволжье, началось проектирование и оснащение лабораторной базы и полигонов. А уже весной 1948 года проведены первые испытания трофейного самолета снаряда ФАУ-1. Спустя несколько лет, 22 июля 1951 года, мир узнал о запуске первой советской ракеты Р-1 с живыми существами-собаками Цыганом и Дезиком. По воспоминаниям очевидцев, «когда после приземления отвинтили крышку головного отсека и оттуда достали животных, они стали носиться как угорелые. Стало ясно без обследований, что они не пострадали, Это была победа!» До первого полета Юрия Гагарина оставалось почти 10 лет.

Внешнеполитическая обстановка диктовала свои правила игры и характер действий. Полет человека в космос это конечно хорошо, но на тот момент его мало кто воспринимал всерьез из руководства страны, куда более важным в условиях холодной войны считалось создание межконтинентальной баллистической ракеты. Но очень скоро, когда будут расставлены точки или обозначены многоточия в споре за мировое лидерство, важным аргументом которого станут стратегические ракеты, потребуется продемонстрировать еще одно преимущество советского строя, отправив первого человека в космос. А пока, лучшие умы нашей страны бились над непростой задачей, сконструировать межконтинентальную крылатую ракету способную достигнуть границ США. Она решалась сразу несколькими выдающимися отечественными конструкторами.

После того, как был исчерпан потенциал капъярского полигона, его возможности уже не отвечали требованиям испытаний ракет большей мощности и секретности предстоящих работ, встал вопрос, где, в какой удаленной точке страны можно «скрытно» построить стартовую площадку. Среди претендентов рассматривались и Харабали. После изучения всех факторов риска, включающих удаленность от густонаселенных мест, климатические особенности и рельеф местности, было принято судьбоносное решение строить ракетодром в полупустынной местности, возле небольшого городка с названием Ленинск, позже получившего известность, как Байконур. Оттуда стартовала королевская «семерка», именно ему принадлежит слава космодрома, с которого стартовал Юрий Алексеевич Гагарин.

Борьба за лидерство в космической одиссеи, на этом не закончилась. Одним из тех, кто участвовал в разработке межконтинентальной крылатой ракеты, был Семен Алексеевич Лавочкин. В начале 50-х под его руководством в Ахтубинске проходили испытания ракет класса «Воздух-воздух». Несмотря на то, что они были прекращены из-за сбоев в системе РЛС, он продолжает работать над этой темой. Идея создания ракеты, способной преодолевать огромные расстояния становится для Лавочкина главной целью жизни. Вскоре он приступил к созданию уникального беспилотного авиационного комплекса получившего название «Буря».

Именно в это время, в будущем городе авиаторов начинается строительство первой взлетно-посадочной полосы, Дома офицеров, сейчас в нем находится Дом детского творчества, финского городка, названного так по конструкции домиков и гостиницы. Дома строили по окраинам, одна группа строений находилась в районе, где сейчас жилой микрорайон-1, другая на «Ардагане» (за кинотеатром «Октябрь»). Постепенно пустошь между ними застраивалась двухэтажками, придавая будущему историческому центру современный вид. Именно с именем Семена Алексеевича Лавочкина связано развитие нашего города. Замечательно, что в прошлом году, по инициативе группы ветеранов в честь него был назван один из микрорайонов Ахтубинска.

Подготовка к испытаниям крылатой ракеты шла параллельно с обустройством производственно-лабораторной базы и технических позиций. Пуски «Бури» производились со стартовых площадок расположенных на хуторе Леонов-«Луна». Удивительное явление, могли наблюдать жители близлежащих населенных пунктов. Запуски ракеты обычно проводились в вечернее время и ничем не уступали по своей зрелищности, увиденному в фантастических фильмах. Фантастическим оказался и сам результат. Преодолев тысячи километров, ракета прошла по заданному маршруту в район Камчатки. Если бы не ряд субъективных обстоятельств, в оценке которых и сейчас расходятся мнения специалистов, то ракета Лавочкина могла быть не только принятой на вооружение в качестве носителя термоядерного оружия, но и стать отечественным космическим челноком. По крайней мере, по своему внешнему виду и компоновке, американский «Шатлл» довольно сильно напоминает «Бурю». Да и наш «Буран» сродни своему старшему брату.

На этом звездные тайны, долгое время окутывавшие Ахтубинск, не заканчиваются. Еще одной, так и несостоявшейся победой, стало создание и испытание здесь воздушно-космического корабля будущего. Период космической гонки между СССР и США не ограничился только пусками ракет с человеком на борту. Американцы нагнали и перегнали нас, первыми высадившись на Луну. Спор продолжился и каждый шел к цели своей дорогой, совершенствуя конструкцию летательных аппаратов и способы доставки людей на орбиту. Идея создания корабля многоразового пользования родилась почти одновременно в СССР и США. Целью каждой страны, по прежнему, являлось завоевание господства в космосе.

Отечественный проект получил условное название «Спираль». Только и всего, самолет-разгонщик, в качестве которого использовался стратегический бомбардировщик Ту-95 и малоформатный летательный аппарат, разместившийся у него в подбрюшье. Из-за своего сходства с прогулочным катером «Прогресс» и малых размеров, его сразу прозвали «Лапоть». Но при выводе на околоземную орбиту он становился грозным оружием - истребителем спутников противника, разведчиком и спасателем, способным пристыковаться к терпящем бедствие космическим аппаратам. Испытания летательного аппарата многоразового действия, как и все предыдущие работы, проходили в Ахтубинске под грифом «совершенно секретно». Руководил программой испытаний Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.

Несмотря на положительные результаты и успешные полеты «Лаптя», его постигла та же печальная участь, что и предыдущие аналогичные проекты. Гонка вооружений, разорительная для страны, жесткая конкуренция среди ОКБ, граничащая с лоббированием параллельных видов вооружения, даже в ущерб интересов безопасности страны, и отсутствие перспективы на данный момент у этого вида летательного аппарата, явились главной причиной скорого сворачивания темы. Тем более Лозино-Лозинский получил назначение на должность директора научно-производственного объединения и предложение заняться разработкой планера для орбитального корабля «Буран». Ничто в этом мире не проходит бесследно и идеи, творческие концепции, достижения инженерной мысли, использованные при разработке космических аппаратов, нашли свое применение при строительстве советского многоразового корабля «Буран».

Такой вот он Ахтубинск, один из тысяч городов малой России. Его улицы, дома хранят память о настоящих героях-первопроходцах космоса и рядовых участниках исторических событий, развернувшихся на рубеже 40-80 -х годов. Многие из тех, кто принимал участие в испытаниях ракетной техники и закладывал будущий фундамент научно-лабораторной базы ГК НИИ, живут рядом, не задумываясь о своей роли в эпохальных событиях. Сегодня не только мальчишкам будет интересно узнать, что дважды Герой Советского Союза Георгий Тимофеевич Береговой, перед тем как поступить в отряд космонавтов служил в Ахтубинске. А космонавт №2 Герман Титов, помимо выполнения летной программы, не упускал возможности обкатать коньки на стадионе «Волга». Всегда с теплотой отзывалась об ахтубинских летчиках испытателях жена космонавта и сама прославленная летчица Марина Попович, совершенствовавшая здесь свое летное мастерство. И мало кто знает, что полковник Владимир Серегин, вывозивший Гагарина в том роковом полете, не один десяток часов налетал в небе Ахтубинска. В разные годы в летном управлении института проходили подготовку будущие космонавты, в том числе Владимир Комаров, трагически погибший в спускаемом аппарате. Есть что рассказать из своей биографии и почетному жителю города Ахтубинска Герою России Виктору Мартыновичу Чиркину, прошедшему программу подготовки для полетов на многоразовом корабле «Буран».

На календаре 2011 год - год космонавтики и 50-летия полета Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Многое из того, что тогда волновало и восхищало людей отошло на второй план. Совсем иные ценности, в том числе духовные служат мерилом человеческих поступков. Но, несмотря на это, великая битва за космос остается нашей национальной идей. Все таки, не зря Алексей Герман выбрал для съемок своего фильма место на «крае земли».

Публикацию подготовил Александр Салмин (Ссылка на автора обязательна)



Источник: http://www.vahtubinske.ru/news/zvezdnaja_doroga_v_kosmos_proshla_cherez_astrakhanskie_stepi/2011-04-11-1021
Категория: Страницы истории | Добавил: Дмитриева (02.08.2011)
Просмотров: 826 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2024