Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
История религии Астраханской области [1]
Храмы Астраханского Кремля [5]
Церкви, соборы г. Астрахани [23]
Храмы районов Астраханской области [6]
Буддийские храмы [3]
Монастыри [1]
Астраханские мечети [1]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 781
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » История религии Астраханской области » Церкви, соборы г. Астрахани

Покровский собор г. Астрахани
На том месте, где сейчас находится Покровский собор, до начала XIX столетия простиралось необозримое пространство Болдинской степи, покрытое солончаками, зарослями камыша, в центре которого располагался большой мелководный ильмень, имеющий название Бляблин (Лебедев П.В. Летописи монастырей, храмов г. Астрахани: рукопись. -1974 - 1975. - С. 71).

 

В начале XIX века здесь стали селиться казённые крестьяне. Губернская канцелярия отвела им территорию вдоль берега реки Волги, единственного тогда ещё места, пригодного для строительства жилья. За переселением было поручено наблюдать стряпчему казённых дел Крупинскому, который указал называть новый посад Воскресенской слободой, по имени располагавшегося на стрелке Волги и Болды Воскресенско-Болдинского монастыря (ГААО. - Ф. 412. - Оп. 1. - Д. 60. - Л. 1). 

Но это название не закрепилось за новой слободой. В 1822 году Воскресенский монастырь был упразднён и местные жители стали называть свою слободу просто Селением (Это название первоначально закрепилось за лежащей к югу Казанской слободой, а так как селившиеся к северу от неё астраханские жители были приписаны к приходу церкви во имя Казанской иконы Божией Матери, то и новообразовавшаяся слобода стала неотъемлемой частью Селения. По прошествии времени название, охватывавшее территорию к северу от Кутума, вплоть до реки Болды, закрепилось только за северной её частью. Эта часть города и до настоящего дня именуется Селением (откуда и Селенские Исады). 

До середины XIX века это новое Селение представляло из себя незначительный посёлок, но в 1858 году произошло событие, серьёзно повлиявшее на его судьбу. В ночь на 1 августа 1858 года в Астрахани произошёл страшный пожар, во время которого выгорели все местные и дровяные пристани на берегу Волги. Сильно пострадала и заку-тумная часть города - в приходе Казанской церкви, где располагались слободы бондарей, кузнецов и колесников. После этого пожара городское управление вынесло решение перенести за город слободки кустарей на место осушенного ильменя Бляблин. Там образовались посёлки Бондарный, Кузнечный и Колёсный.

На стрелку Волги и Болды были перенесены местные пристани, по берегу Волги обустраивались лесопильные заводы и причалы, принадлежащие астраханскому купечеству и различным местным обществам (Лебедев П.В. Летописи монастырей, храмов г. Астрахани: рукопись. -1974 - 1975. — С. 73 ).

Весь этот новозаселённый район был приписан к приходу Казанской церкви, но для такого небольшого храма (каким в то время был Казанский храм), вместить такое большое число прихожан было невозможно. Появилась идея создания нового большого храма в центральной части Селения. Главным инициатором этого строительства выступил известный купец и благотворитель Иван Иванович Губин.

Весной 1877 года был создан строительный комитет, который сразу же обратился в Городскую Думу с просьбой о выделении под постройку земельного участка. 

4 апреля 1877 года Дума удовлетворила ходатайство и отвела место ”на Селении в местности Ильмень, что около бондарного посёлка” (Лебедев П.В. Летопись Покровского Кафедрального собора г. Астрахани: рукопись. -1974. - Л. 2). 

Проект храма был составлен архитектором Знаменским, и 11 октября 1878 года одобрен строительным отделением Астраханского Губернского Правления (ГААО. - Ф. 3. - Оп. 1. - Д. 527 (”Дело об утверждении проекта на постройку церкви в Казанском приходе”). - Л. 55). 

В 1879 году начались строительные работы, продолжавшиеся до 1885 года. 31 марта 1885 года в торжественной обстановке на колокольню храма были повешены колокола (Лебедев П.В. Летопись Покровского Кафедрального собора г. Астрахани: рукопись. —1974. - Л. 5). 

29 сентября 1885 года накануне праздника Покрова Богородицы был освящён главный алтарь Покровского храма архиепископом Евгением (Шерешиловым). Боковые приделы были освящены: правый в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а левый в честь Великомученика Пантелеймона Исцелителя (ГААО. - Ф. 635. - Оп. 1. - Д. 44 (”Клировые Ведомости Покровской церкви за 1885 -1907 гг.”). - Л. 1). 

На строительство храма было затрачено 95 тыс. рублей, из них львиную долю пожертвовал купец Иван Иванович Губин. В 1887 году он был избран церковным старостой и до самой кончины бессменно выполнял свои обязанности (Лебедев П.В. Летопись Покровского Кафедрального собора г. Астрахани: рукопись. -1974. - Л. 5).

Много приложил И.И. Губин заботы для украшения храма, обязанного ему как своим построением, так и своим богатым убранством. Нельзя не упомянуть о заказанных им в 1899 году для Покровского храма двенадцати иконах, написанных на полотнах астраханскими художниками М.И. Цветковым и Е.Т. Серовым (Отчёт Астраханского художественного кружка за 1899 год. - С. 9). 

Эти иконы, помещённые в деревянные рамы, были повешены на столбах храма и до сих пор украшают его внутренний вид. 

Нельзя не упомянуть и о важном миссионерском значении Покровского храма. В Селении, где располагался его приход, проживало большое число раскольников, на обращение которых в православие были направлены большие усилия. Настоятелем Покровского собора стал протоиерей Михаил Гусаков, долгое время бывший священником-миссионером при Свято-Троицком братстве. 

Отец Михаил в роли настоятеля приложил много усилий для проповеди среди старообрядцев (Некролог: протоиерей Михаил Никифорович Гусаков //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1910. — № 7. - С. 278 – 279). 

Но наибольший вклад в это дело вложил второй священник этого храма Евтропий Кочергин. Это была во всех отношениях замечательная личность. Он, бывший раскольник, возвратившийся в Православную Церковь и рукоположенный здесь в сан священника, всю свою жизнь посвятил миссионерскому делу обращения своих некогда собратьев по вере из тьмы к свету. 

За всё время служения в Покровском храме, до его кончины в 1916 году, им было обращено в православие из раскола 1 326 человек (Некролог. Памяти протоиерея Евтропия Кочергина //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1916. - № 3. - С. 70 – 71).

ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ВИД ХРАМА 

Храм построен в древнерусском стиле с высокой двухъярусной колокольней в одной связи. Венчает его один массивный восьмисветовой барабан. Роспись купола, стен и алтарей в академическом стиле произведена на средства И.И. Губина. 

Великолепный резной шестиярусный иконостас центрального алтаря, так же как тр ёхъярусные иконостасы придельных алтарей, изготовлены в Астрахани местными мастерами, частью в иконописной мастерской Силкова (Марков А.С. Историческое описание Покровской церкви: рукопись. - Л. 6).

Царские врата для центрального иконостаса, с позолоченной резьбою, были приобретены на средства попечительства в 1884 году от Петропавловской градской церкви, а Царские врата боковых иконостасов в 1885 году от церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.



Также и большинство иконостасных икон были приобретены в Петропавловской и Казанской городских церквах (ГААО.-Ф. 695.-Оп. 1 (доп.).-Д. 4 (”Книга записи церковного имущества”).-Л. 16-28).

После захвата обновленцами в 1923 году в Астрахани многих православных храмов Покровская церковь продолжала оставаться в числе тех немногочисленных приходов, к которым обновленцы так и не смогли подобраться. Приехавший в декабре 1923 года в Астрахань архиепископ Фаддей (Успенский) поселился рядом с Покровским храмом, на улице Республиканской (дом № 11), откуда постоянно утром и вечером ходил на Богослужение в эту церковь (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. - СПб., 1994. - С. 280). 

Покровский храм стал нечто вроде крестовой церкви для астраханского архипастыря ( Крестовая, т. е. домовая, церковь астраханских архиереев находилась в кремле в Архиерейском доме и с конца 1918 года, вместе с Архиерейским домом, была реквизирована властями (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. - СПб., 1994. - С. 298).

Архиепископ Филипп (Ставицкий), прибывший в Астрахань в 1928 году, полуофициально делает Покровскую церковь своим кафедральным собором, но в 1929 году архипастырь был арестован и храм снова превращён в обычный приход.

Покровская церковь не подвергалась такому варварскому ограблению и разрушению со стороны советских властей, как другие астраханские храмы. Хотя эту церковь тоже закрывали в 1941 году на девять месяцев и здесь находился склад (хранился сахар), но внутренняя обстановка храма: иконостасы, роспись, большая часть икон - по милости Божией не была тронута (Кузнецов А.И. Архиереи Астраханской епархии (с 1912 г.): рукопись. - Астрахань, 1968. - С. 80).

В 1942 году храм вернули верующим, а в декабре 1943 года вернувшимся из заключения архиепископом Филиппом Покровская церковь была уже официально объявлена кафедральным собором. При этом архипастыре было много сделано для восстановления былого величия и красоты Покровского собора. 

В 1930 году с колокольни храма были сняты колокола и он лишился своего голоса. Вскоре по своём прибытии архиепископ Филипп обратился к верующим с просьбой пожертвовать на отливку колокола имеющиеся у них медные, бронзовые и серебряные предметы. Прихожане с радостью откликнулись на призыв владыки, и скоро новоизготовленный большой колокол был поднят на колокольню (Кузнецов А.И. Архиереи Астраханской епархии (с 1912 г.): рукопись. - Астрахань, 1968. - С. 60-61). 

При архиепископе Филиппе (1943 - 1952 гг.) в Покровском соборе была подновлена настенная роспись и написано для храма множество замечательных иконописных изображений.

Здесь необходимо перейти к описанию святынь Покровского собора, составляющих его главную духовную ценность. 



Посетивший Астрахань в 1949 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий I преподнёс в дар Астраханской епархии и Покровскому собору большую икону Преподобного Сергия Радонежского (в полный рост), со вставленной в неё частицей мощей святого. 

По благословению архиепископа Филиппа известной иконописицей того времени монахиней Агнией (Стародубцевой) (старицей, духовной ученицей известного старца Севастиана (Фомина) Карагандинского) была написана икона (в размер иконы Преподобного Сергия) астраханского угодника священномученика Иосифа. 

Обе эти иконы были помещены в деревянные киоты искусной резной работы и поставлены в центре по обе стороны выхода на амвон, ниже солеи. В икону Священномученика Иосифа была вставлена частица от его благодатной власяницы. Большая часть этой власяницы, в которой священномученика Иосифа пытали и жгли на огне, хранится в алтаре Покровского собора, в особом ковчеге. Монахиня Агния, по благословению архиепископа Филиппа, написала ещё несколько икон для Покровского собора, которые особо почитаются верующими. В первую очередь, это храмовый образ Покрова Божией Матери, стоящий у южной боковой двери, перед которым каждую пятницу вечером, соборне, совершается служение, с чтением акафиста. Из других написанных монахиней Агнией икон можно отметить образ Божией Матери ”Взыскание погибших”, находящийся на переднем правом столпе.

Нельзя не сказать и о находящейся в соборе у северной боковой двери древней иконе Покрова Пре святой Богородицы. По рассказам прежних священников, служивших в этом храме, эта икона до революции каждый год обносилась крестным ходом вокруг города Астрахани. Пришла эта икона в Покровский собор в 1939 году из храма в честь Донской иконы Божией Матери, что на Казачьем бугре, после его закрытия и разрушения. В Донскую церковь эта икона, по преданию, попала из Покрово-Болдинского монастыря после его закрытия в 1920 году. Икона эта была особо чтимой и чудотворной, о чём говорят свидетельства, оставленные в летописи этого монастыря.




Место захоронения архиепископа Филиппа (Ставицкого)

Самой великой святыней, хранящейся в соборе, является икона-мощевик, с частицами мощей многих святых и частью от честного древа Креста Господня. Этот мощевик был принесён в дар собору в 1955 году архиепископом Сергием (Лариным) и сейчас находится в ряду прочих икон за левым клиросом.

Большим почитанием среди верующих астраханцев пользуется могила архиепископа Филиппа (Ставицкого) (1874 -1952 гг.), погребённого в стене под левым приделом.

За свою благочестивую жизнь, исповеднический подвиг в сталинских лагерях, а также неоднократную, посмертную, молитвенную помощь он почитается астраханцами как месточтимый угодник Божий.

(Материалы взяты из книги ”Астрахань. Храмы и монастыри”. Астрахань. 2002. 

Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епахия, Администрация г. Астрахани, Изд. ”Новая линия” - по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского). 


Источник: http://forum.astrakhan.ru/index.php?showtopic=69769&pid=1403943&mode=threaded&start=#entry1403943
Категория: Церкви, соборы г. Астрахани | Добавил: Дмитриева (27.12.2011)
Просмотров: 1311 | Теги: храмы, Астрахань | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017