Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
История религии Астраханской области [1]
Храмы Астраханского Кремля [5]
Церкви, соборы г. Астрахани [23]
Храмы районов Астраханской области [6]
Буддийские храмы [3]
Монастыри [1]
Астраханские мечети [1]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 779
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » История религии Астраханской области » Буддийские храмы

Предание о Хошеутовском хуруле

Главное сюмэ Хошеутовского хурула. Литография 1840-х г.г.
Источник:  http://shakyamuni.ru/pic/13

Когда строили Хошеутовский хурул, возведенные стены через некоторое время почему-то обваливались. Так повторилось несколько раз. Посовещавшись, гелюнги пришли к выводу, что для успешного строительства хурула требуется принести в жертву кого-нибудь из людей, чтобы умилостивить бурхана. Выбор пал на семилетнего мальчика из бедной семьи, рожденного в год и месяц Барса. В течение семи дней в честь него продолжался пир. И вот наступил этот день. Мальчика посадили на белую лошадь, а в стене строящегося хурула заранее было сделано большое углубление. И юный всадник с конем живьем были замурованы в эту стену. После этого строительство было успешно продолжено, и хурул был построен. И до сих пор можно видеть в полнолуние всадника на белом коне, выезжающего из дверей Хошеутовского хурула.

Таково калмыцкое народное предание. Сюжет о принесении жертвы для строительства встречается в фольклоре многих народов, что свидетельствует о былом повсеместном распространении как самого обряда, так и связанных с ним верований. Многие этнографы видят смысл обряда в умилостивлении жертвой духов земли, а жертва трактуется ими как своего рода выкуп за место. Другие исследователи считают, что "строительной жертвой" обеспечивается жизнеспособность дома. Рассматриваемый фольклорный сюжет наиболее часто включает в себя два основных мотива: разрушение возводимых стен и принесение жертвы, чем обеспечивается благополучное завершение строительства. В калмыцком предании в жертву приносятся мальчик и белый конь. Известно, что в верованиях различных народов коню отводилось особое место. Конь был жертвенным, а следовательно, и священным животным: например, у мордвы в честь коня устраивались специальные праздники с поеданием его мяса и т. д. Особая магическая сила приписывается в фольклоре белому коню: именно он связан с потусторонними силами и является посредником между мирами. Появление образа коня в предании о строительстве хурула отнюдь не случайно: всеми магическими свойствами, какими, по народным поверьям, обладал белый конь, необходимо было воспользоваться для благополучного завершения этого строительства. По другому варианту калмыцкою предания, жертвы – мальчик и kuhl — в последний момент были заменены фяпичной и бумажной имитациями. В третьем варианте говорится об одном бедняке, обреченном как жертва для строительства сюме. Перед смертью он сочинил грустную песню. В аналогичном грузинском предании о возведении Сурамской крепости также говорится о происхождении печальной песни "Сын мой, Зураб, докуда? ", широко распространенной в Грузии.

Источник: http://www.narodru.ru/

Немного об истории Хошеутовского хурула, или хурула в Тюменевке, думаю многим будет интересно. Село Речное раньше называлось Тюменевка и было центром самого значительного калмыцкого рода князей Тюменей, в начале 19 века владельцем улуса был князь Серебджаб Тюмень. Именно он был во главе полка во время войны 1912 года, пройдя с полком путь от Пружан до Парижа. Видно отличался он личной храбростью, т.к. его наградили орденом св.Владимира за бой под Бунцлау и св.Георгием за битву под Лейпцигом. осенью 1814 полк вернулся домой, в деревянном хуруле, стоявшем на месте нынешнего, было совершено торжественное богослужение, сюда перенесли знамя полка.Побывав в европейских странах, князь решил и в своей ставке организовать жизнь на европейский лад. Он поселился в деревянном замке на Волге, "украсил который зеркалами, люстрами, биллиардом, фортепьяно, часами с музыкой" - так пишут немецкие путешественники. И по его инициативе был возведен новый кирпичный монастырский комплекс. И возводился он не только как калмыцкий храм, но и в ознаменование доблестного участия калмыцкого полка в войне 1812 года. Гордясь делами калмыков на пользу нового отечества, хошеутовский князь бережно хранил в хуруле калмыцкие знамена, бывшие с полком во всех его походах. На сегодня не сохранились ни дом князя, ни сад при нем, от монастыря, в который входили храм, две часовни и ограда, остался только храм. Архитектура храма сочетала в себе внешние атрибуты монголо-тибетского типа, но в первую очередь черты классицизма. была коллонада, в минитатюре повторявшая коллонаду Казанского собора в Петербурге. Но убранство внутри полностью отвечало требованиям ламаистского культа. В нише восточной стены стояла небольшая статуя бурхана. выполненная из золота, стены были увешаны шелковыми полотнами с изображениями бурханов. Исследователь быта и истории астраханских калмыков Житецкий считал, что это "громадное каменное здание с коллонадою,напоминающее Казанский собор в Петербурге, является самым изящным зданием во всей степи калмыцкой".

На днях Батыр Мучаев заместитель председателя Избиркома РК и член правления Монгольско-калмыцкого культурно-экономического центра, указом Главы РК назначен специальным представителем руководителя республики в Астраханской области. Ему предстоит решать вопросы сохранения культурного и духовного наследия калмыцкого народа. В первую очередь задачу по реставрации уникального исторического памятника - Хошеутовского хурула, воздвигнутого в честь участников Отечественной войны 1812 года.
Как рассказал Батыр Мучаев, администрация Астраханской области, пообещала приложить все усилия, чтобы восстановить буддийский храм к этой дате. Со своей стороны представителю главы РК в Астраханской области удалость найти спонсоров, желающих инвестировать проект восстановления Хошеутовского хурула. Это ойраты - представители Монгольско-калмыцкого культурно-экономического центра и ойратская общественная организация «Тод номин герел». 
http://www.elista.org/elista/hosheutovskiy-hurul-budet-vosstanovlen-k-200-letiyu-pobedyi-rossii-nad-napol.html

Источник: http://forum.freekalmykia.org/i

Категория: Буддийские храмы | Добавил: Дмитриева (27.12.2011)
Просмотров: 637 | Теги: хошеутовский хурул, калмыцкий хурул, Харабалинский район, Астраханские достопримечательности | Рейтинг: 2.0/1
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017