Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
История религии Астраханской области [1]
Храмы Астраханского Кремля [5]
Церкви, соборы г. Астрахани [23]
Храмы районов Астраханской области [6]
Буддийские храмы [3]
Монастыри [1]
Астраханские мечети [1]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 772
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » История религии Астраханской области » Храмы Астраханского Кремля

Никольская надвратная церковь, Троицкий собор
Никольская надвратная церковь, 1729-1738 гг. нач ХХ в.

Первое упоминание об этом храме относит нас во времена глубокой древности, когда Астрахань, будучи одним из татарских улусов, была покорена державой московских царей.

Тогда, в 1556 году, царь Иоанн Грозный, посылая русскую рать для усмирения астраханского хана-изменника Дервиш-Али, вручил воеводе Ивану Черемисинову образ Святителя Николая Чудотворца, именуемый Можайским. Эта икона стала походной у русских воинов и сопутствовала им, находясь в походной церкви, со специально приставленным священником (Хлебников П.Х. Астрахань в старые годы. – СПб., 1907. – С. 55).

После устройства Черемисиновым в 1558 году новой Астрахани на левом берегу Волги икона с походной церковью была перенесена сюда и поставлена посредине воздвигнутого острога (Зачатки христианства в Астраханской епархии//Астраханские Епархиальные Ведомости. -1902. -№22.-С. 958). В скором времени была построена и постоянная деревянная церковь в честь Святителя Николая. Находилась она тогда примерно в центре кремля, ближе к современным Никольским воротам и Троицкому собору. Достоверно подтверждается источниками, что в 1568 году эта церковь уже была.

В этом году в Астрахань прибыл игумен Кирилл с повелением от царя Иоанна Грозного: "В городе у Николы Чудотворца устроить монастырь общий” (Никольская церковь на кремлёвских вратах //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. – № 18. – С. 284).

В1589 году началось строительство каменного астраханского кремля (Хлебников П.Х. Астрахань в старые годы. – СПб., 1907. – С. 126. В современной исторической литературе принято также мнение, что строительство каменного Астраханского кремля началось в 1582 году и завершилось в царствование Фёдора Иоанновича. Это утверждение основывается на сведениях "Пискаревского летописца”). В процессе этого строительства Никольская церковь была перенесена на северные проездные ворота, которые также стали называться Никольскими (Дубаков А.В. Астраханская епархия в XVII – XVIII вв.: рукопись. – Волгоград, 1998. – Л. 60).

Чтимая икона Николая Чудотворца была вынесена из храма и поставлена в особой часовне за кремлёвской стеной (Никольская церковь на кремлёвских вратах //Астраханские Епархиальные Ведомости. – 1880. – № 18. – С. 285).

С самого времени своего основания Никольский храм был бесприходским и считался ружным (то есть на государственном содержании). В 1698 году по соизволению митрополита Сампсона этот храм поступил в ведение собора и он стал приписным. Соборные священнослужители совершали здесь богослужения и пользовались от дохода храма (Никольская церковь на кремлёвских вратах // Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. – № 18. – С. 286).

10 февраля 1701 года по указу императора Петра Первого, в связи со значительными расходами на военные нужды, было сокращено выдаваемое ружным церквам государственное жалование. Так, согласно этому указу, в церковь Николая Чудотворца, что на воротах, выдавалось "1/2 пуда воску, 1 фунт ладану и 1/2 ведра вина” в год, а также "той же церкви попу 8 руб., дьякону 2 руб. и двум сторожам по 2 руб.” (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. – Астрахань, 1903. – С. 100).

Видимо, оклад этот был самым ничтожным и мало привлекал соборное духовенство. Служба здесь стала совершаться всё реже. К тому же построенный более века назад храм сильно обветшал и требовал капитального ремонта. Средств на это также не находилось. В 1728 году по распоряжению астраханского губернатора фон Менгдена Никольская церковь за ветхостью была сломана, а иконостас с утварью были перенесены в Успенский собор.

Новый, настоящий храм был построен по инициативе астраханского купечества. 15 апреля 1729 года их представитель купец Афанасий Крашенинников обратился к Астраханскому епископу Илариону с просьбою выдать ему храмоздательную грамоту для закладки церкви (Никольская церковь на кремлёвских вратах // Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. – № 18. – С. 286). К1739 году строительные работы были закончены, и в этом же году новосооружённый храм был освящён епископом Илларионом (Расписание бывшим в Астраханской епархии митрополитам, архиепископам и епископж //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1903. – № 9. – С. 391).

В скором времени Никольская надвратная церковь была передана в военное ведомство и приписана к военному госпиталю, а позже к Кавказскому линейному батальону (расположенному в Астрахани).

В 1843 году, после перевода линейного батальона на Кавказ, храм был снова передан в епархиальное ведомство. Но в 1844 году, вследствие ходатайства 2-го батальонного командира (астраханского гарнизона) майора Роде, он был передан ему во временное заведывание (Никольская церковь на кремлёвских вратах //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. – № 18. – С. 286). Позже Никольская церковь была причислена к выстроенному рядом с нею гарнизонному лазарету (Астраханский кремль. – Астрахань, 2000. – С. 20).

В 1890 году, по благословению Астраханского епископа Павла (Вильчинского), Никольский надвратный храм был передан во временное пользование единоверческой общине. В её ведомстве он находился до 1895 года, когда единоверцами был построен собственный храм на Кремлёвском съезде в районе Косы (Никольские ворота в Астрахани //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1895. – № 17). После этого Никольская церковь снова перешла в полное распоряжение астраханского гарнизонного госпиталя, в ведении которого она находилась вплоть до 1917 года.

ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ВИД ХРАМА

Храм был построен в древнерусском стиле, без лишних деталей декора, со скатною, покрытою черепицей крышей, имеющей первоначально одну небольшую главку с узорчатым прорезным крестом. Алтарь храма был устроен вровень со стенами, только крыша его была немного ниже церковной. Храм первоначально не имел притвора, роль которого выполняла пристроенная с западной стороны галерея, закрытая с трёх сторон тесницами с семью рамами. Эта галерея была связана с открытою каменною галереей, охватывающей северную и восточную стороны храма (Дмитриевский Н. Замечательные памятники древнецерковного зодчества в Астраханской епархии //Астраханские Епархиальные Ведомости. – 1913. – №22.-С. 588).

По этой галерее совершались крестные ходы с обхождением вокруг храма в Страстную пятницу с плащаницей и на Пасху (Никольская церковь на кремлёвских вратах //Астраханские Епархиальные Ведомости. – 1880. – № 18. – С. 287).

В начале XX века крытая западная галерея была переделана в каменный притвор, сам храм получает некоторое украшение в виде малых боковых главок и кокошников с западной стороны ( Астрахань и Астраханская область: Материалы к Своду памятников истории и культуры. – М., 1990. – С. 15). В это же время с южной стороны притвора пристраивается ажурная колокольня, через которую был устроен вход в церковь. С юго-западной стороны к храму примыкал одним углом военный госпиталь, из которого был сделан ход на площадку парадной лестницы, чтобы больные могли свободно проходить в храм и присутствовать на богослужениях. Чтимый астраханцами образ Святителя Николая, именуемый Можайским, после постройки нового храма был перенесён в часовню, устроенную в Никольских вратах, прямо под алтарём храма (Никольская церковь на кремлёвских вратах //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. – № 18. – С. 287).

К этой иконе во множестве приходили люди, обращаясь к великому угоднику Божию в своих нуждах и несчастьях, в надежде на его быструю помощь. В часовне находилась также икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте”, написанная на средства солдат астраханского батальона (Никольские ворота в Астрахани //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1895. – № 17).

В феврале 1918 года храм был закрыт советскими властями и использовался ими для нужд военного ведомства – долгое время здесь размещались гужмастерские (ГААО. – Ф. 6. – Оп. 1. – Д. 185. – Т. 1. -Л. 11).

Иконостас и роспись Никольского храма, кроме росписи на потолке, были уничтожены. Заложены были боковые входы в алтарь, разрушены солея и амвон. Чтимая икона Святителя Николая вместе с другими храмовыми образами пропала неизвестно куда. В 30х годах XX века была разобрана колокольня храма вместе с каменной лестницей, ведущей наверх, сняты кресты и уничтожены боковые главки. В 1958 году, в связи с 400-летием со дня основания города Астрахани, здание Никольской надвратной церкви было передано из военного ведомства Управлению культуры облисполкома. 14 ноября 1974 года на основании приказа Астраханского облисполкома "комплекс историко-архитектурных памятников Астраханского кремля”, в том числе и Никольская церковь, был передан Астраханскому краеведческому музею. Реставрация же храма, запроектированная ещё в 60-х годах, началась только в начале 80-х. В результате этих реставрационных работ была восстановлена (по первоначальным планам середины XVIII века) галерея с южной стороны храма, здание военного госпиталя было разобрано, а лестница в храм сооружена с запада с выходом на стену. Позже была реставрирована подкупольная роспись в храме и на главках водружены кресты.

После окончания реставрационных работ в конце 80-х годов в Никольской церкви была организована выставка старопечатных книг, которую вскоре пришлось свернуть из-за высокой влажности в помещении храма. Новая выставка по истории Астраханской епархии была открыта в 1995 году. Всё это время, начиная с начала 90-х годов, между департаментом культуры и Астраханской епархией шли переговоры о возвращении Никольской церкви в епархиальное ведомство. В 2001 году договорённость о передаче храма была достигнута, выставку из его помещения убрали, но, к сожалению, он до сих пор стоит закрытый. Об этом с горечью 22 мая 2002 года, стоя перед зданием Никольской церкви, говорил настоятель Успенского собора иеромонах Дмитрий (Приз). В этот день – день памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в г. Бар – из собора к Никольской церкви состоялся крестный ход. Участники его молились, чтобы благое пожелание о возвращении храма епархии не осталось втуне и своды Никольского храма – начатка астраханского храмостроительства – снова бы огласились радостными звуками церковных песнопений.

* * *

Книга была написана и издана в 2002 году.

К счастью, – сейчас ситуация изменилась.

Храм, освященный во имя, пожалуй, самого известного и почитаемого на Руси святого – Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, действует с 2003 года.


Троицкий собор с церквями сретения господня и введения в храм Пресвятой Богородицы, большой и малыми трапезными палатами троицкого монастыря, 1593-1603, 1696-1700, XIX в.



Троицкий собор, вид сзади

Фото: http://forum.astrakhan.ru/index.php?showtopic=69769&pid=1431363&mode=threaded&start=#entry1431363

Троицкий собор - это целый архитектурный комплекс, с которым связано множество исторических событий.

История

Монастырский собор, изначально деревянный, был построен на этом месте уже в 1576. Инициатором его постройки на северном склоне бугра был игумен Кирилл - один из первых православных миссионеров края. Об этом известно благодаря царской грамоте Царя Иван Васильевича, в которой говорится, что он жалует "богомольца своего игумена Кирилла" всевозможными льготами за то, что он "... в монастыре общую обитель построил и храм Живоначальной Троицы поставил."

Инициатором строительства современного каменного храма был митрополит Савватий. По существовавшим тогда правилам, монахи Троицкого монастыря имели в городе торговые лавки и беспошлинно в них торговали, кроме этого монастырю принадлежали рыбные ловли (учуги). Это позволило накопить достаточно средств для строительства каменного собора, который и был воздвигнут к 1603 году.

В 1700 году Троицкий монастырь был приписан к Троице-Сергиевой Лавре, в ведении которой находился до 1764 года.

С 1765 года по 1807 год монастырские здания находились под управлением Приказа Общественного призрения, и астраханские власти даже решили сломать все сооружения монастыря. Кельи и Святые ворота разобрали, кирпич пошел на сооружение гимназии, настала очередь церквей, но астраханский архиепископ Анастасий Братановский сумел их отстоять.

Архитектура

Построен храм из кирпича и представляет собою сложный архитектурный комплекс. С западной стороны он представлен трапезными палатами - Большой и Малой (отреставрированы в 1974 году), с севера двумя церквями, которые с трех сторон окружены одноярусными галереями на подклети.

Церкви крестово-купольные, четырехстолпные, трехапсидные с пониженными подпружными арками; пятиглавые; ветви креста и угловые компартименты перекрыты крестовыми сводами, с круглыми столбами. Изначально купола были шлемоподобными, но при реставрации в 1974 году их сделали луковичной формы, тогда же храм был покрыт кровельной листовой медью; изготовлены новые кресты, конуса, позолоченные и установленные на место; белокаменные детали по карнизу осторожно расчищены и реставрированы.

В Большой трапезной палате столп незаметно переходит в своды, которые плавно опускаются на массив стены. В основании столпа - своеобразная спиралевидная кладка. Между окнами по стенам в определенном порядке устроены стрельчатые ниши, наподобие бойниц в зубцах кремля, только глухие. В этих нишах устанавливались светильники, и вдоль стен тянулись длинные столы для трапезы монастырской братии.

Интерьер

Троицкий монастырь был настоящей сокровищницей древнего искусства. В монастырской описи, составленной в июне 1769 года, приводятся в пример следующие описания: на многих иконах через венцы были накинуты расшитые полотенца или платы, на иконе Владимирской Божией Матери накинут "Плат голи красной, низан жемчугом мелким, бахрома синяя...", на другой иконе "Плат камчатный, весь низан разноцветными зернами". Троицкий собор неоднократно подвергался разграблению, и поэтому до наших дней ни один предмет, ни одна древняя икона Троицкого монастыря не сохранились.




Источник: http://astrsobor.ru/nikolskaya-nadvratnaya-cerkov/ , http://love-astrakhan.ru/obj/rs_troickiisobor.php
Категория: Храмы Астраханского Кремля | Добавил: Дмитриева (27.12.2011)
Просмотров: 449 | Теги: храмы, Астраханский Кремль, Астрахань | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017