Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
История религии Астраханской области [1]
Храмы Астраханского Кремля [5]
Церкви, соборы г. Астрахани [23]
Храмы районов Астраханской области [6]
Буддийские храмы [3]
Монастыри [1]
Астраханские мечети [1]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 779
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » История религии Астраханской области » Храмы Астраханского Кремля

Троицкий собор
План нижнего этажа (подклета) Троицкого монастыря:

1 - вход в кладовые палатки;
2 - кладовые палатки, где хранились городская казна и различные продовольственные запасы;
3 - вход в погреб.

План верхнего этажа Троицкого монастыря:

1 - вход на галерею;
2 - галерея;
3 - южный портал;
4 - западный портал;
5 - северный портал;
6 - жертвенник;
7 -главный алтарь;
8 - диаконник;
9 - Троицкая соборная церковь;
10 - Сретенская церковь;
11 - Введенская церковь;
12 - Большая трапезная палата;
13 - Малая трапезная палата;
14 - Сергиевская церковь (придел).
На плане Троицкого монастыря незатемненными остались подлежащие восстановлению утраченные части здания. Планы и пояснения к ним выполнены архитектором А.В. Воробьевым.
Фото - ОТСЮДА

       Воскрешение этого уникального памятника началось в 70-е годы нашего века. Выяснить все этапы его перестроек было не так-то просто. По отдельным фрагментам, по следам на стенах и по силуэтам, образовавшимся на поверхности кладки от дыма и копоти, восстанавливался его первоначальный вид. На основе выявленного плана XVIII века был выполнен проект реставрации. В нем предлагалось: "Купола сделать луковичной формы (вместо шлемоподобных); покрыть кровельной листовой медью; кресты, конуса сделать вновь; позолотить и установить на место; белокаменные детали по карнизу осторожно расчистить и реставрировать..."
       В ходе реставрационных работ полностью восстановили галерею-гульбище с южной и северной сторон, в подклете которой, как и прежде, появилось много каменных кладовок.
       Троицкий собор представляет собою сложный архитектурный комплекс. С западной стороны Он представлен трапезными палатами - Большой и Малой, отреставрированными в 1974 году.
       В Большой трапезной палате столп незаметно переходит в своды, которые плавно опускаются на массив стены. В основании столпа - своеобразная спиралевидная кладка. Между окон по стенам в определенном порядке устроены стрельчатые ниши, наподобие бойниц в зубцах кремля, только глухие. В этих нишах когда-то устанавливались светильники и вдоль стен тянулись длинные столы для трапезы монастырской братии.
       В стенах трапезной палаты обнаружены дымоходы, которые вели из полуподвального этажа. В документах Троицкого монастыря есть запись: "А каменная церковь теплая с трапезою, а под нею хлебня и теплый погреб почата делаться в 1606 году..."3. В Большой трапезной палате нередко принимали прибывающих на богомолье знатных гостей. Сохранились сведения, что побывать на богомолье в Троицком монастыре собирался Иван IV. В 1614 году в Троицком монастыре жили Марина Мнишек и атаман Иван Заруцкий. Марина даже приказала монахам не благовестить к ранней заутрене, поскольку колокольный звон пугает ее маленького сына. Заруцкий вел себя вызывающе, расхитил часть монастырских сокровищ, неугодных указал предавать казни. Позже астраханский воевода доносил в Москву: "Семена Чуркина и многих добрых людей и попов и чернецов велел казнить и в воду сажать; а животы их и остатки грабить, а паникадило серебряное в монастыре у Троицы живоначальныя взял да стремена слил себе".
       Вначале астраханцы отнеслись к Марине Мнишек и ее маленькому сыну Ивану (якобы рожденному от Дмитрия) очень благодушно. С большим комфортом расположились беглецы за крепкими стенами Троицкого монастыря.
       Сама Марина приказала устроить при монастыре домовую католическую церковь, которую освятил 28 августа 1613 года монах-августинец Николай Мело.
       Вскоре в Астрахань прибыла царская грамота: "...против Государевых изменников Ивашка Зарутцково и иных битися до смерти...". Не поддерживать притязания на царский престол "Маринки-люторки, еретицы," и "вора Ивашки Заруцкаго". Горожане начали проявлять возмущение самоуправством самозванцев. Ситуация обострилась прекратившимся подвозом хлебных припасов в Астрахань.
       Весною 1614 года возмущенные астраханцы подступили к кремлю. Атаманом Заруцким были наведены на Белый город тяжелые пушки. В это время Заруцкому изменил ногайский мурза Иштерек. Кремль был осажден со всех сторон. Единственным путем к спасению оставались Никольские ворота. Здесь, на Никольской пристани, стояло несколько десятков стругов. Ненастной ночью 12 мая Заруцкий и Марина со своими людьми бежали из кремля. Вскоре их пленили, заковали в кандалы и отправили в Москву.
       Немало известных исторических лиц побывало на монастырском подворье. Вот почему комплекс Троицкого собора имеет не только архитектурное, но и важное историческое значение.
Собор возвели в 1576 году, вначале деревянным. Его заложили на северном склоне. бугра, у крепостных зубчатых стен кремля, а приметил место для главного монастырского собора игумен Кирилл - один из первых христианских миссионеров края. Царь Иван Васильевич жалует "богомольца своего игумена Кирилла" всевозможными льготами за то, что он..." в монастыре общую обитель построил и храм Живоначальной Троицы поставил новый да прирубил трапезу шести сажен, да поставил двенадцать келий, да хлебню, да поварню и ограду круг монастыря досками огородил. Да он же богомолец сооружает два храма - храм Пречистыя Введения, да храм Николы Чудотворца. И на все то строение бревна и доски из лесу возил купя из Казани.. .".
       В другой царской грамоте Троицкому монастырю даруются рыбные ловли "на Волге и на Бузане, остров Чурка с бугры и протоки и от Перекопи до Ахтубского устья вниз к Синему морю с ильмени и со всеми угодьи и Колкомановский учуг..." . Кроме того, астраханский воевода вместо хлебной руги дал монастырю учуги "Иванчуг и Бурунтай, что вышли из Волги одним устьем, Каракол, Танычу, да Урустобский бугор...". Монахи Троицкого монастыря могли иметь в городе торговые лавки и беспошлинно в них торговать, строить суда. Богатой стала монастырская казна, с лихвой хватало средств и на каменный собор. Его построили в 1603 году. "Красный петух" часто гулял по деревянным посадам Астрахани. В 1623
       году пожар обрушился не только на город, но и на кремлевский двор.
       В доношении игумена дается такая картина: "...На святую неделю, в субботу в седьмом часу дни, в нашем богомолье, в Троицком монастыре, загорелась поварня естовая; и в то де время встала буря ветренняя и от того де наше богомолье все погорело. Церкви божий: Живоначальной Троицы соборный храм, да придел Бориса и Глеба; да под колокольницею храм Николы Чудотворца верхи и кровли и связи все погорели; да храм происхождения честного Креста и Введения Пресвятой Богородицы деревянный с трапезою весь сгорел, и образы и книги погорели, и на колокольнице де у четырех колоколов уши оттопились; и погреба и сушила и все монастырские службы со всяким монастырским запасом медным, оловянным и деревянным все сгорело. Да под деревянным храмом и под трапезою сгорело монастырского хлебного запасу: муки ржаной, и пшеничной, и круп, и солоду, и овса больше двух тысяч чети, и братская и работницкая одежда, и учужные и неводные всякие запасы погорели. И за монастырем конюшенный двор и кельи, и амбары со всем конюшенным запасом все погорело. А осталось-де храм каменный вход Господень в Иерусалим на святых воротах да пять келий братских, а братии в нашем богомолье сто семдесять братов, и в нихде половина скорбных и увечных...".
       После пожара Троицкий монастырь вновь быстро воспрянул и стал богаче прежнего. Чтобы представить, какими он обладал сокровищами, следует ознакомиться с монастырской описью, составленной в июне 1769 года, вернее, хотя бы с той ее частью, которая касается икон и богатств ризницы Троицкого собора. Согласно описи, на правой стороне от царских дверей находился образ
       Живоначальной Троицы, "поля обложены серебром чеканным, на полях семь дробниц серебряных вызолоченных. Середина оклада серебряная, с чернью, венцы серебряные чеканные, у трех венцов царские короны и цаты и на коронах сорок камней - четыре камня лалы, одиннадцать бирюз, двенадцать финись, два бауса, четырнадцать простых, на средней короне средний камень суровый, пять зерен бурмицких зеленых, а на средней зернь жемчужница...".
       Сейчас непросто разобраться в камнях, их древних названиях, которые дают представление о ценности церковной утвари и убранства. Троицкий монастырь был замечательной сокровищницей древнего искусства. На многих иконах через венцы были накинуты расшитые полотенца или платы. Так, на иконе Владимирской Божией Матери накинут "Плат голи красной, низан жемчугом мелким, бахрома синяя...". На другой иконе "Плат камчатный, весь низан разноцветными зернами"2.
       К сожалению, до наших дней ни один священный предмет, ни одна древняя икона Троицкого монастыря не сохранились.
       В настоящее время в фондах Астраханского областного историко-архитектурного музея-заповедника находится рукописный сборник копий "Жалованных царских грамот" Астраханскому Троицкому монастырю и челобитные монастырских служителей. Книга, обтянутая тисненой кожей, имеет 460 листов. Почти все они написаны скорописью ХУП-ХУШ веков, а несколько последних листов - почерком XIX века.
       В сборнике имеются многочисленные грамоты царей: Бориса Годунова, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. Некоторые из них были опубликованы археографической комиссией в 1841 году в "Актах исторических", но многие так и остались в рукописных копиях. При проведении более тщательного исследования неизданных рукописных грамот можно извлечь из них интереснейший исторический материал о жизни города и Астраханского кремля.
       В 1700 году Троицкий монастырь был приписан к Троице-Сергиевой Лавре, в ведении которой находился до 1764 года, а с 1765 года по 1807 год монастырские здания находились под управлением Приказа Общественного призрения. Астраханские власти даже решили сломать все сооружения монастыря. Кельи и Святые ворота разобрали, кирпич пошел на сооружение гимназии. Настала очередь церквей, но астраханский архиепископ Анастасий Братановский сумел их отстоять.
       В 1819 году Троицкий собор отремонтировали и иконостас вызолотили на средства купца И.Л. Абезьянина. К концу XIX века на месте монастыря оставался комплекс из двух трапезных палат и трех церквей на одном подклете: Троицкой, Сретенской, Введенской. Их считали заурядными строениями и хотели сломать. В защиту комплекса активно выступило Петровское общество исследователей Астраханского края, однако от переделок здания уберечь не удалось. В 1895 году трехъярусный иконостас в соборе вновь позолотили -астраханский купец Василий Смирнов потратил на это 5700 рублей. Но в 1930 году позолоту особым способом смыли, а иконы уничтожили, о чем "в присутствии представителя Московского хозяйственного отдела ГПУ тов. Бриллиантова"' был составлен акт. Здание Троицкого собора уцелело скорее всего потому, что сухое и просторное, оно оказалось удобным в качестве складского помещения: долгое время в нем размещался окружной архив.


Источник: http://astrakhan.name/index.php?razd=17&punk=12
Категория: Храмы Астраханского Кремля | Добавил: Дмитриева (25.07.2011)
Просмотров: 915 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017