Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела  
История религии Астраханской области [1]
Храмы Астраханского Кремля [5]
Церкви, соборы г. Астрахани [23]
Храмы районов Астраханской области [6]
Буддийские храмы [3]
Монастыри [1]
Астраханские мечети [1]


Форма входа


 Наш опрос
     
Оцените мой сайт
Всего ответов: 815
  

С 7.02.2013 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » История религии Астраханской области » Храмы районов Астраханской области

История церквей села Камызяк
История церквей села Камызяк

В XVII веке на Волжских просторах протоках и рукавах, - неподалеку от Астрахани, - возникло более 10 учугов.
Рядом с учугами обычно вырастал стан, на котором размещались хозяйственно — бытовые постройки.
Впоследствии на месте этих станов возникли села рыбаков, существующие и поныне.
Камызяк — один из учугов, подаренный царем Алексеем Михайловичем Романовым (Алексеем Тишайшим) князьям Куракиным, которые заселили их ссыльными.
В докладе рыбной конторы отмечается учуг Камызяк, - расстоянием от Астрахани 30 верст. Находится он на реке Камызяк, «которая пала из реки в море особою горловиной. На оной реке построен городок, в нем для приготовления и клади соляные, рыбные, икряные и клеевые амбары и рыбные вавилоны (башни) и для жительства рыбных людей строения, а через реку построена учужная забойка. Рыба ловится на оном учуге».
Образование учуга Камызяк относится ко времени правления Алексея Михайловича (1645 — 1676 г.г.), но упоминается и другая дата — 1560 г, времена правления Ивана Грозного.
В церковной летописи записано «Камызяк происходит от татарского слова «КАМИСЯ» — «камыш, обильно росший вокруг стана».
В 1722 г. в Астраханском крае побывал Петр I (который бывал здесь неоднократно и ранее). Он посетил Камызякский и Чаганский учуги, и «оные учуги отошли в казну государству и стали сдаваться в аренду Астраханским купцам».
В 1872 г. при арендаторе Муханове из села Камызяк ватага была перенесена на 20 верст ниже ближе к морю, а население так и осталось жить на месте стана.
О доходах, богатстве учуга и стана можно было судить не только по росту населения, но и по пожертвованиям, которые делались Богу и церкви.
С начала существования села, храмов в нем было три.
Первый, - во имя Смоленской иконы Божьей Матери, второй — в память Апостола Силы и Силданьи, третий — во имя Николая Чудотворца.
Строились они на средства пожертвования владельцев учугов и зажиточного населения села.
Камызяк считался богатым селом. Академик Озерецковский дополняет краткий очерк этого поселения: «при нем деревянные церкви, каменная одна, домов купеческих сорок».
Из разных источников мы узнаем, что в Камызяке была построена первая церковь в XV1 веке, вторая — в 1760 г. — каменная, она просуществовала до 1804 г. В этом же году была построена новая церковь, в центре села Камызяк, кладбище с захоронением священнослужителей, и церковь из белого кирпича – имени Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца.
В указе консистории № 348 от 1770 г. указано «попу Дорофею Фамену Камызякского учуга Смоленской церкви на то, чтобы разобрать ветхую Никольскую церковь, из этого же материала простроить дом для духовенства».
В 1839 году была построена новая церковь, в 1868 году храм был расширен, к нему приделали пристрой во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
Село не имело волости, являлось самоуправляемым, народ в нем был своевольный, - как Вы помните – из ссыльных.
В Камызяке в 1875 г. существовала церковноприходская школа, где обучалось 15 мальчиков и 2 девочки. Со слов старожилов села Камызяк, в 1975 г. было записано: «В Камызяке — 3 церкви, одна белокаменная на бывшем сельском кладбище, Николая Чудотворца, небольшая, рядом с ней находились захоронения священнослужителей, о чем свидетельствуют факты.
При строительстве пожарной охраны (пожарной вышки) были обнаружены останки скелетов с церковной утварью.
Деревянная церковь для бедных находилась в том месте, где сейчас располагается настоящее кладбище, и там же жили священнослужители. Имелся сад, в народе его называли - «поповский».
В центре села, где сейчас стоит обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны, был огромный парк, в центре его была построена и открыта в начале 1917 года церковь, - Иконы Неопалимая Купина или Смоленской Иконы Божьей Матери. Она была построена на пожертвования купцов, меценатов, зажиточных и простых людей села.
Она была построена из красного привозного кирпича и была необыкновенно красива, с золочеными куполами, - высотой 75 метров. Церковь была ограждена небольшой кованной оградой. Вокруг неё росли деревья, цветы. 
Эту церковь сломали - по некоторым данным, - в период 1924—1930 годов. Со слов старожилов - супругов Поляковых, ее ломали 4 года, причем, руководил всем этим сын церковнослужителя (вероятно, - из обновленцев, примкнувших вопреки призывам патриарха Тихона – к Советской власти). Колокола были отправлены на переплавку, а кирпич, оставшийся от церкви и не нужный более (часть его использовали для постройки школы) - продан в Калмыкию.
Фундамент разрушенного храма остался в земле, т.к. полностью уничтожить его оказалось явно не в человеческих силах и Силы Небесные хранили его для будущего России. 
Рядом с церковью находилось двухэтажное здание, пластинное — на первом этаже была церковноприходская школа, а на втором — жило духовенство.
Сохранился с того времени этот дом и название – «Церковный переулок». Он находиться рядом с парком, где в настоящее время ведется строительство новой церкви — Иконы Смоленской Божьей Матери, Одигитрии, Путеводительницы. 

Отец Мирослав, настоятель прихода церкви Иконы Смоленской Божьей Матери в г. Камызяк

/Были использованы фрагменты документов архивных данных, в том числе - воспоминаний старожилов села Камызяк Астраханской области/.

  

Смоленская икона Божьей Матери - одна из трех наиболее почитаемых в России икон (наряду с Владимирской и Казанской).

Это поясное изображение Богоматери, с младенцем-Христом, который восседает на левой ее руке (благословляя правой рукой, а в левой держа «свиток учения»), восходит к византийскому иконографическому типу Одигитрии («Путеводительницы»).

 В Астраханской области приход Смоленской Иконы Божьей Матери существует с 1992 года, - в г. Камызяк Астраханской области, в здании вечерней школы, ул. М. Горького.

Церковь Смоленской Иконы Божьей Матери была варварски разрушена в конце 20-30 годов прошлого столетия, - ломали – казалось, стонавшие камни – целых четыре года, старинная кладка поддавалась с трудом.

 - Частично кирпичи разрушенной церкви были использованы для строительства общеобразовательной школы в самом Камызяке, частью они были проданы за ненадобностью в Калмыкию. Иконы, иконостас уничтожили практически полностью. От здания церкви остался частично фундамент, плиты пола да перила от лестничных маршей – рассказывает настоятель прихода – отец Мирослав.

 И на многие года воцарилось духовное запустение, - в округе не было больше церквей, где верующие могли бы посещать службы, исповедаться, причаститься таинств…

 - Только в 1992 году был открыт приход, для него выделили несколько помещений в полуразрушенном здании вечерней школы, – в частности, не отапливаемый спортивный зал, где отгородили место для алтаря, установили на стены иконы. Икон было очень мало, часть – приносили прихожане, сохранившие старые списки икон. Так, часть иконостаса разрушенной церкви принесла женщина, у которой он хранился много лет. Она заболела, практически находилась в коме, и поняла, - что ей необходимо вернуть икону в церковь… Сейчас возвращенный триптих находится на почетном месте - справа от алтаря. А прихожанка – выздоровела, долгие годы была церковным старостой, пользовалась всеобщим уважением.

 Отец Мирослав, бывший в 1996-1998 г.г. настоятелем Успенского кафедрального собора г. Астрахани, поднимал приход церкви Смоленской иконы Божьей Матери практически из руин – не было своего здания, пришлось прилагать множество усилий и в разъяснении пастве основных положений православия и догматов церкви, а, кроме того, - в 90-е годы, как и во всей стране, – было очень сложно с финансированием.

Только в 1997 году были выделены средства для построения храма, однако – в связи с дефолтом 1998 г. их оказалось недостаточно, и строительство было «заморожено» на несколько лет.

В 2000 году строительство возобновилось, и, - как обещают строители, надеются прихожане, и сам отец Мирослав – храм в г. Камызяке начнет действовать уже в октябре 2006 г., - стены и купола возведены, построена колокольня, Администрация Астраханской области приобрела колокола и передала их в дар храму.

Конечно, - остается еще немало работы – в частности внутренние отделочные работы возведение хозяйственных построек, роспись стен, которую буду производить художники Покровского кафедрального собора г. Астрахани, - будут вестись параллельно с отправлением религиозных обрядов в храме.

Но это уже детали, - ведь уже смотрят в небо золоченые купола, и спорят с его синевой шестигранные башенки с серебряными звездами! И прихожане так ждут открытия «своего» храма!

В приходе Смоленской иконы Божьей Матери множество очень редких икон (например, - «Святая Троица и Александр Свирский», и других), переданных в дар отцу Мирославу – даже с западноукраинских земель, а также – множество святых мощей, исцеляющих как души верующих, так и их телесные недуги.

Отец Мирослав, помимо отправления своих прямых обязанностей настоятеля прихода, также организует работу с молодежью, проводит духовные праздники, является настоящим духовным пастырем.

Смоленская икона Божьей Матери, именуемая Одигитрия (Путеводительница) по церковному преданию была написана Св. Евангелистом Лукой еще при жизни Пресвятой Богородицы.

На Русь образ попал в 1046 г., когда византийский император Константин IХ Порфирородный, выдавая свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича (сына Ярослава Мудрого), благословил ее именно этой иконой.

После смерти Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который в начале 12 века перенес ее в Успенский собор г. Смоленска (благодаря чему она получила свое название) и поставил в храме, заложенном им в 1101 г.

В 14 веке Смоленск оказался под властью Литвы. Литовский князь Витаутас, выдавая свою дочь Софию за московского князя Василия I Дмитриевича, подарил ей икону, и в 1398 г. она была установлена у врат в Благовещенском соборе московского Кремля.

1456 смоленский епископ Мисаил умолил великого князя Василия II Темного вернуть ее обратно (в Москве же оставили ее список); размещенная сперва в Одигитриевой церкви, 28 июля 1658 она была торжественно перенесена в восстановленный смоленский Успенский собор.

В годы войны (1941-45 г.г.) икона бесследно исчезла. Православная церковь высоко чтит списки (копии), сделанные со Смоленской иконы Божьей матери начиная с 1290 года.

По преданию, прославилась как великая защитница еще во время нашествия Батыя (когда в 1239 спасла город от Орды по молитве юного дружинника Меркурия, погибшего в битве и впоследствии причисленного к лику святых).

В 1525 московский список иконы поместили в Новодевичий (Новодевичий Богородице-Смоленский) монастырь, основанный в память успешного похода на Смоленск, отбитый у литовцев.

Очень почитаем этот святой образ в Казани. Так, возвышение и всемерное почитание Раифскому монастырю, как гласит легенда, принес список чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери, привезенной преподобным Евфимием, основателем Седмиозерской Богородицкой пустыни и указанного монастыря, еще из Устюга.

Особую известность и всеобщее преклонение получила эта святая икона летом 1654 года, когда Россию охватила небывалая эпидемия чумы, опустошившая многие города и веси. Только в Казани и городской округе страшная болезнь забрала 48 тысяч человек.

Именно в этот момент, как повествует предание, было принято решение "отправить в Седмиозерскую пустынь игумена Иоановского монастыря Пахомия, чтобы поднять чудотворную Смоленскую икону Божьей Матери и крестным ходом принести ее в охваченную бедствием Казань. По совершению литургии святая икона 25 июня была поднята... В трех верстах от города (ныне район парка ДК химиков, позже здесь был основан Кизический монастырь - Т.М.) икону со слезами на глазах встретили горожане и крестным ходом обнесли вокруг стен Казани. Болезнь не замедлила утихнуть”.

Затем икону выставили для поклонения в Благовещенском соборе и носили по домам, причем и здесь "появились от нее чудодеяния, весть о которых еще более укрепила народ в вере в славу святой иконы и исходящую от нее благодать”. И вера эта настолько была сильна, что казанский митрополит Лаврентий II постановил "на вечные времена” 26 июня приносить святую Смоленскую икону Божьей Матери из Седмиозерской пустыни в Казань.

На протяжении более двух с половиной веков это правило неукоснительно соблюдалось, собирая десятки тысяч истинно верующих людей из Казани, далеких и близких сел и городов.

Но происшедшие в 1917-1918 годах гражданско-революционные метаморфозы серьезно подорвали здоровье монастыря. В 1926 году он умер. Оставалась лишь одна надежда на его воскрешение - это чудом сохранившийся список Смоленской иконы Божьей Матери, которая и возвратила Седмиозерскому монастырю жизнь в 1996 году, когда за его восстановление принялась Казанская епархия.

В 1812 г., накануне Бородинского сражения, икону из Смоленска вновь перенесли в Москву, поставив на поклонение в Успенском соборе Кремля, великий полководец Кутузов молился Пресвятой Богородице перед копией этого чудотворного образа в день же самого сражения ее с крестным ходом пронесли вокруг центра столицы.

Как писал генерал П.П. Коновницын об одном из ее списков в полках: «Войска с благоговением зрели посреди себя образ сей и почитали его благоприятным залогом Всевышнего милосердия».

После побед над французами образ вернули в Смоленск. С тех пор в Успенском соборе каждый год 24 ноября (7 декабря) перед ним совершается всенощное бдение и молебен в день памяти священномученика Меркурия. Общероссийская же память Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии празднуется церковью 28 июля (10 августа).

Образ разошелся по России в большом количестве копий-списков, из которых более тридцати почитаются как чудотворные (такова, в частности, Смоленская икона из Седмиезерной пустыни близ Казани, которая дважды спасала город от моровой язвы).

Древнейшие из этих образов, несомненно, византийского письма, но их четкое последование до сих пор историко-археологически не установлено.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно совершал божественную литургию и служил молебны Смоленской иконе Божьей Матери в Успенском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Благодарим настоятеля прихода Смоленской Иконы Божьей Матери

в г. Камызяк Камызякского района Астраханской области – отца Мирослава

 за помощь и участие в создании страницы.

 

Использованы материалы сайтов:

http://www.krugosvet.ru/articles/74/1007467/1007467a1.htm

Праздник Смоленской иконы Божьей матери

http://chita.rfn.ru/rnews.html?id=4847&cid=7

Смоленская икона Божией Матери

СЕМНАДЦАТИ ВЕРСТАХ К СЕВЕРУ ОТ КАЗАНИ

Георгий МИЛАШЕВСКИЙ

http://www.e-vid.ru/article.jsp?id=7498

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ОТСЛУЖИЛ МОЛЕБЕН

СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЕ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=archive&id=5397

 http://uspenskiysobor.narod.ru/html/1_70.html

Категория: Храмы районов Астраханской области | Добавил: Дмитриева (27.12.2011)
Просмотров: 2119 | Теги: Камызяк, храмы, Астраханская область | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2024