Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Народы края [15]
Астраханские казаки [9]
Казахи [6]
Калмыки [12]
Татары [2]
Ногайцы [2]
Евреи [2]
Немцы [1]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 772
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Народы Астраханского края » Астраханские казаки

История астраханского казачества

Историческая справка

В конце XVII в. на средства Волгских казаков в Царицыне построена каменная церковь Иоанна Предтечи.

В 1736-1737 гг. казаки Саратовской и Черноярской команд в составе войск генерал-фельдмаршала Ласси приняли участие в войне с Турцией.

1737 г. сформирована Астраханская казачья команда из 100 Волгских казаков и 200 крещеных калмыков.

1742 г. большинство калмыков дезертировало, украв казенных лошадей. В команде осталось 111 чел.

В 1750 г. Астраханская казачья команда была переформирована в 1-й Астраханский казачий военный полк (16 сотен, 600 чел.).

В 1796 г. астраханские казаки участвовали в войне с Персией.

В 1817 г. полк был развернут в Астраханское казачье войско. В его состав вошли Красноярская, Жаряевская, Черноморская, Царицынская, Камышинская и Саратовская казачьи крепости.

В 1863 г. на Кавказ отправлена отдельная Астраханская казачья сотня есаула Алеева, прикомандированная к 3-му эскадрону Нижегородского драгунского полка. После возвращения домой Алеев был произведен в чин войскового старшины. Все казаки сотни получили серебряные медали «За покорение Западного Кавказа» и бронзовые кресты «За службу на Кавказе». 12 казаков заслужили Георгиевские кресты,

В 1873 г. во владении Войска находилось 744 648 десятин земли, из которых в распоряжении станиц 579 628 десятин, в том числе 273 756 десятин, признанных негодными. В потомственной собственности офицеров и чиновников - 75 457 десятин. Войсковой запас - 89 562 десятины. Под лесом - 28 503 десятин. Штаб-офицерам полагалось 400 десятин, обер-офицерам - 200. Остальным казакам от 15 до 80 десятин в зависимости от качества земельного надела.

В 1876 г. 1-я сотня 1-го Астраханского казачьего полка есаула Щербакова откомандирована в Коканд.

В 1877 г. 1-я сотня 1-го Астраханского казачьего полка участвовала в охране русской делегации на переговорах с китайцами по поводу уточнения границы в Алайских горах, на перевале Талдык.

В 1881 г. 1-я сотня 1-го Астраханского казачьего полка возвратилась домой.

В 1887 г. две сотни 1-го Астраханского казачьего полка под командованием есаулов Свекольникова и Чернецова откомандированы в Керки Закаспийской обл.

В 1897 г. две сотни 1-го Астраханского казачьего полка переведены в Хивинское ханство.

В 1914 г. Войско насчитывало 40 000 казаков, владело 808 тыс. десятин земли. В Великую войну Войско выставило 3 полка, 1 батальон, особую и запасную сотни, 1 конно-артиллерийскую батарею и взвод Лейб-Гвардии Сводно-казачьего полка (всего 2 600 чел.).

Астраханские казаки носили лампасы и околыши желтого цвета.

До 1917 г. астраханские казаки находились на службе до достижения 38 лет.

В 1917 г. в состав Войска вошла часть калмыков, проживавшая на территории Астраханской губернии.

В ноябре 1920 г. 250 Астраханцев эвакуировалось из Крыма в составе Русской Армии. В эмиграции казаки проживали в болгарском городе Ямболь и входили в состав Терско-Астраханского полка.

После 1945 г. уцелевшие Астраханцы перебрались в Канаду.

 

Наказные атаманы

войсковой старшина В.Ф. Скворцов (1818)

генерал-лейтенант И.Н. Соколовский, астраханский губернатор

князь Л.Д. Вяземский (1900 г.), астраханский губернатор

генерал И.А. Бирюков (1917-18) (1856 г., станица Грачевская – 1919 г., Саратов, расстрелян) 12/25.01.-25.01/7.02.1918 г. оборонял Астрахань от большевиков во главе отряда из 1500 казаков с 4 орудиями и 30 пулеметами

полковник князь Тундутов (1918-20), калмык.

 

Эмиграция

1.      Войсковой Атаман: генерал-лейтенант Н.В. Ляхов (с 1920)

2.      сотник Михаил Алексан. Белавин (США)

3.      подпоручик Николай Владим. Захаров (ум. 23.01.1989 г., США). Окончил Крымский и Донской кад. корп. (1933 г.), военно-училищные курсы РОВС в Белграде. Служил юнкерском батальоне Русского корпуса. После 1945 г. жил в США (Охнард, Камаргилло). Жена: Ирина Евгеньевна Лызлова, сын – Евгений, дочь – Вера. Преподавал историю и русский язык в приходской школе при Преображенском соборе. Член Горско-Казачьей станицы.

http://whiterussia1.narod.ru/EMI/ASTRAH.htm

АСТРАХАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО, создано в 1817 году из казаков Нижнего Поволжья, несших сторожевую службу на Волге со времени присоединения Астрахани к России (1556). В 1737 году в Астрахани была сформирована трехсотенная команда для конвоирования курьеров, почты и караульной службы, реорганизованная 28 марта 1750 году в Астраханский пятисотенный полк, который был расселен по правому берегу Волги от Астрахани до Черного Яра. В начале 19 века к полку присоединили царицынскую, камышинскую, саратовскую казачьи команды, остатки волжских казаков, некоторое количество калмыков и татар.

В 1817 году Астраханский казачий полк, состоявший из 16 сотен, был реорганизован в трехполковое Астраханское казачье войско. В 1833 году оно было изъято из ведения Кавказского корпуса и подчинено астраханскому губернатору, как наказному атаману. В 1872 году Астраханское казачье войско было разделено на два отдела; вместо трех полков был образован один конный полк. Астраханское казачье войско занимало четыре станицы при городах Царицыне, Саратове, Черном и Красном Ярах, 16 юртовых станиц и 57 хуторов. Земельный фонд войска составлял 808 тысяч десятин, в том числе у станиц 706 тысяч десятин. Население войска составляло около 40 тысяч человек (1916). В мирное время войско выставляло конный полк (4 сотни) и гвардейский взвод, в военное время — три конных полка (12 сотен), гвардейский взвод, батарею, особую и запасную сотни (всего 2,6 тысяч казаков). Астраханские казаки участвовали в Отечественной войне 1812 года, русско-турецких войнах, Первой мировой войне. В 1918 году Советская власть упразднила Астраханское казачье войско. Во время Гражданской войны значительная часть астраханских казаков перешла на сторону контрреволюции, участвовала в наступлении на Астрахань. В октябре-ноябре 1919 года белогвардейцы под Астраханью были разбиты, а в 1920 году Астраханское казачье войско было окончательно ликвидировано.

http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=612455

 Астраханские казаки

Казачество в царской России пользовалось большими привилегиями. Казаки имели  свои рыболовные угодья, богатые сенокосы.

Казачество в царской России пользовалось большими привилегиями. Астрахнские казаки  занимались земледелием, животноводством, рыболовством, овощеводством и садоводством. Для этого они имели свои Угодья: пашни, сады, сенокосы,  пастбища, рыболовные места. Они старались производить все в своем хозяйстве.

Казаки охотно принимали участие в войнах, составляя передовую, легкоконную часть кочевого войска. После монголо-татарского нашествия казаки появились и в пограничье Руси и Золотой Орды.  Астраханские казаки участвовали в Отечественной войне 1812 года, русско-турецких войнах, Первой мировой войне.

 развивались две группы казачества— служилые казаки и вольные казаки. Грань между служилыми и вольными казаками легко преодолевалась. Зачастую служилые казаки уходили «казаковать в поле», а вольные поступали на «государеву службу».

Их численность быстро росла за счет беглого населения из разных социальных групп, особенно в периоды внутриполитических кризисов, войн, голода.

 Со второй половины 16 века правительства России и Речи Посполитой привлекали вольных казаков для охраны границ, участия в войнах. Царское жалованье в 17-18 веках стало одним из главных источников существования казаков. Основными источниками комплектования новых казачьих войск в 18-19 веках были сельские переселенцы из центра России, служилые казаки из других войск, отставные солдаты. В 1733 году было создано Волжское войско. Многие из новых казачьих войск расформировывались, а казаки переводились в состав других войск. Процесс формирования казачества в особое военно-служилое сословие завершился в 19 веке. Государство передало на «вечное пользование» казачьим войскам земли, которые они занимали, освободило казаков от рекрутских повинностей и уплаты государственных податей. Казаки пользовались правами беспошлинной торговли некоторыми товарами, безоброчной ловли рыбы, соледобычи. Главной обязанностью казаков была военная служба, на которую они являлись на своем коне, с полным вооружением и обмундированием. С начала 18 века военная служба казачества практически превратилась в регулярную. Срок службы в 18 веке — 25-35 лет, в 19 веке — 20 лет

 В 19 веке на казачество были возложены охранные функции

Астраханское казачество существовало до  революции 1917 года. В ранний период существования казачьих общин на  Волге ведущим занятием было разведение скота, подсобный характер имели рыболовство, охота и бортничество. В Астраханском войске долгое время господствовала залежная система полеводства, трехпольный севооборот появился позже и не имел широкого распространения. Рыболовство носило промысловый характер в Астраханском. Орудия рыбного лова: удочки, бредни, переметы. Из других промыслов известны соледобыча, охота. Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места: крутые берега рек, возвышенные участки, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. В 18-19 веках специальными правительственными распоряжениями регламентировались характер застройки и планировка военных казачьих поселений, расстояние между ними. Основными типами таких поселений небольшие сторожевые посты. Чисто хозяйственное значение имели хутора, зимовья, коши и выселки, в которых казаки содержали скот, позже рядом с ними располагались посевы. Многие из них превратились в постоянные поселения, жителями которых были не только казаки, но и наемные иногородние работники.

Первоначально казачьи поселения имели круговую застройку, облегчавшую оборону при неожиданном нападении неприятеля.

казакам выделяли участки для усадьбы.

В центре казачьей станицы находились церковь, станичное или поселковое правление, школы, торговые лавки. Большинство казачьих поселений располагалось вдоль рек, иногда растягиваясь на 15-20 км. Казачьи усадьбы обычно огораживались глухими высокими заборами с плотно закрытыми воротами, что подчеркивало замкнутость казачьего быта. Нередко дом размещался в глубине двора или повернут к улице глухой стороной. Самые ранние жилища казаков — землянки, полуземлянки и шалаши. Материалом для строительства в разных регионах служили дерево, камень, глина, камыш.. Хозяйственные постройки (базы, сараи, ледники, навесы, загородки для скота) чаще всего сооружались из местных строительных материалов. В казачьей усадьбе всегда строилась летняя кухня, в которую семья переезжала в теплое время года.

Наиболее распространенным типом дома в 19 — начале 20 века были двух- и трехкамерные дома. Внутренний план избы представлен разными вариантами, чаще всего русская печь находилась в заднем углу — слева или справа от входа, устье обращено к боковой длинной. По диагонали от печи — передний угол со столом. Во второй половине 19 века увеличивается размер жилой площади дома, выделяются кухня и спальня

 распространились многокомнатные дома («круглые», то есть квадратные); часто с железной крышей и деревянным полом, двумя входами — с улицы и со двора. Богатые казаки строили в станицах кирпичные дома (одно- и двухэтажные), с балконами, галереями и большими застекленными верандами. Стены казачьей хаты украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. в домах лавки накрывались коврами, постель убиралась в стопу на видном месте.

Для традиционной одежды характерно раннее вытеснение домотканины, использование покупных тканей уже с середины 19 века. Во второй половине 19 века городская одежда почти полностью вытеснила традиционный костюм. Повсеместно распространение получили у мужчин пиджак, брюки, жилет, пальто, у женщин — юбки с кофтой, платье. В казачьей среде конца 19 — начала 20 века популярностью пользовались головные уборы (платки, шали, косынки), обувь (ботинки и туфли) и украшения фабричного производства. Особое отношение было у казаков к военной форме. Форма и фуражка хранились как семейные реликвии. Форма сохранила ряд элементов традиционного мужского костюма (бешмет, черкеска, чекмень, бурка). Отдельные компоненты формы получили распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастерка, галифе, папаха. В казачьем мужском костюме прослеживается влияние других народов. Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Зимой носили валенки. Лапти почти не бытовали (в конце 19 века известны как смертная обувь).

Основным комплексом женской одежды в конце 19 века повсеместно были юбка с кофтой. В 18 — первой половине 19 века были распространены у донских казачек платье (кубелек), сарафан, у уральских казачек — косоклинный сарафан. В конце 19 века сарафан встречается редко, преимущественно в качестве праздничной и обрядово-ритуальной одежды. Традиционная женская рубаха имела туникообразный покрой (у донских казачек), плечевые вставки у уральских, оренбургских и сибирских казачек. Со второй половины 19 века распространилась бесполиковая рубаха, а также рубаха на кокетке (с талейкой). Рукава у донской рубахи сильно расширялись книзу за счет вставных клиньев; воротник, рукава, грудь и подол рубахи украшались ярко-красными ткаными узорами. Особенностью уральской рубахи были пышные, цветастые рукава, украшенные галуном, вышивкой золотой или серебряной нитью. Юбки с кофтой шили из ткани одного (парочка) или разных цветов. Юбка и кофта украшались лентами, кружевом, шнуром, стеклярусом. Сарафаны имели разный покрой. У оренбургских и сибирских казачек — прямой и косоклинный, у уральских — преимущественно косоклинный. Сарафан подпоясывали, украшали лентами из галуна, кружевом, вышивкой.

В 18 веке в верхней женской одежде доминировал распашной покрой, в конце 19 века прямоспинный, с боковыми клиньями. Зимняя одежда — шуба, тулуп, кожух, пальто. В Донском, Кубанском и Терском войсках были популярны «донские шубы» — колоколообразные с глубоким запахом и длинными узкими рукавами. Их шили на лисьем, беличьем и заячьем меху, покрывали сверху сукном, шерстью, шелком, штофом, атласом. Менее зажиточные казачки носили овчинные шубы. Ватные пальто (плиски, жупейки) и кофты (ватянки, холодайки) носили повсеместно в холодное время года.

В 18 — первой половине 19 века женский головной убор отличался разнообразием. Донские казачки носили сложный головной убор из рогатой кички, сороки, налобника и позатыльника; поверх него надевали платок. Старинный головной убор уральской казачки состоял из кички, кокошника (сороки), поверх которой повязывался платок. Шлычку — головной убор в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос, носили кубанские и донские казачки. Исчезновение старинных головных уборов во второй половине 19 века связано с влиянием города. Девичий головной убор: чаще всего лента, украшенная бисерной поднизью, жемчугом, бисером, вышивкой, повязывалась вокруг головы. Одежда старообрядцев отличалась консервативностью, преобладанием темных тонов, сохранением архаичных деталей кроя и способов ношения. После революции 1917 года традиционная одежда сохранялась как часть повседневной одежды (гимнастерка, китель, папаха) преимущественно у стариков. Старинный казачий костюм бытовал как праздничная (свадебная) или сценическая одежда.

Основой питания казаков были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Среди способов приготовления и употребления пищи доминировали традиции русских, сильным было влияние украинской кухни. В приемах обработки, хранения и консервации пищевых продуктов немало заимствований у народов Кавказа, Средней Азии, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока (замораживание мяса, рыбы, пельменей, молока, сушка творога, овощей, фруктов и ягод). Повсеместно наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске. Хлеб выпекали в русской печи (на поду или в формах), из кислого теста пекли пироги, пирожки, шаньги, булки, блины, оладьи. У уральских казаков в хлеб, предназначенный в дорогу, запекали яйца. Праздничным и повседневным блюдом были пироги с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод.

Из пресного теста пекли лепешки (преснушки), бурсаки, колобки, кныши, маканцы, орешки, розанцы (хворост). Готовили их в русской печи или обжаривали в масле. Лепешки нередко готовили на сковороде без жира, аналогично традициям хлебопечения у кочевых народов. Из кислого заварного теста готовили булки и крендели. Блюда из муки, заваренной в кипятке, — затируха, джурьма, баламык, саламат составляли основу постного рациона, их готовили во время рыболовного промысла, в дороге, на сенокосе. Галушки, вареники, лапша, пельмени входили в число блюд повседневного и праздничного стола. Из муки варили также кулагу (муку заваривали фруктовым отваром), кисель для поминальной и постной трапезы. Большую роль в питании играли крупы; каши на воде и молоке, в них добавляли овощи (тыкву и морковь). На основе каш готовили пшенники (из пшена и риса), с добавлением яиц и масла. «Каша с рыбой» была известна у уральских, донских, терских и астраханских казаков.

Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Сушеный сыр (крут) был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр согласно традициям адыгейской кулинарии. Во многие блюда добавлялся каймак — топленые в русской печи сливки. Ремчук, сарсу — блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог.

Блюда из рыбы — основа питания донских, уральских, астраханских, сибирских, амурских, частично кубанских казаков. Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты и тельное — блюдо, известное также у поморов. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Из икры частиковой рыбы делали котлеты и фрикадельки. Рыбу сушили, коптили, вялили (балык). Из мяса готовили первые блюда (борщ, щи, лапша, похлебка, суп), вторые блюда (жаркое с овощами, жарина, пожарок), начинку для пирогов.

Самым популярным овощным блюдом у кубанских, донских и терских казаков был борщ с мясом, у уральских — щи из мяса, капусты, картофеля и крупы. Морковник, тыквенник, тушеная капуста, жареный картофель входили в повседневный рацион

 Овощные блюда с квасом (окрошка, редька тертая). Бахчевые культуры — арбузы, дыни и тыквы доминировали в пище многих войск в летнее время. Арбузы и дыни солили. Мякотью арбуза заливали соленые помидоры, огурцы, капусту. Широко распространенным блюдом из арбузной и дынной патоки у астраханских казаков был бекмес. Дикорастущие плоды (терн, вишня, смородина, алыча, яблоки, груши, орехи, шиповник) употреблялись повсеместно. Из фасоли, гороха и бобов варили каши и жидкие блюда. Казаки пили квас, компот (узвар), кислое молоко, разведенное водой, сыту из меда, бузу из солодкового корня. Хмельные напитки подавались к праздничному столу: брага, кислушка, чихирь (молодое виноградное вино), самогон (горилка). Среди казаков большой популярностью пользовался чай. Он проник в повседневный быт во второй половине 19 века. Чаепитием завершались все праздничные, часто и ежедневные трапезы. Старообрядцы соблюдали запрет на употребление чая, заваривали дикорастущие травы и коренья.

Для казачества была характерна большая неразделенная семья. У донских, уральских, терских, кубанских казаков существовали трех-четырехпоколенные семьи, численность которых доходила до 25-30 человек. Наряду с большими были известны малые семьи, состоявшие из родителей и неженатых детей. Сословная обособленность казачества в 19 веке ограничивала круг брачных связей. Браки с иногородними и представителями местных народов были редкими даже в начале 20 века. Однако следы брачных союзов с нерусскими народами в ранний период существования казачьих общин прослеживаются в антропологическом типе донских, терских, уральских и астраханских казаков.

Глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным хозяином: распределял и контролировал работу ее членов, к нему стекались все доходы. Аналогичное положение в семье занимала мать в случае отсутствия хозяина. Своеобразием семейного уклада казачества являлась относительная свобода женщины-казачки по сравнению с крестьянкой. Молодежь в семье также пользовалась большими правами, чем у крестьян.

Длительное сосуществование казачьей земледельческой, промысловой и военной общины определило многие стороны общественного быта и духовной жизни. Обычаи коллективного труда и взаимопомощи проявлялись в объединении рабочего скота и инвентаря на период срочных сельскохозяйственных работ, орудий лова и транспортных средств во время путины, совместном выпасе скота, добровольной безвозмездной помощи во время строительства дома. Для казаков характерны традиции совместного проведения досуга: общественные трапезы после окончания сельскохозяйственных или промысловых работ, проводы и встречи казаков со службы. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерной особенностью многих из них были «гулебные» игры, инсценировавшие военные баталии или казачью «вольницу». Игры и соревнования часто проводились по инициативе войсковой администрации, особенно конноспортивные состязания. Среди донских казаков существовал обычай «ходить со знаменем» на масленицу, когда выбранный «ватажный атаман» обходил со знаменем дома станичников, принимая от них угощение. На крестинах мальчика «посвящали в казаки»: надевали на него саблю и сажали на коня. Гости приносили в дар новорожденному (на зубок) стрелы, патроны, ружье и развешивали их на стене.

Наиболее значительными религиозными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого — покровителя войска. Аграрно-календарные праздники (святки, масленица) составляли важную часть всей праздничной обрядности, в них отразились следы дохристианских верований. В праздничных обрядовых играх прослеживается влияние контактов с тюркскими народами. У уральских казаков в 19 в. в число праздничных забав входило развлечение, известное у тюркских народов: без помощи рук со дна котла с мучной похлебкой (баламык) нужно было достать монету.

Своеобразие бытового уклада казачества обусловило характер устного творчества. Самым распространенным фольклорным жанром у казаков были песни. Широкому бытованию песни способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение селскохозяйственных работ всем «миром». Войсковое начальство поощряло увлечение казаков пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сборников текстов с нотами. Музыкальной грамоте обучали школьников в станичных школах, основу песенного репертуара составляли старинные историко-героические песни. Обрядовые песни сопровождали праздники календарного и семейного цикла, популярными были любовные и шуточные песни. Значительное распространение получили исторические предания, былины, топонимические рассказы.

Обычаи коллективного труда и взаимопомощи проявлялись в объединении рабочего скота и инвентаря на период срочных сельскохозяйственных работ, орудий лова и транспортных средств во время путины, совместном выпасе скота, добровольной безвозмездной помощи во время строительства дома. Для казаков характерны традиции совместного проведения досуга: общественные трапезы после окончания сельскохозяйственных или промысловых работ, проводы и встречи казаков со службы. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерной особенностью многих из них были «гулебные» игры, инсценировавшие военные баталии или казачью «вольницу». Игры и соревнования часто проводились по инициативе войсковой администрации, особенно конноспортивные состязания. Среди донских казаков существовал обычай «ходить со знаменем» на масленицу, когда выбранный «ватажный атаман» обходил со знаменем дома станичников, принимая от них угощение. На крестинах мальчика «посвящали в казаки»: надевали на него саблю и сажали на коня. Гости приносили в дар новорожденному (на зубок) стрелы, патроны, ружье и развешивали их на стене.

Наиболее значительными религиозными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого — покровителя войска. Аграрно-календарные праздники (святки, масленица) составляли важную часть всей праздничной обрядности, в них отразились следы дохристианских верований.

Самым распространенным фольклорным жанром у казаков были песни. Широкому бытованию песни способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение селскохозяйственных работ всем «миром». Войсковое начальство поощряло увлечение казаков пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сборников текстов с нотами. Музыкальной грамоте обучали школьников в станичных школах, основу песенного репертуара составляли старинные историко-героические песни. Обрядовые песни сопровождали праздники календарного и семейного цикла, популярными были любовные и шуточные песни. Значительное распространение получили исторические предания, былины, топонимические рассказы.

Повсеместно наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске. Хлеб выпекали в русской печи (на поду или в формах), из кислого теста пекли пироги, пирожки, шаньги, булки, блины, оладьи. У уральских казаков в хлеб, предназначенный в дорогу, запекали яйца. Праздничным и повседневным блюдом были пироги с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод.

Из пресного теста пекли лепешки (преснушки), Из кислого заварного теста готовили булки и крендели. Блюда из муки, заваренной в кипятке, — затируха, джурьма, баламык, саламат составляли основу постного рациона, их готовили во время рыболовного промысла, в дороге, на сенокосе. Галушки, вареники, лапша, пельмени входили в число блюд повседневного и праздничного стола). На основе каш готовили пшенники (из пшена и риса), с добавлением яиц и масла. «Каша с рыбой» была известна у уральских, донских, терских и астраханских казаков.

Блюда из рыбы — основа питания донских, уральских, астраханских, сибирских, амурских, частично кубанских казаков. Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты и тельное — блюдо, известное также у поморов. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Из икры частиковой рыбы делали котлеты и фрикадельки. Рыбу сушили, коптили, вялили (балык). Из мяса готовили первые блюда (борщ, щи, лапша, похлебка, суп), вторые блюда (жаркое с овощами, жарина, пожарок), начинку для пирогов. Пили чай из трав курушника, мяты дикорастущей, Иван-чая, листьев ежевики, малины смородины. 

Лит.: Бирюков И. A., История Астраханского казачьего войска, ч. 1-3, Саратов, 1911; Столетие воен. министерства. 1802-1902 (т. 11, ч. 1, 3), СПБ, 1902-07; Скворцов В., Историко-статистич. очерк Астраханского казачьего войска, Саратов, 1890; Хорошихин, Казачьи войска, СПБ, 1881; Лакин Г. И., Войсковые доходы и расходы Астраханского казачьего войска, 1880-1905 гг., Астрахань, 1908.

http://whiterussia1.narod.ru/EMI/ASTRAH.htm

http://aspinner.livejournal.com/

УЧАСТИЕ АСТРАХАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ВОЕННЫХ КАМПАНИЯХ 18-начала 20 в. http://medalirus.narod.ru/Zeml/astrahan.htm

Вестник Астраханского казачьего войска 

http://vestnikakv.ru/index.php?mode=view&site_id=46

Сычев М. С.  Власть и Астраханское казачество. 1918-1933гг.-

http://vestnikakv.ru/article.php?mode=view&site_id=46&own_menu_id=5988

Астраханские казаки-smolyaninov.schtep.ru        http://astrakhan-gorod.fatal.ru/forum/topic.php?forum=14&topic=8

http://be.sci-lib.com/article006144.html


Быт, традиции, обычаи казачьего народаКазачьи легенды, байки. - http://forum.kazakia.info/viewtopic.php?p=354

КОДЕКС КАЗАЧЬЕЙ ЧЕСТИ

http://astra-kazak.ucoz.ru/index/kazachi_zapovedi/0-4

Казаки: Станица Красноярская астраханского казацкого войска.  -

 http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=18556 -

См. также- история казачества России - http://kazak-history.ru/      http://www.kazaki-mko.ru/i

http://www.kazak-ptz.ru/             http://combcossack.0pk.ru             http://prozp.ucoz.ua/                 http://okkbogun.h12.ru   http://donzemlya.ucoz.ru 

Категория: Астраханские казаки | Добавил: Дмитриева (16.07.2011)
Просмотров: 5882 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017