Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела  
Народы края [15]
Астраханские казаки [9]
Казахи [6]
Калмыки [12]
Татары [2]
Ногайцы [2]
Евреи [2]
Немцы [1]


Форма входа


 Наш опрос
     
Оцените мой сайт
Всего ответов: 815
  

С 7.02.2013 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Народы Астраханского края » Астраханские казаки

Казачья станица Копановская
Станица Копановская -  страницы истории
Автор МИПП "Издатель" "Енотаевский вестник" 12.11.2010 г.

Освоение и заселение южных окраин государства Российского напрямую связано с Астраханским казачеством. Надежным прикрытием границ от Царицына до Астрахани стала созданная во второй половине XVIII века цепь казачьих станиц, протянувшаяся по Правобережью Волги вдоль Московского тракта. В их числе была и станица Копановская. Станица Копановская является одним из старейших поселений Астраханской области. Она была образована в 1764 году в 142 верстах от Астрахани и 28 верстах от Енотаевской крепости. Название происходит от старо-русского слова «копань», т.е. окоп – ров, окружавший станицу. Есть и другая версия, по которой название произошло от находившихся там нескольких жилищ в виде землянок. Немецкий путешественник Симон Гмелин, проезжая эти места в 1769 году, обратил свое внимание на то, что все виденные им казачьи станицы похожи - «как один калмык на другого», и описывая одну, в данном случае Грачевскую, тоже самое можно было сказать о каждой. А именно, «…построена по правилам архитектуры. Дома чистые, внутри мелом выбелены, избы с каминами. …вокруг рвом и валом укреплена, а на оном выставлено несколько пушек. Входы в оную загорожены рогатками. Казаки жалованья как в военное, так и в мирное время получают по двенадцати рублей». Что касается самой Копановской, Гмелин пишет следующее: «В ней живут только тридцать казаков, потому что некоторые из них за год перед сим или более померли. Близ той станицы находится почтовая станция, на которую из станицы надлежащее число людей присылается». Долгие годы станица служила сторожевым постом для охраны почтового и чумацкого тракта. Ее казаки вели дозор прилежащих территорий как на нагорной, так и на луговой стороне реки Волги. В первой четверти XIX века, благодаря своему «срединному» расположению, в станице Копановской разместился штаб 2-го полка Астраханского Казачьего Войска, а в 1845 году - и полковое правление 2-го округа, сделав станицу «окружной». В 1869 году эти учреждения были упразднены. По мере роста казачьей станицы возникла необходимость постройки собственной церкви. В 1792 году была построена первая деревянная станичная церковь во имя Апостола Иоанна Богослова. В 1850 году был возведен каменный храм во имя Успения Божьей Матери. Позже к храму были пристроены приделы. К началу XX века Копановская была одной из самых больших казачьих станиц на Волге. Вот некоторые данные, которые свидетельствуют об этом. В 1904 году по населению она занимала второе место (2761 душа) после Пичуженской и третье место по числу дворов (455) после Пичуженской и Замьяновской. В 1839 году здесь было открыто Копановское станичное училище, первыми учениками которого стали девятнадцать мальчиков в возрасте от 8 до 12 лет. Первым учителем был урядник Алексей Донцов. Казаки станицы принимали активное участие во многих войнах, которые вела в свое время Российская империя, включая и Русско-Турецкую, и Первую Мировую. Многие из них были отмечены различными наградами. Подтверждением этому являются копановцы - ветераны Великой Отечественной войны, не посрамившие память своих отцов и дедов. В начале XX века наиболее распространенными казачьими фамилиями поселения были: Бондаревы, Ильичевы, Казачковы, Полхутенковы, Тиховы. До Октябрьской революции станица Копановская административно входила в состав Енотаевского уезда. В первые годы Советской власти была образована самостоятельная Копановская станичная волость. А в 1925 году, в связи с переходом на районное административное деление, станица утратила свой социальный статус, став обычным селом Астраханской области. В настоящее время село Копановка является муниципальным образованием Енотаевского района. Численность поселения составляет 1060 человек, в селе - 341 подворье. МО «Село Копановка» располагает 34318 га сельскохозяйственных угодий. Здесь зарегистрировано 35 крестьянско (фермерских) хозяйств. В селе есть общеобразовательная школа, детский сад, амбулатория, почта, сберегательная касса, Центр казачьей народной культуры «Круг», 6 магазинов, ветеринарный участок. В плане возрождения традиций Астраханского Казачьего Войска в селе Копановке зарегистрировано хуторское казачье общество «Копановское», в состав которого вошёл 51 казак.
Владимир Жуков

Историческая справка

Село Копановка основано в 1766 году как казачья станица для защиты Московского почтового тракта. Станица Копановская образована в 142 верстах от Астрахани и в 28 верстах от Енотаевской крепости.

     Согласно местной топонимике, существуют две версии происхождения названия Копановки.

      1. От слова "копань", то есть предмета конструкции судна, оставшегося от разинцев, но это вероятнее всего просто легенда. Да, слова "копынь" действительно означает часть конструкции судна и было более употребляемым у населения Нижней Волги.

        Поскольку разницы могли быть в районе "Копановки в 1667-1671 годы, то "копынь" (даже самый массивный кормовой) должен был пролежать до основания Копановки около 100 лет, и неразрушится, что маловероятно.

     2.Возможно название могло произойти от находившихся там жилищ того времени. До настоящего время встречаются выражения "Копай-город".

      В 1778 году начали и в 1792 году построили станичную деревянную церковь во имя апостола Ивана Богослова. В 1861 году здание этой церкви продали для переноса в село Михайловку. В 1850 году построили каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Населяющие станицу казаки исправно несли казачью службу и проявили себя с самой лучшей стороны.

За боевые отличия в Русско-турецкой войне 1877-1878 г.г. по освобождению Болгарии все участвующие в ней копановские казаки были награждены светло-бронзовыми медалями, а три казака стали Георгиевскими кавалерами.

  Основные занятия казаков земледелие,животноводство, рыболовство.

Территориально станица входила в Енотаевский уезд, а после революции была образована самотсоятельная копановская станичная волость, которую укрупнили частью территории Ивановской волости ( в 1919 году) и Федоровской волости ( в 1920 году).В 1925 году в связи с переходом на районное деление, волость упразднена и вся ее территория вошла в Енотаевский район.

       К началу ХХ века Копановка стала одной из самых больших станиц Астраханского Казачьего Войска. В 1904 году по казачьему населению она была второй (2152 души) и третьей по числу дворов (421). К 1910 году казачье население увеличилось до 2761 души (1385 муж. и 1376 жен.), а число дворов возросло до 455. В 2006 году население Копановки составляло 972 человека.

           Село Копановка расположено на высоком правом берегу Волги, который постоянно подмывался, что было настоящей бедой для его жителей. Из-за постоянного обрушения крутого яра казакам часто приходилось переносить постройки дальше от берега.

Музей казачьей культуры.

   

 

Источник: http://mo.astrobl.ru/selokopanovka/
АСТРАХАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО РОДОМ ИЗ КОПАНОВКИ 
 ИЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ЕГО ЗЕМЛЯКОВ ИЗВЕСТНО, ЧТО В.Ф. СКВОРЦОВ РОДИЛСЯ В 1760 ГОДУ И ПРОЖИЛ 86 ЛЕТ. СЛУЖБУ КАЗАКОМ НАЧАЛ 1 МАЯ В 1778 ГОДУ. ПРОШЕЛ  ВСЕ СТАРШИНСКИЕ ЗВАНИЯ ТОГО ВРЕМЕНИ: КАПРАЛ, УРЯДНИК, ХОРУНЖИЙ, СОТНИК. БЫЛ ПРОИЗВЕДЕН В ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЧИН ПРАПОРЩИКА, А ПОСЛЕ В ПОДПОРУЧИКИ. В 1801 ГОДУ СТАЛ ЕСАУЛОМ, А К 1812 ГОДУ  ВОЙСКОВЫМ СТАРШИНОЙ. БУДУЧИ ЧЕЛОВЕКОМ ОТЧАЯННЫМ И СМЕЛЫМ, ОН РАСПРАВЛЯЛСЯ С НЕПРИЯТЕЛЕМ, ДАЖЕ ЕСЛИ  ПРЕВОСХОДИЛ ЧИСЛЕННОСТЬЮ  И ПОЧТИ ВСЕГДА ОДЕРЖИВАЛ ВЕРХ. ЗА ЧТО БЫЛ УДОСТОЕН ОРДЕНОМ СВЯТОЙ АННЫ НА САБЛЕ IV СТЕПЕНИ. В 1816 ГОДУ ЕМУ БЫЛО ОБЪЯВЛЕНО «МОНАРШЕЕ БЛАГОВОЛЕНИЕ» И, ВЗАМЕН ПОЛУЧЕННОГО ИМ ВДВОЙНЕ ЧИНА ВОЙСКОВОГО СТАРШИНЫ, ОН БЫЛ ВОЗВЕДЕН В ДВОРЯНСКОЕ ДОСТОИНСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ СО ВСЕМИ ПРИЛАГАЮЩИМИСЯ ДВОРЯНСКИМИ ПРИВИЛЕГИЯМИ. В 1817 ГОДУ ПО УЧРЕЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЙСКОВОМ И ГРАЖДАНСКОМ УПРАВЛЕНИИ И ПРИСВОЕНИИ АСТРАХАНСКИМ ПОЛКАМ НАЗВАНИЯ «АСТРАХАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО», В.Ф. СКВОРЦОВ ВЫБРАН ПЕРВЫМ ВОЙСКОВЫМ АТАМАНОМ. К ТОМУ ВРЕМЕНИ ВАСИЛИЮ ФИЛИППОВИЧУ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 60 ЛЕТ, ЭТОТ БЫЛ СОСТОЯВШИЙСЯ КАЗАК И РУКОВОДИТЕЛЬ, ИМЕЮЩИЙ СВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЛУЖБЕ И ЕЕ УСТРОЙСТВЕ. ЗА ВРЕМЯ СВОЕГО УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКОМ ОН ВНЕС ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НЕСЕНИЕ СЛУЖБЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ВНЕШНЕГО ВИДА, ПОВЕДЕНИЯ, ДИСЦИПЛИНЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И ДОЛЖНОГО ХАРАКТЕРА КАЗАКОВ. ПО ВЫХОДУ В 1822 ГОДУ ПО ПРИЧИНЕ БОЛЕЗНИ В ОТСТАВКУ ОН ВЕРНУЛСЯ В РОДНОЕ СЕЛО, ГДЕ ПРОЖИЛ ДО ГЛУБОКОЙ СТАРОСТИ, ЗАНИМАЯСЬ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ И РЫБОПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ. МНОГО УЧАСТВОВАЛ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАМЕННОЙ ЦЕРКВИ ВО ИМЯ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, ДЕЛИЛСЯ ОПЫТОМ С КАЗАКАМИ ИЗ БЛИЗЛЕЖАЩИХ СТАНИЦ. НА ПОХОРОНЫ СКВОРЦОВА ПРИЕЗЖАЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАЗАЧЕСТВА С ДОНА, КУБАНИ, ТЕРЕКА, СТОЛЬ ВЕЛИКА БЫЛА СЛАВА О ДОСТОЙНОМ ПРЕДВОДИТЕЛЕ АСТРАХАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА СРЕДИ КАЗАЧЬИХ КРУГОВ РОССИИ.

В 1993 году в с. Копановка в память о Василии Филипповиче Скворцове был поставлен в центре сельского кладбища большой деревянный крест. В апреле этого года управляющая Приходом церкви Успения Пресвятой Богородицы Королева Татьяна Васильевна и прихожанка Усачева Вера Ивановна обратились с просьбой об оказании помощи в благоустройстве могилы атамана Скворцова. Благодаря участию Главы района М.Ю. Анишко, районного специалиста по казачеству Е.Н. Скрипченкова, начальника РЭС Астраханского филиала ОАО «Газпромрегионгаз» В.А. Абакумова и его коллег, предпринимателя Г.Н. Григоренкова  была изготовлена и доставлена в Копановку ограда, закуплен покрасочный материал. За сутки копановские казаки привели в порядок памятное место.

Надежда БАТИНА

Источник: http://enotaevka.astranet.ru/

"Казаки пришли в Астраханскую область в середине XVIII века. Основной функцией казаков на юге России была защита приграничных районов и наведение порядка на границе с Казахстаном. Несмотря на то, что казахи официально входили в состав России, по старой памяти они продолжали совершать набеги на русских поселенцев и калмыков. Вдоль всей Волги были образованы казачьи станицы, одновременно являвшиеся форпостами на границе. Карту того времени можно найти тут.

 



невеста подносит хлеб своему батюшке и матушке. Сроднились.


Это казачий пашкет, очень вкусная смесь из сазана, картошки, лука и теста. 

Путешествие по Астрахани: Любо, братцы!

форма для пасхального кулича.

Путешествие по Астрахани: Любо, братцы!


Путешествие по Астрахани: Любо, братцы!

Путешествие по Астрахани: Любо, братцы!

Наконец-то мне рассказали, как получаются такие бутыли. Оказывается, это тыквы. Каким-то хитрым образом из них удаляют сердцевину используют полые овощи в качестве фляжек. Говорят, молоко в них даже в жару не киснет, а горилка приобретает специфический вкус. Конечно, не медовая горилка с перцем, но я думаю не хуже. )

Путешествие по Астрахани: Любо, братцы!

С помощью таких хитрых приспособлений ловят миног. Прутья срезаются один день в году и обладают каким-то специальным привлекающим миног соком. В селе есть большая церковь Успения Пресвятой Богородицы. К сожалению, она сейчас не в лучшем своем состоянии.

Путешествие по Астрахани: Любо, братцы!

Однако стены и перекрытия находятся в хорошем состоянии и местные жители надеются ее восстановить. А вот от росписи, к сожалению, ничего не осталось.Когда сто лет назад церковь закрывали, местные жители разобрали по домам иконы и церковную утварь. Сейчас люди несут иконы обратно, некоторые говорят, что отдадут после реставрации.

Путешествие по Астрахани: Любо, братцы!


Путешествие по Астрахани: Любо, братцы!

Почистить и немного отреставрировать и будет в идеальном состоянии.

Путешествие по Астрахани: Любо, братцы!

Пройдемся по центру села. Памятник становленцам советской власти, погибшим в Копановке.

Путешествие по Астрахани: Любо, братцы!

А это рядом, погибшим в Великую Отечественную.

Путешествие по Астрахани: Любо, братцы!

Местная школа. С этого года тут упразднили 10 и 11 классы и ребята будут ездить за несколько километров в соседнюю школу. 

Путешествие по Астрахани: Любо, братцы!

С помощью вот таких хитрых приспособлений ловят миног.

Источник: http://fototelegraf.ru/?p=24816

В станице около тысячи жителей, однако по фотографиям этого не заметно. Я и сам не знаю, куда спрятались все люди. Ставни закрыты не потому, что никого нет, просто так меньше нагревается от солнца помещение.


Фото с сайта: http://ave-zesar.livejournal.com/


Замечательным историческим памятником нашего села является храм Пресвятой Богородицы.

В рукописной книге "Были Копановской станицы" Алексеевского Геннадия Ефимовича, 1929 года рождения, уроженца нашего села, так написано о строительстве этого храма: "За 2 года до смерти императрицы Екатерины 2 (пр.автора:  в 1794 году) на средства арендатора рыбных вод купца Голощапова И.И. в станице была построена деревянная церковь, освещенная в честь апостола Иоанна Богослова, самого молодого ученика ИИсуса Христа. Церковь просуществовала до 1861 года, затем ее продали в станицу Михайловскую. Церковь не сохранилась.

    При содействии купцов Голощапова и Сережникова первый выборный атаман Скворцов Василий Филиппович при жизни в станице Копановской установил в ограде церкви Иоанна Богослова семейный склеп, где были захоронены сначала его сын Василий,офицер, а затем жена Евдокия,мать Василия.

   Просуществовавшая до 1861 года деревянная церковь размещалась на месте нашего полуразвалившегося народного дома, а склеп Скворцовых оказался во дворе дома Гаряевой Татьяны Владимировны.Дед ее, Смирнов Иван Степанович, еще пацаном, через небольшой проход в гроте видел 3 гроба из желтого камня.Не трудно догадаться, что третий гроб принадлежит Скворцову В.Ф., умершему в 1847 году, за 3 года до освещения новой каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы.

  Новая каменная церковь была построена при трудах и усердии генерал-майора Донцова Михаила Николаевича, а в 1850 году была освещена в честь Успения Пресвятой Богородицы. На ее строительство воинского капитала было выделено 10000 рублей, а остальное на пожертвования. всего было затрачено 20150 рублей.

   Генерал-майор Донцов М.Н. являлся сыном казачьей старшины, жителя станицы.Будучи есаулом с 1823 года по 1827 годы командовал сборным полком от Астраханского войска в войне с горцами.Полк входил в состав Кавказского корпуса генерала Ермолова Алексея Петровича. Генерал-майора Донцова М.Н. похоронили в ограде им построенной каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы в восточной части.Его нагробие из белого камня в годы советской власти было вывезено в неизвестном направлении. Так же поступили с надгробиями священника Островидова М.К. и прослужившего около полувека в этой же церкви дьякона Фортунатова А.С."

   Сейчас наша белокаменная церковь по-прежнему красуется в селе. 80 лет она не действовала, закрыты были двери этого храма с 1918 года.

Но сейчас в храме ведутся восстановительные работы.     

Источник:  http://mo.astrobl.ru/selokopanovka/khram-uspenija-presvjatoj-bogorodicy

Читайте также: «И живут в глубинке казачьи станицы» -

http://www.eiprd.ru/article.php?mode=view&site_id=114&own_menu_id=18350

Категория: Астраханские казаки | Добавил: Дмитриева (29.12.2011)
Просмотров: 3378 | Теги: Копановка, Астраханские казаки | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2024