Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела  
Народы края [15]
Астраханские казаки [9]
Казахи [6]
Калмыки [12]
Татары [2]
Ногайцы [2]
Евреи [2]
Немцы [1]


Форма входа


 Наш опрос
     
Оцените мой сайт
Всего ответов: 815
  

С 7.02.2013 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Народы Астраханского края » Казахи

Казахи. Кочевать – значит жить
Этнографический очерк:  
Вечное движение
В языке казахов слова "жить" и "кочевать" синонимы, так как постоянное передвижение со стадами скота являлось не только образом жизни кочевника, но и основой его мировоззрения. В казахских сказках и легендах кочуют облака и птицы, Солнце и Луна, души умерших и еще не рожденных людей, только земля и деревья остаются на месте. 
Годичному циклу кочевания по сезонным пастбищам были подчинены как ритмы хозяйственной деятельности, так и сопутствующие им ритуалы и праздники, среди которых обряд весенней перекочевки являлся самым главным событием года. Его ждали с огромным нетерпением, поскольку зима для номадовбыла трудным периодом - это время стужи, неподвижности, упорной борьбы за сохранность скота, который составлял основную ценность кочевых народов.
Весна — начало нового года
Как только начинал таять снег, а на возвышенных местах появлялась трава, община начинала готовиться к передвижению на весенние пастбища. Все были наполнены счастливым ожиданием, ощущением нового жизненного витка, предвкушением тепла и достатка. Это настроение совпадало с атмосферой новогоднего праздника - Новруза, который у мусульман отмечается 22 марта, в день весеннего равноденствия.
Перекочевка

В назначенный для перекочевки день вставали пораньше, гасили огонь в очаге, чего нельзя было допускать в другое время. Женщины приступали к разборке юрты и упаковке вьюков, которые украшались коврами, узорными войлоками, перьями и т.д. 
Кочевая культура выработала совершенные формы хранения и перевозки вещей. Для упаковки имущества использовались легкие, транспортабельные емкости из разных материалов - главным образом, войлока и ткани, а также кожи, шкур, дерева. Казахи широко применяли войлочные чемоданы шабадан ( от 1 до 3 метров длиной), зачехленные сундуки, мешки, сумки и футляры, особые для каждого вида утвари. Так, большое распространение у кочевников получили чинакапы (букв. "мешок для китайской чашки") - футляры для фарфоровых пиал, которые очень берегли ввиду их немалой стоимости. Все эти изделия имели особую орнаментацию. 
Кочевой караван имел очень торжественный вид благодаря яркости узоров его праздничного убранства. Люди также надевали свою лучшую нарядную одежду, так что все шествие в целом более всего походило на свадебную процессию. По-видимому, в ритуале весенней перекочевки символически осуществлялась важнейшая идея брака с Природой в период ее обновления и расцвета. 
Во главе каравана ехала молодуха в свадебной одежде, включавшей высокий головной убор "саукеле", который она носила до рождения первого ребенка. Ее конь был убран вышитыми попонами, как и во время свадебного переезда в дом мужа. 
Весь ход перекочевки сопровождался веселыми играми молодежи, соревнованиями в борьбе, джигитовкой, скачками. Замужние женщины ехали степенно, при виде почитаемых святых мест они исполняли поминальные песнопения о всех умерших в прошлом году.
На весенних пастбищах
На весенних пастбищах праздничный цикл продолжался - казахи проводили ряд животноводческих обрядов, связанных с категорией "первого": первое ягнение, рождение первого верблюжонка, получение первого кумыса и др. В это время у всех было много забот. Мужчины ухаживали за молодняком, метили и клеймили скот, стригли овец, снимали шерсть с верблюдов. Женщины более всего были заняты доением - кобылиц и верблюдиц доили 4-5 раз в день, овец - 2-3 раза.
Лето

На летних выпасах казахи проводили самые благодатные дни года. Вдосталь было молочных продуктов, которые и составляли основу рациона в весенне-летний период - кумыса, масла, сыра, творога. Сыр летом заготавливали впрок, высушивая его на солнце. Зимой с размоченным сыром пили чай. 
Длинные летние дни позволяли женщинам заниматься ткачеством и плетением циновок, что легче делать под открытым небом.
Круг замкнулся
Кочевой цикл завершался в ноябре-декабре, когда происходил забой скота на зиму. Это были дни зимних игр и развлечений, пиров и взаимных угощений. В это время кочевник мог позволить себе вдоволь поесть мяса, поскольку обычно мясной рацион был достаточно ограничен. Впереди скотоводов снова ждала суровая зима - круг замкнулся.




Источник: http://www.ethnomuseum.ru/section69/71/279/146.htm
Категория: Казахи | Добавил: Дмитриева (24.07.2011)
Просмотров: 933 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2024