Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Народы края [15]
Астраханские казаки [9]
Казахи [6]
Калмыки [12]
Татары [2]
Ногайцы [2]
Евреи [2]
Немцы [1]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 772
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Народы Астраханского края » Ногайцы

Ногайцы в астраханской области

НОГАЙЦЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕЛЯТСЯ НА 4 ПОДГРУППЫ: ЮРТОВСКИЕ НОГАЙСКИЕ ТАТАРЫ, НОГАЙЦЫ-КАРАГАШИ, УТАРЫ И КУНДРОВЦЫ.

Юртовские ногайские татары

Вопрос о происхождении этнической группы юртовских татар вызывает острые дискуссии среди этнографов. Одни исследователи видят в них ногайцев – выходцев из Большой Ногайской Орды, переселившихся под Астрахань во второй половине XVI - начале XVII вв. Другие – особую группу «астраханских татар» - потомков татар Астраханского ханства. Третьи считают их потомками хазар или печенегов.

На мой взгляд, этническая общность юртовских ногайских татар, известных также как «астраханские татары» - смешанного ногайско-татарского происхождения. Она складывается в окрестностях Астрахани во второй половине XVI - первой четверти XVII вв. Её основу составили переселившиеся под Астрахань ногайцы, выходцы из Большой Ногайской Орды и Орды Едисан, возможно включившие в свой состав остатки прежнего тюркского («татарского») населения Астраханского ханства. В источниках того времени новая общность именовалась по разному: «ногаи», «татары», «ногайские татары», «астраханские татары», «юртовские татары». Связано это было с традиционным для русских и иностранных авторов XVI – XIX вв. расширительным употреблением названия «татары» для обозначения разных тюркских народов, таких как ногайцы, туркмены, казахи и др. В XVIII-XIX вв. за астраханскими ногайскими татарами закрепилось название «юртовские» (в ряде источников это переводится как «туземцы», «те татары, кои где-нибудь своё постоянное место жительства имеют», «живущие домами», «местные»).

В XVIII-XX вв. юртовцы активно контактировали (в частности, посредством межэтнических браков) с казанскими и мишарскими татарами – переселенцами из Среднего Поволжья. Эта интеграция с татарами особенно усилилась в советские времена, когда все группы астраханских ногайцев (включая и самую многочисленную – юртовскую), в связи с политикой государства по включению малых народов в более крупные этнические общности, были причислены к татарам.

С самого начала своего существования как отдельной, специфической этнической общности, юртовские татары вели полукочевой образ жизни, постепенно оседая в сезонных поселениях – «юртах» под Астраханью. В течении XVIII в. они переходят к оседлому и полуоседлому образу жизни. Ими основываются несколько селений-аулов, возникших, видимо, на основе «юртов» в окрестностях Астрахани: Тияк, или Царёвская слобода, Зацарёво (совр. микрорайон Нариманово в Советском районе г. Астраханине мкр. згляды?!)стей: Северок), Каргалик, или Каргала (совр. с. Карагали в Приволжском районе Астраханской области), Кизань, или Кзан (совр. с. Татарская Башмаковка в Приволжском районе Астраханской области), Май легуль, или Майлекуль (совр. с. Яксатово в Приволжском районе Астраханской области), Бусдамгуль, или Буздамгуль (совр. с. Кулаковка в Приволжском районе Астраханской области), Кази-аул (совр. пос. Мошаик в Ленинском районе г. Астрахани), Джамене, или Жамеле, Жэмэле[1] (совр. с. Три Протока в Приволжском районе Астраханской области). Кроме того, во второй половине XVIII в. юртовцы основали также сёла Солянка, Кучергановка, Янго-аул. А в самом начале XIX в. к оседлости перешла небольшая группа кочующих юртовских татар, точнее их едисанская подгруппа, основав аулы Келечи (совр. с. Килинчи в Приволжском районе Астраханской области) и Семек (совр. с. Семиковка в Приволжском районе Астраханской области). Позже из аула Семек выделился аул Ярлы-тюбе (совр. с. Осыпной Бугор в Приволжском районе Астраханской области). Юртовские татары жили в своих поселениях только зимою, а летом кочевали вокруг них. В течение XIX-XX вв. юртовцы окончательно перешли к осёдлости.

На сегодняшний день среди большинства юртовцев преобладает ориентация на татарскую культуру. В конце 1980-х гг. в школах было восстановлено преподавание татарского языка. Часть юртовской интеллигенции принимает участие в татарском национально-культурном движении. В то же время у юртовцев имеет место осознание своей отличности от татарского этноса и наличие памяти о своём ногайском происхождении, что, в частности, фиксируется в сохраняющемся архаическом самоназвании - «нугай», или «нугай-татар».

 

Ногайцы-карагаши

Ногайцы-карагаши (в дореволюционных источниках – «кундровские татары») – выходцы из Малой Ногайской (или Казиевой) Орды, располагавшейся в XVI-XVIII вв. в Прикубанье и являвшейся вассальной по отношению к Крымскому ханству. По сохранившимся преданиям, предки карагашей кочевали в районе современного г. Пятигорска. От местности, изобиловавшей деревьями породы кара-агач, и произошло название карагаш, что дословно можно перевести как «чернолесцы». В 1723 г. эта группа была пленена калмыками и обложена данью. До конца XVIII в. они пребывали в составе Калмыцкого ханства, кочуя в зимний период с калмыками, а в летнее время отдельно достигая территории Астраханской губернии. После ухода большинства калмыков в 1771 г. в Джунгарию, карагаши освободились и перешли непосредственно в российское подданство. Им отвели для кочевания земли в Красноярском уезде Астраханской губернии. В 1788 г. карагаши основали два селения – Сеитовку (на р. Ахтубе) и Хожетаевку (на р. Берекет). В течение XIX в. путём выселения из этих сёл образуются другие аулы карагашей: Лапас, Ясын-Сокан, Малый Арал, Большой Джанай, Малый Джанай и др. В этих сёлах карагаши зимовали, а летом кочевали, живя в юртах. Скотоводство составляло основу их экономики. Известно также, что карагаши сеяли просо. Окончательное оседание карагашей на землю произошло только в период колхозного строительства, в 20-30-е гг. XX в.

 

Утары

Утары, или ногайцы-алабугатцы, «алабугатские татары» – ногайская субэтническая группа Астраханской области, возникла в конце XVIII в. в результате административного объединения кочевых юртовских ногайцев, части окалмыченных казахов-томутов, туркмен, татар с Зензели (последние сами появились в результате смешения юртовских татар с казанскими татарами), а впоследствии к ним присоединились 25 семей кочевых «татар Бухарского двора». Вследствие близости языков, хозяйственно-культурного уровня произошло слияние этих различных этнических компонентов в новую этническую группу. По свидетельству российского этнографа П.И. Небольсина (1817-1893), 100 кибиток «алабугатских татар» в середине XIX в. были приписаны к юртовскому селению Солянка и кочевали в северо-западном прибрежье Каспийского моря, по Линейному Тракту, в окрестностях станций Алабугской и Тернековской.

Ныне утары проживают в Республике Калмыкия (в г. Лагань, пос. Улан-Хол), а также отдельные семьи – в татарских сёлах Зензели (в совр. Лиманском районе Астраханской области) и Янго-Аскер (в совр. Наримановском районе Астраханской области).

 

Кундровцы

Другая ногайская субэтническая группа – кундровцы, кундровские ногайцы – «кундрав ногайлар» (ныне проживающие преимущественно в с. Тулугановка Володарского района Астраханской области) – характеризуется как переходная от юртовцев к карагашам, в результате контактирования с последними в период совместного кочевания в XIX – начале XX вв. По свидетельству московского этнографа В.Д. Пятницкого, «сами карагаши, а также татары указанных сёл (бывшие Иске Кундрау и Яна Кундрау, а ныне с. Тулугановка – А.С.) за одну народность себя не признают. Кундровцы тяготеют к татарам юртовским, а карагаши держатся особняком»[2]. Язык кундровцев, по мнению современного елабужского лингвиста Л.Ш. Арсланова, занимает промежуточное положение между языками карагашей и юртовцев с преобладанием черт, свойственных языку последних.

 

Ногайское национально-культурное возрождение

Ногайское национально-культурное возрождение, начавшееся в «перестроечный» период, характеризовалось особой активностью. Во многом это было вызвано тем фактом, что в советские времена астраханские ногайцы, как малочисленный народ, при проведении Всесоюзных переписей обычно включались в состав более многочисленных татар. Через систему образования и отдельные мероприятия проводилась татаризация культуры и языка групп астраханских ногайцев. Однако, во время проведения Всесоюзной переписи 1989 г. в Астраханской области впервые, после долгого времени, почти 4 тыс. чел. записали себя как «ногайцы». Это были, в основном, карагаши, в меньшей степени, чем юртовцы, подвергшиеся влиянию татарской культуры и сохранившие ногайские черты культуры и самосознания.

В 1990 г. образовалось областное общество ногайской культуры «Бирлик» («Единство»), председателем которого были избран карагаш Р.У. Джуманов. Важнейшими задачами этой организации стали реабилитация национального самосознания астраханских ногайцев, возрождение языка и культуры. С этой целью активисты общества проводили большую научно-исследовательскую работу по изучению истории и культуры своего народа, результаты которой регулярно публиковались в местной прессе и научных сборниках. Одно время на местном телевидении выходила телепередача «Тулпар»[3]. «Бирликовцы» активно сотрудничали с ногайцами Ставрополья, Дагестана и Карачаево-Черкессии. Традиционным мероприятием для общества стали ежегодные «Джанибековские чтения», посвящённые известному ногайскому учёному и просветителю, уроженцу Астраханского края Абдул-Хамиду Джанибекову (1879-1955). В ряде школ Астраханской области (в местах компактного проживания карагашей) начал преподаваться ногайский язык (с 2005 г. его также ввели в качестве спецкурса в Астраханском филиале Волгоградской государственной академии государственной службы). Однако, в 2006 г. общество по иску руководителя Р.У. Джуманова было распущено решением Ленинского районного суда г. Астрахани.

В 2003 г. возникла Астраханская областная общественная организация «Молодёжный центр ногайской культуры "Эдиге"», вначале возглавленный Р.Ж. Абдуллаевым, а с 2006 г. - А.Р. Бигалиевым. Информационным рупором «Эдиге» стал одноименный вестник-самиздат. Центр проводит молодёжные вечера, научно-практические семинары и др.



[1] Название происходит от эмеков - особой этносоциальной группы из неполноправных потомков военнопленных и переселенцев из разных мест (ногайцев, чеченцев, лезгин и др.), обязанных поставлять продовольствие и находиться при юртовских аристократах (мирзах, или мурзах) и родовых старшинах (табунных головах) в качестве личной прислуги. Помимо Трёх Проток эмеки также проживали в Кулаковке и Осыпном Бугре. В XIX в., при окончательном оседании юртовских татар, большинство мурз, табунных голов и эмеков утратили свой сословный статус. Российское правительство уравняло всех их в правах перед законом.

[2] Пятницкий В.Д. Карагачи (По материалам поездки в 1927 г.) // Землеведение. Географический журнал им. Д.Н. Анучина. Т. 32. Вып. 3-4. М., 1930. С. 155.

[3] Тулпар – крылатый конь в тюркской мифологии.

(по материалам А.В. Сызранова Этносы и этнические группы Астраханской области.Справочное пособие, Астрахань, ОМЦ НК 2008, - 72 с.)  

 

 

Этническая история и традиционно-бытовая характеристика

астраханских ногайцев

 

Викторин В.М., Идрисов Э.Ш.

 

Ногайцы в Астраханской области представлены несколькими группами:  юртовцы (в их составе выделяется едисанская подгруппа), карагаши, кундровцы и утары. Такое разделение связано с разновременным появлением ногайских групп в составе Астраханского края. В силу ряда исторических причин и особенностей этнокультурного развития точное число астраханских ногайцев можно определить только оценочно и выделить такие градации: «ногайцы по происхождению» это примерно 25-30 тысяч человек, «ногайцы по самосознанию» - до 10 тысяч человек, «ногайцев по переписи» около 5 тысяч человек[1].

Расселение ногайских групп по Астраханской области выглядит таким образом: юртовцы проживают в селах Приволжского района, таких как Татарская Башмаковка (Кызан аул); Карагали (Карагалэк); Яксатово (Майликюль); селе Наримановского района Солянка (Сулянка) и в пригороде Астрахани поселоке Мошаик (Казы аул) и Зацарев (Тияк); едисанцы в селах Приволжского района: Килинчи (Келечи от племенного названия, владения князей Урусовых) и Семиковка (Сэмэк), Три Протока (Жэмэле) и Кулаковке (Кылакау); карагаши в селах Красноярского района: Сеитовке, Айсапае, Куянлах, Зайковке, Новорусовке (Мирза-аул), Ясын-Соккане, Джанае, Малом Арале; в селе Лапаса Харабалинского района, в селе Растопуловка Приволжского района, в селе Сенной и поселке Карагаш Наримановского района, в пригородных поселках Кири-Кили, Свободный, Янго-аул, в микрорайоне Бабаевского; кундровцы проживают в селе Тулугановка Володарского района; утары в селе Янго-Аскер Наримановского района и селе Зензели Лиманского района, а также в соседних районах Калмыкии.

Первая волна ногайцев после присоединения Нижнего Поволжья к Московскому государству появилась в середине XVIвека в период первичного распада Ногайской Орды. В актах местной администрации эти ранние группы стали обозначать «юртовскими татарами», от названия места для поселения «юрт». Возможно, на этом этапе произошло поглощение остатков части населения бывшего Астраханского ханства в среде юртовцев.

В начале XVIIвека к ним присоединилась группа едисанских ногайцев, подданных Большой Ногайской Орды, которая в это время распадалась под нашествием калмыков. Позже, едисанцы полностью слились с юртовцами и составили с ними одно целое в административном и хозяйственно-культурном отношении.

Для юртовских ногайцев характерно было кочевание большими группами – улусами с мурзами во главе. Места их зимовок находились около города Астрахани. Для управления ими местной администрацией была создана выборная должность «табунный голова», выбиравшаяся из числа знатных мурз Урусовых и Тинбаевых[2].

Юртовцы, заняв выгодное место вокруг города Астрахани, постепенно стали втягиваться в социально-экономичекие отношения региона. С начала XVIIIвека для них стало характерно оседание на землю и переориентация со скотоводства в хозяйственном комплексе, на земледелие в форме овощеводства и бахчеводства. Последняя группа -  едисанцы, осела на землю в начале XIXвека.

В конце XVIIIадминистративным путем возникла группа утаров-алабугатцев, это часть кочевых юртовцев с присоединенными к ним туркменами, казахами-томутами, киргизами-бурутами, а в середине XIXвека узбеками-сартами, которые в Астраханском крае перешла на кочевой образ жизни.

В конце XVIIIвека в Астраханском крае появилась еще одна ногайская группа. Это ногайцы-карагаши, представители Малой Ногайской Орды, которая с середины XVIвека кочевала на Северном Кавказе. Предки карагашей, по преданиям, вели кочевку в районе современного города Пятигорска («Биштау»). В начале XVIIIвека они были захвачены калмыками и находились в составе Калмыцкого ханства до его ликвидации в 1771 году. Позже сначала они были приписаны к городу Красный Яр Астраханской губернии, а затем поучили собственные земли на территории Красноярского уезда. В актах местной администрации они стали называться «кундровскими татарами».

В 1788 году было основано два их крупных селения Сеитовка и Ходжетаевка, которые имели значение зимовок, так как в весеннее-летний период они продолжали вести кочевку по левобережью Ахтубы. На их землях стали вести кочевку жители юртовского аула Солянка, позже эта группа обособилась от юртовцев и получила собственное определение «кундровцы».

С середины XIXвека стали образовываться другие аулы карагашей – путем выселения из Сеитовки и Ходжетаевки: из Сеитовки образовались такие аулы как Лапас в 1850 г., Куянлы 1860 г., Ясын-Сокан в 1885 г., из Ходжетаевки такие аулы как Малый Арал в 1881 г., Большой Джанай в 1870 г., Малый Джанай 1885 г., Подчалык в 1885 г. и др.[3] В памяти старожилов сохранились названия множества мелких аулов, которые ныне исчезли: Тоермалы, Кажгыр, Бакыр-Баш, Игынше, Карт-Кешув и др.[4]

Полукочевой образ жизни карагаши, как утары-алабугатцы и кундровцы вели до момента коллективизации, когда они все были обоседлены административным путем на землю.

Для всех групп ногайского населения Астраханского края характерны тесные этнокультурные контакты и связи с татарами-переселенцами из Средней Волги. Это влияние прослеживалось в одежде, музыкальном фольклоре, языковом влиянии. Особенно, о некотором тесном культурном татаро-ногайском симбиозе, можно говорить на примере юртовцев. В состав всех групп астраханских ногайцев вошли туркмены, переселявшиеся из под Мангышлака в конце XVIIIвека. Для карагашей характерны этнокультурные контакты с казахами, особенно по районам совместного проживания[5].

Этнокультурная основа ногайского населения в Астраханском крае является весьма древней, проявившаяся по-разному в отдельных субэтнических группах.

Очень близка бывшая родоплеменная структура различных групп ногайцев. Среди родов астраханских ногайцев можно назвать такие рода как, у юртовцев: арслан-белек, ас, кыпчак, кытай, канглы, мангыт, уйшун и др., у карагашей: ас, байгонды, иргенекле, карас, найман, тубетпес, тоюрмалы, у кундровцев: балта, суджигин, мирза, тулга, чек, утар, у утар-алабугатцев: бешогул, джембойлык, кыргыз, сарт, туркмен.

Характерной для всех групп ногайцев при их кочевании была неразборная, малых размеров юрта «отау». У карагашей во второй пол. XYIIIв. постепенно происходил переход к большой разборной юрте «терме» («караш-уьй»), которая сохранялась у них вплоть до 1929 г., а в отдельных семьях отдалённых сёл – до 70-х гг. XXв.  Более того, у карагашей, как и у ногайцев Северного Кавказа, сохранялась свадебная повозка невесты «куйме».

Одежда астраханских ногайцев также сохраняла давние традиции. Наиболее типичные ногайские черты дольше всего сохранялись в среде карагашей. Карагашские мужчины обычно носили шаровары, жилетку, поверх неё бешмет, подпоясанный кожаным или матерчатым кушаком. На ноги надевали кожаные калоши или сафьяновые «ичиги».

В качестве повседневного мужского головного убора всё больше распространялась тюбетейка, хотя сохранялась и типичная для ногайцев массивная меховая шапка. У замужних женщин существовала и более нарядная меховая шапка («борьк») с лисьей или бобровой опушкой. Свадебное предназначение имел высокий головной убор девушки «саукеле».

Женское верхнее платье типа камзола с расшитыми узорами подолом и широкими рукавами из сукна или бархата было характерным для ногаек молодого возраста. Оно отличалось большим количеством металлических украшений на груди, особенно, монет дореволюционной чеканки «аспа».

Серьга - «алка» носилась в правой части носа и у карагашек, и у юртовок из молодых женщин вышедших недавно замуж – как надёжный оберег. Девушки носили косу, вплетая в неё нитку с украшениями, и красный головной убор, а молодые женщины – белый, укладывая косу вокруг головы.

У юртовцев, живших ближе к городу, одежда гораздо чаще встречалась покупного фабричного производства. Женская одежда испытывала сильное влияние казанских татар. Хотя и здесь иные, собственные ногайские черты продолжали сохраняться довольно длительное время.

Традиционной у потомков кочевых народов оставалась пища, даже при длительной оседлости. В период кочевой и полукочевой жизни в рационе ногайцев преобладала конина. Баранина тогда считалась в большей мере праздничной пищей и раздавалась на пиру (особенно, среди мужчин), согласно сложному ритуалу. Рыба, овощи и соль в пищу употребляли мало, в отличие от послереволюционного времени и советского периода[6].

Из напитков был известен и популярен кумыс. Но особое предпочтение отдавалась «калмыцкому» (иначе – «ногайскому») плиточному чаю. Особую роль для всех групп ногайцев имел «талкан» - кашеобразная пища из проса. У карагашей были распространены печёные пышки – «баурсак»,   вид пирожков с начинкой из повидла или изюма полукруглой формы – «бурек», а впоследствии – и плов («палау»), «куурдак» (отварные внутренности коровы или баранас картошкой), «турамыш (-мша)», т.е. мясо с мелко порубленными ломтиками теста, из молока делали «сезбе» (творог), «ак» (кислое молоко), «псляк» (брынза) и др. В юртовских сёлах на праздники пекли особый пирог с характерным названием  – «нугай малеш»[7].

Богата и своеобразна духовная, в т.ч. музыкально-исполнительская культура ногайского народа. В развитии фольклора ногайцев Нижнего Поволжья последовательно сменяли друг друга героический эпос, затем «толгау», т.е. речитатив-«плач», затем пришли «джырау» –  песни под гармонь и бубен.  Особенно нужно выделить отчасти сохранённые старинные  песенные жанры «озын ногай джыр» у карагашей и «хошаваз» у юртовцев.

. шении ногайское население Астраханской области не представляет единства.Сохранилась народная память об искусных народных певцах, таких как Курбан-Гази из аула Керменчик, Мамбете Кыркийле,  имеющий туркмено-ногайского происхождение, а также можно назвать из более современных светлой памяти аксакала и редкого исполнителя-таланта Абдуллу Шамукова (1911-1991) из с. Лапас.

Ранее из поколения в поколение традиционным народным мужским музыкальным инструментом ногайцев, причём священным (шаманским), являлся «кобыз» – собственноручное изделие со струнами из конских жил и со смычком, издававшее звуки очень низкого тона.  В не очень далёком прошлом «кобыз» у всех групп нижневолжских ногайцев сменился т.н. «саратовской» (саз) гармошкой с колокольчиками и сопутствующий ей бубен «кабал». Особенные мастерицы-исполнительницы, виртуозно владеющие игрой на сазе, в основном имеются среди женщин. До сегодняшних дней сохранилась традиция игры на сазе у мужчин только у юртовцев[8].

У юртовцев же до недавнего (довоенного) времени бытовала необычайно интересная форма «музыкального разговора» - «сазда сулейшу» – обмена исполнителями друг с другом условными музыкальными фразами, к примеру, между парнем и девушкой.

Традиция игры на домбре до современного времени сохранилась только в среде ногайцев-карагашей. Одни из последних искусных домбристов жили в селах Лапас (Сагнаев) и Ясын-Соккан (Утегулов).

Интересны также танцевальные традиции астраханских ногайцев, имеющие свои истоки и параллели с ногайцами, проживающими в других регионах. Среди традиционных танцев астраханской группы можно назвать «Ак шатыр» и «Кияусый»[9]. В свое время распространение имел калмыцкий танец «Шарка-барка», а также некоторое влияние на астраханских ногайцев можно отметить танцевальной культуры народов Северного Кавказа.    

Народные гуляния, состязания и праздники  у всех народов являются важной составной и наиболее зримо-рельефной частью общественной этнической культуры. В юртовских селах в марте праздновался амель-байрам, имеющий значение как праздник начала весны (нового хозяйственного цикла) и встречи Нового года. В это же время особым торжеством у карагашей отмечался выход на кочевку («джайляу-байрам»). Среди любимых народных состязаний нужно назвать такие как конные скачки ат шабыс и борьбу «кураш» или «бергебыр» («борьба один на один»).  

С золотоордынских времён по традиции к «пост-кыпчакским» народам, юртовцам и карагашам (а от них  – к казанским и мишарским татарам-переселенцам со Средней Волги), перешёл суфийский примогильный, нестандартно-исаламский с элементами шаманизма культ «святых мест (могил)» - «аулья». И те, и другие группы поклонялись древнему святилищу «Джигит-адже», расположенному в черте городища золотоордынской столицы Сарай-Бату (Сарай-Ал-Махруса).

Для всех юртовцев почитаемой была могила, расположенная в комплексе с другими, у поселка Мошаик, приписываемая легендарному прадеду основателя Ногайской орды бия Эдиге – «Баба-Тукли-Шашлы-адже». Кроме нее мы можем отметить, что практически в каждом юртовском селе был свой почитаемый святойНапример, Кыдыр/Хызыр-ата у с. Яксатово или Мансур-баба/ата у с. Татарская Башмаковка[10].

У карагашей  в I-ой пол. XIXв. образовалось собственное «аулья» – «Сеит-баба Хужатайлы (Ходжетаевский)», за пос. Малый Арал, у самой границы с Казахстаном, посвящённое реально жившему в ту давнюю пору мудрому и доброму человеку. Также можно назвать аулия утар-алабугатцев – Нурмухаммед Ахун-ходжа Урдяк-аджи, расположенное у села Янго-Аскер, которое сегодня почитается местными татарами-мишарями[11].

В среде ногайцев-карагашей сохранилось и по сей день древнее явление – шаманство-знахарство («баксылык»), но, в отличие от казахов, оно у них является исключительно женским. В засушливое лето у карагашей, по одному типу с казахами, проводится «кудай джол» (букв. «путь к богу») – моление о дожде, но с использованием в жертву не коровы (как у казахов), а барана.

Вхождение в состав Астраханского края ногайцев в период после присоединение Нижнего Поволжья к Московскому государству определило дальнейшее развитие ногайского хозяйственно-культурного комплекса. Очевидным становится факт трансформации традиционно-бытовых особенностей астраханских ногайцев под влиянием городской среды и отношениями с другими народами, прежде всего со средневолжскими татарами-переселенцами.

Но будет справедливым сказать, что ногайский этнокультурный компонент, прежде всего юртовской группы,  служил некоторым базисом, который определял особенности социокультурной и языковой среды тюркского населения, занимавшего местность вокруг города Астрахани.  

Опубликовано:     Викторин В.М., Идрисов Э.Ш. Этническая история и традиционно-бытовая характеристика

астраханских ногайцев // Краеведческие чтения. Астрахань, 2011. Вып. 3. С.308-312.



Источник: http://etnokonf.astrobl.ru/document/577
Категория: Ногайцы | Добавил: Дмитриева (28.07.2011)
Просмотров: 1200 | Теги: ногайцы, ногайцы в Астрахани | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017