Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Народы края [15]
Астраханские казаки [9]
Казахи [6]
Калмыки [12]
Татары [2]
Ногайцы [2]
Евреи [2]
Немцы [1]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 772
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Народы Астраханского края » Татары

АСТРАХАНСКИЕ ТАТАРЫ (Из сочинений историка Г. Е. Грумм-Гржимайло.)

В низовьях Волги существовало также Астраханское ханство, обитатели которого являлись потомками тюркоязычных народов, издавна проживавших в этих местах, половцев и других золото-ордынских кочевников; много было здесь ногаев — переселенцев из Ногайской Орды. Ханство существовало почти полтора столетия и почти всё это время зависело то от Крыма, то от Ногайского государ­ства, то от России. После завоевания Казани перед российским правительством открылась перспектива взять под свой контроль всю

Крымские татары. XVIIVIII вв.

Служилые касимовские татары.

ЗОЛОТАЯ ОРДА И ЕЁ СТОЛИЦА

Ещё до похода в Россию Батый отделил своему  старшему брату Орде-Ичену восточную часть улуса; в свою очередь этот последний выделил своему брату Шейбану в воздаяние,  будто бы за проявленную отвагу во время похода на Русь,   территорию от вершин Яика (Урала. — Прим. ред.) до низовий Сырдарьи. Таким образом улус Джучи распался на три части: Батыеву от Карпатских гор на западе до реки Яика на востоке,   Шейбана — от Яика до Сырдарьи,   и Орды-Ичена — отсюда на восток до Саян и Байкала; но и Шейбан и Орда-Ичен,  как и их преемники, всегда признавали старшинство золотоордынских ханов,   что,   между прочим,   выражалось в том,   что они всегда помещали их имена во главе своих ярлыков.

За улусом Батыя утвердилось название Золотой орды,   за улусом Орды-Ичена — Белой орды. Что же касается названия Синей орды,   т. е. Младшей,   т. к. у монголов синий цвет пользовался меньшим почётом, чем белый,   то оно стало прилагаться к Золотой орде, по-видимому,   после того лишь,   как род Батыя пресёкся и на золотоордынский престол вступили князья из дома Шейбана,   что произошло во второй половине XIV столетия.»

«Батыю приписывают основание на левом берегу Ахтубы,   на том месте,   где ныне село Селитренное, города Сарая,   что,   однако,   не вполне верно. Город существовал здесь и прежде,   Батый же перенёс в него лишь свою резиденцию. Впервые история упоминает, однако,   о нём только под 1261 годом,   когда в нём с разрешения хана Берке учреждена была русская право­славная епархия. Столицей ханства он оставался до первых лет правления хана Узбека,   т. е. приблизи­тельно до 1315 года,   когда этот хан перенёс свою резиденцию в Новый Сарай,  построенный им выше по течению Ахтубы,   на месте нынешнего города Царёва. К Новому Сараю относятся следующие слова араб­ского путешественника ибн Баттуты: «Это один из красивейших городов вселенной,   занимающий огромную площадь,   с красивыми базарами и широкими улицами; для объезда его понадобился целый день с раннего утра до солнечного заката; и всё это сплошной ряд домов,   среди которых нет пустопорожних пространств или садов; в нём 13 сборных мечетей,   не считая многих других; население образуют монголы,  аланы,   кипчаки,   черкесы, русские,   греки; купцы же встречаются из обоих Ираков (Персии),  Египта,   Сирии и других стран; дворец хана носит название Алтун-таш». В 1375 году во время междоусобий он был ограблен новгородскими речными разбойниками,   в 1395 же году обращён эмиром Тимуром в груду развалин. Тогда столица хан­ства вновь перекочевала в Старый Сарай,   который подвергался грабежам вятичей в 1472 году и русского воеводы Ноздреватого в 1480 году; окончательно же город был разрушен в 1502 году союзником русского царя ИоаннаIII крымским ханом Менгли-Гиреем».

 В 1556 г. полки Ивана Грозного без боя заняли Астрахань, и ханство было ликвидировано. Большая часть немногочисленных астраханских татар смеша­лась с ногаями, а позднее — с калмыками, которые в XVII в. перекочевали из Казахстана.

СЛУЖИЛЫЕ ТАТАРЫ

После распада Золо­той Орды татары не­редко переселялись в пределы Московского госу­дарства. Отпрыски знатных ордынских фамилий вместе с семьями, воинами и приверженцами при­езжали к великим князьям и просили предоста­вить им места для проживания. Князья соглаша­лись, но за это требовали от будущих подданных полной политической и военной поддержки. Всё это очень напоминало отношения между великими и вассальными князьями, русскими государями и теми, кто нёс службу в их владениях. Поэтому такие татары стали называться служилыми. В раз­ное время выехавшим из Орды и её наследных ханств «царевичам» давались в удел такие города, как Звенигород, Кашира, Юрьев-Польский... Ус­ловия были жёсткими: в любой момент город мог­ли отобрать, заменить его на другой или вообще оставить без удела данного татарского предводи­теля, если его поведение не нравилось русским властям. Кроме того, для постоянного поселения выходцам из Ногайской Орды был отдан городок Романов на Волге, а сыну первого казанского хана Улуг-Мухаммеда Касыму — Городец в Мещёрской земле (с того времени и доныне этот город в Рязан­ской области носит название Касимов). Владения вокруг Касимова составили зависимое (вассальное) от Москвы ханство. Его правители назначались царём и всецело зависели от него.

Почему же всё более крепнувшее Московское государство делилось землями с бывшими порабо­тителями? Что было привлекательного в них для правительства? Во-первых, высокое происхожде­ние татарских эмигрантов позволяло им претен­довать на ханские троны в Казани, Астрахани и Бахчисарае. А так как эти люди целиком зависели от русского царя, то в тех случаях, когда московские ставленники становились ханами, татарские государства превращались в союзников, а иногда и вассалов России. Однажды дошло до того, что царь Иван IV выдал ярлык хану Едигеру на право царствовать в Сибири.


Во-вторых, длительное подчинение Руси Золо­той Орде выработало стойкое почитание династии Чингисхана, которая правила там. По сви­детельствам средневековых источников, татарские «царевичи» при кремлёвском дворе считались «честию бояр выше», т. е. их происхождение расценивалось как более благородное и высокое, чем происхождение русской боярской знати. Ясно, что внешнее преклонение и придворный цере­мониал в отношении служилых ханов — потомков Чингисхана — были столь же пышными, как и в отношении русских государей — потомков Рю­рика. То один, то другой служилый хан («царь»,

как называли их в русских летописях и докумен­тах той эпохи) оказывался наиболее прибли­женным к московскому государю. И не раз, отправляясь в далёкий военный поход, великий князь или царь передоверял управление страной не родственнику или союзному князю, а одному из своих татарских подданных. При Иване Грозном, когда территория государства была разделена на опричнину и земщину, власть над земской частью державы поручалась потомкам татарских ханов. В 1575 г. царь Иван даже на время уступил престол служилому хану Симеону Бекбулатовичу, а после смерти Грозного бояре собирались венчать на царство Симеона, чтобы не допустить к власти Бориса Годунова. Желательным условием для счастливой карьеры татарского сановника на Руси было его обращение в православную веру. Потому так непривычно звучат имена служилых «царей» и «царевичей», сыновей некрещёных отцов: Симе­он Бекбулатович, Симеон Касаевич, Александр Сафа-Гиреевич, Пётр Ибрагимович, Михаил Кайбулович и т. п.

Основная же польза служилых татар для Московского государства состояла в их военном мастерстве. Многочисленная татарская конница, лёгкая на подъём, очень манёвренная и быстроход­ная, не требовала длительного приведения в боевую готовность в случае войны. Необычная для европейских солдат тактика в походах и сраже­ниях не раз приводила к победе русских войск, если в их составе находились отряды служилых татар. Можно утверждать, что и Ливонская война в Прибалтике и Белоруссии (1558—1583 гг.) велась в значительной степени силами татарских под­данных московского царя. Источники сообщают о начале этой войны так: «Послал царь и великий князь (Иван IV. — Прим. ред.) воевать ливонские земли из Пскова зимою, за то, что магистр и архиепископ и вся Ливонская земля неисправно платили дань, царя Щигалея Шигавлеяровича (т. е. бывшего казанского и касимовского хана Шах-Али. — Прим. ред.), да царевича крымского Тохтамыша, да астраханского царевича Кайбулу и иных бояр и воевод».

В самом деле, давайте представим чувства тех же ливонских рыцарей в сражении с татарами. Привыкшие к размеренному передвижению в строю, к европейским способам ведения боя, к упоительным атакам под развёрнутыми знамёна­ми, рыцари терялись перед новым противником. Вот скачет ливонец навстречу смуглому конному копейщику в мохнатой шапке, намеревается пронзить его пикой — а татарин вдруг резко сворачивает в сторону на своей обученной лошади и выволакивает немца из седла особым крюком, который, оказывается, прикреплён у него под наконечником копья. А за ним уже несётся следующий татарин с занесённой саблей... Ливонец гарцует перед вражеским богатырём, хочет скрестить клинки в честном поединке — и вдруг откуда-то сбоку летит аркан, и рыцарь валится наземь,  становясь неповоротливым и беспомощным в своих пудовых латах. Много раз холодело на душе у польских, литовских, немецких, шведских противников России, когда горизонт на поле брани темнел от многотысячной конной лавины. Татары шли в наступление не под привычными для европейцев весёлыми разно­цветными флагами, а под зловещими бунчу­ками — конскими хвостами на рогатых шестах — и под дикий громоподобный рёв «ура» (т. е. «вперёд» по-монгольски). На протяжении трёх столетий — XV, XVI и XVII — рати служилых татар составляли важную часть общероссийской армии.

Итак, в результате многочисленных войн, дипломатических ухищрений и переселений к началу XIX в. в составе России оказалось большинство тюркского населения бывшего Улуса Джучи (Золотой Орды). Даже те его жители, которые перебрались в Литву и Польшу, стали в конце концов

российскими подданными после известных разделов Речи Посполитой. Почти все эти народы назывались общим словом «татары». Данное понятие в русском языке до начала XX столетия служило для обозначения тех, кто говорил на тюркских языках. Поэтому татарами называли также иазербайджанцев, и хакасов, и другие народы востока и юга Российской империи. В XX в. этноним «татары» сохранился за тюрками Поволжья, Крыма и Западной Сибири, которые живут за тысячи километров от Монголии, где некогда и появилось слово «татары».




Источник: http://www.enoth.narod.ru/enc/1/9_6.html
Категория: Татары | Добавил: Дмитриева (26.06.2011)
Просмотров: 564 | Теги: астраханские татары, татары | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017