Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела  
Исторические личности [36]
Люди искусства [11]
Наши современники [1]
Астраханские писатели и поэты [21]
Марков А. [11]
Знаменитости на астраханской земле [4]


Форма входа


 Наш опрос
     
Оцените мой сайт
Всего ответов: 815
  

С 7.02.2013 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Персоналии » Люди искусства

Догадин Павел

Начало Астраханской картинной галерее было связано с именем Павла Михайловича Догадина, сына астраханского торговца скобяными товарами. П.М.Догадин, инженер по образованию, увлекся идеей собрать коллекцию картин для города. Это его желание возникло не на пустом месте. В 1887 году в город прибыла выставка художников-передвижников. Впервые астраханцы увидели полотна великих мастеров – И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Шишкина и других(1). Кроме то-го, можно предположить, что на решение П.М.Догадина сказалось значительное влияние П.А.Власова. Выпускник Академии художеств, талантливый педагог, Власов создал в Астрахани художественную школу. Одно время он преподавал в Реальном училище, где в эти годы учился П.М.Догадин.

В 1912 г. П.М.Догадин приобретает у московского коллекционера А.Г.Голикова три первые свои картины: этюд к «Цветущему лугу» И.И.Левитана«Валаам» И.И.Шишкина, «Волга. Облака» И.Л.Калмыкова. Эти картины и заложили основу будущей галереи. Догадин завязывает переписку с коллекционерами и торговцами картин, с художественным магазином И.Дациаро и другими. Он приобретал картины с выставок «Мир искусства», «Союз русских художников», с посмертной выставки В.А. Серова, с персональной выставки А.Н. Бенуа, а также у самих художников: М.В. Нестерова, Н.П. Крымова, К.Ф. Юона.

В одном из своих писем к художнику М.В. Нестерову Догадин писал о желании передать в дар Астрахани собираемую им коллекцию. Нестеров отвечал: «...Можно только приветствовать... прекрасное намерение Ваше со временем принести свое собрание в дар родному городу. Такое намерение Ваше мне столь понятно... Желаю от души... Вам со временем испытать те прекрасные чувства, которые некогда переживал в ином масштабе незабываемый Павел Михайлович Третьяков..» (1916. Москва. 16 апреля. М.В. Нестеров - П.М. Догадину).

За пять лет (1912-1917) Догадин собрал внушительную коллекцию.
Изображение:Dogadin1.jpg

                                                                                     Домик Догадина
С развитием революционных событий 1917-1918 гг. и гражданской войной П.М.Догадин, опасаясь за сохранность своей коллекции, решил поспешить с передачей ее под охрану Советской власти: «21 октября 1918 года в культурно-просветительский отдел Совета Профессиональных Союзов Астраханского края поступило заявление от Павла Михайловича Догадина о желании пожертвовать городу коллекцию картин, рисунков, автографов, библиотеку «с целью способствовать тем самым поднятию культурного уровня рабочего населения Астрахани».(2)

Для принятия коллекции была назначена комиссия, в которую входили художники П.И. Котов, В.А. Эйферт, Н.П. Протасов. Они составили опись коллекции, сформулировали «Положение о музее», избрали комитет по заведованию галереей. П.М. Догадина назначили заведующим. В знак уважения к его собирательской деятельности и бесценному дару городу галерее присвоили наименование: «Картинная галерея Совета Профессиональных Союзов имени основателя П.М. Догадина». 12 ноября был подписан акт приема коллекции, а 15 ноября в доме дарителя - на набережной реки Кутум, №39 состоялось - торжественное открытие галереи. Вход был бесплатным.

П.М.Догадин заведовал галереей только один год и 14 дней. В декабре 1919 г. он умер от тифа. Все свои средства он вложил в создание художественного музея, и потому похороны были совершены на казенный счет. Похоронили его в фамильном склепе рядом с родителями в Покрово-Болдинском монастыре.

Поскольку музейный фонд увеличился в три раза, особняк Догадина стал для него тесен. 12 августа 1921 г. в распоряжение галерее был передан красивый трехэтажный особняк купца Плотникова на Большой Дмитровской (улица Свердлова), куда она и переехала 12 августа 1921 г. и находится и по сей день. А дом Догадина был забыт. Его начинают теснить новостройки, расположенные рядом. И прохожие, проходя мимо, удивляются, почему до сих пор не снесли этот давно неремонтированный домишка.

1. История Астраханского края (под ред. Проф. Н.М.Ушакова). – Астрахань, Изд-во АГПУ, 2000. С. 993.

2. Астраханская картинная галерея им. Б.М.Кустодиева. – Астрахань, 1993. С. 6.

В рамках реализации издательских проектов к 450-летию основания Астрахани вышла в свет книга «Коллекция Павла Догадина» Татьяны Слободских из серии «Астраханская губернская библиотека».

Татьяна Яковлевна Слободских – по образованию историк, работает в картинной галерее более 30 лет. С первых лет работы стала заниматься исследовательской деятельностью, изучая материалы об истории создания художественного музея, интересовалась судьбами людей, стоявших у истоков коллекции картинной галереи. Результатом многолетних поисков стали статьи, напечатанные в газетах, сборниках, изданных Государственным Русским музеем в Петербурге и Научно-исследовательским институтом теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств в Москве. 


Главной темой для автора являются собирательская деятельность Павла Догадина, этапы формирования коллекции картинной галереи в нашем городе и, конечно, личность самого Догадина. В декабре 2008 года Астраханской государственной картинной галерее имени Павла Михайловича Догадина исполнится 90 лет. Собрание музея знают во многих странах. Картины из коллекции часто участвуют в больших выставках в Германии, Франции, Бельгии, Китае, Японии, Корее, Италии, Швеции, Швейцарии. Очень часто посетители музея удивляются, как чуду, богатству и значимости собрания художественного музея в Астрахани. 

Павел Михайлович Догадин (1876 – 1919) – коллекционер, основатель художественного музея в Астрахани. Родился в купеческой семье, окончил реальное училище, а затем Высшее Императорское техническое училище в Москве, где получил диплом инженера-механика. Приобретать произведения искусства начал с 1912 года. В декабре 1918 года в доме Павла Михайловича на набережной реки Кутум открылась картинная галерея Совета профессиональных союзов имени основателя П.М. Догадина, коллекционер был назначен заведующим и хранителем музея. При передаче своего собрания городу Павел Михайлович сформулировал свои пожелания: в название картинной галереи навсегда должно войти указание, кем она основана; основатель должен состоять ее заведующим или пожизненным хранителем; все предметы ни в коем случае не могут быть изъяты или увезены из Астрахани; на всех предметах искусства должны быть обозначения, что пожертвованы Павлом Михайловичем Догадиным. 

Полный каталог коллекции Догадина издан впервые. Презентация книги, изданной в рамках проекта "Астраханская губернская библиотека" состоится 11 января в зале Астраханской государственной филармонии
.

Догадин и его потомки

Ознакомившись с предложенными темами конкурса, я для себя сразу же определила историческое направление. Важную роль в этом выборе сыграли события в моей семье. Мама вышла второй раз замуж. Моим вторым папой стал Миронов Анатолий Петрович. Как оказалось, его родственники по женской линии имеют непосредственное отношение к известному астраханскому купцу Павлу Михайловичу Догадину, чье имя носит наша картинная галерея. К сожалению, я ничего не знала об этом человеке. В картинной галереи была всего один раз и давно. Я решила провести небольшое исследование и выяснить следующее:

-Догадин П. М. - коллекционер и основатель галереи;

-связь семьи папы с личной жизнью П. М. Догадина;

-судьба наследия купца и исторических памятников, связанных с ним, в
нашем городе.

Мой папа, Миронов Анатолий Петрович решил мне помочь, познакомил меня со своей бабушкой Кузнецовой Александрой Алексеевной. Меня встретила очень радушная и гостеприимная женщина. (Приложение№1). Она угостила нас чаем. На столе разложила старые сохранившиеся фотографии, статью « Марфа и Таисия» из газеты « Волга» за 1998 год тогдашнего научного сотрудника картинной галереи Слободских Татьяны Яковлевны.

Из рассказа Александры Алексеевны и прочитанной статьи я узнала, что давным-давно в начале XX века молодая красивая казачка Дьяконова Марфа сбежала из Камышина от пьяницы-мужа. Своего единственного сына Леонтия оставила до поры до времени у своей мамы и поплыла на пароходе в Астрахань. Приехала к дальним родственникам, где поступила в услужение к семье богатого купца М. П. Догадина. После смерти родителей в этом доме все дела по семейной коммерции пришлось взять на себя старшему сыну Павлу Догадину. Вскоре в жизни Марфы произошли изменения. В 1911 году в станице Александра Невского около Камышина скончался ее муж Рожнов Дмитрий. Марфа решила забрать из Камышина своего сына и осиротевшую пятилетнюю племянницу Таю. Вскоре Марфа становится гражданской женой Павла Догадина. (Приложение № 2). Это самая ранняя фотография Марфы, сохранившаяся в семье, и относится к этому времени. В семье помнят, что она была темно-русая, высокая, статная с красивыми чертами лица и с большими натруженными руками.

Догадин берет на себя обязанности опекуна пятилетней девочки Таисии, которая сразу стала звать свою тетю мамой, так и осталось это на всю жизнь. На одной из сохранившихся фотографий 1915-16 годов Тая стоит в форме ученицы гимназии, на груди большой медальон, в руке держит ридикюль. Правой рукой она опирается на стилизованный пенек. Красивая девочка, особенно привлекают большие выразительные глаза (Приложение№3). Павел Михайлович возил Марфу и Таю в Пятигорск и Кисловодск. Возможно, именно эту поездку на Кавказ и запечатлела фотография (Приложение№4). На фото сам Павел Догадин сидит на скамье. Рядом с ним Дьяконова Марфа. Между ними стоит племянница Рожнова Таисия на фоне южной архитектуры, скорей всего, у какого-нибудь источника курорта. В семье Рожновых-Кузнецовых помнят, что Догадин и Марфа ездили в паломничество в Иерусалим. Долго в семье Марфы хранились цветные открытки с видами вечного города и с фигурками монашек. В памяти девочки остались частые поездки за город на пикники. Потом, рассказывая своей дочери Александре и внукам о жизни в доме Догадина, Таисии Дмитриевне трудно было сдержаться от слез. Это были лучшие и счастливые годы ее жизни. С 1914 года Павел Михайлович переезжает из родительского дома с улицы Эспланадная на Набережную реки Кутума, 39.

Мы с папой взяли фотоаппарат и отправились по местам в нашем городе, связанные с Павлом Михайловичем Догадиным. Побывали на улице Трусова, 25(ранее Эспланадная), где был купеческий дом Догадиных. Этот дом чудом сохранился и стоит под охраной государства. Затем мы посетили нашу картинную галерею. (Приложение№5). Директор галереи Марисова Наталья Дмитриевна с радостью мне предоставила возможность поработать с информацией о Павле Догадине, найденной сотрудниками галереи. К сожалению, сами картины и многое другое из того, что осталось от коллекции Догадина, мне так увидеть и не удалось. Галерея закрыта на ремонт до 2008 года. Все картины были упакованы. (Приложение№ 6 ).

В метрической книге Николо-Гостинной церкви города Астрахани за 1876 год сделана запись под № 32. « 9 октября родился Павел, крещен 18 октября. Родители - Астраханский купеческий сын Михаил Павлович Догадин и законная жена олимпиада Васильевна, оба православные». Ни родители, ни родные не подозревали, что их сын подарит Астрахани ценнейшее собрание картин, автографов, библиотеку и свой дом для открытия художественного музея. Отец Павла Михайловича занимал разные должности: член Городской властной думы, присяжный заседатель, член совета при городской Ремесленной школе Императора Александра П. В августе 1888 года Павел поступает в Реальное училище. Под влиянием опытного, умного педагога сформировался художественный вкус Догадина, чутье будущего коллекционера. Затем Павел окончил Императорское Московское Техническое училище (ныне Технический университет имени Н.Баумана) со званием инженера-механика. «Москва дала Догадину не только технические знания, она захватила его своей новизной: множество храмов, монастырей, особняки разных архитектурных стилей, библиотеки, музеи. Особенно влекли антикварные, художественные магазины, выставки современной живописи. Первые попытки коллекционирования начались именно в Москве.

Там же он сошелся со многими ценителями живописи. По свидетельству современников, Павел Михайлович был скромным, стеснительным человеком, но если судить по его переписке (хранится в Астраханском архиве), он был

натурой, искавшей творческого общения, с тонким эстетическим вкусом. Человеком высокой культуры»1.

В 1912 году Павел Михайлович начинает переписку с известным московским коллекционером А. Г. Голиковым. У него Павел Михайлович приобретает два этюда И.И. Левитана « Берег озера», « Цветущий луг», этюды и пейзажи таких художников, как С.А. Коровин, С.В. Малютин, Н. К. Рерих, И. И. Шишкин, В. Д. Поленов К. А. Сомов.

В письмах к Нестерову еще в 1915 году коллекционер поделился своей мечтой передать свою коллекцию городу. Возможно, скорым решением отдать все городу стал арест в 1918 году Догадина и Марфы Дьяковой после доноса соседей новой власти. Александра Алексеевна рассказывала, что по воспоминаниям своей мамы Таисии Дмитриевны, та пережила несколько страшных дней летом 1918 года, когда 13 летняя девочка осталась одна во всей усадьбе, в огромном доме. Все считали, что у купца много золота. Обыскали тщательно всю усадьбу, дом, но ничего не нашли. Купца и экономку отпустили.

Но не увидели товарищи-революционеры истинного золота. В комнате дома на Набережной висели картины Нестерова, Левитана, Куинджи, Врубеля. Для коллекционера Догадина это и было истинным богатством, его золотом.

21 октября 1918 года в культурно-просветительский отдел Профессиональных Союзов Астраханского края поступило заявление от П. М. Догадина о желании пожертвовать народу свою коллекцию картин, рисунков, автографов, библиотеку с целью способствовать тем самым поднятию культурного уровня рабочего населения Астрахани. Открытие музея в глубокой провинции в гражданскую войну - это уникальный случай. С наступлением революционных событий Догадин волновался за судьбу коллекции.

Он передал городу более 100 живописных и графических произведений, около 90 автографов писателей, музыкантов, поэтов и исторических деятелей.


Ткачева Н Г. История русской культуры Астраханского края. (ХУ1-ХХ в.в.)Астрахань, 2001 г., с. 74.

«Первыми автографами были письма Л. Н. Толстого, которые Догадин приобрел в 1911 году у литератора Ивана Федоровича Наживина. Большинство автографов Павел Михайлович Догадин покупал в антикварном магазине Я. Шилова. 14 ноября 1915 года Догадин получил специальной бандеролью рисунок Айвазовского, письмо композитора Аренского, рукописную поэму « Каснарка» Крузе, рисунок Маяковского, диплом сенатору Лаврову за проведенную в Астрахани ревизию... За все эти раритеты Догадин заплатил 176 рублей. Вскоре Шилов порадовал Догадина предложением приобрести автограф императора Петра I ценой 100 рублей. Также Шилов знал, что Догадина особо интересуют документы, связанные с Астраханью. К сожаленью, не сохранилось и описи автографов, которые Догадин также подарил астраханцам. Несгораемый сейм с автографами при картинной галереи. Но где-то в 30-годы прошлого века комиссия ЦИК СССР изъяла многие автографы, передав их в другие музеи» .

Догадин Павел Михайлович был заведующим галереей всего один год и 14 дней. За этот период он увеличит собрание в 2 раза. Как хранитель ценностей галереи, он составил описи, сметы, каталоги, работал в библиотеке, куда передал все свои книги по искусству. Как и каждому служащему, Павлу Михайловичу полагалось жалованье. Он от него отказался: он считал кощунством получать деньги за свою мечту, за любовь к искусству. В первые годы картинная галерея носила имя своего основателя.

Дьяконова Марфа Никитична из экономки превращается в музейную служительницу. Она была с ним все время рядом: когда Павел Михайлович покупал картины и переписывался с владельцами художественных магазинов, с художниками, и когда основал художественный музей. Она не боялась никакой работы. Скончался Павел Михайлович неожиданно 29 декабря 1919 года от брюшного тифа в возрасте 43-х лет. Похоронен он вместе с родителями в склепе Покрово-Болдинского монастыря. В настоящее время нет того

2. « Волга», 02 10. 88 г. №252.

монастыря, нет собора, все это уничтожено. Место закатали асфальтом и устроили стоянку машин. А под асфальтом покоится прах астраханских купцов Макаровых-Догадиных. Только после кончины основателя галереи окажется, что Догадин ничего не оставил себе на « черный день». « Из протокола Заседания Президиума Совета Союзов - 25 января 1920 года:

Председатель - Трофимов,

Секретарь - Эйферт.

Слушали: ходатайство Совета картинной галереи от 17 января сего года о покрытии расходов, связанных с погребением П. М. Догадина.

Постановили: принять на счет культотдела расход в сумме 4000 рублей на покупку гроба, перевоз тела и вскрытие склепа»3.

В последний путь его провожали несколько человек: преподаватель университета Д. Усов, двоюродный брат Егор Михайлович, первый экскурсовод библиотекарь и секретарь, молоденькая художница Ольга Недорезова.

Вот тогда по настоящему осиротели и Марфа и Тая. Девочке не пришлось больше учиться, гимназию она так и не окончит. Она научиться рукоделию: шить, вязать, вышивать. Это помогало ей как-то сводить концы с концами.

Небольшой одноэтажный особняк собирателя очень скоро стал тесен для музея. В 1921 году музей переводят из Догадинского дома в дом Плотниковых на улицу Большую Демидовскую (улицу Свердлова). Переезжает туда с Таечкой и Марфа. Она получает комнату в здании музея с окнами во двор. В обязанности Марфы входило топить печи на втором этаже. Было очень символично: она согревала картины, купленные Павлом Михайловичам, продолжала дело его жизни. Александра Алексеевна вспоминает, что это было для нее свято. Марфе одной приходилось пилить дрова, колоть, таскать. Печей

было много, в каждом зале. Топить надо было каждый день без выходных и праздников.

В 1929 году Тая выходит замуж за бухгалтера Алексея Михайловича Кузнецова. У них родится дочь Александра. После рождения дочери Александры они расстались. Так и остались при галереи три женщины: уже немолодая Марфа, Тая и ее крошечная дочь Саша. Марфа больше не пыталась устроить свою судьбу. Она понимала, что самое хорошее уже позади. Не сложилась и личная жизнь Таи. Посвятили они свои жизни маленькой Александре. Александра, она же ныне здравствующая Кузнецова Александра Алексеевна приходится бабушкой моему папе.

Жили они при галереи до 1942 года. В здании музея готовился к открытию госпиталь, картины были сняты, жильцов расселили по городу. Марфа покупает на Епанчине маленький домик, но не на счастье. Через год дом сгорит дотла. Марфа Никитична уже этого не переживет. Ее парализует, и в 1944 году ее не стало. Из-за этого пожара погибнет почти все, но несколько фотографий Тая все же спасет. Много лет Таисия Дмитриевна Рожнова проработает на рыбокомбинате простой работницей и скончается в семье любимой внучки в 1994 году. Когда мы вместе с папой составили генеалогическое древо Рожновых-Кузнецовых, то я для себя выяснила, что мой папа является правнуком Рожновой Таисии Дмитриевне, опекаемой в свое время Павлом Михайловичем Догадиным. ( Приложение№10 ).

Следующим пунктом моего исследования был дом бабушки Догадина и крестного отца - дяди Константина Павловича. В этот дом Догадин переезжает из родительского дома в 1914 году. Тогда это был небольшой усадебный дом с мезонином, выходящий пятью окнами на реку Кутум. Рядом по другую сторону ворот стоял небольшой флигель. В глубине большого двора конюшня, летняя кухня с погребом, прачечная и, конечно, просторный сад, т.е. все, что составляло обычно городскую усадьбу. За садом присматривал дворник, а в доме вела хозяйство экономка Марфа Дьяконова. В этом доме у Таи была своя комната, много игрушек, а когда подошло время учиться, ее определили в Мариинскую гимназию.

Работники картинной галереи очень обеспокоены состоянием бывшего дома Догадина на Набережной реки Кутума. Увидев, что стало с одним из памятников 19-20 веков, мне стало не по себе. Рядом строится здание «Астраханрисводстроя». Дом не загорожен от стройки. Около стен дома валялись лопаты, мелкая галька, кучи с песком, цементные заготовки, кирпичи и прочий строительный мусор. Вход в дом оказался открыт и любой мог зайти на « огонек». Оказалось, что одна из комнат стала своеобразной раздевалкой и кухней, комнатой отдыха для строителей новостройки. В глубь дома попасть трудно - висит замок. Складывается ощущение, что дом вот-вот упадет. (Приложения №№ 7, 8, 9,). В беседе с Татьяной Яковлевной Слободских, заведующей домом-музеем имени Б. Кустодиева я узнала, что домик Догадина продан частному лицу, и есть опасение, что этот дом снесут.

В одном из выпусков газета « Волга» за 12 сентября 2003 года я нашла следующий материал. «Дом Догадина уже был под угрозой уничтожения. Половину догадинской усадьбы отвели под новое строительство. Руководство «Астраханрисводстроя» даже пыталось снести дом Догадина и на его месте построить автомобильную стоянку. Картинная галерея поставила дом на государственную охрану. Был сделан заказ Государственной дирекции охраны памятников архитектурно-планировочное задание на этот дом с целью его музеефицирования. Последний раз вопрос о доме Догадина обсуждался в мае 2003 года в беседе директора картинной галереи Л. И. Ильиной с А. П. Гужвиным. Решался вопрос об открытии музея меценатства в доме Догадина. Но пока галерея наивно полагала,4 что дом находится под охраной государства, ГИЛУ «Наследие» дало разрешение на продажу квартиры в мемориальной части дома. « В свое время безжалостно был снесен дом Павла Алексеевича Власова, Героя труда, учителя Бориса Кустодиева, не спасла и мемориальная доска на доме основателя художественной школы. Теперь очередь за домом Догадина?».

Справедливо, что имя Догадина вернули картинной галереи. Остался его дар. Неужели исчезнет последняя память о нем? Его дом на Набережной реки Кутума. На нем до сих пор не установлена мемориальная доска с именем П. М. Догадина. Я знаю, что некоторые конкурсные работы читают депутаты нашей Астраханской думы. Считаю свою работу официальным обращением к ним.

Вопрос реставрации догадинского дома годами обсуждается в прессе, в уютных государственных кабинетах. В настоящее время в связи с подготовкой к юбилею города эта проблема должна быть решена в интересах горожан, нас, детей. В фондах картинной галереи лежат бесценные художественные сокровища, которые посетители не видят - их негде выставлять. И лучшего места им, возможно, сменным выставкам, чем дом-музей П. М. Догадина, пока не найти. Способствовать развитию культуры в большом и малом - это настоящий долг всех горожан.

 

4« Волга», № 136, 12 сентября 2003 г.

... сайт Астраханской государственной картинной галереи им П.М.Догадина http://agkg.narod.ru/istor.htm
Категория: Люди искусства | Добавил: Дмитриева (08.01.2008)
Просмотров: 4845 | Рейтинг: 5.0/2
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2024