Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела  
Исторические личности [36]
Люди искусства [11]
Наши современники [1]
Астраханские писатели и поэты [21]
Марков А. [11]
Знаменитости на астраханской земле [4]


Форма входа


 Наш опрос
     
Оцените мой сайт
Всего ответов: 815
  

С 7.02.2013 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Персоналии » Марков А.

Марков А. С. Братья Сапожниковы
Астраханская губернская библиотека
 Каждую новую книгу Александра Маркова читаешь не просто с интересом, а с восхищением перед его литературным и историческим подвижничеством.

Это Александр Марков вернул имя почетного гражданина Астрахани Ивана Андреевича Варвация не только нам, но и его родине - Греции, дополнив славную биографию его боевых и трудовых подвигов благодетельными деяниями в нашем городе и Таганроге в годы его российского подданства. Великолепная колокольня в знаменитом Астраханском кремле, Варвациевский канал, прорытый по желанию Великого Петра I, - вот доныне живая память его добрых дел. А судьба героя Греции полно и ярко предстает в замечательной книге Маркова "Варвакис”.

Это Марков первым познакомил своих земляков с удивительной личностью ученого-энциклопедиста, первого русского историка Василия Никитича Татищева в своей книге "Тайный советник”, а нам, астраханцам, еще и повезло, что именно Татищев был в 1741-45 годах астраханским губернатором, и его научное наследие до сих пор вызывает интерес всего ученого мира. Именно в Астрахани он начал писать свою "Историю государства Российского”, и астраханские архивы хранят еще нераскрытые тайнописи его служебной переписки.

О чем бы ни писал Александр Марков, он обязательно обращается к людям, возвращая нам удивительные судьбы наших земляков. Вот и в недавно вышедшей книге "Астраханские иконы”, потрясающем авторском исследовании духовного пласта нашей истории, Александр Сергеевич извлекает на свет из глубины времен имена талантливых астраханских иконописцев и тем самым дарит им благодарную вечность.

Но Марков дарит и новые открытия. У астраханцев старшего поколения фамилия Сапожниковы еще, пожалуй, на слуху, в памяти, но с навязанным идеологическим стереотипом советского периода, почти по Маршаку: "владелец заводов, газет, пароходов”, а Сапожниковы к тому же владели и рыбными промыслами, винными погребами и т.д. В новой книге "Братья Сапожниковы”, вышедшей весной в серии "Астраханская губернская библиотека”, Александр Марков прослеживает судьбу нескольких поколений династии, прославившей губернию вплоть до рокового семнадцатого года минувшего столетия. Ее чтение увлекательнее любого модного бестселлера, потому что автор проделал большую исследовательскую работу, собирая по крупицам в архивных фондах и библиотечном океане книг факт за фактом, уточняя, выверяя и сопоставляя степень родства, истоки фамилии, энергетику характеров, скрытую, казалось бы, завесой времени. Редко кто из нас, сегодняшних, знает историю своей семьи, своего рода далее трех поколений, а Марков с присущей ему скрупулезностью восстанавливает истоки неистового трудолюбия и благодетельную цепь добродеяний и поступков Сапожниковых, выбившихся "в люди” из простой крестьянской семьи.

"Портрет П.С. Сапожникова” кисти крепостного художника Николая Аргунова, копия которого находится в Астраханской картинной галерее, становится отправной точкой, той нитью Ариадны, которая увела писателя в семидесятые годы восемнадцатого века, когда отец Петра Сапожникова, крестьянин-старовер из саратовской деревеньки Малыковка, был повешен на сельской площади за участие в пугачевском бунте. Однако тесен мир! О расправе сообщает не кто иной как поручик царской армии Гавриил Державин, будущий российский поэт, отряд которого был отправлен на подавление мятежа. Но Марков не был бы Марковым, если бы ограничился только непреложностью факта.

Ему повезло, а может, потому и везет, что он сам грузит и везет этот умножающийся исторический воз событий, фактов, лиц, - и, будучи еще тогда в Ленинграде, Марков встречается с Г.А. Шретер, внучкой М.А. Сапожниковой-Бенуа, которая не только знакомит его с семейным преданием, записанным ее матерью, но и дарит копию рукописи. А в ней – несколько иная версия изложенного выше факта. Когда во время пугачевского бунта в Малыковку вошел отряд Державина, командир приказал доставить старосту и сельскую казну. Старостой был Семен Сапожников, а казну сразу не нашли, и старосту повесили. Приказ был выполнен мгновенно. Но вскоре казна нашлась, а старосту уже похоронили на старообрядческом кладбище. Позже внуки Сапожникова построили на этом месте церковь, а ранее была возведена часовня.

Петру Сапожникову в то время было двенадцать лет. Я берегу время читателей и газетную площадь, чтобы не повторять вслед за автором путь становления крестьянского мальчика из сельца Малыковка. Уверена, что каждый, кто раскроет книгу "Братья Сапожниковы”, не оторвется от чтения, потому что автору удалось воссоздать колоритные фигуры, яркие личности этого семейства, прославившегося в Вольске, потом в Астрахани и в Санкт-Петербурге недюжинной энергией и предпринимательским талантом, щедрой благотворительностью и беспримерным усердием на благо города и горожан.

Знаете ли вы, что по заказу Петра Семеновича Сапожникова в 1818 году в Петербурге были искусно исполнены серебряные царские врата весом в 32 пуда для нашего Успенского собора, а еще раньше, в 1812 году, на его же средства сделаны под мрамор стены и столпы верхнего этажа в соборе, которым восхищался еще Петр Великий. Это еще не говоря о безвозмездной услуге государству по провозу провианта к действующим в Персии русским войскам, за что был награжден золотой медалью с бриллиантами. А большие денежные пожертвования по предотвращению эпидемии чумы в Астрахани. А помощь русской армии во время нашествия Наполеона. Петр Сапожников был патриотом России, как и герой Чесменской битвы Иван Андреевич Варваций, с которым вместе вели дела и торговые операции, вместе участвовали в благотворительности, если так скромно можно назвать их огромный вклад в украшение города.

А книга, собственно, о детях Петра Семеновича – Александре и Алексее Сапожниковых, достойных своего отца, и втором поколении братьев - Александре Александровиче и Алексее Александровиче. В оглавление книги вынесено, кстати, название 60-сильного буксирного парохода "Братья Сапожниковы”, возившего по Волге караваны с рыбной продукцией.

Вот только названия некоторых глав: "Александр Сапожников и декабристы”, "Собрание картин Александра Сапожникова”, "Сапожниковы и Шевченко”, "Каспийские экспедиции Карла Бэра”, "Царь-освободитель на Житном промысле”, "Из книжного собрания Сапожниковых”, "Высокие гости на Оранжерейном промысле Сапожниковых”, "Мадонна Бенуа”. Как не напомнить, что это та самая "Мадонна с цветком” Леонардо да Винчи, изображением которой открывается почти каждый красочный альбом Эрмитажа. Картину дочь Александра Александровича Сапожникова получила в дар от отца вместе с другими свадебными подарками. Об истории и легендах ее приобретения, о подтверждении авторства и обо всех перипетиях ее появления в коллекции Эрмитажа в авторском исследовании Маркова рассказывается увлекательно и до деталей точно. Мария Александровна уступила картину за 150 тысяч рублей Эрмитажу вместо 187 тысяч, которые предложил английский антиквар Дювин. Согласие на приобретение "Мадонны с цветком” ("Мадонны Бенуа”) дал Николай II, а сумма должна была выплачиваться владелице из рода Сапожниковых в течение десяти лет, но все же она предпочла Россию, поскольку была "очень русской и большой патриоткой”. В январе 1914 года полотно Леонардо поступило в Эрмитаж, а в декабре 1918 года Велимир Хлебников в своей статье "Астраханская Джиоконда”, опубликованной в газете "Красный воин”, задает риторический вопрос: "Не может ли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани? Если да – то бесценная эта картина должна быть водворена на свою вторую родину. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ, и взять из Астрахани "Мадонну” - не значит ли это отнять у бедного его последнюю овцу?”

Но ось времени уже надломилась. Последнего управляющего Оранжереинским промыслом Сапожниковых Василия Корнеева застрелили бандиты в 1922 году прямо в его кабинете. Владелица бесценного полотна Мария Александровна Сапожникова скончалась в 1938 году в Германии у дочери Ольги на руках, ее муж, Леонтий Николаевич Бенуа, в двадцатом году был арестован и просидел несколько месяцев в тюрьме - "по недоразумению”, как ему потом сказали, он был ректором Академии художеств.

Поражает, какой огромный материал привлек Александр Марков, сколько лет он собирал и накапливал факт за фактом, пока не стал с каждым из персонажей на "Вы” (на "ты” не позволяет воспитание). При этом каждый эпизод подкреплен архивными документами, редкими литературными источниками современников, частной перепиской. А какую переписку ведет сам автор!

Книга "Братья Сапожниковы” богато иллюстрирована. Черно-белые и цветные фотоизображения, собранные автором, дополняют удивительное повествование об этой астраханской династии.

Открыта еще одна малоизвестная глава в исторических хрониках Астрахани – через судьбы нескольких поколений Сапожниковых. И труд автора – почетного гражданина Астрахани Александра Сергеевича Маркова, без сомнения, достоин самой высокой оценки. В канун 450-летия города Марковым в соавторстве с Сергеем Львовым в серии "Астраханская губернская библиотека” издана другая замечательная книга - "Астрахань на старинных открытках”. Она как окно в город минувших веков. Его уже не вернуть, но будем помнить и любить.

Н. КУЛИКОВА 05.09  Волга: №132 (25415)


Источник: http://www.volgaru.ru/index.php?oth&article
Категория: Марков А. | Добавил: Дмитриева (06.01.2008)
Просмотров: 1596 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2024