Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела
  
Памятники природы [12]
О природе [15]
Растительный мир края [11]
Животный мир края [2]


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 779
  

С 7.02.2012 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Природа края » О природе

Соль в обрядах и обычаях
Соль в обрядах и обычаях
(по книге Г.  Моторина "Озеро «Собачья голова»)

Еще в глубокой древности человек заметил, что соль делает пищу вкусной и что соленая пища придает ему больше силы. Кроме того люди видели, что мясо, натертое солью, не гниет и сохраняется также долго, как мясо, провяленное на солнце или прокаленное в дыму костра. Таким образом, соль, дающая силы стала считаться одним из источников жизни. Приравненная по своему значению к огню и солнцу, соль стала священной.
Но, с другой стороны, человек видел, что на почве, пропитанной солью, не растут, ни деревья, ни травы, и что в густо соленой воде не живут, ни рыбы, ни раковины. Обилие соли уничтожает жизнь.
Поэтому, начиная с самого древнего времени, отношение к соли стало развиваться в двух направлениях: «священная» соль сделалась символом вечности, непорочности и постоянства, «проклятая» соль стала символом бесплодия, оскудения и зла. С одной стороны, соль очищала своей святостью, с другой – оскверняла своей магической нечистотой.
Во всех странах древнего мира соль, как символ проклятия, было принято бросать на развалины завоеванного и обреченного на разрушение города. Победители делали это, желая не только стереть с лица земли город врага, но проклясть и обречь это место на вечное бесплодие.
«…И сражался Авимелех (один из первых царей Палестины в XI веке до нашей эры) с городом Сихем весь тот день, и, взяв город, и побил народ, бывший в нем, разрушил город и засеял его солью…» - говорится в Библии.
Мертвое море – это бессточное озеро в Западной Азии в тектонической впадине грох. Это соленое озеро названо за свои большие размеры морем, а за отсутствие в нем жизни – мертвым. Его вода настолько насыщена солью, что в ней не могут жить ни рыбы, ни моллюски, ни другие живые существа, а потому на его берегах нет ни одной птицы. Мрачная слава окружила Мертвое море с древних времен.
Арабы с суеверием и страхом говорили: «Ни птица не летит над ним, ни зверь, не бежит мимо, и человек если осмелиться плыть, по озеру, то погибнет, потому что вода и земля и все это место проклято богом и посыпано солью».
У русского крестьянства, как и на Западе, сложилось суеверное представление об окружающем мире, в котором смешивались, переплетались и дополняли друг друга языческие и христианские верования.
Домовые, кикиморы, русалки, лешие, водяные, полевики и банники близко стояли к человеку, принимали в нем участие и жили с ними жизнью. 
Все непонятные явления и неожиданные несчастья – падеж скота, засуха, неурожай, пожары, голод, болезнь – объяснялись действием этих сверхъестественных существ – «нечистой силой», которые при случае могут помочь, если их вовремя задобрить.
И чтобы задобрить сверхъестественные силы – бога, люди стали приносить ему жертвы. Так возникали суеверия и различные обряды.
Сохранившийся еще с начала XIX века обычай «угощение водяного» был распространен по Оке и Волге. Люди верили, что если «водяного» хорошо угостить, то он спасет на реке от шторма, будет способствовать удаче при ловле рыбы, убережет от наводнения, не будет ломать водяную мельницу и т. д.
Обряд состоял в том, что натерев голову лошади медом и солью, и украсив алыми лентами, лошадь вывозили на середину реки в лодке и бросали в воду на угощение «водяному».
До настоящего времени у местных казахов сохранился обряд жертвоприношения – «саадака». Этот обряд, главным образом совершается в конце весны, когда поднялись травы и взошли злаки. В день свершения обряда, на высоком холме устанавливаются большие котлы, в которых варится мясо, принесенного в жертву скота. Все желающие принять участие в обряде жертвоприношения собираются на холме, где свершается молебен с просьбой «слава Аллаху» послать дождь, уберечь травы и злаки от засухи. После молебна мясо поедается и со словами «слава Аллаху» обряд оканчивается.
Во всех случаях предохранения и запугивания главную роль играет соль.
Для этого посыпали под печку и сыпали во всех четырех углах соль, соленой водой обливали потолки и пороги дверей. Чтобы кикимора не путала и не рвала пряжку, прялку на ночь посыпали солью.
В представлении людей соль обладала большой магической силой.
В Костромской губернии жених с невестой за столом, по обряду, пересыпали друг на друга солонку с солью, на счастье.
Родители при встрече молодых после церкви кидали им в лицо горсть соли.
У многих народов надолго сохранился обряд «солить» новорожденного, в предохранение от злых духов, которыми олицетворялись болезни, бессонница и даже капризы детей.
Греки, грузины, армяне, татары, курды натирали новорожденных мелкотолченой солью и насыпали ее даже в уши «чтобы хорошо слышал», и в глаза, «чтобы глаза были ясные». После этого ребенка заворачивали в тряпки и держали в соли несколько часов, не обращая внимания на его крики. Этот мучительный обряд считался необходимым для будущего благополучия ребенка, так как соль была символом чистоты, здоровья, изобилия, и вечности.
Во Франции «соление» детей практиковалось еще в XVIII веке. Известно, что новорожденного виконта Де-Бузуа потратили двенадцать фунтов соли. Ребенок пролежал в соли целые сутки, и после у него слезла вся кожа, но зато он был очень здоров всю жизнь, как говорил один из современников.
Соль, как символ дружбы и гостеприимства, сохраняется в гражданском ритуале итальянских рыбаков. При уходе в море у итальянских рыбаков существует обряд: жених, уходящий в длительное плавание, дарит своей невесте перстень с глазком из кристаллика соли, и который она должна сохранить до возвращения любимого.
Если девушка сумеет сохранить в целости глазок перстня, что можно достигнуть при большой осторожности и бережливости, тогда считается, что она будет хорошей хозяйкой и верной женой.
В библейских описаниях религиозных культов бросается в глаза, какое большое значение имела соль, как символ верности, носитель святости, и магически очищающее вещество.
Соль получила символический смысл союза между богом и народом, подобно тому, как общая трапеза, приправленная солью, знаменовала союз и договор верности между людьми. Если человек ел с кем-нибудь соль, которая считалась главнейшим источником жизни, то есть делил с другими самым необходимым, то этим он связывал себя с ним навеки. Нарушение договора соли считалось святотатством. 
Вот о чем рассказывается в старинной Персидской легенде. Основатель династии Саффритов Якуб-Иби-Лейс в молодости был очень бедным человеком, а сокровищница Саманидского царя славилась в то время своими богатствами. Акуб решил ее ограбить и сделал подкоп в подземелье. Когда он проник в сокровищницу, его ослепило то, что он там увидел. Лихорадочно Якуб стал хватать все, что попадало под руку и складывать в препосенный мешок. Наполнив его, Якуб попытался взвалить его на спину, но вдруг уколол палец ноги обо что-то острое. Вглядевшись, он увидел на полу прозрачный кристалл, слабо мерцавший полированной гранью. Думая, что это алмаз, Якуб с жадностью схватил его и попробовал крепость зубами. Он ощутил во рту соленый вкус и понял, что это не алмаз, а кристаллик каменной соли. Тогда, не раздумывая, Якуб высыпал из мешка все награбленное и с пустыми руками вышел быстро из подземелья. Царь был удивлен таким необыкновенным поступком.
Царские слуги пошли по улицам города с барабанным боем и трещетками, созывая народ и громко возвещая волю царя: « Пусть придет тот, кто посетил царские сокровища и ничего не взял!», «пусть он не боится царского гнева, что побудило его к этому!»
Якуб пришел во дворец. Он правдиво рассказал царю, что делал подкоп с целью ограбления сокровищницы, но наколов ногу о кристалл соли и попробовав крепость кристалла зубами, он случайно съел соль в доме царя, после чего он уже не мог стать предателем соли. Царь был удивлен, что встретил в молодом человеке такое уважение обычая. Он не только простил Якуба, но и наградил его.
Эта удивительная легенда говорит о чести долга святого хранения народному обычаю, чего, к сожалению, в наше время так мало.
В Эфиопии соль тоже считалась символом дружбы. При встрече двух друзей оба вытаскивали из карманов по куску соли и давали полизать друг другу. Отказаться от этого, значит оскорбить друга.
Еще в Древней Греции за семь веков до нашей эры поэт Архелох писал: «Ты нарушил священную клятву, ты опозорил соль и стол!».
В Древнем Риме соль подносили каждому гостю в знак дружбы. У многих племен и народов клятва верности записывалась кровью поклявшихся в верности людей.
Тюркские и арабские племена заключали союз, произнося клятву в верности над сосудом с солью и заедая ее щепоткой соли с хлебом.
В древние времена значение поваренной соли привело к тому, что слово «соль» стало употребляться в переносном смысле. Начало этому было положено еще в античном мире, древние греки и римляне очень высоко ценили соль. Римлянин Саллюстий писал о соли как о «веществе, которое может заменить любую пищу, кроме хлеба». Древнегреческий философ Платон писал, что «соль любима богами». Гомер – поэт древней Греции – называл соль «божественной». А римский ученый Плиний в доказательство того, что без соли нельзя жить, приводил римскую пословицу: «Каждому телу необходимы солнце и соль!» И он же писал: «Наибольшее удовольствие в жизни не может существовать без соли… Даже духовные удовольствия не могут быть лучше выражены, как словом «соль» - таково имя данное всем проявлениям острого ума. Все наслаждения жизни, высшая острота и радость. Свобода и сущность труда не могут найти слова в нашем языке, которое характеризовало бы лучше, чем это – «соль»!
В древней Греции было принято называть «аттической солью» остроумие афинян. Впоследствии так стало называться всякое острое слово, всякое исключительно тонкая и веселая шутка.
«Сонет везде приправлен аттической солью, и я думаю, он придется вам по вкусу», - писал Мольер. О скучной и неинтересной книге стали говорить, что в ней нет ни крупинки соли. А об удачной эпиграмме – наоборот, что в ней много соли.
«И сколько тут злости, смеха и соли!» - писал Гоголь. 
А у Пушкина мы находим: " Вот крупной солью светской злости стал оживляться разговор!»
Французы говорят об остроумии человека, называют его амбаром с солью» или «складом соли».
Выражение «соль земли» обозначает самое главное, самое мудрое и существенное.
У славян соль, как магически освященный предмет, как символ верности, дружбы, богатства и благополучия, неразрывно соединялась с хлебом.
Поэтому хлеб-соль стала символом верности с одной стороны, и символом богатства и обилия с другой.
Подчеркивая народный характер восстания Пугачева, А.С.Пушкин писал: «…В крепости у станичной избы постланы были ковры и поставлен стол с хлебом и с солью… Пугачев приложился к кресту. Хлеб-соль поцеловал…»
От славян этот обряд перешел в Германию.
«Во имя хлеба и соли!» - говорят арабы, когда о чем-нибудь спорят.
Солонка с солью долгое время являлась необходимым атрибутом в дипломатии. Прежде чем благоприятное решение договора скреплялось подписями дипломатов, каждый из них съедал щепотку соли из солонки, стоящей на столе. Объявление войны закреплялось опрокинутой солонкой и рассыпанной солью в сторону дипломата, стране которого бросался вызов.
Снабжение солью – больной вопрос всех государств Европы до XVIII века включительно. Цена на соль была настолько велика, что она играла роль денег, как и другие ценные предметы. Например, разные сборы оплачивались солью, солью платили рабочим солеварен, еще в древнем Риме войско оплачивалось солью, и от этого произошло название разменной монеты: в Италии – «сольди», во Франции «солид», и французское слово «солер» - жалование, в Германии «галь», в Эфиопии - «омоле» и т.д.
В качестве монет из соли выпиливали бруски определенного размера и веса, или из рассолов изготавливались монеты в форме пирожков с клейком его Величества.
В Эфиопии еще в IX веке, соляные бруски играли роль денег.
По свидетельству Марко Поло, побывавшего в 1286 году в Китае, там уже изготавливались монеты из соли.
Известно, что воины Цезаря получали плату солью («соляриум»). Ею оплачивались торговые сборы и налоги в некоторых европейских странах уже в середине XII века. Нередко и крестоносцам платили не звонкой монетой, а солью.
Когда европейцы проникли в Центральную Африку, соль там была настолько дорога, что она ценилась наравне с золотом. Так, в «Письменах о химии» известный немецкий ученый прошлого века Юступ Либих рассказывает: «Во многих землях Африки продают людей за соль, в Галла и на берегах Сиерра-Лионе за соль брат продает сестру, муж-жену, родители-детей, в странах Аккры (Золотой берег) за пригоршню соли получают лучшие товары, золото и двух невольников».
Соль там была главной единицей обмена. И вскоре в некоторых частях Сахары, в Эфиопии, в Сенджаре и Бендгелле только соль стала играть роль денег. В Како-Бланко и Сиерра-Лионе, по сведениям от 1620 года, соль была дороже железа и ценилась наравне с золотом.
«За килограмм соли - килограмм золотого песку, так расценивали соль народы бессольной Африки», - писал академик Ферсман.
В России соль издавна ценилась очень дорого, и многие не имея возможности платить за соль, становились жертвами соляного голода. Торговля солью затруднялась бесконечными пошлинами, на которых государство выколачивало огромные средства. Солевые варницы, озера, ключи облагались налогом. Торговая соль облагалась пошлинами: «мыт» - таможенная, «речная» - при переезде по борту, «набережная» - за причал судна к берегу, «паромная» - за переправу паромом, «мостовая» - за проезд по мосту, «весовая» - за взвешивание, «гостиная» - за постой на дворе и т.д. и т.п.
С XII века в России пошлина взималась не только с того, кто продавал. Но и с того, кто покупал соль.
18 марта 1846 года царь Алексей Михайлович ввел новый соляной налог, который удвоил рыночную стоимость соли. В результате царского указа соль настолько подорожала, что население не могло ее покупать.
Возмущение тяжестью обложений, протест несправедливости богатых людей, которые «мир весь съели», вымогательствами администрации, расхищением «сильными людьми лучших земель и вод» достигло весной 1848 года крайней степи. По России прокатилась гигантская волна «соляных бунтов». В Москве соляной бунт ознаменовался грандиозным пожаром, в результате выгорела половина города и все посады. Наибольшего подъема восстания достигли в 1850 году в Новгороде и Пскове. Соляной бунт был подавлен с большой жестокостью, ничего не изменив в торговле соли. И еще более двух столетий кочевали на Руси соляные голодовки.
Вот, что рассказывает одна крестьянка из Рязанской губернии, про случай, который был в их селе в 1903 году: 
«…Мужики в селе не бедные, но все хворают: по двадцати гробов зараз в церкви стоят. Один сильно болен был. Все соли просил: Дайте, говорит, соли – выздоровею, а без соли помру. По всему селу ходили, отыскали где-то соли. Обрадовался, сразу целую ложку в рот засунул. Да, верно опоздал: так и помер».
Кому в русской деревне не внушали с детства, что просыпать соль – знак недобрый.
В нравах и обычаях нашего народа соль играла огромную роль. Жениться ли кто, приехал ли в гости издалека, справляют ли новоселье, и неизменно здесь хлеб-соль. Хлеб для того, чтобы новое хозяйство было полно достатком и изобилием, столь – чтобы согласно и без ссор текла жизнь на новом месте.
С XII века на Руси также платили солью, например, в Тобольске и на других окраинах Российской империи до XVIII века соль входила в состав жалования.
Таким образом, рассматривая историю возникновения различных поверий, ритуалов и обрядов, мы невольно знакомились с историей развития человеческого мышления, с историей культуры.
Уже на заре человечества соль стала играть символическую роль, и первобытные люди применяли ее в своих магических обрядах. С одной стороны, чтобы заслужить благосклонность божества и предохранения себя от злых духов, с другой – чтобы вызвать бесплодие, оскудение и привлечь злые силы против врага.
Под влиянием времени значение древних обрядов не исчезло, а изменилось, и умилостивляющие богов жертвы стали обрядами, предохраняющими человека от «нечистой силы». Постепенно обряды стали вкоренившимися обычаями, потерявшими окончательно первоначальный смысл и превратившимися, в конце концов, в пережитки прошлого.
Основным пережитком прошлого является факт его древности и его несоответствие данному состоянию культуры. Таким образом, примета о просыпанной соли – будто она приносит несчастье и ссору – является пережитком глубокой древности. Она возникла из значения как символа дружбы. Как пережиток прошлого, эта примета является общей для всех стран Европы, Азии, Африки и Америки. Кроме того просыпать соль считалось в древности и большим святотатством, так как соль была священна.
Не было ни одной страны и почти ни единого народа, где бы соль не служила магическим талисманом против «дурного глаза». Соль носили защитой в ладанку, соль бросали в огонь, соль сыпали в молоко, в воду, бросали на порог дома, на головы людей.
В настоящее время обычай и приметы потеряли всякий смысл. Они были унаследованы нашими далекими предками от времен дикости, так как вера в магию, связанная с верой во все сверхъестественное, суеверия, составляет принадлежность самой низменной степени культуры.


Источник: http://forum.ahtubinsk.ru/index.php?showtopic=3266&mode=threaded&pid=80522
Категория: О природе | Добавил: Дмитриева (03.01.2008)
Просмотров: 2262 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2017