Цели:
- углубление знаний учащихся о творчестве В. Хлебникова и о развитии темы Степана Разина в поэзии ХХ века;
- совершенствование умения анализировать произведение поэта-символиста;
- сопоставлять отражение сходных тем в произведениях разных авторов;
- активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлечь их в творческую поисковую работу.
Методы:
- аналитическая беседа;
- групповая творческая работа;
- проблемно-поисковый метод;
- элементы сопоставительного анализа поэтического текста.
Оборудование:
- портреты В.Хлебникова, А.С.Пушкина, М.Цветаевой;
- тексты стихов;
- репродукция картины Б. Кустодиева "Степан Разин”.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
Мы продолжаем знакомство с произведениями, героем которых является Степан Разин. Поэтов ХХ века привлекал любимый народный герой Разин, в чьем образе с огромной силой проявился бунтарский дух, свободолюбие, недюжинная сила, любовь к своему народу и непримиримый протест против угнетения человека.
Это лицо не вымышленное, как вы знаете. Когда жил Разин и какое значение имел в истории Государства Российского? Предоставим слово историкам.
Ученик 1: Степан Тимофеевич Разин, известный также как Стенька Разин, - донской казак, предводитель восстания 1670–1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. Личность Разина привлекала огромное внимание современников и потомков. Он стал героем фольклора.
На страницах истории Разин является в 1661 году; в это время он ведет переговоры с калмыками от лица казачьего Войска Донского. К этому времени он был атаманом и действовал как один из двух полномочных представителей донского казачества; по-видимому, военный опыт и авторитет его в кругу донцов был к этому времени уже велик. Видными казачьими предводителями были также старший брат Разина Иван и младший – Фрол. В 1662–1663 годах Степан командует казачьими войсками в походах против Крымского ханства и Османской империи.
Ученик 2: После удачного похода казацкой голытьбы на Нижнюю Волгу, на Яик и в Персию (1667) Разин весной 1670 года организовал новый поход на Волгу, имевший уже характер открытого восстания. Он рассылал "прельстительные” письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему. Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались.
Захватив Астрахань, Царицын, Саратов и Самару, а также ряд второстепенных крепостей, Разин не смог завершить осаду Симбирска осенью 1670 г., был ранен (4 октября 1670) и удалился на Дон, со своими соратниками укрепился в Кагальницком городке.
Ученик 3: В апреле 1671 года Разин был пленен казачьими старейшинами, которые взяли Кагальницкий городок штурмом. Разин вместе с братом Фролом был выдан царскому правительству, привезен в Москву и подвергнут пыткам, во время которых сохранял замечательное мужество. 6 июня 1671 Степан после оглашения приговора был четвертован на эшафоте возле Лобного места на Красной площади.
Казачья война на Волге и крестьянская в Поволжье продолжались и после казни Разина, лишь 27 ноября 1671 года правительственные войска овладели столицей разинцев – Астраханью.
Ученик 4: К восстанию Разина было приковано внимание Европы: от исхода борьбы зависела судьба важнейших торговых путей по Волге, связывающих Европу с Персией. Еще до окончания восстания в Англии, Нидерландах, Германии появились статьи и даже книги о мятеже и его предводителе, часто фантастические в подробностях, но нередко сообщающие ценные сведения. Особое место среди этой литературы занимают "Три путешествия” голландца Яна Стрейса.
Учитель: Разин – герой огромного количества русских народных песен. Три песни о Стеньке Разине, стилизованные под народные, написал А.С.Пушкин. В конце ХIX века популярной народной песней стало стихотворение Д.М.Садовникова "Из-за острова на стрежень”, созданное на сюжет одной из легенд о Разине. /Прослушивание песни в исполнении учениц. Аккомпанирует учитель музыки/. В начале ХХ века интерес к народной жизни, к русскому народному творчеству приобрел особую значимость и актуальность. Обратился к любимому народному образу и В.Хлебников.
Напомним вам несколько эпизодов из жизни великого поэта.
Слово литературоведам.
Ученик 1: Велимир Хлебников, настоящее имя Виктор Владимирович, русский поэт, родился 28 октября 1885 г. в Малодербетовском улусе Астраханской губернии в семье орнитолога и лесовода, впоследствии – основателя первого в СССР заповедника. С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи, позже участвовал в научных экспедициях в Дагестан. Первое из его сохранившихся стихотворений начиналось строкой "О чем поешь ты, птичка в клетке?” Мать Хлебникова посвятила себя воспитанию пятерых детей, которые благодаря ей получили хорошее домашнее образование, приобрели вкус к литературе, живописи и истории.
Ученик 2: В связи со служебными обязанностями отца семья часто переезжала. В 1897 г. Хлебников пошел в 3-й класс Симбирской гимназии, затем семья переехала в Казань, где будущий поэт окончил гимназию и в 1903 г. поступил в университет. В годы учебы писал стихи и прозу, занимался живописью, математикой, биологией, химией, философией, изучал японский язык. Университетские профессора считали его многообещающим натуралистом. Сам же Хлебников в 1904 г. писал о себе: "Пусть на могильной плите прочтут: "Он нашел истинную классификацию наук, он связал время с пространством, он создал геометрию чисел. Он… основал институт изучения дородовой жизни ребенка…”
Ученик 3: В 1908 г. Хлебников приехал в Петербург и поступил в университет сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический. Сблизился с кругом символистов, посещал "среды” Вяч. Иванова и "Академию стиха” при журнале "Аполлон”, где встречался с акмеистами. Именно в кругу Вяч. Иванова он получил древнее славянское имя Велимир. В 1908 г. в журнале "Весна” было опубликовано первое стихотворение Хлебникова "Искушение грешника”. Тогда же состоялось его знакомство с В.Каменским, Д.Бурлюком и другими, к которым затем присоединился В.Маяковский. Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма. Его стихи вошли в футуристический сборник "Садок судей”(1910), которым заявило о себе новое литературное направление.
Ученик 4: Октябрь 1917 г. Хлебников встретил в Петрограде. В 1918 г. находился в Астрахани и описал свои впечатления в поэме "Ночь перед Советами”. Затем работал в бакинском и пятигорском отделениях РОСТА.
В декабре 1921 г. Хлебников вернулся в Москву. К этому времени относится его пророчество относительно его судьбы: "Люди моей задачи часто умирают тридцати семи лет”. Весной 1922 г., уже будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губернию вместе с художником П.Митуричем. Умер Хлебников в деревне Санталово 28 июня 1922 года.
Творчество Хлебникова оказало огромное влияние на многих крупных поэтов.
Учитель: Сегодня мы открываем одну из ярких страниц в творчестве В.Хлебникова – поэму "Уструг Разина”. В ней поэт в основных чертах воспроизводит песню Д.И.Садовникова "Из-за острова на стрежень”. Интерес к образу Разина у В.Хлебникова далеко не случаен. В стихийном крестьянском движении поэт видел предвестие и прообраз революции 1917 года. Образ Разина, воскресающий в грозных событиях революции, глубоко современен для Хлебникова.
Аналитическая беседа по содержанию поэмы:
Картиной бури открывается поэма. /Чтение отрывка из поэмы/
Где море бьется диким неуком,
Ломая разума дела,
Ему рыдать и грезить не о ком,
Оно, морские удила
Соленой пеной покрывая,
Грызет узду людей езды.
Не страшась этой бури, преодолевая морскую стихию, плывут разинцы. /Чтение отрывка из поэмы/
По затону трех покойников,
Где лишь лебедя лучи,
Вышел парусник разбойников
Иступить свои мечи.
Засунув меч кривой за пояс,
Ленивою осанкой покоясь,
В свой пояс шелковомалиновый
Кремни для пороха засунув,
Пока шумит волны о сыне вой
Среди взволнованных бурунов.
Был заперт порох в рог коровы,
На голове его овца.
А говор, краткий и суровый,
Шумел о подвигах пловца.
В Разине и разинцах В.Хлебникова привлекает бунтарская мощь, неуемное своеволие, разбойничья удаль. Хлебников любуется могучей "повольницей”. /Чтение отрывка из поэмы/
Была повольницей полна
Уструга узкая корма.
Где пучина для почина
Силу бурь удесятеря,
Волги синяя овчина
На плечах богатыря.
Как и в фольклоре, Разин наделен необыкновенными способностями, могучим телосложением, богатырской силой. Докажем это. /Чтение отрывков из поэмы/
Он стоит полунагой,
Горит пояса насечка,
И железное колечко
Опускается серьгой…
А отец свободы дикой
На парчовой лежит койке
И играет кистенем…
Он, невидим и неведом,
Быстро катится по водам,
Он был кум бедноты,
С самой смертью на "ты”.
Необыкновенна поэтика этой поэмы, созданная использованием средств художественной выразительности.
Проверка домашнего задания – исследования текста поэмы.
I группа. Задание: найти эпитеты и выписать в тетрадь. Определить их роль в тексте.
Диким неуком, взволнованных бурунов, меч суровый, гневная морщина, говор краткий и суровый, человеческая рожь, нездешний нож, глухое "слышу”, лебяжий вид, ножей веселых, нищий разумом, одичавших волн, дикий ветер, смуглые бездны, ветер служивый, свободы дикой…
- Какие слова чаще повторяются? Какое настроение они создают?
- Для чего служат эпитеты в поэме? /Они позволяют передать разнообразие свойств предметов, подчеркнуть сложность, противоречивость явлений/
II группа. Задание: найти метафоры, выписать и определить роль в поэме.
Морские удила, разума дела, глаза большой воды, лебедя лучи, вой волн, человеческая рожь, рукоять столетий, войска умов, Волги синяя овчина, лодки груди, отец свободы дикой кум, бедноты, пастухи ножей веселых, богатырь без головы, страна плотвы, лицо Волги, шелк волос.
- Какие метафоры входят в состав перефраз?
- Какова роль метафор в тексте?
/Прежде всего отмечаем необычность метафор, непохожесть на слышанное у других поэтов. Яркость языка поэта, эстетическая выразительность активизируют читательское восприятие/
III группа. Задание: выписать сравнения и определить их роль в тексте.
1. Согнав улыбку, точно хлам…
2. Их души, точно из железа…
3. Умеет рукоять столетий
Скользить ночами, точно "тать”…
4. И Разина глухое "слышу”
Подымется со дна холмов,
Как знамя красное, взойдет на крышу…
5. О море пели, как волна…
6. Ей ворчится, как волчице…
7. Волны Волги, точно волки…
8. Как будто веселый дядько,
По пояс несется тюлень…
/Сравнение выявляет какое-то свойство, признак предмета через его сближение с другим предметом, где есть тот же признак. Сравнения передают характер борьбы, несгибаемость воли разинцев/
IV группа. Задание: как Хлебников называет соратников Разина?
Выстройте этот ассоциативный ряд. Что скрывается за этими именами?
Разбойники – пловцы – головорезы – вольные галахи – гребцы – пастухи ножей веселых.
/Хлебников любуется ими. Они для Хлебникова - бунтари, оппозиция, враги существующей власти, готовые встать на защиту народа:
Нас застенок ждет и дыба,
Кровь прольется на вершок/
- Не случайно проведена параллель между разинской "повольницей” и Запорожской Сечью – свободным, вольным и справедливым товариществом:
Нечеловеческие тайны
Закрыты шумом, точно речью.
Так на Днепре, реке Украйны,
Шатры таились Запорожской Сечи.
И песни помнили века
Свободный ум сечевика.
Его широкая чуприна
Была щитом простолюдина,
А меч коротко-голубой
Боролся с чертом и судьбой.
V группа. Задание: составьте ассоциативный ряд, который дает автор к образу Степана Разина.
Разин – богатырь – вещий Олег – отец свободы дикой – кум бедноты – со смертью на "ты” – атаман – богатырь без головы – буйный донец.
- Какой основной прием в изображении Разина использует автор? /Образ Разина гиперболизирован в духе народных представлений/
"Разин был самым непобедимым атаманом, и в преданиях о нем… включались богатырские мотивы, ” – читаем мы у Соколовой.
- Какой вывод вы сделаете о том, для чего же служат средства художественной выразительности в поэме?
/Использование разных художественно-выразительных средств помогает автору передать вольный дух, бунтарство, бессмертие дела Разина и его соратников, борцов за справедливость/
Учитель: Какое место – основное или второстепенное – занимает у Хлебникова развитие темы княжны?
/Это второстепенный сюжет/
- Зачем он нужен?
/Он способствует раскрытию характеров героев/
Чтение наизусть отрывка из поэмы.
-Что побудило Разина бросить в Волгу княжну?
/Девушка принесена в жертву существу, обитающему в воде/
Учитель: Прослушайте чтение наизусть песни о Стеньке Разине А.С.Пушкина "Как по Волге-реке, по широкой…” и стихотворения М.Цветаевой "Стенька Разин”.
Сопоставьте с "Устругом Разина”, написанным Велимиром Хлебниковым. Что общего в этих произведениях в раскрытии образа Степана Разина и княжны?
Чтение наизусть стихов подготовленными учениками.
Ученики: В стихах у Пушкина и Цветаевой тема персидской княжны важна, занимает центральное место. У Пушкина Разин сам приносит в жертву княжну как благодарность Волге за ее дары. У Цветаевой – непокорность княжны, ее нежелание забыть любимого Джаль-Эддина пробуждают гнев, и он жестоко расправляется с пленницей. У Хлебникова – это второстепенный сюжет: его трактовка мотива гибели княжны восходит к языческой мифологии: девушек приносили в жертву рекам там, где земледелие зависело от рек.
Учитель: Сюжет поэмы Хлебникова в основных чертах воспроизводит сюжетную схему песни "Из-за острова на стрежень”. Трактовка социальной природы грозного предводителя вольницы идентична фольклорной, он наделен необыкновенными способностями, богатырской силой. Образ Разина гиперболизирован в духе народных представлений.
Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание: написать сочинение на тему: "Образ Степана Разина на картине Б.Кустодиева "Степан Разин”.