Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела  
Астрахань [15]
Милый сердцу край [22]
Природа края [32]
Литература края [11]
И сердцем, и кистью, и звуком... [1]
Имена и память астраханских мест. [6]
Народы края [6]
Сценарии Е. Вечкитовой. [32]


Форма входа


 Наш опрос
     
Оцените мой сайт
Всего ответов: 815
  

С 7.02.2013 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Сценарии » Литература края

Урок – экскурсия в музей Велимира Хлебникова
18.03.2012, 22:56

Сегодня   мы   отправимся в город Астрахань, которой  в этом году исполняется 450 лет, в музей Велимира Хлебникова.

 Вы:

·                     познакомитесь с  некоторыми биографическими  фактами жизни этого замечательного писателя;

·                   узнаете об основных аспектах его творчества;

·                   углубите свои знания о литературном направлении «футуризм»;

·                   проанализируете отрывок из поэмы Хлебникова «Хаджи-Тархан»;

·                   раскроете своеобразие Хлебникова как писателя и человека, непохожего на предшественников и современников.

·                    я хочу,  чтобы  этот урок вызвал  у вас  интерес не только  к творчеству Хлебникова, но и   к другим поэтам и писателям астраханского края.

 Неповторимость и странность судьбы Велимира Хлебникова сделала его легендой в истории поэзии 20 века.  Хлебников – прежде всего  реформатор, искатель новых путей в лирике, в эпосе, прозе и драматургии. Многосторонность его литературной одаренности не укладывается в пределы предвзятых теорий, не ограничивается рамками футуризма. Одержимость его творчества неотделима от его теоретических и идейных исканий.

           19 октября 1993 года в Астрахани, на родине поэта, открылся музей Велимира Хлебникова. В основу экспозиции (её автор – К.М. Чернышёва) легла фамильная («хлебниковская») коллекция, принесённая в дар Астрахани художником М.П. Митуричем-Хлебниковым, племянником поэта. В неё вошли фамильная библиотека, семейный альбом фотографий, художественные полотна Веры Хлебниковой, прижизненные издания Велимира Хлебникова и многое другое.

Дом-музей поэта Велимира Хлебникова расположен в бывшей астраханской квартире его родителей на бывшей Большой Демидовской улице (ныне ул. Свердлова,53).

Мы отправляемся в

ЗАЛ ПЕРВЫЙ

Прежде, чем рассказывать о Велимире (Викторе Владимировиче) Хлебникове (1885-1922), проследим его родословную. Мы знаем, что многие Хлебниковы были купцами и выдающимися людьми. Харлампий Николаевич Хлебников, дядя поэта, был губернским предводителем астраханского дворянства. Другой дядя – Пётр Алексеевич – профессором Медико-хирургической академии С.-Петербурга.

О родителях Хлебникова и о его детстве расскажет Мазарчуков Вова.

 Отец поэта – Владимир Алексеевич Хлебников – один из организаторов и первый директор Астраханского заповедника в дельте Волги. Он передал своим детям любовь к познанию природы.

Мать поэта – Екатерина Николаевна Хлебникова (урождённая Вербицкая) – училась в Смольном институте благородных девиц С.-Петербурга, знала три иностранных языка, прекрасно музицировала на фортепиано. Она привила своим детям любовь к прекрасному.

ЗАЛ ВТОРОЙ

Гостиная

В этой гостиной многое сохранилось: подлинный паркет из тёмного дуба, старинные голландские изразцовые печи, лепнины на потолке. Ощущение подлинности возрастает при виде фамильной мебели, книг, предметов обихода семьи Хлебниковых. Передавая их в дар музею, Май Петрович Митурич-Хлебников, племянник поэта, рассказал их историю. Перед вами вещи Владимира Алексеевича Хлебникова: ручка, зеркальце, гребень кавалерийский, щипцы, стаканчик для хранения карандашей (с изображением дракона), , футляр от  часов, приспособление для крепления бумаги (в форме лиры), инструмент для набивки чучел птиц. Все дети Владимира Алексеевича увлекались орнитологией.

Эту зелёную чашку Велимир подарил своей маме, а этот портрет Владимира Алексеевича, выполненный гуашью, Вера подарила отцу.   На этом столике – Свидетельство Сестры Красного Креста Екатерины Николаевны Вербицкой (матери поэта). Окончив курсы сестёр милосердия, она ушла на русско-турецкую войну выхаживать раненных солдат. Позже она участвовала в работе «Народной Воли», революционного общества по борьбе с царизмом. От матери Велимир унаследовал тягу к «живой» истории.

ЗАЛ ТРЕТИЙ

Комната Веры Хлебниковой

В этой комнате в доме родителей Вера прожила восемь лет (1916-1924).

Перед вами акварель Хлебниковой «Натюрморт с мандаринами». А вот её китайская кружка из синего стекла, представленная на акварели. Она сохранилась. На столике – личные вещи художницы: её этюдник и японская гуашь. На стенах – рисунки: «Набережная Кутума», «Девушка с лебедем».

ЗАЛ ЧЕТВЁРТЫЙ

Комната Велимира

Велимир Хлебников много странствовал (ездил на крышах вагонов в гражданскую войну, ночевал у пастушеских костров в степи), прошёл через тюрьмы, казармы, больницы. Где бы он ни поселялся, всё было усеяно обрывками, лоскутами его стихов. Сотрудники  музея попытались создать имитацию его разбросанных черновиков. Мешкова Наташа представит  проект о творчестве Велимира Хлебникова.

Приехав в Астрахань в 1911 году, поэт был поражён её этнографическим многообразием: тридцать четыре православных русских храма, пять армяно-грегорианских церквей и соборов, два римско-католических костёла, восемь татарских мечетей, две еврейских синагоги, лютеранская церковь, персидская мечеть и калмыцкий хурул. Велимир влюбился в «город предков» и, поражённый его красотой и величием, написал поэму об Астрахани «Хаджи-Тархан».

"Название поэмы - "Хаджи-Тархан" представляет собой старинное татарское наименование Астрахани. В 13 столетии на месте Астрахани был город Золотой Орды. Хаджи-Тархан (или Аджи-Тархан), который в конце 14 века становится столицей астраханского ханства, город на перепутье Запада и Востока. Поэт рассматривает Россию как узел, средоточие интересов Запада и Востока, как многоликий мир разных национальностей, выражая свою уверенность в необходимости человеческого объединения.

Непонятные слова выделить в тексте  (работа по словарю)

Богдо    Мыт,  Хурул,  Ассирия, Осока, Лох, Гусяна, моряна

 А теперь найдите строчки, в которых говорится, что Астрахань это окно. Куда?

"Сквозь русских в Индию, в окно, / Возили и зерно /Купца суда┘"

А у какого автора 19 века есть такая же метафора, только другой город?

В поэме Хлебникова воссоздается пушкинская метафора межнациональной связи - "окно", концентрирующая в себе множество глубоких значений. У Пушкина Петербург является связующим звеном, соединяющим Россию и Европу: "Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, / Ногою твердой стать при море". (Медный всадник).

А у Хлебникова Астрахань - это "окно", открывающее России мир и свет мусульманского Востока.

 Астрахань - главный герой хлебниковской поэмы - предстаёт перед читателем как многоликий русско-азиатский город, в котором русское и восточное сцеплено воедино силой исторических обстоятельств, общностью судеб. Авторскую позицию выражают строки, несущие  призыв, живую убедительную мотивировку "межнациональной" любви": Какие строки говорят об этом? "┘ И русским может быть ислам". Ислам у Хлебникова - не символ веры, а олицетворение Востока. "Русское и восточное непрерывно переплетается в поэме, то сближаясь, то отдаляясь друг от друга, сосуществуя в потоке времени и как единство, и как оппозиция - в соответствии с живой историей многонациональной России. Но авторский голос даёт нам возможность ощутить, что Русь, испытавшая ужасы татарских нашествий, а затем покорившая волжские ханства, политая кровью Запада и Востока, не ожесточилась, сумела вобрать в себя и в то же время сохранить в относительно свободной форме то восточно-национально, что позволяло азиату ощущать себя азиатом и тогда, когда его ханство волею истории становилось частью России".

Обращение к Востоку не было только у Пушкина, Хлебникова. С темой "Россия и Восток" связано историческое прошлое, настоящее, будущее российского государства. Восток глубоко интересовал Достоевского, Толстого, Глеба Успенского, Щедрина, Владимира Соловьева, Бунина и других русских писателей и поэтов.

Сила художественного творчества, заложенная в диалоге культур, может служить преодолению межэтнических XXI века, формированию человека с гуманитарным мышлением, человека культуры.

В комнате великого поэта, гения, его стихи звучат и понимаются по-особому.

   

   Когда умирают кони – дышат.

    Когда умирают травы – сохнут,

    Когда умирают солнца – они гаснут,

    Когда умирают люди – поют песни.

ЗАЛ ПЯТЫЙ

Зал Велимира Хлебникова

Идеей предыдущего зала была творческая лаборатория поэта, а здесь сотрудники музея  попытались показать его мировое значение. Велимир возглавил в русской поэзии литературное направление «футуризм». Об этом направлении  нам расскажет Волынец Костя.

 

 (от латинского слова FUTURUM – будущее), но себя упорно именовал «Будетлянином».

А теперь познакомимся с личными вещами поэта: основание чернильницы и самодельная ручка из ветки вербы, которой и была написана статья «Ветка вербы».

Здесь, в Пятом Зале, выставлены уникальные прижизненные издания, в том числе экземпляр «Вестника Велимира Хлебникова № 1», принадлежавший поэту.

 

Мой белый божественный мозг

Я отдал, Россия, тебе:

Будь мною, будь Хлебниковым.

 

Свой «божественный мозг» поэт отдал не только России: его стихи переведены на английский, немецкий, французский, итальянский, польский и многие другие языки. Только в этом музее около семидесяти его зарубежных изданий и книг о его творчестве.

ЗАЛ ШЕСТОЙ

Уход Велимира

  В мае 1922 года Хлебников собрался на родину, в Астрахань. Но художник Пётр Митурич уговорил его посетить деревню Санталово Новгородской губернии. Эта поездка оказалась для поэта последней. В Санталово он заболел и 28 июня 1922 года скончался. Митурич запечатлел последние дни поэта в своих рисунках. Хлебников был похоронен на кладбище деревни Ручьи.

В 1961 году его прах был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В изголовье его могилы – «каменная баба», сквозной образ его стихов и поэм.

Степан Ботиев, современный калмыцкий скульптор и художник, в 1993 году прославился памятником Велимиру Хлебникову в Калмыкии (Малые Дербеты), на месте рождения поэта. Памятник выполнен из бронзы, его высота – 3 м 20 см. Отсутствие пьедестала создаёт впечатление идущего по степи странника. В этой блестящей работе, удостоенной серебряной медали Российской Академии художеств, Степан Ботиев стремился создать «не только образ поэта-странника, но и скитальца духа».

ЗАЛ СЕДЬМОЙ

Хлебниковская веранда

Застеклённая веранда завершает мемориальную часть музея. Это – зона отдыха. На ней хорошо посидеть, обдумать свои впечатления. Кроме того, здесь молодые поэты читают стихи, обсуждают события литературной жизни. Здесь встречаются поэты, художники, музыканты – «творяне».

В 1998  и  августе 2007года  музей выиграл Грант Президента Российской Федерации по поддержке проектов общенационального значения. Музей участвовал в астраханских, московских и амстердамских международных Хлебниковских чтениях.  А также при музее выходит литературная газета «Хлебниковская веранда».

ТЕСТ

1. Каково настоящее имя Велимира?

а) Виктор

б) Владимир

в) Алексей

2.  В каком году родился Велимир Хлебников?

а) 1889

б) 1895

в) 1885

3. В каком году он поступает в университет?

а) 1905

б) 1903

в) 1906

4. В рамках какого направления писал Велимир?

а) символизм

б) импрессионизм

в) футуризм

5. Выберите из предложенных стихотворений – Хлебниковское

а) «Я вас любил…»

б)  «Хаджи-Тархан»

в) «Родина»

6. К  какой группе  принадлежит имя Велимир?

а) англо-романским

б) славянским

в) тюркским

7. Что обозначает буквально это имя?

а) великий

б) великий мир

в) большой мир

8.  Отметьте дату смерти Велимира?

а) 1934

б) 1922

в) 1932

Задание

Рассмотрев иллюстрацию, сказать,  в каком зале она экспонировалась, и название зала, если  оно есть.

Итог урока

 В истории литературы немного писателей с такой сложной судьбой, как у Хлебникова. Его стихи увлекали и отталкивали, его проза и драматургия ставили перед читателями вопросы, ориентированные на  будущее и потому современникам часто непонятные. Из 37 лет   его жизни 17  отданы поразительной по интеллектуальному напряжению литературной деятельности.

Мы с вами завершили экскурсию по музею Велимира  Хлебникова. Я надеюсь, что когда Вы будете в Астрахани,  кому то из Вас  захочется прийти на улицу Свердлова и посетить музей Хлебникова, чтобы своими глазами увидеть обстановку и вещи, принадлежавшие поэту. Походить не спеша по залам, послушать рассказы экскурсовода, а потом отдохнуть на «хлебниковской веранде» и   подумать о своих ощущениях и впечатлениях. Ведь кто знает, может и среди Вас, находится будущий знаменитый художник или  музыкант, писатель или скульптор, который когда- нибудь прославит наше маленькое село и нашу замечательную Астраханскую область.



Источникhttp://30zub-s.edusite.ru/DswMedia/urokpoxlebnikovu.doc
Категория: Литература края | Добавил: Дмитриева | Теги: сценарии, Хлебников, Литература Астрахани, Астраханские писатели
Просмотров: 1898 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2024