Цель: воспитание патриотических чувств, формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего; воспитание любви и уважения к малой родине; воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей; привитие эстетического вкуса, развитие творческих способностей учащихся.
Ведущий: Дорогие гости, сегодня мы узнаем о жизни народов, живущих на Астраханской земле. Приглашаем Вас на астраханские посиделки!
Входят дети в костюмах.
1 уч.: Здравствуйте. 2 уч.: (по казахски ) Ассалам-алейкум. 1 уч.: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! 2 уч.: Мир вашему дому! Веселья вам да радости! 1 уч.: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем. 2 уч.: У нас для каждого найдется теплое местечко и приветливое словечко. 1 уч.: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку. 2 уч.: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? 1 уч.: Есть у нашего народа Вечные, особые черты Не берут ни годы, ни невзгоды, Ни капризы ветреной моды От души они, от доброты. Вед.: Давайте заглянем в историю Астраханского края и вспомним о давнем прошлом. Первой страницей в истории человечества считается эпоха камня. Северный Прикаспий человек заселил в конце каменного века. Раньше это сделать было невозможно, так как здесь плескалось море. Лишь в конце каменного века сложились современный рельеф и современные растительные зоны, в том числе и наша степь. Освоение человеком прикаспийских степей происходит между XII и X тысячелетиями до нашей эры. Стоянки и поселения древнейших обитателей Прикаспия располагались по берегам озер, водоемов и рек. Это сохранилось в традициях народов, проживающих на территории современной Астраханской губернии. Древние люди занимались в основном охотой, рыболовством и скотоводством. Хотя с тех пор много воды утекло и мы живем в новом современном мире, мире технологий, компьютеризации, но до сих пор в селах занимаются разведением скота и рыболовством. Первые известия о поселении Астрахань историки относят к XIII в. А вы знаете, сколько национальностей живет в нашем крае? По последним данным в Астраханской области проживает 186 национальностей - это русские, казахи, татары, калмыки, украинцы, азербайджанцы, белорусы, армяне, грузины и многие, многие другие.
Входят дети в костюмах (татарский, узбекский, украинский, белорусский, молдавский).
1уч.: Городов в моей стране Знаю очень много, Только нет дороже мне Города родного! 2 уч.: Здесь родился я и рос, Подружился с Волгой, Красоту каспийских роз (показывает лотос) Полюбил надолго. 3 уч.: Здесь казахи и русские - братья, Годы трудные вместе прошли. Земляки, всех хочу вас обнять я Поклониться до самой земли! (поклон). 4 уч.: Струится степью и Кизанью вольной Излучая добро и тепло, Ты живешь, тая светло и достойно Дорогое навеки село! 5 уч.: Родная астраханская сторонка Тебя мы любим всей своей душой Под мирным небом песни льются звонко О дружбе верной и любви большой! 6 уч.: Калмык и русский, горец и татарин Живут сплоченной, крепкою семьей. И каждый астраханец благодарен Своей сторонке солнечной родной! 2 уч.: Много легенд и сказок сложено о красоте нашего края, о ее богатствах. Я хочу рассказать Вам «Сказку о лотосе» (из рассказа астраханского писателя Адихана Измайловича Шадрина «Волшебный цветок»). «Это было давным-давно. В Египте (а Египет в Африке) рыбачил на Ниле смелый юноша по имени Лотос. Славный был рыбак. И добрый: слабого защищал, бедному помогал. Фараону, их царю, не понравилось, что народ хвалит не его, а молодого рыбака. А был у того фараона прирученный орел. Вот царь говорит птице: «Лети к Нилу, разыщи юношу Лотоса, разорви его грудь, а сердце вынь и принеси мне. Я его замурую в стены моего дворца». Сделал орел все, что ему фараон приказал. Схватил когтями сердце юноши и полетел назад. А путь долгий. Притомилась птица, вздремнула и выронила из когтей сердце. Упало оно в воду – и расцвел в том месте дивный цветок. Люди назвали его лотосом. 1 уч.: Не только сказками славится наша малая Родина, в каждом уголке родного края любят петь песни, а особенно частушки. Хотите послушать астраханские частушки? Ну что ж, пожалуйста! Астраханские страдания
По – над Волгой – милой речкой Из Кутума и на Стрелку Лебедь белая кружит Вышла яхта, не спеша Мое девичье сердечко Я немножко осмелела Как моторочка стучит К баянисту подошла
Вдоль по берегу Калинки У Царева, у затона Ветлы синие стоят На мосточке постою А мой миленький – баяном Сыграй выше на полтона Завлекает всех девчат Лучше всех тебе спою!
Светят звезды над Дормою Про сердечные страдания Ясный месяц не глядит Про тебя любимый край Обещал: вдвоем с тобой Про заветные желанья Петь мы будем. Приходи. И про край наш дорогой.
А над Волжской чистой В синем небе над Кизанкой Тучи сизые плывут Плыть привольно журавлю Приуныл баян басистый Я девчонка – астраханка Голосочки не поют. Песни волжские люблю.
3 уч.: Красивы и мелодичны звуки казахской домбры. А когда начнут танцевать, то сразу собирается народ насладиться красивым танцем. Для вас казахский танец исполнит Балмухамбетова Айжан. Вед.: Издавна на Руси любили водить хороводы, петь песни. Вот такую игру в хороводе я хочу с вами разучить. Игра называется «У дядюшки Трифона». Описание игры: Ребята идут по кругу с песней: «У дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей Они не ели, не ели, Друг на друга все смотрели Разом делали, как я!» (Ведущая делает какое-нибудь движение. Ребята повторяют. И снова идут по кругу с песней.) Вед.: А сейчас давайте все вместе поиграем. Я хочу загадать вам загадки о деревьях, явлениях природы, относящихся к нашему краю. 1. Я по России протекаю 4. В воде родится, а воды боится (соль) Я всем известна, но когда 5. У маленькой скотинки сто Ко мне прибавишь букву серебряных монетки в спинке. С краю, свое значенье я меняю, ( рыба) И птицей становлюсь тогда. 6. Семьсот ворот да один выход. (Волга, иволга). (сеть, невод) 2. Если на дне лежит, 7. По реке идет, идет Судно вдаль не побежит А до берега дойдет (якорь) Тут и пропадет. 3. Как это скучно – (Волна) Сто лет без движенья 8. В тюбетейках детки В воду глядеть Облепили ветки На свое отраженье… Назовите дерево (дуб). Свесила гибкие ветки С обрыва Нежная, тихая грустная (ива)
Вед.: Много песен написано о нашем крае. Одну из них исполнит:
4 уч.: Здесь трудятся плечом к плечу Татарин, русский и киргиз Здесь нефть и сера, здесь «Газпром» Меха, арбузы, соль и рис.
5 уч.: И Волги вспенивая воды Плывут с верховий пароходы, Плывите! Если любо Вам Причалить к добрым берегам!
6 уч. Века прошли! Наш край опять Форпост Российский южный И надо впредь сухим держать: И порох и оружье! Как прежде, дружно надо жить, Калмык, татарин, русский! Россию нам нельзя делить на мелкие улусы! Земля родная, силу дай И юноше и старцу. Живи в веках наш добрый край, На благо астраханцев!
Вед.: Вот и закончились наши астраханские посиделки. Я думаю, вы много интересного узнали о нашем родном крае и будете беречь ее для последующих потомков.