Обоснование проблемы
Взаимное уважение и добрососедские отношения между различными народностями издавна заложены в традициях Астраханского края. В результате опроса, проведенного в нашей школе, о том, какие проблемы волнуют подростков, мы выяснили, что вопросы межэтнического общения стоят на одном из последних мест. Основы такого содружества воспитаны в нас нашими родителями. А что лично мы может сделать для поддержания имиджа Астраханской области, как края, в котором веками дружно живут народы более ста национальностей, большинство из которых являются коренными?
Воспитание взаимного уважения друг к другу надо начинать как можно раньше. Мы решили собрать разновозрастную группу ребят, которые могут всерьез заняться этим вопросом. Таким образом, мы начали работу над нашим проектом "Культура и традиции казахского народа".
Цели:
- Воспитывать учащихся в духе толерантности, повышения культуры межнационального общения.
- Формирование гордости за лучшие достижения культуры и искусства казахского народа.
- Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения.
Задачи:
- Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства;
- Изучение истории, культуры и обычаев казахского народа;
- Воспитание культуры межличностных отношений, осознание сопричастности с жизнью родного города;
- Развитие творческих способностей, самостоятельности в поиске и отборе информации;
- Организация совместной деятельности родителей и детей;
- Формирование навыков поисково- исследовательской деятельности учащихся.
Продукт проекта:
- Презентация "Культура и традиции казахского народа".
- Изготовленные макеты юрт и национальные костюмы переданы в школьный этнографический музей.
- Продукт проекта может быть использован в урочной и внеурочной деятельности.
План мероприятий:
Мероприятия | Сроки | Ответственный |
- Анкетирование учащихся "Какие проблемы в общении с людьми тебя больше волнуют?"
- Опрос "С культурой какого народа ты бы хотел познакомиться в первую очередь?"
- Формирование творческих групп учащихся разных возрастов (сбор информации, подготовка сценария, костюмов, выбор национальных блюд)
- Создание инициативной группы родителей (помощь в приготовлении блюд, отбор национальных орнаментов, ознакомление с обрядами).
- Утверждение сроков и плана реализации проекта, выбор формы защиты.
- Формирование групп по интересам: "искатели", "дизайнеры", "артисты".
- Защита проекта. Выступление на общешкольном фестивале.
| Сентябрь Сентябрь Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Ноябрь | |
Защита проекта.
Сценарий выступления на общешкольном фестивале
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на нашем празднике.
(Звучит восточная музыка и появляется хан и толмач, входят английские гости, идет диалог, гости подносят дары).
Ведущий:
Гость радуется песенному гулу
Не чувствуя не стужи, не жары
У нас, мой друг, не сыщешь ни аула,
Ни даже просто дома без домбры.
И предки наши яркие картины
В напевах проносили сквозь года
Ведь две струны, как горы и равнины.
Как жизнь и смерть
Как радость и беда.
На зов домбры друзья спешат с вестями,
Звучат слова радушны и добры,
Но беден дом с почетными гостями
И песнями, и счастьем без домбры.
Выходят чтецы в национальных костюмах ( раздаются звуки домбры)
Народов много кочевых осело в нашем крае
Почти все помнят родовые традиции, сказанья.
А мы поведать вам хотим о дружной и родной
Народности - Казахской, самой коренной.
Ведущий. Казахи переселились на территорию Нижнего Поволжья в 1801 году, заняв освободившиеся после откочевки ногайцев и калмыков земли левобережья Волги и Ахтубы, затем постепенно проникая в правобережье. Сделано это было с разрешения царя Павла I.
Как многие кочевые скотоводческие народы, казахи сохранили память о своем родоплеменном устройстве. Почти все помнят свои родовые названия, а старшее поколение- еще и тамги ( "танба")-гербы-метки для скота и имущества.
У нижневолжских казахов получил дополнительное развитие род тюленгит- в прошлом гвардейцы и охрана султана, охотно принимавшие туда и смелых иноплеменников из пленных. Распространена эта интересная группа в Камызякском и др. районах. Кроме казахских предков из иных тюркских народов имеются также представители собственно нижневолжских родов калпак ( пос.Винный Володарского района) и нугай-казак (район пос. Сайхин и выше).
Таким образом, можно сказать, что в Астраханской, Волгоградской, Саратовской областях, прилегающих территориях Республики Калмыкия, а также в некоторых районах Западо-Казахстанской и Атырауской областей сложилась особенная этническая группа- казахи-букеевцы или поволжские казахи, превышающая по численности 250 тыс. человек. Основная часть её проживает именно в Астраханской области и преобладает в Володарском районе (60,6%).
Ученик в национальном костюме:
Поволжские казахи хранят род тюленгит:
Гвардейцы самого султана - о многом говорит!
Камызякский, Володарский, Наримановский район
Вниманием казахов ни один не обойден.
Ведущий: Казахи издревле сохранили свою самобытность. Широко известны их достижения в декоративно-прикладном, ювелирном искусстве, чеканке, керамике. Гостеприимство наше передается из поколения в поколение. Мы рады познакомить вас с искусством, кухней, обычаями и традициями казахского народа.
О, Казахстан - Великий край,
Могучий исполин степной.
Твоих степных просторов рать
Оберегает мой покой.
(Звучит казахская народная музыка)
(Казахский центр представляет национальные блюда: баурсаки, беспармак)
Ученица 7 класса исполняет казахский народный танец.
В казахской культуре - как в зеркале отраженье души:
Оружие, посуда -чудо как хороши !
Доброта и сердечность, трудолюбие, мастерство,
Гостеприимство казахов всем известны давно.
Ведущий. Здесь на стендах вы видите прекрасные образцы казахской культуры: украшения, оружие и др. Мы рады представить небольшую выставку, которую нам помогли собрать родители, бабушки и дедушки наших ребят. Обратите внимание на посуду, национальную одежду, орнаменты, замечательные блюда казахской кухни.
Ведущий. А сейчас мы вам покажем самые интересные обряды, которые до сих пор имеют место в семейном укладе казахов.
Ученики 7 класса представляют обряд "Бесик-той"
Обряд укладывания младенца в колыбель - бесик-той, устраивают на третий день после рождения. По поверью, раньше этого срока младенца класть в колыбель нельзя - духи могут подменить его уродом. Обряд сопровождается магической песней "бесик жыры" - она отпугивает злые силы. Важная роль в обряде отводится "киндик шеше" - пожилой женщине, которая во время родов перерезала пуповину.
Ученики 5 класса представляют обряд "Беташар"
В ауле жениха и невесту встречали традиционным песнопением, носившим название "бет ашар" (открывание лица невесты). "Бет ашар" имел свой канонический текст из двух частей: в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам жениха, вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, только что переступившей порог своего семейного очага. В песне невесте давались советы о том, как вести себя в супружеской жизни. Помимо калыма, со стороны жениха готовят разные обрядовые подарки: матери - сут акы (за молоко матери), отцу -той мал (свадебные расходы), братьям невесты - тарту (седла, пояса и т.п.), близким родственникам невесты - кэде. Беднякам нередко в таких случаях оказывали помощь родственники и друзья. Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны были внести так называемый "каргы бау" - залог верности сговора, "кит" - подарки сватающим. Приданное (жасау) невесты обходилось им очень дорого, иногда превышая стоимость калыма. Родители заказывали свадебный головной убор (саукеле) и повозку (куйме). Богатые родители снабжали невесту летним жилищем (отау тип беру) со всем его оборудованием.
Звучит казахская народная музыка.
В настоящее время восстанавливаются и развиваются лучшие традиции казахского народа- как в общеэтническом, так и в региональном- астраханском, нижневолжском вариантах. Этим занимается областное общество казахской национальной культуры "Жолдастык". Освещаются эти вопросы в областной газете на казахском языке " Ак арна" ("Чистый родник"). Проводятся Дни казахской культуры в области, посвященные памяти выдающегося деятеля народного искусства, нашей землячки Дины Нурпеисовой и похороненного в Алтынжаре её учителя, великого Курмангазы Сагырбаева.
Сохраняя лучшие традиции,
Между прошлым и будущим встык
Познакомить с ними всех друзей стремится
Общество культуры "Жолдастык".
Кто ценит родной свой казахский язык,
Считает напевным его, как домбра,
Тот знает, что в области есть "Ак Арна",
Газета, чье имя в переводе "Чистый родник".
В нашем крае поэтов, литераторов чтят.
Дни казахской культуры затронут много тем:
Нурпеисовой Дине их посвятят,
О Курмангазы великом поведают всем!
В декабре 1993 года администрации Астраханской области была присуждена первая премия мира и согласия, учрежденная Президентом Республики Казахстан. Это несомненно служит признанием добрых взаимоотношений между национальностями в регионе, позитивного сотрудничества всего многонационального населения области.
В нашей области разных народов не счесть.
И не надо пророком быть, все это знают:
Мы дружно жить почитаем за честь-
Уваженье к культуре любой в этом нам помогает!
Завершающий этап.
Обмен мнениями с учащимися. Планируем на следующий год совместно отпраздновать масленицу.
Представление презентации на родительском собрании.
Приложение.