Мой город на карте и глобусе
Бут Галина Георгиевна
Цель: формировать умения читать географическую карту; закреплять навык ориентирования по географической карте, закреплять знания о расположении нашего города на карте России, показать влияние деятельности человека на экосистему.
Оборудование: карты различных видов.
Ход урока
І. Повторение, опрос домашнего задания
1. Самостоятельная работа по карточкам (12 человек).
2. Фронтальный опрос
- Что такое географическая карта? Глобус?
- Назовите стороны горизонта и покажите их на карте полушарий и глобусе.
- Покажите Северный и Южный полюс.
- Покажите на карте и глобусе ту линию, которая является границей Северного и Южного полушария. Как она называется?
- Назовите и покажите океаны.
- Почему их окраска на карте неоднородная?
- Возможно ли более подробное изучение России по карте полушарий и глобусу?
- Что такое масштаб?
- Что еще можно узнать по физической карте России? Найдите на карте город.
Проверка самостоятельного задания
Тема: «Город на карте и глобусе».
1. Допиши определения:
Горизонт - это _________________________________________________________________________________
Глобус - это ___________________________________________________________________________________
2. Запиши название материков:
а)___________________________________________
б)___________________________________________
в)___________________________________________
г)___________________________________________
д)___________________________________________
е)___________________________________________
3. Допиши: Я живу в стране_____________, её столица________________, мой родной край___________область, её главный город_______________.
4. Допиши: Астраханская область граничит: на востоке с________________, на западе с_____________, на севере с _________________, на юге с ____________________.
5. Напиши название форм рельефа Астраханского края:
а) низменность ___________________________________________
б) гора __________________________________________________
ІІ. Работа с картами
- Возможно ли более подробное изучение нашего края по карте?
- Найдите низменность на карте , как она называется?
- Назовите море, которое находится в Астраханской области?
- Море - это часть океана. Поэтому любое море имеет связь с океаном.
- А Каспийское море имеет связь с океаном?
- Водоемы, которые не связаны с океаном – это озера.
- Значит Каспий – это самое крупное озеро на Евроазиатском материке.
- Найдите на карте реки, которые несут свои воды в Каспий.
- Название, каких вам знакомы?
- Какие еще вы знаете рукава Волги?
Экономическая карта России и области
- Что можно узнать по экономической карте?
- Какие полезные ископаемые добывают в Астраханской области?
- Какая промышленность развита в регионе?
- Что вы можете рассказать о рыбной промышленности.
- Что можно рассказать о растениеводстве?
Карта: « Биологические ресурсы»
- Назовите, в какой природной зоне находится Астраханская область?
- Какие редкие и ценные животные населяют нашу область?
- Назовите промысловых рыб Астраханской области.
Загадки
Ног нет, движется,
Перья есть, а не летает,
Глаза есть, а не моргает. (Рыба)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Толстый, жирный, не ленивый,
И по-своему красивый.
Живет он в Волге и речке Бузан,
А зовут его… (Сазан)
Я скажу не хвастая:
Рыба я зубастая.
Тот, кто по речке плывет-
Мне на зубы попадет. (Щука)
Ах ты, модница- красавица,
Твой наряд нам очень нравится,
За красные плавники тебе «пятерка»
Яркая рыбка… (Красноперка)
Сообщение учащихся о промысловых рыбах астраханской области.
Какой заповедник расположен на территории Астраханского края? Расскажите о его обитателях.
Сообщение обучающихся об обитателях заповедника.
Экологические проблемы на карте
- О каких Экологических проблемах можно узнать по карте?
- Какие проблемы касаются нашего края?
- Кто виноват в появлении этих проблем?
- Может ли человек изменить положение?
Стихотворение Даирова Рамиля (МОУ «СОШ№71» г. Астрахани) « Ах, ты шарик голубой - грустная планета…»
- Ах ты, шарик голубой, грустная планета
Погибаешь ты в пыли от нехватки света,
Воздух твой весь загрязнен и отравлена вода,
Рушится всеобщий дом, где живем и ты и я.
Ах ты. Шарик голубой, грустная планета,
Что случилося с тобой? Кто за все в ответе?
Почему идут дожди злостные – кислотные.
Погибают здесь цветы и животные?
Поселился здесь злодей разрушитель мощный?
- Ах, венец природы ты, лучшее творенье,
От увиденной картины страшно впечатленье?
Оглянись еще вокруг: не пестреет ярко луг,
В небо вьется дым столбом, горы мусора кругом…
Ах, какой планета стала! И людей здоровых мало!..
И озонова дыра! Чахнет, чахнет детвора!
Стал весь мир безумный!
Ах. Веней творенья ты, человек разумный,
На планете этой ТЫ за все в ответе!
В географии еще есть множество карт - это и климатические карты, по которым можно узнать какие существуют ветра, их направление. Примерную температуру воздуха летом и зимой, примерное количество осадков, Астрахань находится в резко-континентальном поясе. Что это значит?
Карты Населения
Назовите национальности людей, проживающих в нашем регионе?
Итог урока
С какими картами познакомились?
Для чего человеку столько много карт?
Источник: http://festival.1september.ru/articles/534256/