Памятник воздвигнут в память о кораблях и экипажах, погибших в низовьях великой русской реки в годы Великой Отечественной войны. Открытие памятника состоялось 29 июля 1980 года в День Военно-морского флота СССР.
История памятных событий
Астрахань была одной из главных баз снабжения фронта горючим, боеприпасами, продовольствием. Основным транспортным путем служила река Волга, еще в предвоенном 1940 году объем перевозок по этому водному пути достиг 40 млн. тонн. Еще более интенсивными они стали во время войны и уже летом 1942 года немецкая авиация начала бомбить волжские караваны и разбрасывать мины. Только в период с 25 по 31 июля, в первые дни активных действий вражеской авиации, на участке Саратов – Астрахань погибло от авиабомб и мин 79 транспортных судов.
Тяжелейшая обстановка сложилась на Волге в сентябре 1942 г., когда фашисты прорвалась к Сталинграду - началось самое кровопролитное сражение в истории человечества. Из Астрахани на Сталинград непрерывным потоком шли суда, баржи, вспомогательные катера, буксиры. Все они входили в состав военно-морского флота и выполняли военные задачи. Перевозки войск, воинских грузов и нефтепродуктов на участке Астрахань – Куйбышев (Самара), функционирование фронтовых и армейских переправ у Сталинграда потребовали координации всех усилий флотилии. Тяжелая и ответственная ноша выпала тогда на долю астраханских моряков. В смертельной борьбе с врагом погибали многие теплоходы и пароходы, тысячи людей.
Описание памятника
Памятник представляет собой два больших якоря с цепями, которые стоят вертикально, опираясь друг на друга, на большом круглом постаменте. На якорях с двух сторон закреплены щиты с надписью: «В память о погибших кораблях 1942 г», надпись обрамлена двумя золотыми веточками, сверху на щите располагается пятиконечная звезда.
http://love-astrakhan.ru/
«В память о погибших кораблях 1942 года» - так называется памятник, воздвигнутый в Астрахани в честь кораблей Каспийской флотилии, которые защищали Сталинград в годы Великой Отечественной войны. Памятник представляет собой два больших якоря, прислоненных друг к другу. Монумент расположен на Комсомольской набережной Волги напротив острова, образовавшегося по словам старожилов, на месте шести погибших шести судов. На монументе - надпись: «В память о погибших кораблях 1942 года». В 1721 году после победы в Северной войне Петр Первый начал основательную подготовку к походу на Каспий с целью расширить торговые связи России с восточными странами, восстановить балтийско-каспийский водный путь, оказать помощь закавказским народам в борьбе с Персией. 15 ноября 1722 года указом императора для защиты северного и части западного побережья Каспия в Астрахани основывается военный порт и Адмиралтейство. Так было положено начало созданию регулярных военно-морских сил России на Каспии. В 1867 году по завершении строительства бакинского военного порта главной базой флотилии становится город Баку. Меняющаяся международная обстановка, революции 1905 и 1917 годов, а также гражданская война наложили свой отпечаток на развитие Каспийской флотилии. Состав боевой задачи, даже ее название неоднократно изменялись. Поскольку основные силы флотилии, дислоцированные в Баку, были захвачены англичанами, возникла необходимость создания военного флота Астраханского края. В июне 1919 создается Волжско-Каспийсккая флотилия. С 1 мая 1920 года главной базой морских сил на Каспии вновь становится Баку, а 27 июня 1931 года они были переименованы в Каспийскую военную флотилию. В последующие годы флотилия становится учебным полигоном, "кузницей" кадров для военно-морского флота страны. Начиная войну с СССР, Гитлер и его генштаб одной из основных целей поставили отрезать поставки бакинской нефти по Волге в центр России. Уже в июле и в августе 1941 года фашистская авиация начала бомбить волжские караваны и устанавливать мины на речном фарватере. Так начали гибнуть советские корабли и баржи с нефтью и другими грузами. Очень тяжелая обстановка сложилась на Волге, когда в сентябре 1942 г. гитлеровская армада прорвалась к Сталинграду. Основная цель фашистов - перерезать транспортные артерии по Волге. Из Астрахани на Сталинград непрерывным потоком шли суда, баржи, вспомогательные катера, буксиры. Все они вошли в состав военно-морского флота и несли на себе его флаг Эти корабли с честью выполнили поставленную перед ними задачу, но при этом часть из них погибла из-за бомбежек и подрывах на минах. Молодому поколению нужно знать правду о подвигах их дедов. Иначе получится, как в США, когда наши журналисты провели опрос молодых американцев. Им был задан один вопрос: «Кто победил во второй мировой войне?». Ответ был однозначен: «Победили США, а Россия помогала».