В культурах всех народов мира особое место занимают женские и мужские ювелирные украшения, маркеры половозрастного и социального статуса. Но драматическая история калмыцкого народа в ХХ в., тяготы и лишения, выпавшие на его долю, отодвинули далеко на задний план место украшений в обиходе народа. Конфискована в период репрессий, выменена голодными на хлеб в годы депортации большая часть семейных реликвий, переживших не одно поколение. В редкой калмыцкой семье сохранились старинные украшения. Более чем скромно представлено ювелирное искусство в Калмыцком республиканском краеведческом музее. С уходом из современной жизни значительной части материальной культуры, в том числе и традиционных украшений, забываются техника изготовления и правила ношения драгоценностей. Люди как правило носят стандартные украшения, изготовленные на ювелирных заводах России, хотя в постсоветский период появились ювелиры, использующие в своем творчестве традиционные мотивы, работы которых имеют большой успех. Ювелирные украшения выполняли различные функции. Украшая человека и его одежду, они символизировали знатность и богатство своих владельцев. Чем выше находился человек в системе социальной иерархии, тем большее количество дорогих украшений он должен был иметь и демонстрировать. Праздничная одежда многих знатных мужчин, женщин и детей дополнялась серьгами, токугами (парные украшения, утяжелявшие конец женской косы), поясами, кольцами из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями. Украшались оружие, сбруя, многие другие предметы культа и быта. Калмыцкая знать была знакома с самыми дорогими и редкими камнями, высоко ценила и знала толк в драгоценностях. Ношение дорогих украшений знатью было политически престижным. Драгоценности не только наглядно подтверждали cилу и мощь рода, его богатство и процветание в настоящем, но и доказывали древность рода, а значит, и право на власть. Старая легенда рассказывает о том, что китайский император Минской династии Юн-Лэ в 1410 г. наградил ойратского хана Мергени Эркету нефритовым перстнем-печаткой со своим личным именем. Калмыцкие ханы передавали по наследству этот перстень, последний из них - Убаши-хан в 1772 г. в городе Жехе вручил его маньчжурскому императору, который оценил подарок, так как был заинтересован в знаке китайской императорской власти.[1] В период существования Калмыцкого ханства его руководители снаряжали караваны в Тибет, Китай, Монголию за необходимыми культовыми предметами, а также за предметами роскоши: дорогими тканями, шелками, украшениями. Поэтому знатные калмычки часто украшали себя яшмой, кораллами нефритом, бирюзой, горным хрусталем — камнями, характерными для Центральной Азии, Сибири и Дальнего Востока. Династийные браки калмыцких нойонов и ханов с кавказскими и туркменскими княжнами ввели в обиход украшения и ювелирную технику, характерную для Кавказа и Туркистана. После ликвидации ханства калмыцкая элита стали заказывать оружие и ювелирные гарнитуры для женщин северокавказским мастерам. Однако первичное предназначение изделий из серебра, золота и драгоценных камней было магическим: они должны были охранять людей от злых духов, дурного глаза и других жизненных невзгод. Считалось, что серебро имеет большую силу против нечистого духа, который не в состоянии поднять даже самую легкую серебряную монету.[2] Существовали неписанные, передаваемые из уст в уста многими поколениями в народе правила ношения ювелирных украшений. Эти, как и многие другие полезные в жизни обычаи калмыков сопровождались устрашающими мифами. Так, считалось, что носить серьги и кольца женщины и мужчины обязаны, иначе в загробном царстве Эрлик Номин-хана вместо этих украшений на ушах и пальцах будут висеть змеи . Женщины носили серьги в ушах, девушки — в одном правом, мужчины — в одном левом ухе. В этом проявляется традиционное для монгольского мира мышление в стиле бинарной оппозиции, согласно которой душа женщины находится в правой половине тела, а душа мужчины — в левой. Поэтому серьгу, кольцо, нож — все это мужчина носил слева. У девочек были маленькие серьги, чаще всего серебряные, иногда "чисто золотые", особенно были популярны сережки с маленьким "красным глазком". На пальцах носили серебряные кольца простой формы. Все это, по народному мнению, охраняло ребенка от дурного глаза и злых духов. Женщины носили большие висячие серьги. Особенно были популярны сережки с пятью красными камнями. Это число соответствовало пяти умам, пяти видам чувств. Бытовало общепринятое мнение, согласно которому в ушах полагалось носить золото, как способствующее работе ума, на шее — серебро — для защиты души, а на руках медь — для охраны здоровья. Существовало неписаное правило, согласно которому, человек, случайно нашедший золотую вещицу, должен был непременно пожертвовать ее хурулу (буддийской общине-храму), иначе его ожидает несчастье.[3] Согласно другому правилу, если терялась одна серьга, то нельзя было оставлять вторую или переливать в другое изделие. Возможно, это табу связано с представлением о парности, о четности как о завершенности и целостности, и нарушение этой симметричности вызывало дисгармонию, нарушало порядок.
Серьгам придавалось особое значение. Допускалось, что человек мог обеднеть, но с серьгой расстаться не должен был. Так, одна старинная поговорка осуждает поведение пьяницы, который "напивается до такой степени, что может потерять серьгу" ("Эн аркинчи сиикан геетлань арьк уудг"). Известно, что свадьба как сына, так и дочери влекла за собой значительные материальные затраты. Несмотря на помощь родичей, люди, чтобы не ударить лицом в грязь, часто отдавали за дочерью последнее, что имели, чуть ли не серьги. Недаром в народе говорилось: "Куукан огсн кун, сиикан огдг" (Тот, кто отдает дочь, отдаст и серьги). Особенно ценились серьги с подвесками. В народе женщины могли сказать о женихе: он так любит свою девушку, он подарил ей серьги с подвесками — "гурвн колта сиик" . Наиболее популярны у калмыков были серебро — цаган-менгн, золото — алтн, ценилась платина — цаган алтн. Им были известны многие драгоценные камни: кораллы — шур, бирюза — ойун чолун, жемчуг — сувсн, янтарь — хув, нефрит — бендерьян чолун, халцедон — манн, яхонт — бадм чолун, яшма— хас, хаш, рубин — улан чолун, бриллиант— джиндмн, вачир и др. Эти камни использовались в украшениях как для повседневной, так и для нарядной одежды. Из них изготавливались пуговицы, серьги; браслеты (товч, сиик, бугу), перстни и кольца (бильцг), в том числе — подобные обручальным кольцам (хавсн бильцг), токуги (накосники). К сожалению, пока не удалось достоверно выяснить: были ли традиционным украшением для калмычек бусы (кузуна кеерул). Многие камни, серебро и золото применялись при лечении различных заболеваний. Так, серебряной монетой делали массаж детям, массаж головы, выправляя "головной шов", прибинтовывали при переломах костей, прикладывали к глазам при ухудшении зрения, с помощью серебра дезинфицировали воду. Вероятно, хранение воды, приготовление пищи в больших медных котлах в хурулах также связано с необходимостью ее дезинфекции и сохранения свежести ее вкуса. Медь также использовали при лечении переломов конечностей: ее растирали в порошок и пили с маслом. При желтухе калмыцкие лекариэмчи прописывали пить воду, в которой два-три часа кипятили золото. Считалось, что стригущий лишай излечивается от прикосновения золотой монеты. Особое отношение было к кораллам. Чувствуя приближение смерти, старики старались проглотить семь маленьких коралловых бусин. Это делалось для того, чтобы организм очистился перед уходом в иной мир. Самым распространенным драгоценным материалом у калмыков было серебро. Вероятно, в связи с тем, что золото было не всем доступно, полагали, что ношение золотых украшений не каждому человеку полезно. А серебро было и доступнее, и обладало, по народному мнению, охранительной силой. Не случайно новорожденному ребенку дарили новую серебряную монету с пожеланием: "Пусть он будет счастлив и долговечен подобно этой серебряной монете " ("Эн цаган менглэ эдл монк наста бат кишгта болтха"). Серебряным монетам отводилась функциональная роль в свадебном ритуале. Ими осыпали молодых во время свадебного танца. Поднесением такой монеты освящали благопожелание — йораль, одаривая невесту. Именно такую монету невеста везла с собой в дом мужа, чтобы долгая и счастливая жизнь сопутствовала ей там. Приехавшие за невестой жених и его родичи привозили с собой две склеенные рыбьим клеем монеты, которые символизировали соединение двух жизней. По данным информаторов, одна из монет должна была быть старинной, другая — новой, что связано с представлением о единстве двух судеб, одна из которых начиналась (девушка становилась женщиной, переходила в другой род и получала новое имя), а другая — жизнь жениха — продолжалась . Серебро в ритуальной культуре калмыков имело благословляющее и охранительное значение, им оберегалось то, что еще недостаточно крепко: жизнь младенца, молодая семья. От злых духов и сглаза охраняла бирюза, которую в украшениях сочетали с алмазами, также как и изумруды. Камнем здоровья считался янтарь, причем изделия из него нельзя было носить ниже уровня сердца. Ниже пояса запрещалось носить изделия с "красными глазками" — "улан нудта". Полудрагоценные камни черного цвета калмыки не носили, избегая черного цвета как символа зла, несчастья, беды. Опал считался исключительно мужским камнем
|