Пусть мне твердят, что есть края иные, что в мире есть иная красота, а я люблю свои места родные, свои родные, милые места!     М. Пляцковский.ная Мой профиль Выход

Меню сайта
Категории
 раздела  
Народы края [15]
Астраханские казаки [9]
Казахи [6]
Калмыки [12]
Татары [2]
Ногайцы [2]
Евреи [2]
Немцы [1]


Форма входа


 Наш опрос
     
Оцените мой сайт
Всего ответов: 815
  

С 7.02.2013 г

сайт посетило:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  На сайте

  сейчас:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Народы Астраханского края » Казахи

История и образование этноса казахов.
 История и образование этноса казахов. 

II. КУЛЬТУРА АСТРАХАНСКИХ КАЗАХОВ

2.1. Особенности казахской культуры

Домашние промыслы и художественные ремесла казахского народа зародились в глубокой древности. Предметы быта кочевников-скотоводов - седла, конская сбруя, изделия из дерева, кости и металла - богато украшались орнаментом (Приложение 4). Обычно изображались луна, звезды, геометрические фигуры, стилизованные листья, цветы, бараний рог.

Искусные народные мастера-ювелиры (зергеры) делали кольца, браслеты, серьги, застежки, пуговицы, украшая их вставными полудрагоценными камнями или плетением из тонкой серебряной проволоки (Приложение 5 (г)).

Женские головные уборы, оборки платья, сумки, ковры, чепраки для седла отличались красивой вышивкой. Токари-резчики вытачивали из дерева чашки, ковши для кумыса, большие миски, отделывая их резьбой, инкрустацией из серебра, золота и цветного камня (Приложение 6).

Из рогов архара и горного козла делали орнамент на шкатулках, ружейных ложах, табакерках.

Эти изделия народных умельцев бережно хранятся в семьях казахов как реликвии, их передают из поколения в поколение.

Многие виды декоративно-прикладного искусства перестали быть предметом только домашнего промысла. Ковры, гобелены, кошмы (ковры), пиамы делают теперь на предприятиях.

Почти в каждом казахском доме сохранились яркие войлочные ковры, которые стлали на полу и расшитые тускиизы (настенные войлочные или матерчатые ковры), (Приложение 5 (а)). Они придают жилищу казахов национальный колорит.

До сих пор в убранстве домов казахов, преимущественно в сельской местности Астраханского края, сохранились некоторые национальные традиции. Например, непременная принадлежность интерьера казахского дома - низкий круглый столик, за которым едят. Для хранения домашних вещей, как правило, служит сундук, украшенный искусной резьбой или красочным орнаментом; на него складывают цветные одеяла и подушки. Среди домашней утвари казахов обязательны самовар, казан (котел), кожаные мешки для кумыса, пиалы для чая и кесе - фарфоровые большие чашки без ручек. Все эти предметы быта свидетельствуют о гостеприимстве казахского народа.

Что касается национальной одежды казахов, то сейчас, конечно ее надевают только по семейным и национальным праздникам.

Одежда казахских скотоводов была очень простой. Они носили обыкновенные ситцевые штаны и бязевую рубашку с прямым воротом, кожаные сапоги с очень узкими носками и высокими каблуками, сверху надевали в большинстве случаев желтый халат и бешмет, которые опоясывали ремнем с серебряными бляхами. На голове казахи носили шапку или шляпу из войлока, тюбетейку. Зимой надевали шубы из овчины и из шкур молодых жеребят.

Костюм богатых казахов шился из шелковой материи и украшался серебряными и даже золотыми бляхами и монетами. (Приложение 7)

Остановимся на женской одежде и украшениях. Женский национальный костюм состоит из широкого белого хлопчатобумажного или шелкового цветного платья, бархатного жилета и штанов, собранных у щиколотки. (Приложение 5 (в)).

Украшением служили бусы, серьги, браслеты. (Приложение 8). Важно отметить, что девочкам прокалывали уши и надевали серьги уже с 3-х лет.

Пожилые женщины носили на голове кимешек - нечто вроде капюшона из белой ткани с вырезом для лица, а молодые - шелковый платок. На ноги надевали мягкие сапожки - ичиги. На казашках часто можно было видеть бархатные или плюшевые пальто и жакеты. Одежду девочек нередко украшали нашитыми на груди монетами и пуговицами.

Раньше казашки вплетали в косы ленточки с нашитыми монетами, носили шапочки с султаном из перьев филина, высокие тюрбаны. (Приложение 5 (б)).

Теперь эти элементы казахского женского костюма можно увидеть только в ансамблях народных песен и танцев и коллективах художественной самодеятельности.

Прочно сохраняются национальные особенности и традиции в казахской национальной кухне. Основу ее издавна составляют продукты животноводства - мясо и молоко. Позже, с развитием земледелия, казахи стали употреблять мучные продукты.

Национальными считаются блюда: бешбармак, баурсак, казы и напитки из молока: айран, кумыс, шубат.

Летом почти в каждой семье готовят айран - кислое молоко, разбавленное водой. Его пьют как прохладительный напиток, или заправляют различные крупяные похлебки. Из айрана делают курт и иримшик. Курт - это творог, скатанный в колобки и высушенный на солнце, а иримшик - жирный рассыпчатый творог.

Казахи любят крепкий чай, который пьют в любое время года. В чай обычно добавляют молоко со сливками. За чаем издавна обсуждались вопросы как семейной, так и государственной важности. Излюбленный напиток и кумыс - особым способом заквашенное кобылье молоко, известное своими лечебными свойствами. Из верблюжьего молока подобным же образом делают шубат Астраханские казахи. История и современность. - 1-е изд. - Астрахань: Изд-во ГУП ИПК «Волга», 2000. - С. 35.

Зимой у казахов преобладает мясная пища. Из мясных блюд наиболее распространен бешбармак - сваренные в бульоне баранина и куски раскатанного теста. Бешбармак в переводе означает «пять пальцев». Это кушанье называется так, потому что его принято есть руками. Большое блюдо с бешбармаком ставят на середину стола. Мясо подают с костями. Каждому гостю дают определенный кусок мяса. Голова животного преподносится самому почетному гостю. Бешбармак запивают сорпой - крепким бульоном, который подается в больших пиалах.

Кроме бешбармака казахи готовят куырдак - жаркое из печени, легкого и мяса с картошкой.

Из конины, например, делают казы и шужук - очень вкусные сырокопченые колбасы.

Казахи часто готовят баурсаки - кусочки кислого теста, варенные в сале. Их подают к чаю. Казахи шутят: «Утром пьем чай с баурсаком, в обед пьем чай с куырдаком, вечером пьем чай с бешбармаком».

В последние года в нашей области ни один казахский праздник не обходится без сооружения юрт. Наши современники убедились в том, что традиционное казахское жилище - юрта - очень удобное, быстрое в возведении и красивые архитектурное сооружение. (Приложение 9). Это связано с тем, что образ жизни казахов был обусловлен главным занятием - скотоводством. Летом он кочевали со своими стадами в поиске пастбищ, а с наступлением холодов поселялись в зимовьях. Жилищем казахов в летнее время служила юрта, зимой - не особенно больших размеров «мазанка» с плоской крышей Астраханские казахи. История и современность. - 1-е изд. - Астрахань: Изд-во ГУП ИПК «Волга», 2000. - С. 36-37.

2.2. Современное развитие и проблемы сохранения казахской культуры

Дни культуры явились ориентиром для казахского населения нашего края в духовной сфере, заставили задуматься о прошлом, настоящем и будущем казахского этноса России и послужили первоначальной основой для дальнейшего упрочения связей между Россией и Казахстаном, способствовали выходу их на новый межгосударственный уровень сотрудничества.

Сегодня можно констатировать, что первый год работы областного общества "Жолдастык, был верно начат, в нем, как бы в зародыше, было заложено его предстоящее десятилетие. Наша область, издавна считавшаяся форпостом юга России, во многих вопросах опередила стратегию центра и служит прообразом создания модели дружественных связей в приграничной зоне.

Что можно сказать об общественном движении в Астраханской области по развитию национального самосознания местных казахов в связи с перестроечными процессами? В первую очередь обращает на себя внимание культурный центр "Жолдастык". Можно надеяться, что "Жолдастык" и те общественные объединения, которые еще возникнут, будут расширяться и активизироваться в позитивном русле, на благо всего астраханского населения Астраханские казахи. История и современность. - 1-е изд. - Астрахань: Изд-во ГУП ИПК «Волга», 2000. - С. 48.

Дни культуры Республики Казахстан в Российской Федерации (в частности, Астраханской области) стали прообразом для культурных связей России со странами СНГ.

Сейчас областное и районные общества культуры уже имеют немалый опыт по проведению национальных казахских праздников. А тогда все было в первый раз людей-организаторов в общество "Жолдастык" было немного (8-10 человек). Приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы все было проведено продуманно, слаженно. Надо было, прежде всего, осмыслить, что мы хотим, а затем составить конкретный план проведения праздника Там же - С. 51.

Казахское население Астраханской области с глубоким почтением относится к Дине Нурпеисовой, к ее творчеству. Уважение народа к замечательному композитору выражается чувством искреннего почитания ее потомков. Всякий раз, когда проводятся национальные праздники, родственники Дины Нурпеисовой обязательно приглашаются на них и являются самыми желанными гостями.

Рис. 1. Структура областного общества казахской культуры и языка «Жолдастык»

В истории нашего народа есть люди, имена которых вспоминаются с гордостью, с особым уважением. Для казахов Астраханской области, таким человеком является композитор-импровизатор, ученица Курмангазы Дина Кенжеевпа Нурпеисова.

Дина Нурпеисова родилась 8 марта 1861 года в с. Бектай Джаигалинского района Западно-Казахстанской области в семье скотовода. Первым се учителем был отец, самоучкой овладевший игрой на домбре - народном инструменте, бережно хранимом тогда почти в каждой казахском семье. В становлении Дины как талантливого создателя домбрового искусства послужило несколько счастливых моментов в ее судьбе. Прежде всего, это - огромный талант, дар, данный ей от природы.

Участвуя в 1935 году на празднике-конкурсе в селе Марфино, она получает свою первую премию. Зрители и жюри восторженно встретили ее исполнение. На страницах газет в то время писали про ее выступление: "Кто бы мог подумать, что из этой, сделанной вручную, небольшой черной домбры можно извлекать такие чарующие звуки, такую великолепную музыку".

Зрительская симпатия и поддержка, уважение к стремлению профессионального совершенствования далеко не молодой женщины вселили в Дину Нурпеисову уверенность в себе и в сделанном ею выборе. Ее неустанный труд не замедлил принести свои результаты. Слава о Дине Нурпеисовой росла. В 1936 году ее приглашают (ей тогда было 75 лет) в казахскую филармонию им. Джамбула в г. Алматы. Так описывает ее отъезд Саурбек Бакбергенов в книге "Дина": "Внимательно оглядев всех. Дина Кенжеевна взволнованно сказала: "Я уезжаю в столицу Казахстана, чтобы выполнить свой долг. Он заключается в том, что, научившись многому у замечательного домбриста Курмангазы, я дала зарок донести его музыкальное мастерство до тех, кто любит домбру, наш народный музыкальный инструмент. Донести до каждого музыканта-домбриста то совершенство, манеры и высочайшую технику исполнения на домбре, как это умел Курмангазы - мой учитель. Я не прощаюсь, я еду работать, чтобы поднять выше наше казахское домбровое искусство".

Деятельность общества помогает администраций области укреплять и разнообразить связи с соседом-Казахстаном. Стали традиционными приезды из Республики Казахстан в Астрахань творческих коллективов ученых, художников. Правительство Казахстана, руководители его многих областей, районов оказывают области и обществу различную помощь в культурно-просветительской работе среди казахского населения, в том числе и финансовую. В вузах Республики Казахстан учатся 150 астраханцев - молодых ребят и девушек.

Эта деятельность по направлению в вузы Казахстана в дальнейшем продолжалась из года в год. Многие из абитуриентов поступили в вузы, окончили их и сейчас, вернувшись на родину, работают в школах нашей области.

Министерство образования Казахстана помогло и с направлением в дальнее зарубежье, в Польшу, выпускника 1991 года Енотаевской школы Насырова Р.К., который в настоящее время обучается в аспирантуре Варшавского университета.

В эти же годы родилось предложение на базе педагогического училища открыть отделение подготовки учителей казахского языка для начальных классов. Надо было подобрать преподавателей казахского языка и литературы для педучилища. Это тоже оказалось не простым делом, в городе казахов проживает мало, кадров нужных не было, поэтому пришлось казахам-преподавателям, казахам-редакторам приезжать в течение ряда лет из села, чтобы вести занятия в педучилище и передачи на телевидении и радио.

Эти заботы стали заботами общества. В какой-то мере администрация области, руководители народного образования в этих вопросах на нас полагались, и мы с ними поддерживали очень тесный контакт. Сегодня добрыми словами нужно отозваться о Валерии Александровиче Шитове, о заведующих районными отделами народного образования: в Красноярском районе - Васильченко А.И. (она сейчас работает заместителем в департаменте образования области), в Камызякском районе - В.Я. Чилийском, ныне покойном.

1991-1992 годы были характерными для установления теплых дружеских отношений с Республикой Казахстан. Особенно в этом вопросе положительную позицию занимали депутаты Верховного Совета Казахстана, наши земляки, которые жили в г. Алма-Ате и других регионах Казахстана.

Учителям астраханских школ, которые ведут обучение на казахском языке, катастрофически не хватает литературы и газет на родном языке.

В настоящее время в Астраханской области казахский язык преподают в 74 школах области. Однако все они испытывают трудности с литературой и учебным инвентарем.

2.3. Перспективы развития казахской культуры

Основным из главных направлений своей работы областное общество "Жолдастык" считало возрождение богатого в прошлом духовного наследия казахского народа, которое, к сожалению, в советское время было забыто. Руководство общества Н.С.Искаков. Х.А.Шаушиев, Н.М.Арешев. Ш.К. Кара-саев, М.С.Джакубалиев и другие члены президиума, опираясь на поддержку губернатора области А.П. Гужвина, делали все возможное, чтобы казахская молодежь узнала, какие существовали в старину обряды, обычаи и традиции, а старшее поколение - возрождало их. Это стоило большого груда. Пришлось подключить к такой многоплановой работе все районные общества, руководителей районов, где компактно проживают казахи, специалистов областного департамента культуры, искусства и кино, областного методического центра народной культуры. Астраханского училища культуры, сельскую творческую интеллигенцию.

Как показывает опрос молодежи, большинство ее с удовольствием интересуются национальными традициями, обычаями, обрядами, активно посещают зги мероприятия. А взрослое же население охотно рассказывает и показывает молодому поколению, что представляет собой, например, такой обряд, как "Бет ашар", "Беак тойы", национальный праздник "Наурыз" и т.д.

Конечно, процесс возрождения и дальнейшего развития культуры в нашей области был бы невозможен, если бы областное общество "Жолдастык" при поддержке областного руководства, начальника департамента культуры, искусства и кино Н.С.Терешенко. председателя Астраханского фонда культуры Г.С.Маколова не добилось открытия в Астраханском училище культуры класса домбры. Для работы с учащимися был приглашен специалист из Республики Казахстан Айтасов Талигат Ислямович. За время существования класса были подготовлены 35 домбристов. Уже в период обучения учащиеся заявили о себе в областных и международных конкурсах народной музыки. В 1997 году Абулгазиева Насып за участие в конкурсе юных маэстро "Золотой ключик" получила диплом. Кубашева Жанаргуль стала дипломантом международного конкурса в городе Атырау.

Из числа учащихся Астраханского училища культуры был организован ансамбль казахской музыки, который со временем удостоился звания - народный. В настоящее время состав ансамбля пополнился творчески одаренными молодыми людьми.

В репертуаре ансамбля - инструментальная музыка, казахские народные и авторские песни. Он желанный участник районных и областных праздников.

Совместно с областным методическим центром народной культуры, районными казахскими обществами сделано и делается многое по выявлению и поддержке талантливых исполнителей, привлечению широких масс к национальному народному творчеству. Пример тому - проведение смотров детского творчества. Они постоянно проводятся в Володарском, Камызякском, Красноярском, Енотаевском, Лиманском районах. Итогом районных мероприятий стал заключительный областной смотр в городе Астрахани. Всего в нем приняло участие 8 коллективов, 27 солистов из 9 районов области. Работа по развитию детского творчества будет продолжаться Астраханские казахи. История и современность. - 1-е изд. - Астрахань: Изд-во ГУП ИПК «Волга», 2000. - С. 63.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении подведем основные итоги курсовой работы. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что областное казахское общество знало, что в возрождении и развитии культуры своего народа не обойтись без активной творческой помощи Республики Казахстан. Поэтому руководство общества постоянно обращалось к Президенту, правительству, различным министерствам Казахстана, а также к руководителям таких областей, как Алма-Атинская, Атырауская, Мангыстауская. Западно-Казахстанская, но вопросам подготовки и переподготовки кадров для работы в клубных учреждениях. К чести казахстанцев, наша область не имели отказа в помощи.

В то же время велико стремление астраханских казахов чаще поддерживать разносторонние связи с Казахстаном. Они хотят в достаточном количестве и систематически получать казахские учебники, программы, пособия для углубленного изучения языка, литературы и истории своего народа, телепрограммы в записи, грампластинки. Многие желают, чтобы их сыновья и дочери учились в вузах и техникумах столицы и других городов Казахстана, глубоко овладевали его культурой.

Что можно сказать об общественном движении в Астраханской области по развитию национального самосознания местных казахов в связи с перестроечными процессами? В первую очередь обращает на себя внимание культурный центр "Жолдастык". Можно надеяться, что "Жолдастык" и те общественные объединения, которые еще возникнут, будут расширяться и активизироваться в позитивном русле, на благо всего астраханского населения Астраханские казахи. История и современность. - 1-е изд. - Астрахань: Изд-во ГУП ИПК «Волга», 2000. - С. 48. Итак, можно сказать: процесс возрождения культуры казахов в нашей области идет, и он необратим.


См. : 
http://www.arba.ru/article/632 - История казахов и их предков | arba.ru 
 


Источник: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=21803
Категория: Казахи | Добавил: Дмитриева (24.07.2011)
Просмотров: 2901 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
Архив записей

Поиск

Друзья сайта:
center

centerС
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни 

Кнопка 
нашего сайта: 
center
 
 
Погода 
Сасыколи
 

Copyright MyCorp © 2024