Этническая колонизация Астраханского края наиболее интенсивно
происходила именно в XVIII в.
За это столетие значительно возросло русское и появилось
украинское население, были колонизованы северные районы области, образовался
этноконтактный элемент казачества. На Нижнюю Волгу прибыли первые группы
представителей народов Среднего Поволжья - чувашей, мордвы, образовали свои
селения казанские татары и готовились переселиться татары мишарские. Стали жить
оседло полукочевые, ранее пригородные юртовские ногайцы, пополняясь сородичами
с Северного Кавказа, переходили к оседлости близкие им едисанские
(килинчинские) ногайцы. За счет притока и оттока отдельных групп в Джунгарию и
обратно колебалось число калмыков; с ними в процесс переселения были втянуты и
другие, главным образом, тюркские этносы. Так, в Астраханский край попали, а
затем остались вести полукочевую жизнь ногайцы-карагаши с запада, из
Предкавказья, и кыргызы-буруты, туркмены с востока, из азиатского ареала. После
обратной откочевки большинства калмыков-тургутов их место на освободившихся
землях заняли новые кочевники, казахи Внутренней (Букеевской) орды.
Увеличивалось также и городское русское население, а также число представителей
других национальностей - в первую очередь купеческих, торговых групп
(«дворов»): армян, средневолжских татар, гилянцев из Персии, бухарцев-сартов из
Средней Азии, индийцев. Таким образом, именно данный период принципиально важен
в истории формирования специфических этносов Нижнего Поволжья, а также местных,
локальных, «астраханских» групп многих других народов.
Проблемам заселения Астраханского края посвящены работы П.Г
Любомирова и Н.М. Васькина. Оба исследователя сосредоточились, в основном, на
истории русского и вообще оседлого населения, на разных направлениях его
миграции в край. При всей содержательности привлеченных авторами материалов и
весомости их выводов, следует обратить особое внимание на национальную
принадлежность переселенцев. В истории колонизации края XVIII в. особой вехой
является важное историческое событие - образование Астраханской губернии. Она
была создана указом Петра I от 22 ноября 1717 г. Ее территория с 1708 г.
входила в состав Казанской губернии. В состав учрежденной Астраханской губернии
вошли следующие города с прилегающими территориями: Астрахань, Гурьев Яицкий
(ныне Гурьев), Дмитриевск (ныне Камышин), Петровск, Самара, Симбирск (ныне
Ульяновск), Сызрань, Терек, Царицын (ныне Волгоград), Красный Яр, Черный Яр и
Кизляр. В 1728 г. от Астраханской губернии к Казанской отошли города Саратов,
Самара, Симбирск, Сызрань с уездами. В 1739 г. Саратов снова вошел в состав
Астраханской губернии и находился в ее границах до ноября 1780 г., с этого
времени он был превращен в главный центр вновь образованного Саратовского
наместничества, куда вошли также города Петровск и Дмитриевск, ранее входившие
в состав Астраханской губернии. В 1752 г. от Астраханской губернии к
Оренбургской отошел г. Гурьев, в 1782 г. он вновь вошел в состав Астраханской
губернии. Вместе с Гурьевом к Астраханской губернии был присоединен и г.
Уральск. По указу правительства от 2 апреля 1782 г. к Саратовской губернии
отошли города Царицын с Ахтубинским шелковым заводом и Черный Яр, в мае 1785 г.
Черный Яр снова вошел в состав Астраханской губернии, где и находился до марта
1919 г. Таким образом, к 1785 г. в состав Астраханской губернии входили
Астрахань, Красный Яр, Гурьев, Уральск, Черный Яр и построенная в начале 40-х
гг. XVIII в. крепость Енотаевск.
В связи с реформой административно-территориального деления
Российской империи, проводившейся правительством в 70-80 гг. XVIII в.,
учреждались наместничества, объединявшие две-три губернии, которые в составе
наместничеств назывались областями. Указом правительства от 5 мая 1785 г. было
создано Кавказское наместничество в составе Астраханской и Кавказской областей
с местом пребывания наместника в г. Екатеринограде. В мае 1790 г. Кавказское
губернское правление было переведено в город Астрахань, который получил
название губернского города Кавказского наместничества. В связи с этим
Кавказскую губернию в то время часто называли Астраханской губернией. Таковы
административно-территориальные изменения, происшедшие в Астраханской губернии
в XVIII в. Они в какой-то мере сказывались и на определении районов для поселения
вновь прибывающих групп населения из других регионов Поволжья и России. Кроме
1717 г., в истории заселения Астраханского края заметный след оставили
сле-дующие даты и события: 1722-23 гг. - Персидский поход Петра I; 1747 г. -
начало промышленного освоения соляных копей Баскунчака; 1766 г. - начало
активного освоения верховых районов губерний по Волге, связанного с помещичьей
колонизацией и формированием казачьих станиц по Московскому шляху; 1771 г. -
откочевка калмыков-тургутов; 1785 г. - присоединение Крыма и Предкавказья,
ускорившее миграцию населения вдоль по Кизлярскому шляху и способствовав-шее
созданию Кавказского наместничества с центром в Астрахани; к 1801 г. -
изменение структуры кочевых и полукочевых этносов края: оседание юртовцев и
едисанцев, полуоседлость прикочевавших карагашей, утаров, туркмен, массовое
переселение казахской орды. Особенностью заселения Астраханского края является
разнообразие видов миграции: беглая, торговая, служилая, крестьянская вольная и
крепостная. Особо можно выделить миграцию кочевую и полукочевую. Все они были,
в основном, полиэтничными, хотя в каждую были вовлечены особые группы этносов.
До середины XVIII в. ведущими фигурами в колонизации края являлись «вольный
переселенец» и «военный элемент». Они завершали освоение низовых земель, заняв
общирные пространства вверх по Волге, скрываясь от своих хозяев.
Не случайно в указе Елизаветы от 19 марта 1745 г. отмечено:
«...в Астрахани явились многие из подлых, объявляющих о себе, что не зна-ют
своих помещиков, ни того, где родились, ...оные подлые люди по привычке жить
кругом Астрахани от ...высылки бегут в Персию и бусурманятся там в степи».
Возникшие ранее, в XVII в., низовые рыбацкие и промысловые поселки-учуги в
рассматриваемый период обнаруживали тенденцию к укрупнению. Сохранились и
играли еще более важную роль, чем прежде, только Иванчуг, Камызяк, Увары и
Чаган. Значительно преобладало в крае русское население, хотя все заметнее
становилось проникновение сюда новых иноэтнических элементов.
Связано это было, прежде всего, с возникновением астраханского
казачества, изначально многонационального в своем составе. Оно формировалось на
основе остатков прежнего стрелецкого населения Нижней Волги, переведенных сюда
донских казаков, а также приписываемых к казачеству выходцев из калмыков и
местных тюркских народностей, обычно принимавших при этом православие. В самом
начале XVIII в. в верховом Черноярском районе появилось казачье украинское
население - «черкасы-малороссияне». Их поселение здесь П.Г Любомиров датировал
примерно 1710 г. и позже. Другая украинская группа - промышленного и
торгово-транзитного образа занятий крестьянско-казачья по изначальному статусу,
возникла в сер. XVIII в. в районе больших соляных озер, сначала при оз. Эльтон,
а затем, к концу века, вокруг оз. Баскунчак. Помимо городского и
сельско-оседлого этническое лицо края во многом определяло и степное кочевое и
полукочевое население - кал-мыки, торгоуты, дербеты, хошеуты.
В середине XVIII в., в 1755-1758 гг., в Нижнее Поволжье прибыли
хойты, присоединившиеся к дербетам. А в 1758-1759 гг. - торгоуты из Джунгарии,
а также вовлеченные ими в движение группы кочевого населения. Калмыки,
например, неоднократно приводили с собой в качестве зависимого, неполноправного
населения попадавшиеся им на пути группы тюркского происхождения.
Это была ранняя волна будущих «кавказских», или «ставропольских»
туркмен, по преданию, приведенных сюда еще Хо-Урлкжом, а затем пополнявшихся
при последующих ханах. С.Е Гмелин в 1769-1770 гг. застал их кочующими близ
Сасыколей: «Трухменцы живут покалмыцки, держатся магометанского закона, говорят
особливым татарским языком, однако оный астраханские татары разумеют..., слывут
хорошими хозяевами. Они богатее калмыков и на бою проворнее». Еще небольшая
группа «кавказских» туркмен кочевала под властью калмыков в т.н. «мочагах» -
прилегающих к дельте в северо-западном углу Каспийского взморья, вместе с
группами ногайцев, попавших в калмыцкий плен, и другими их тюркскими
подданными. Новые «мангышлакские» туркмены заменили сасыкольскую группу в самом
конце века. Группа казахов была захвачена калмыками за р. Урал и переведена на
правый берег Волги. Часть их ассимилировалась с калмыками, другая оказалась
более устойчивой. Среди калмыков и в официальных правительственных документах
они именовались «тогмуты», или «тогмутские татары». «В давние времена вышло в
калмыцкие улусы из киргис-касацкой орды несколько киргис-касак с фамилиями их,
которые... женились на калмычках и детей своих выдавали за калмык и содержали
прежний их магометанский, а некоторые из них приняли и калмыцкий закон, и все
носили калмыцкие шапки с кистями и назывались тогмуты». Подтверждаются
приведенные данные в другом архивном документе от июля 1764 г.: «Об отпуске
наместнику Калмыцкого ханства Убаши приставших к Астрахани карагашских и
тогмутских татар». Исходя из этого, абсолютно безосновательно со стороны
местной исследовательницы ГУ Драповой объявлять тогмутов «киргизцами» или же
«татарами» их соседей-ногайцев. Так они обозначались официально для чиновников.
Значительную часть населения края составляли ногайцы-карагаши, называемые
иногда в источниках «кундровскими татарами», - одна из ветвей Малой Ногайской
Орды, ранее подвластной Крыму и Турции, а затем кочевавшей между Пятигорьем и
устьем Терека. В начале 20-х гг. XVIII в. участились набеги на российские
владения кумыков и ногайцев, находившихся в зависимости от Персии. В ходе
Персидского похода Петра I (1722-1723 гг.) участвовавшие в нем калмыки
захватили ногайскую орду «кундровцев» и привели с собой на Волгу. Но
правительство затребовало плененных ногайцев в свое ведение и в 1723 г.
причислило «кундровцев» к «юртовским» ногайским татарам, проживавшим в округе
Астрахани. Однако в 1725 г. губернатор А.П. Волынский вновь вернул их калмыкам
- владельцу До-сангу.13 Из-под Астрахани было произведено переселение двух
ногайских групп во главе с Адиль-Мурзой Темирбулатовым - кубанских
«сал-танаульских» ногайцев и родственных им «кундровцев» - в оренбургские
«киргизские» степи, «к их исконной родине».
Это переселение состоялось в 1744-1745 гг.,и потомки обеих
групп, казаки мусульманского вероисповедания, ассимилированные другими
переселенцами, средневолжскими татарами, проживают там и сейчас, по реке
Сакмаре и в др. районах. Причем фиксируются названия населенных пунктов
«Кондуровка», «Кандуровка», «Кундравы».
Основная же часть «кундровцев» - карагашей продолжала кочевать с
калмыками по сезонному маршруту между «мочагами» и центром Хошеутовского улуса
по Ахтубе, вплоть до самой откочевки массы калмыков обратно в Центральную Азию
в 1771 г.
Находились карагаши в достаточно тесных этнических контактах с
самими калмыками, а также другими ногайскими группами и иными подвластными
калмыкам тюркскими народами.
Под властью калмыков кочевали орда «кыргызов», или «бурутов»,
пришедшая в 1758-1759 гг. вместе с джунгарскими торгоутами. Пове-ствуя о
«кундровцах» - карагашах, первый систематик отечественной этнографии И.Г Георги
в конце XVIII в. отмечает среди них «несколько бурутов, или большой орды
киргизов, которые в 1758 году с некоторым числом соонгарцев (т.е. джунгарцев)
соединились». Крупная группа «увачановских бурутских татар» в «мочагах» и их
ответвление вместе с карагашами отмечены ревизской сказкой 1782 г. До сих пор у
смешанной общности ногайского происхождения, живущей в «мочагах», род «кыргыз»
является наиболее уважаемым. В пригородном юртовско-ногайском селе Солянка
волжского правобережья зафиксирован совсем небольшой квартал «кыргыз».
Уход в Джунгарию в 1771 г. во главе с ханом Убаши от 50 до 85%
(по разным подсчетам) волжских калмыков существенно изменил обстановку, расклад
сил и этническую ситуацию в астраханских степях. Наметилось большее тяготение
части калмыков к астраханскому воеводству. Ханская власть в калмыцких ордах
была ликвидирована, а подвластные калмыкам «припущенники» из других кочевых
народов либо сами ушли от них, либо были выведены правительством. Получили
формальную независимость и карагаши - «кундровцы». Однако уже вскоре «по
распоряжению астраханского губернатора Н. А. Бекетова от 18 июня 1771 г. они
были причислены к астраханским аульным татарам». Это не понравилось вольным
кочевникам, и они поначалу стремились покинуть астраханские пределы. В 1773 г.
они намеревались перекочевать на Дон, в улусы калмыков-дербетов; там жили
«белгородские татары» - аккерманские ногайцы, воздержавшиеся от ухода в Турцию
- с ними карагаши имели родственные связи. В 1773-1774 гг. была пресечена
попытка массового ухода карагашей в казахские степи, возможно, на соединение с
оренбургскими родственниками-«кундровцами».
Подчинившиеся астраханской администрации карагаши были обложены
натуральной податью и на них была возложена «почтовая гоньба обще с
астраханскими юртовскими татарами» по Кизлярскому (Линейному) тракту. Наделение
их землей вызвало большие трудности. Карагаши просили свободные казенные земли
от Селитренного до Теплинки (100 км. вдоль Ахтубы), получили же по указу
императрицы остров Берекетский. Сенат распорядился при этом, «чтобы и на
будущее время к подобному поселению кочующих народов не происходило никаких
препятствий или самого недопущения к оному». При этом карагаши перешли от
полного кочевания к полуоседлости, основав два своих первых селения - Сеитовку
и Хожетаевку. В прошении императрице они отмечали: «В прошлом, 1788-м году...
правитель наместничества... повелел нам поселиться двумя слободами, где мы,
построя деревянные домы, имеем жительство поныне».
Карагаши - «кундровские татары» поселились в Красноярском уезде
четырьмя «кубами», т.е. прежними кочевыми территориальны-ми группами.
Любопытно, что уже в 1797 г. польский писатель, ученый-путешественник Ян
Потоцкий застал «кундуров» на летних кочевках вместе с хошеутовскими калмыками
князя Тюменя - те охотно повиновались калмыцкому князю, видя в нем потомка
Чингисхана. Сасыкольские туркмены к тому времени были переведены калмыками на
Северный Кавказ, территорию нынешнего Ставропольского края, где и проживают
сейчас компактно в Туркменском районе. Мочажная тюркская группа на ногайской
этнической основе (всего 401 семья) были объединены и переданы в ведение
капитана муллы А. Жангуршина, надзирателя за «аульными татарами».
Этнографические данные свидетельствуют о присоединении к ним в конце XVIII в.
кочевавшего рядом «бурутского» рода в количестве 105 мужчин и 115 женщин;
остальные 30 семей влились в состав «кундровцев» - карагашей. В итоге к концу
XVIII в. образовалась этническая общность «утары», или «алабугатские ногайские
татары», ныне живущая на астраханско-калмыцкой границе.
В 1793-1794 гг. в Астраханский край прибыли туркмены поздней,
«мангышлакской», или «астраханской» волны переселения и оставшиеся здесь на
постоянное жительство в нынешнем Приволжском районе. В прошении туркменского
старшины Сеит-Мамбета Кошмамбетова и других туркмен говорится: «Предки наши выехали
из Мангышлака в российское подданство, находились в команде калмыцкого
Дундук-хана, отправляли государственную службу наряду с прочими кочующими в
степи трухменцами с усердием, но по открытии Кавказского наместничества
подвластны астраханскому обществу астраханских татар...». На рубеже XVIII и XIX
вв. особенно активно в Астраханский край стали переселяться казахи, осваивая
освободившиеся от ухода калмыков пространства левобережья Волги. В 1801 г.
казахи обратились к царю с просьбой предоставить им для кочевий пустующие земли
между реками Уралом и Волгой, на что и получили разрешение Павла I. В этом же
году подданные султана Букея Нуралиева перешли реку Урал и расселились по
обширным пространствам до Волги, отделившись от Младшей Казахской Орды. Так
возникла Внутренняя (Букеевская) Казахская Орда, непосредственно зависимая от
российских властей.
Казахи вместе с калмыками составили основное кочующее население
края. Лишь небольшая их часть, обслуживающая господствовавший слой, жила
полуоседло и оседло в районе Ханской ставки (ныне пос. Урда - райцентр
Западно-Казахстанской области Республики Казахстан). Они стали второй по
численности группой населения области. Постепенно к оседлому образу жизни
переходили ранее кочую-щие племена. Юртовские ногайские татары стали оседлыми к
60-70-м гг. XVIII в., поселившись в семи населенных пунктах - предместье Царев
и селах Карагали, Башмаковка (Кизань), Яксатово (Майлегуль), Три Протока
(Джамене, Ямели), Мошаик (Казы) и Бусдамгуль. Основным занятием их стало
овощеводство и домашнее скотоводство.
В конце XVIII- начале XIX в. к ним присоединились родственные
едисанские (килинчинские) ногайские татары. Они основали три села - Килинчи
(Келечи), Семиковку (аул Семека) и Кулаковку. Обе ногайско-татарские группы
быстро слились в одну, юртовскую.
Юртовцы с едисанцами делились на 15 территориальных улусов или
«табунов» (монг: - «тумен, туман» - 10 тыс. чел.), а также на 20-25 родовых
подразделений. При оседании «табун» составлял село, а родовые группы - его
кварталы - «махалля». Родовые, затем соседские «махалля» Кинегес возникли на
Цареве, в Башмаковке, в Карагалях. Руководили «табунами» ногайские князья -
мурзы из фамилий Урусовых (в Килинчах) и Тимбаевых (в Тулугановке), а также
незнатные батыры с титулом «ага». Связанной с юртовцами, но своеобразной
этносоциальной группой были так называемые эмеки (тюрк: «эм, даем» - корм,
пища, провиант»). Они были подчинены мурзам и батырам, хотя обслуживали весь
«табун», жили оседло, занимаясь земледелием. Губернатор В.Н. Татищев в ноябре
1745 г. писал о юртовцах: «Они имеют подданных, именуемых ямеки, но табунные
головы у тех в ответе, что оные ямеки ушедшие из ясашных и просят, чтоб их
правительство попричислило к ясашным...».
Более подробную информацию несколько позднее сообщал С.Г Гмелин:
«Цурзы ...имеют подданных себе рабов, ямиаками называе-мых... Ямиаки, кои и
джемеками называются, ...кои и теперь за таких подданных нынешних мурз
почитаются, ...утверждают, что их несправедливо мурзами почитают, но что они по
большей части суть беглецы из ясашных татар, да и желают они от мурз быть не
зависимыми...».
На деле этнические корни эмеков были гораздо сложнее, и они
являлись, скорее всего, не просто неполноправными, но и нечисток ровными
ногайскими татарами, потомками военнопленных и бежен-цев из разных стран.
Юртовский табунный голова Абдикарим Ишеев в середине XVIII в. сообщал, что «от
предков его родства мурз и табунных голов наследственно из рода в род
доставались дворовые люди, по древнему и азианскому наименованию разумеются
емеки, от колена людей разного рода, приобретенные в разные времена, когда еще
предки наши не быв(али) во всероссийском подданстве, и по междоусобным браням
из разных наций взятые в плен, как-то лязгиры (лезгины - В.В.), чеченцы и тому
подобные».
Судя по названиям некоторых населенных пунктов, эмеки в XVIII в.
проживали в селах Три Протоки (Джемели, Ямели, Джемене), Кулаковке и прежней
«махалля» Семиковке - селе Осыпной Бугор (Ярлы-Тюбе).
Помимо оседавшего тюркского крестьянства степного происхождения,
в Астраханский край в XVIII в. проникали и укоренялись здесь представители
тюркских, частично финноугорских народов Среднего Поволжья.
Уже в Персидском походе Петра I участвовало, по сообщению
вице-губернатора Ф.И. Соймонова, 30 тыс. татар, а после похода еще 5 тыс.
«казанских татар, черемис, чуваш» было направлено через Астрахань обживать
присоединенные территории Северного Кавказа.
Первыми поселенцами в Астраханском крае из Среднего Поволжья
стали чуваши, основавшие около 1750 г. село Каменный Яр Черноярского уезда. В
1782 г. к ним были подселены новой группой чуваши, мордва и татары, а к 1790 г.
уже резко пополнилось число татар. По ревизии 1795 г. в Каменном Яру проживало
196 чел. мордвы, 152 татарина и 127 чувашей.
Через два-три года чуваши и мордва переселились отсюда на другой
берег Волги, основав село Сасыколи, а несколько позднее они появились в селах
Зеленга и Маково современного Володарского района Астраханской области.
В 80-90 гг. XVIII в. прибывающая в край сельская средне-волжская
миграция имела исключительно татарский этнический характер, хотя и внутренне
разнородный.
Переселение татар шло в целом двумя параллельными, хотя и
постоянно пересекающимися «субэтническими» потоками: с одной стороны, это были
казанские татары Нагорного правобережья, а с другой - татары-мишари бывших
Пензенской, Саратовской и Симбирской губерний. Первая волна татарской миграции
опережала вторую на полвека.
Таким образом, татарская миграция, начавшаяся в 80-е гг. XVIII
в., была представлена казанскими татарами отдельных территориальных групп.
«Мишарская» миграция лишь «подбиралась» в это время к рубежам астраханской
территории.
Проникновение различных татарских групп в Астраханский край шло
поэтапно, через перевалочные пункты, иногда непосредственно из Среднего
Поволжья.
Как выселка из Малых Чапурников в 1787-1789 гг. возникло первое
татарское село Курочкино в подстепных ильменях правобережья вблизи Астрахани
(Курченко современного Наримановского района Астраханской области).
Вскоре, в начале 90-х гг. XVIII в. несколько семей из Курченко
основали еще далее к западу, вблизи «камышовых» калмыков, новое село Зензели
(тат. Жидале) нынешнего Лиманского района; пензенс-кие мишари пополнили его
население много позже.
Примерно в 1791 г. колонистами из Каменного Яра с разрешения
властей, на том же «линейном» тракте Астрахань-Кизляр, немного далее села
Курченко было основано татарское село - «Линейное».
Таким образом, к концу XVIII в. на современной территории
Астраханской области существовало четыре татарско-переселенческих села:
верховое - Каменный Яр (тат. Ташлы Яр) и низовые - Курченко, Линейное, Зензели.
Преобладало в крае все-таки русское население.
С 1765 г. по правобережью Волги были основаны казачьи станицы
Лебяжинская, Сероглазинская, Замьяновская, Ветлянская, Грачевская, а затем еще
Копановская и Косикинская. В 1785 г. к ним прибавилась Дурновская, а в низовьях
- станицы Грушево и Началово.
Возникшие в XVII в. Черный Яр, Красный Яр продолжали
развиваться, хотя Красный Яр в 40-х гг. XVIII в. был дважды фактически
уничтожен казахскими набегами из-за Яика-(Урала). В 40-х годах XVIII в.
возникла Енотаевка. Вокруг этих астраханских городков-крепостей возникали новые
селения путем государственной, крепостной, помещичьей и народной (вольной)
колонизации.
Сёл государственных крестьян к началу XIX в. в Астраханском крае
насчитывалось 16, «вольных» сёл, основанных «сходцами», или «зашедшими» до 1765
г., было лишь около десяти. Правда, села Тумак, Хмелевка, Никольская, Икряное в
XIX в. были переведены в разряд помещичьих.
За счет помещичьей колонизации с 1765 по 1782 гг. было основано
около 20 сёл, к 1795 г. их число удвоилось.
Беглые крепостные крестьяне, в абсолютном большинстве русские,
переселялись сюда из верхне-волжских губерний (Симбирской, Нижегородской), а в
80-90 гг. XVIII в. - также и из центральных (Московской, Костромской,
Ярославской).
Более-менее свободное переселение на Нижнюю Волгу привело к
резкому увеличению к концу XVIII в. населения края, его многонациональному
составу.
По-прежнему самой многочисленной группой населения, после
русских, являлись калмыки. Полукочевые и оседлые народы были представлены почти
12 тыс. чел. карагашей (с частью бурутов), 6 тыс. юртовцев (с эмекам и их
потомками), 2,5 тыс. туркмен, 1,5 тыс. утаров с бурутами, 0,5 тыс.
тулугановских кундровцев.
Казаки славянского происхождения с крупными иноэтническими
вкраплениями составляли к концу века 7,5 тыс. чел.
Среди государственных крестьян русских (с украинцами)
насчитывалось до 1 тыс. чел. Столько же было переселенцев из народов Среднего
Поволжья (татары, мордва, чуваши), причем среди них татары преобладали - до 600
чел.
Большинство русских было среди так называемых «сходцев»,
«зашедших», т.е. беглых, вольнопоселенцев - до 7 тыс. человек, и тем более
среди крепостных крестьян, переводимых из Верхнего Поволжья и центра России, -
от 2-3 тыс. в 80-х гг. в начале XVIII века до 5 тыс. к концу его.
Таким образом, к концу XVIII в. здесь были представлены все
основные этнические элементы будущего устойчивого населения поймы, дельты и
окрестных местностей Астраханского края. Единственной крупной этнической
миграцией на территорию края, происшедшей в начале XIX в., в 1801 г., явилось
переселение «Внутренней» или «Букеевской» Орды, население которой со временем
превратилось в одну из основных групп этносостава Нижневолжского региона. См.:
Источник: http://www.astrakhan.ru/history/read/30/ |