Немцы-лютеране в Астрахани Первые сведения о немцах (самоназв. «дойче») в Астрахани относятся к XVII в. Это были, в основном, военные наёмники на русской службе, в составе Астраханского гарнизона. В начале XVIII в. их насчитывалось около 100 человек. Большая часть проживавших в Астрахани немцев являлись христианами-лютеранами. В 1713 г. для них был построен лютеранский молитвенный дом. В 1729 г. он сгорел и на его месте возвели лютеранскую церковь-кирху. Известно, что вначале она располагалась недалеко от Кремля, а в 1747 г. была перенесена на территорию Земляного города, в Армянскую слободу. В 1888-1892 гг. кирха была перестроена в камне (по проекту астраханского архитектора К. Домонтовича). Рядом с кирхой был также построен дом пастора. Меньшая часть астраханских немцев исповедовала католицизм. В 1721 г. была построена деревянная римско-католическая церковь (костёл) во имя Успения пресвятой Богородицы. Кстати, астраханский костёл был третьим по времени основания католическим храмом в России (после петербургского и московского). В конце 1750-х гг. костёл сгорел, и тогда в 1762-1774 гг. на его месте возвели одноимённый каменный католический храм (на совр. ул. Бабушкина, 81 – до революции Католической улице). Среди прихожан доминировали армяне-католики, но были и немцы. Во второй половине XVIII в. в Среднее и Нижнее Поволжье, по приглашению императрицы Екатерины II(В 1763 г. императрицей был издан Манифест о колонизации южных окраин Российской империи иностранными подданными любого вероисповедания), устремился поток немецких крестьян-колонистов. В 1765 г. в Астраханской губернии возникла первая немецкая колония – Сарепта (ныне – историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» на территории Волгограда). Её основали представители религиозного Братского Союза гернгутеров (или Моравских братьев), среди которых преобладали этнические немцы (выходцы из Саксонии, Гессена и Богемии), но были также датчане, шведы, бельгийцы, чехи и др. Колонисты стали заниматься торговлей и ремёслами, а также пивоварением и виноделием. Уже к началу XIX в. посёлок стал одним из крупнейших торгово-промышленных и культурных центров нижневолжского региона. С 1765 по 1770 гг. на берегах Волги (в её среднем и нижнем течении) возникло более 100 немецких колоний, которые основывали выходцы из Гессена, Вюртемберга, Пфальца, Дармштадта - в основном, из юго-западной Германии. Колонисты получали право селиться в удобных для хлебопашества землях, свободно исповедовать свою религию, иметь внутреннюю юрисдикцию и т.п. Так началась история особого немецкого субэтноса – поволжских, или российских немцев. По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в Астраханской губернии проживало 5 162 немцев, или 0,5 % от общего количества жителей. Часть немцев служила в вооружённых силах, часть - работала на нефтяных предприятиях и в пароходствах «Самолёт» и «Кавказ и Меркурий», а также в сфере медицины и образования. Безупречной репутацией в Астрахани славились аптека немца К.И. Оссе (ныне – аптека № 2 на ул. Кирова), кондитерская К.А. Шарлау, которую он открыл вместе со своими сыновьями (ныне – одноимённая кофейня на углу ул. Кирова и Ленина). Известными астраханскими медиками были Ф.И.М. Ольдекоп, А.П. Далингер, Ф.О.Ф. Шперк. Кстати, все они сочетали врачебную практику с научно-исследовательской деятельностью и были авторами ряда краеведческих очерков по истории и этнографии Астрахани. Значительная численность немецкого населения в Астрахани потребовала учреждения поста нештатного вице-консула Германской империи. В 1907 г. вице-консулом был назначен А.К. Рейхардт. Первая мировая война, начавшаяся в 1914 г., вызвала волну немецких погромов в городах России. Не избежала погромов и Астрахань. Немецкие магазины были разграблены, многие из немцев покинули город за несколько недель до начала войны. Вице-консульство было закрыто. До середины 1920-х годов проводились богослужения в лютеранской кирхе. Затем проводимая мощная антирелигиозная пропаганда вылилась в массовое упразднение религиозных общин, разрушение культовых сооружений. Лютеранская кирха, первоначально превращенная в клуб, в дальнейшем была перестроена в жилой дом. В настоящее время здание кирхи утрачено как культовое сооружение, а новый жилой дом не представляет исторической и архитектурной ценности. Пасторат и церковно-приходская школа до середины сороковых годов прошлого века служили детприемником НКВД, а после и до настоящего времени отведены под областной туберкулезный диспансер. В первые десятилетия Советской власти возрождение национальной идентичности российских немцев приветствовалось, что привело в 1918 г. к образованию одной из первых национально-территориальных автономий на территории Советской России - Трудовой коммуны (Автономной области) немцев Поволжья, в 1924 г. преобразованной в Автономную Советскую Социалистическую республику немцев Поволжья (АССР НП) со столицей в городе Покровск (позже Энгельс). По мере обострения отношений между СССР и Германией отношение к немцам в СССР изменялось: в конце 1930-х гг. за пределами АССР НП были закрыты все национально-территориальные образования - немецкие национальные сельсоветы и районы, а школы с преподаванием на родном немецком языке переведены на русский. На первом этапе Великой Отечественной войны была осуществлена депортация российских немцев в отдалённые регионы страны (Казахстан, Узбекистан, Сибирь, на Алтай) с ликвидацией немецких школ и техникумов, библиотек, изданий и т.п. Немецкое население Астраханского региона, в основном, было выселено в Казахстан. Лишь в 1955 г., после смерти И.В. Сталина, немцы были сняты с учёта спецпоселенцев. В 1964 г. все обвинения против российских немцев были признаны необоснованными, а в 1974 г. они получили право возвратиться на родину, в Поволжье. Однако, значительные группы немцев остались в местах депортации. По переписи 1989 г. немцев в Астраханской области насчитывалось 1 685 чел., а в 2002 г. – 1 389 чел. Среди астраханских немцев можно выделить 4 подгруппы: «городская» - в г. Астрахани, более других сохранившая связь с астраханскими немцами XVIII – начала XX в.; харабалинская – в г. Харабали; сформировалась во второй половине 1950-х гг. из немцев, возвратившихся из Средней Азии; немцы с. Ушаковка Черноярского района – прибыли из Казахстана; немцы с. Солёное Займище Черноярского района – прибыли в 1992 г. из разных мест (Казахстана, Чечни и др.) по приглашению областной администрации. В области существует несколько немецких общественных организаций: Астраханское общество немецкой истории и культуры «Хоффнунг» («Надежда»; возникло в 1991 г.; нынешний председатель – В.Э. Штайц), Астраханская областная немецкая национально-культурная автономия (АОННКА) «Айнхайт» («Единство»; возникла в 1997 г.; руководитель В.В. Шрейдер) и Астраханская городская немецкая национально-культурная автономия «Фриден» («Мир»; возникла в 1997 г.; руководитель – Е.М. Шишкина). Помимо задач по возрождению немецкого языка и культуры, эти организации проводят мероприятия по реабилитации репрессированных российских немцев. (по материалам А.В. Сызранова Этносы и этнические группы Астраханской области.Справочное пособие, Астрахань, ОМЦ НК 2008, - 72 с.) с сайта: http://etnokonf.astrobl.ru/document/573 Архив… - у многих при звуке этого слова возникает скучное выражение лица. И напрасно. Потертые папки, пожелтевшие документы доносят дух давно ушедшего времени, воскрешают людей и минувшие события. А ведь мы живы благодаря прошлому и без его корней давно бы пропали. Многое безвозвратно исчезло, и только документы сегодня могут рассказать о том, что было и никогда уже не повторится. Листая пожелтевшие архивные страницы, узнаем, что Астрахань издавна привлекала внимание иностранцев. Их интересовали несметные природные богатства края, кратчайшие пути из Астрахани в Азию, Иран, Закавказье. Немцы появились в Астрахани в числе иностранцев, которых усиленно приглашало Российское правительство в страну. Петровские преобразовательные реформы были ориентированы на внедрение нового быта, близкого к европейскому. Основными причинами переселения немцев являлись притеснения со стороны местных властей: высокие налоги, малоземелье, войны, болезни, а главнейшая из причин - гонения за веру. С гербом Мартина Лютера - основателя евангелическо-лютеранской веры - немцы переселялись в Россию, в частности в Астрахань, где получали бесплатно казенные земли, не платили налоги 30 лет, имели право сохранять свой уклад жизни и свободу вероисповедания. Немцы внесли большой вклад в развитие культуры, торговли, здравоохранения, науки Астрахани. Так, издателем первой астраханской газеты "Восточные известия”, вышедшей в свет 29 января 1813 года, был немец Иосиф Антонович фон Вейсгопфен, преподаватель Астраханской мужской гимназии. В 1816 г. газета прекратила свое существование из-за смерти издателя. Заслуженной славой и безупречной репутацией славилась аптека Карла Ивановича Оссе (ныне аптека №2 на улице Кирова). Астраханцы от души полюбили его за щедрость и постоянную готовность помочь ближнему. Сорок лет семья Оссе несла ауру добра, справедливости и культуры. Карл Иванович Оссе многократно награждался за свою благотворительность и усердную службу орденами Святой Анны, Святого Владимира, Святого Станислава и золотыми часами с золотой цепочкой от города Астрахани за борьбу с холерой. Не случайно давний друг Астрахани - депутат бундестага Вольф Бауэр, посещающий наш город почти ежегодно с 1992 г., будучи бургомистром Ойскирхена, учредил благотворительное общество имени Карла Оссе, с которым у Государственного архива Астраханской области хорошо налажено сотрудничество - выявляются архивные документы о жизни К.И. Оссе в России, работе аптеки в Астрахани в XIX в. Немецкая сторона предоставила в дар российской стороне портреты членов семьи Оссе. Именно после многочисленных рассказов Вольфа Бауэра о нашем родном крае немецкие бизнесмены стали посещать Астрахань для выяснения направлений дальнейшего сотрудничества. Основателем и первым главным врачом объединенной Александро-Мариинской больницы в 1894 г. стал А.П. Далингер (1854-1907 гг.), окончивший военно-медицинскую академию вместе с академиком И.П. Павловым. А. П. Далингер написал научные работы "Медико-статистическое исследование татарского населения Астраханского уезда”, "Эпидемии в селе Джамбае” (ныне Никольское), "Офтальмологические наблюдения и опыт статистического исследования слепоты среди населения г. Астрахани” и др. Им было проделано 5870 глазных операций. Незабываемый след в истории Астраханского края оставил и Франц Отгон Фридрихович Шперк, который работал во врачебном отделении Астраханского губернского правления. За свою безупречную врачебную деятельность был отмечен высокими российскими наградами: четырьмя орденами Святого Владимира IV степени, Святой Анны II и III степени, Святого Станислава II степени, бронзовой медалью в память о войне 1877-1878 гг., знаком Красного Креста. Франц Шперк, сын нежинского врача Черниговской губернии и дочери профессора Харьковского университета, переселенцев из Германии, окончил в 1856 г. Харьковский университет. После окончания университета 20 лет проработал врачом в сибирских краях. Во время русско-турецкой войны он служил врачом первого санитарного поезда и был удостоен от императрицы Марии Александровны бриллиантовым перстнем. После окончания войны Шперк врачевал восемь лет в городе Белостоке Гродненской области и затем был переведен в Астрахань, где и занялся наукой, историей, литературой. Франц Шперк заинтересовался богатой историей Астраханского края. Им был написан кропотливый труд "Опыт хронологического указателя литературы об Астраханском крае с 1478 по 1887 г.”, научные статьи на медицинские темы, о рыбной промышленности, географии, истории г. Енотаевки, народном образовании. Шперк так полюбил наш замечательный город, что не мыслил себя без Астрахани, без Волги. Жители нашего региона гордятся наследием своего земляка поэта-баснописца Ивана Ивановича Хемницера, сына военного лекаря из Енотаевского гарнизона. В своих баснях он высмеивал ненасытность придворной челяди, смело осуждал уродливые социальные явления. Большой популярностью в Астрахани пользовались металлические изделия К. Элухен, магазин Н.Н. Керн, а продукция пивного завода не имела конкурентов и продавалась в поволжских городах вплоть до Самары. Любимыми сортами пива у астраханцев были "Баварское светлое”, "Венское”, "Королевское”, "Мюнхенское”, "Нюрнбергское”, "Портер”, "Экспорт”. С появлением немцев в Астрахани связывается и развитие виноделия. Первые виноградные лозы привезли персидские купцы. Один монах посадил их у себя в монастыре, находящемся за городом. Когда увидели, что посаженные лозы принялись и стали хорошо расти, то монаху было велено разводить настоящий виноградный сад. Этот монах-виноградарь и был первым немцем, поселившимся в Астрахани. Предание не сохранило даже его имени. Известно, что это был австрийский немец. Во время войны России со шведами он был захвачен в плен, обращен в православие и направлен в один из астраханских монастырей. По его совету астраханцы выписали в 1640 г. из герцогства Шлезвиг-Голштинского опытного садовника Якова Ботмана, который ввел вместо чигирей поливные мельницы. Виноделие с этих пор получило в Астрахани широкое распространение. В 1702 г. немцами в Астрахани была организована евангелическо-лютеранская община. В 1710 г. был построен молитвенный дом, преобразованный спустя 10 лет в церковь-кирху. В 1892 г. на средства лютеран России была построена каменная кирха. Авторы проекта - архитекторы Константин Домантович и Мильде-строитель здания Берлинского рейхстага. Орган для кирхи был изготовлен фирмой "Валькер”, а средства на его изготовление пожертвованы обществом "Нобель”. В 1919 г. советской властью приход был ликвидирован, имущество конфисковано, здания кирхи, пастората (дома пастора) и школы использовались под различные учреждения. В настоящее время здание кирхи возвращено немецкой общине. В 1992 г. в г. Астрахани немцами была восстановлена община при евангелическо-лютеранском приходе. Архивные документы наглядно убеждают в многовековой традиции сосуществования России и Германии, в стремлении сотрудничать и добрососедствовать. http://astinform.ru/
22.02 Волга: №25 (24725)
Источник: http://astinform.ru/ |